Эстетическое воспитание посредством музыкально-ритмических движений

Рыжих Светлана Викторовна

«Музыка - самое мощное оружие,

                                           поскольку ритм и гармония

                                           проникают в самые сокровенные

                                           глубины человеческой души»

                                           Древнегреческие рукописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 « Эстетическое воспитание  посредством музыкально-ритмических движений»

 «Музыка - самое мощное оружие,

                                           поскольку ритм и гармония

                                           проникают в самые сокровенные

                                           глубины человеческой души»

                                           Древнегреческие рукописи.

     Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра и красоты.  Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

      Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее моральное, физическое и главное - эстетическое развитие.

      Эстетическое воспитание предполагает:

-учить детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное;  

- замечать хорошее и плохое;

-творчески самостоятельно действовать.

       В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом говорили ещё в Древней Греции, где сформировались представления о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и души…

         Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Наверное, идеи, возникшие в Древней Греции, где музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас,  важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. Поэтому естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона:

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте».

Ритмика- один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движениях. Конечно же основой является музыка, а разнообразные музыкально- ритмические движения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

       Хотя движения под музыку издавна применялись в воспитании детей Древней Индии, Китая и Греции, но впервые рассмотрел и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он ставил перед ритмикой следующие задачи: развитие музыкальных способностей, развитие пластичности и выразительности движений. Этот педагог был убежден, что обучать ритмике можно и необходимо всех детей. Он развивал в детях глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

        На основе ведущих положений системы Э. Жак - Далькроза было построено музыкально- ритмическое воспитание в нашей стране , в создании системы участвовали: М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А.Метлов, а позднее - Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие.

       Цель ритмики состоит в углублении  восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщать к движению под музыку всех детей- не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно приобрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза)

       В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности , возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

      Ритмика- это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

       Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

-все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

-динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

-форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

     Отсюда вытекают следующие задачи обучения и воспитания (которые успешно решаются только на основе подлинно художественных произведений - фольклора, классической музыке всех эпох, современной музыке) :

 1. Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание

-развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического и тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-воспитание выносливости и пластичности;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

 3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности к импровизации: в движении, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-тренировка подвижности(лабильности) нервных процессов;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

-воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

      Конечно же задачи разнообразны и сложны, поэтому в каждой возрастной группе они решаются с постепенным усложнением двигательных задач, должна быть последовательность их решений. Для каждой возрастной группы мною разработан перспективный план развития музыкально-ритмических и двигательных навыков

( приложение №1.)

    Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно- образные движения.

    Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения ( ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие ( без предметов и с предметами) и строевые упражнения ( построения, перестроения, передвижения).

    В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных композиций.

    Сюжетно- образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения транспорта и т.д.

  На основе источников движений выделяются следующие виды ритмики:

  1. Музыкально - ритмические упражнения.
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

      Подбору репертуара для ритмики всегда придавалось огромное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой. Поэтому основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие :

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям

(« дансантность»)

     - разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных  

      произведений на примерах народной, классической и

      современной музыки;

-соответствие движений характеру музыки, ее образам;

-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно- образные, физические)

  В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательным возможностям детей( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

-понятными по содержанию игрового образа (например, для младших-мир игрушек, окружающей среды, персонажи популярных мультфильмов; для старших- мир сказок, переживаниями различных состояний)

-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и другие

     Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И ,возможно, меньше будет проблем у наших де6тей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…

      Я рассматриваю красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь красота движения, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А эти качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

    Я также стремлюсь к тому, чтобы музыкальный репертуар был

выразительным и привлекательным не только для взрослых, а именно для детей. Чтобы он будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела, и, в то же время, был доступным для исполнения.

Содержание проведенной работы:

За основу эксперимента решила взять  раздел из программы «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой:

 1.Музыкально-ритмические движения

 и из программы А.Ф.Лобовой

 2.Пластическое фантазирование.

