Тема: «Физическое самосознание певческого процесса».

Дохно Марина Ивановна

открытый урок по классу вокал (народное пение - 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Физическое самосознание певческого процесса».

Оформление класса

Музыкальный инструмент - баян.
Наглядные пособия - карточки формирования гласных,  грамоты, дипломы, заметки, статьи о выступлениях учащихся, результаты конкурсов.

Технические средства – видео плеер.

План урока:
1. Вступление 2 мин
2. Упражнения на дыхание 9 мин
3. Распевка 10 мин
4. Кантиленное пение 8 мин
5. Работа над дикцией 9 мин
6. Исполнение 4 мин
7. Обобщение урока 1 мин
8. Домашнее задание 2 мин

Учитель: Приглашаем вас побывать в сказочной  стране, окунуться в мир музыки, песен и звуков, (звучит песня  Л.А. Руслановой «Ой, да ты подуй, ветер низовой»).
Учитель: Как рождаются наши будущие звездочки, нам покажут в процессе работы ученицы 2 класса  по специальности вокал, а поможет в этом концертмейстер.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения.

Основные задачи упражнений:
Освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п.
Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.

2. Упражнения на дыхание методика  А.Н. Стрельниковой .

  1. «Ладошки»
  2. «Погончики»
  3. «Насос»
  4. «Обними плечи»
  5. «Кошечка»
  6. Большой маятник»
  7. «Повороты головы»
  8. «Ушки»
  9. «Маленький маятник»
  10. «Перекаты» - со сменой ног
  11. «Шаги вперед»
  12. «Шаги назад».

Учитель: Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки.
Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса:
Учитель: Какие мышцы вы ощутили?
Ответ: Мышцы диафрагмы
Учитель: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагматическим дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
(ученицы делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы - вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот). 
Учитель: Каким должен быть вдох в пении?
Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».
Учитель: Что происходит в момент «зевка»?
Ответ: Поднимается «мягкое небо».
Учитель: Почувствуем как поднимается «мягкое небо» в упражнении «Беззвучный крик» АУ! Ма-Ма! Внимание сосредоточьте на диафрагме, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть на диафрагме, (дети тренируют навык вдоха).
Учитель: Каким должен быть выдох в пении?
Ответ: Продолжительным, экономным и плавным (
без толчков).
Учитель: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком з-з-з медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами з-з-з (дети тренируют навык выдоха).
Учитель: Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие. Какое?
Ответ: Секундная задержка дыхания - «опора дыхания».
Учитель: Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (дети тренируют навыки вдоха и выдоха).
Учитель: А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении.
Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать».
«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

3. Распевка
Учитель: Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
(ученицы поют на 2 голоса).
Учитель: Поем гласные Ы,Э, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (ученицы закрепляют навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте).
4. Кантиленное пение

Учитель: Дети, что такое кантилена?
Ученик: Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.
Учитель: Верно. В упражнении «Калина моя» - второй , высокий звук нужно брать без подъезда, затем, спускаться вниз в плавном движении (дети поют упражнение на легато).
Учитель: В упражнении До-До, Зи-Зи петь полный звукоряд мажорной гаммы сверху вниз с опорой на дыхание, начальный звук брать сверху. Петь связно.
Учитель: Какая основная задача в песне «Птичка Божия не знает»?
Ответ: Добиться кантиленного пения (
ученица поет песню плавным звуковедением на легато на 2 голоса).
5. Работа над дикцией

Учитель: Дети, какая должна быть дикция в пении?

Ответ: Разборчивая, понятная. Учитель: Как нужно произносить слова в пении? Ответ: Четко, ясно.
Учитель: От чего зависит четкое, ясное произношение?

Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки),
Учитель: Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка», «Надулись - улыбнулись», а так же мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы глотки К - Г, нижнюю челюсть на слоги Дра, Дро, Дри, Дру и тому подобное.
Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-Кис-Кис и тому подобное (ученицы поют упражнение на два голоса).

Учитель: А еще тренировать дикцию нам помогут скороговорки: «От топота копыт, пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», «Король – орёл, орёл – король». И т.д.
Учитель: Дети, какая основная цель в работе над дикцией?
Ответ: Петь осмысленно и художественно, выразительно.
Учитель: Выработка предельно выразительной дикции - приводит певца к истокам искусства.

6. Исполнение :София исполняет русскую народную песню «Пойду ль я. выйду ль я», Аня исполняет русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Учитель: Исполнение произведения диктует следующие задачи:
1. правильная передача художественного образа;
2. фразировка и нюансы в соответствии с замыслом;
3. логические ударения;
4. кульминация.

7. Обобщение урока

Учитель: вокальный педагог А. Умберто Мазетти сказал «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Вот поэтому мы занимаемся этими упражнениями.
Дети. Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично».
8.
Домашнее задание 
Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы:
1. Вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот);
2. По достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму;
3. Лежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.

Наказ вокалисту!

Чтоб красиво петь и долго,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.

Ощутите точки две:
В животе и голове;
Обоприте на живот,
И пошлите звук вперед.

Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться:
Вдох короткий, как испуг,
И струной давите звук.

Если вы наверх идёте
Нужно глубже опираться
Всех тогда «переорёте»
Хоть и нечем «заорать».

Если вниз идете вы,
Не теряйте головы;
Не рычите словно зверь
«Открывайте мягко дверь».

Что такое звук «прикрыть»?
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И»,

«А» где «О», а «О» где «И»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите;
И не слушать никого,
Кроме Бога одного!

Никола Порпора - композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых педагогов XVIII века.