Психологические особенности музыкально одаренных детей.

Кулакова Галина Викторовна

В данной статье говорится о музыкальной одаренности  детей , особенностях ее проявления. Раскрываются психологические особенности музыкально одаренных детей, это познавательная, эмоционально-волевая и личностная сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx21.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: Бездарности пробьются сами, талантам надо помогать…»

Тема: «Психологические особенности музыкально одаренных детей».

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются  некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным  любопытством  в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. Об этом можно судить лишь по косвенным признакам, ребенок при звуках музыки затихает, прислушивается, на лице появляется улыбка и т.д. Маленькому Моцарту не было еще двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его отбросить игрушки и слушать. В два – три года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам  точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот, интервалов, аккордов , быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа. Так же рано они определяются в своих  музыкальных предпочтениях. Яркая музыкальная одаренность  у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей музыкального слуха больше, чем среди «просто способных».  Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Как отмечает исследователь  Н.С.  Лейтес, «кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным образом». Выдающиеся музыкальные способности  обнаруживаются,  как  правило,   до 7 лет. Так, Г. Караян  начал учиться игре на фортепиано с 3 лет, а с 5 начал  выступать в публичных концертах. И. Менухин  начал выступать с 7 лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы.  П. Сарасате в 5 лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в 8 дал первый публичный концерт, а в 10 лет его игра производила ошеломляющее впечатление.   Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между 3-5 годами, у так называемых способных  (иначе – обладающих  хорошими музыкальными данными)  – обычно между 5-7 годами. С. Рахманинов в 4 года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Р. Штраус в 4 года начал учиться на фортепиано, а в 6 был уже автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.  Для  всех музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет, характерно стремление воспроизводить на инструменте  все слышимое  (например, композитор А. Даргомыжский  пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно – на шестом году).  Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда и сильная потребность ) импровизировать, то есть фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой  они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают делать нужным, не замечая общепринятых правил.   Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одаренные дети в своем развитии опережают  сверстников,  по крайней мере,  на 2-4 года.  Другие наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различающихся  «по качеству» (например, потребность  фантазировать на инструменте). Исследователи отмечают, что к девяти – десяти годам одаренные дети (в отличие от других детей), начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.   Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически не связаны со специальным обучением в отличие от  их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком  и условием для раскрытия музыкальных способностей. В целом же необходимо еще раз подчеркнуть качественное отличие любой характеристики особо одаренных детей. Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей  памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые любознательные, открытые: они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Это относится не только к малышам. Так, например, биограф Беляев, характеризуя дневники  шестнадцатилетнего А.К. Глазунова, замечает: «записи свидетельствуют о напряженности планомерной работе сознательного музыканта, но одновременно  обнаруживают совершенно детскую психологию» [3].  При всей личностно – психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.  Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые  принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению могут разбрасываться.  Одаренный ребенок рано  зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой как другие  дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников.  И все-же у детей с ранним и ярким развитием способностей редко можно наблюдать неразрывную связь одаренности и личности. Вероятно это одна из причин того, что на  основе детской одаренности невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребенка.  Биографические данные позволяют осторожно предположить наличие определенной связи между мотивацией занятий  музыкой и типом эмоциональности ребенка. Под понятием  эмоциональности здесь понимается как свойство, характеризующее содержание, качество и динамику человеческих эмоций и чувств, а также, как одна из основных составляющих темперамента, куда входят , например, впечатлительность, чувствительность, импульсивность.  Спокойные эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушны к музыке и музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его концу. Эмоционально неуравновешенные,  высоко реактивные  дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью»- ребенка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям.  Обобщая выше изложенное  можно считать  что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями, можно наблюдать и характерологические особенности,  обладают тонким чувством юмора. Они могут продолжительное время сосредотачивать усилия на том, что их привлекает, проявляя характерную для одаренных  детей черту – перфекционизм.  Уровень потребности достижения, уровень притязаний  у них выше, чем у способных детей. И в заключении следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. На самом деле многое из перечисленного, выступает  скорее как более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом музыкальной одаренности.

Список литературы.

  1. Белова Е.С.  Одаренность малыша. - М:. 1998. – 144с.
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной одаренности. – М:. «Институт психологии РАН», 1997. – 352с.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М:. Изд.  Центр «Академия», 2000. – 320с
  4. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности. – М.: КРОН – Пресс, 1997. – 368с.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Изд. Центр  Владос, 1997. – 384с.