Аннотация к презентации "Скрипичное вибрато"

Иванова Татьяна Владимировна

Данный материал  публикуется по просьбе родителей  учащихся 2 - 3 классов. 

Презентация  у учеников имеется. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация

к презентации «Скрипичное вибрато»

Автор: Татьяна Владимировна Иванова

Предмет: музыкальный инструмент – скрипка,   2 – 3 классы

Цель презентации: освоение навыков скрипичного вибрато.  

Определить тему урока невозможно ввиду того, что работа над постановкой вибрации должна проводиться на каждом уроке, достаточно длительное время (пока не произойдет закрепление навыков), занимая ежеурочно минимум 5 – 10 минут.

Задачи:

  • Освобождение мышц руки от излишней зажатости;
  • Освоение и закрепление правильных двигательных навыков;
  • Расширение музыкального кругозора учащихся для последующего применения вибрации в репертуаре (видео приложение).

ВИБРАТО или  вибрация - происходит от итальянского vibrato и латинского  vibratio - колебание. Термин «Вибрация» появился в 19 веке. С выходом музыкального исполнительства на эстраду большого концертного зала, вибрация прочно вошла в практику игры.

Начинают постановку вибрации c кистевой.  Предварительно следует проверить свободу запястья. Все постановочные упражнения направлены на выработку кистевых движений.

Слайд 5. «В гости к госпоже Вибрации» Выполняется около стенки. Исходное положение – кисть и предплечье составляют ровную линию. Используя движение кисти назад, стучим по стене согнутым указательным пальцем.

Слайд 6.  «Умеете ли вы солить капусту?» Чередование свободного состояния кисти (капусту солим) с активным действием (капусту рубим) помогает прочувствовать работу мышц. Совершенствуется контроль мышечного состояния.

Слайд 7.  «Ягодка» (запустить видео щелчком по картинке) Пальцы стоят на деке скрипки. Представить, что под пальцами ягодка (может быть малина?). Покачивая пальцы ощутить их вес и устойчивость на деке. Проверяется  и тренируется эластичность в работе пальцев.

Слайд 8. «Маятник» (запустить видео щелчком по картинке) Подобно маятнику старинных часов раскачивается кисть. Движения плавные, небыстрые. Ключевое слово здесь "назад". Оно очень удачное для краткого и внятного описания движения. Но, все-таки, "вперед" в уже готовой вибрации все равно ведь присутствует, хотя бы чуть-чуть. Таким образом, слово "назад" мы употребляем в чисто технических целях. Объяснение и показ этого положения руки с покачиванием кисти, готовящих вибрацию, очень полезно для начинающих, еще не готовых к постановке собственно вибрации. Они начинают видеть перспективу собственного продвижения и кисть освобождается.

Слайд 9. «Путешествие» (запустить видео щелчком по картинке) Слегка коснуться вторым пальцем струны ля на уровне третьей позиции. Кисть выполняет упражнение «Маятник», а палец скользит по струне. Движение кисти активно.  Палец должен быть округлым, не давить на струну. Движение пальца на небольшое расстояние, как будто мы едем в соседний город. В основном, ученики называют Сургут.

Важно, чтобы первое движение было назад, а движение "вперед" по сути - до нейтрального среднего положения кисти. Отметить "окошко" - кисть со стороны первого пальца не прижимается к грифу. Скрипка придерживается отчасти головой, отчасти двумя пальцами - большим и тем, который вибрирует. Последовательность пальцев: 2 – 3 – 1 – 4.

Слайд 10. «Торнадо» (запустить видео щелчком по картинке)Все пальцы находятся над грифом – это облако. Столб торнадо будет изображать один из пальцев (желательно, второй). Скрипка придерживается отчасти головой, отчасти двумя пальцами - большим и тем, который вибрирует. Поочередно ставя пальцы на гриф (вначале второй, затем третий) продолжать медленное, легкое и свободное покачивание кисти назад. Попутно объяснить, что подушка пальца должна прощупать струну и находиться на одной точке, т.е. на одной ноте. Следить за тем, чтобы двигалась кисть, а не сустав. Движение должно быть обязательно ритмически организовано под метроном или "железный" счет вначале четвертями, затем восьмыми, триолями. При игре смычком звук вначале похож на ритмичное мяуканье - этого не надо бояться. Важно выработать управляемую свободную вибрацию, а не зажатое трясение рукой. Когда навык начинает вырабатываться перейти в первую позицию вначале только под наблюдением педагога.

Распространенные ошибки: потеряв опору обечайки, кисть начинает двигаться непараллельно струнам, вперед или двигается сустав вместо кисти. С самого начала большее время упражнения проводятся без смычка, когда движение на глаз и по ощущениям выглядит правильным - подключается смычок на длинных нотах.

В исполнении пьес смычком вибрация исполняется вначале только на длинных нотах. Не стоит ставить задачу сразу вибрировать всю ноту. Важно почувствовать, что успеваешь сделать несуетливое спокойное "качание" - пусть только один-два раза. Но параллельно без смычка хорошо проучивать (пропевая про себя и ставя пальцы, без пиццикато) всю пьесу в очень медленном темпе, вибрируя ВСЕ ноты (непрерывно качая руку переставлять пальцы, не прижимая их сильно). Это вырабатывает привычку непрерывной вибрации, устраняет зажатость и боязнь перехода от ноты к ноте.

 Полезен просмотр видео с последующим подробным анализом движений рук: в левой руке – вынос локтя, активность кисти; в правой руке – свободное продвижение смычка по струнам. Особая ценность при просмотре видео: возможность обратить внимание ученика, насколько умело применяемая  вибрация обогащает произведения.