  Поставила перед собой следующие цели и задачи работы:

-воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, танцев и движений под музыку;

-развивать навыки выразительного движения,

гибкость, выразительность, мягкость движений;

-умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым и танцевальным образом;

 Работа проводилась на занятиях и индивидуально по подгруппам.

Использовала комплексные занятия, доминантные, занятия-концерты. Выступления детей на утренниках и развлечениях.

  Выполняя поставленные цели по музыкально-ритмическому воспитанию детей, старалась познакомиться с современными программами по музыкальному воспитанию: заинтересовалась программой О.П. Радыновой « Шедевры музыки»,изучила программу по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»; была на курсах повышения А.Ф.Лобовой «Активизация творческой деятельности педагогов и детей в процессе самовыражения» в Нижневартовске в….году, вошла в состав творческой группы по теме «Развитие творческой направленности и младшего школьного возраста средствами музыки», проводила диагностику детей подготовительной группы по теме «Выявление творческой направленности детей»   Приложение №2.

     Для решения сложных  задач, подобрала музыкально-методическую литературу:

    1. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу»

    2. М.А. Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого

        движения»

    3.А.Б.Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников»

    4.А.Н.Зимина «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет»

    5.О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения»

    6.Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей».

 Постоянно пополняю «Музыкальную шкатулку» (более 40 кассет), в состав которой входят аудиокассеты и диски по развитию музыкально- ритмических движений.

 Подготовила папку  « Танцы» Приложение№3, в которой обобщила свой опыт работы в этом направлении.

Разработала и систематизировала циклы занятий по игровой деятельности « Волшебная планета игр» Приложение №4.

    В своей работе я, конечно же больше опираюсь на основную форму обучения - музыкальные занятия, которые составляю с учетом возрастных особенностей дошкольников, обязательных программных требований.

Занятия имеет четкое построение:

1.Музыкально-ритмические движения;

2.Развитие чувства ритма, музицирование;

3.Пальчиковая гимнастика;

4.Слушание музыки;

5.Распевание, пение

6.Пляски, танцы, хороводы и игры.

 Такая форма организации детской музыкальной деятельности конечно же эффективна, но недостаточна. Ведь чтобы научиться красиво двигаться, «надо прежде всего много двигаться» (А.И. Буренина), поэтому я за то, чтобы включать музыкально-ритмические композиции на утренних зарядках, согласовывать свою работу по музыкально- ритмическим движениям с воспитателями по физическому развитию, а в перспективе- ввести должность хореографа в детском саду.

Анализ состояния работы по эстетическому воспитанию.

Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по мнению О.П. Радыновой, может стать тем эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.

Дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке, развития эстетических переживаний, умения творчески самостоятельно действовать. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания детей. Уже с 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, интерес к музыкально- ритмическим движениям.

В первые пять лет жизни с развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение. Дети овладевают двигательной культурой - у них происходит формирование правильной осанки, красивой         походки, развивается ритмичность и координация движений, формируются навыки в выполнении танцевальных движений. Переживания детей приобретают эстетическую окрашенность. И развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы, а главное-здоровье ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. А это очень важно, ведь именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт восприятия шедевров музыкальной классики разных эпох и стилей.

     В 20… году, провела первоначальную диагностику по выявлению творческой направленности детей, по следующим критериям:

-умение передавать в пластике музыкальный образ в музыкально-ритмических движениях.

-умение выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

-умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом;

-умение эмоционально выполнять простейшие танцевальные движения;

- умение ритмично двигаться  под музыку, чувствовать смену частей в музыке.

При математической обработке результатов я получила следующие цифры:

Группа №13                                                Группа №11

-высокий уровень-22%                        - высокий уровень-28%

-средний уровень-56%                         -средний уровень-52%

-низкий уровень-22%                            - низкий уровень-20%  

 Исходя из данных результатов диагностики, решила особое внимание уделять развитию творческих способностей:

 -Развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения.

 -Учить детей творчески самостоятельно действовать в играх, танцах, хороводах, т.е. в музыкально-ритмических движениях.