АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «предмет по выбору – дополнительный инструмент» (домра, балалайка, гитара)
Программа разработана для реализации в ДМШ, ДШИ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 249.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская музыкальная школа
АВТОРСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«предмет по выбору – дополнительный инструмент»
(домра, балалайка, гитара)
Педагог: Борзова Ольга Ильинична
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Пос. Чистоозерный
Содержание
I. Пояснительная записка……………………………………………….стр..4
1.1. Введение …………………………………………………………………4
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………...5
1.3. Условия реализации программы ………………………………………7
1.4. Методики и технологии обучения и воспитания ……………………..8
II. Учебно-тематическое планирование программы………………...стр.15
2.1. Домра
2.1.1 Задачи 1 года обучения ………………………………………………15
2.1.2 Примерный тематический план 1 года обучения ………………….15
2.1.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..15
2.2.1 Задачи 2 года обучения ……………………………………………..15
2.2.2 Примерный тематический план 2 года обучения …………………16
2.2.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..16
2.3.1 Задачи 3 года обучения ……………………………………………..17
2.3.2 Примерный тематический план 3 года обучения …………………17
2.3.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..17
2.4.1 Задачи 4 года обучения ……………………………………………..18
2.4.2 Примерный тематический план 4 года обучения …………………18
2.4.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..18
2.5.1 Задачи 5 года обучения ……………………………………………..19
2.5.2 Примерный тематический план 5 года обучения …………………19
2.5.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..19
3.1 Балалайка
3.1.1 Задачи 1 года обучения ………………………………………………20
3.1.2 Примерный тематический план 1 года обучения ………………….20
3.1.3 Примерный репертуар…………………. ……………………………21
3.2.1 Задачи 2 года обучения ……………………………………………..21
3.2.2 Примерный тематический план 2 года обучения …………………21
3.2.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..22
3.3.1 Задачи 3 года обучения …………………………………………….22
3.3.2 Примерный тематический план 3 года обучения …………………22
3.3.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..23
3.4.1 Задачи 4 года обучения ……………………………………………..23
3.4.2 Примерный тематический план 4 года обучения …………………23
3.4.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..24
3.5.1 Задачи 5 года обучения ……………………………………………..24
3.5.2 Примерный тематический план 5 года обучения …………………24
3.5.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..25
4.1. Гитара
4.1.1 Задачи 1 года обучения ………………………………………………26
4.1.2 Примерный тематический план 1 года обучения ………………….26
4.1.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..27
4.2.1 Задачи 2 года обучения ……………………………………………..27
4.2.2 Примерный тематический план 2 года обучения …………………28
4.2.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..28
4.3.1 Задачи 3 года обучения ……………………………………………..29
4.3.2 Примерный тематический план 3 года обучения …………………29
4.3.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..30
4.4.1 Задачи 4 года обучения ……………………………………………..31
4.4.2 Примерный тематический план 4 года обучения …………………31
4.4.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..32
4.5.1 Задачи 5 года обучения ……………………………………………..32
4.5.2 Примерный тематический план 5 года обучения …………………33
4.5.3 Примерный репертуар…………………. …………………………..33
III. Ожидаемые результаты обучения…………………………………стр.35
Пояснительная записка.
введение
Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования детей сегодня очевидна, поскольку такая оснащенность является и условием эффективности педагогической деятельности, и одним из средств достижения качества ее результатов. На современном этапе актуальным становится программное обеспечение, прежде всего, педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей, которое реализуется преимущественно самими педагогами, результат чего выражен в разнообразии авторских проектов, моделей образовательных объединений, школ, программ, направлений педагогической мысли.
В широком понимании слова к методическому можно отнести и нормативное обеспечение системы дополнительного образования как федерального, так и регионального масштаба — это прежде всего документы, определяющие функциональное назначение, содержание и организационные аспекты деятельности УДО и их работников (к примеру, к нормативно-методическому обеспечению федерального уровня можно отнести Устав образовательного учреждения, Типовые положения, Положение об аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, квалификационные характеристики педагогических работников системы образования и т.д.). Роль нормативной базы, особенно на этапе переосмысления предназначения и приоритетов дополнительного образования, особо значима: она не столько регламентирует, сколько упорядочивает, приводит именно в систему всю отрасль образования.
Однако хотелось бы отметить, что для стабильного функционирования (а нередко — и для выживания), качественного продвижения и развития учреждений дополнительного образования, особо необходимо научно-методическое и, если можно так выразиться, практико-методическое (технологическое) обеспечение педагогического процесса, педагогических систем учреждений дополнительного образования детей.
Функционально задача методического обеспечения образовательного процесса предписана методическим кабинетам органов государственной власти, органов местного самоуправления. Однако, практика показывает, что … ни нормативно-правовая база, ни методико-технологическая не отвечает современным требованиям права и задачам, стоящим перед учреждениями дополнительного образования детей. Детские музыкальные школы (школы искусств) вынуждены «выплывать» самостоятельно, беря, при этом, на себя несвойственные педагогическим работникам функции: разработку документации, регламентирующих деятельность учебного заведения, а главное: педагоги вынуждены обеспечивать методической литературой себя сами.
Вынуждена заметить, что разработка программ обучения не входит в перечень должностных обязанностей педагога. Данные функции, изложенные, к примеру, в федеральных квалификационных характеристиках, очень масштабно (по целям, функциям, направлениям и видам деятельности) и поднятые чуть ли не научный уровень (на бумаге), возложены на методические кабинеты органов исполнительной власти. Главное, что можно вывести из всех предъявляемых к методистам требований, — это задача профессионально осуществить методическое обеспечение педагогической деятельности, а педагоги лишь должны выбрать из существующих методик, если бы они существовали, приемлемые для конкретной школы, конкретного предмета, конкретного ученика.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в методической литературе совершенно отсутствуют программы по данным предметам: домра, балалайка, гитара как дополнительный инструмент в рамках «Предмета по выбору», а время показывает, что эти предметы пользуются особым спросом у учащихся. Более того, ввиду того, что интерес к домре и балалайке как специальным предметам с каждым годом падает, возникает особая необходимость приобщения детей к истокам русской национальной культуры, развитию у них всесторонних знаний, навыков игры на народных инструментах в рамках такой дисциплины, как предмет по выбору.
Программа не ставит перед целью полное овладение инструментами, главная цель – не дать угаснуть интересу к живой музыке, сохранить традиции, воспитать любовь к родной культуре.
Достигается поставленная цель посредством решения следующих задач:
Образовательные - показать обучающимся всё многообразие народных инструментов, их сходство и различие; научить играть на домре, балалайке, гитаре несложные пьесы и аккомпанемент. Ознакомить детей с принципами подбора мелодий и гармонии. с тем, чтобы дети могли сыграть несложные пьесы на любом музыкальном инструменте.
Воспитательные – приобщить к музыкальной культуре, воспитать хороший музыкальный вкус, пробудить интерес к инструментальному творчеству, расширить кругозор.
Развивающие – развитие слуховых, исполнительских и творческих возможностей обучающегося.
Указанные задачи определяют содержание обучения, формы и методы индивидуальной работы.
Основным видом учебной и воспитательной работы в классе «Предмет по выбору – дополнительный инструмент» является урок. Проводится в форме индивидуального занятия педагога с учеником, продолжительность
урока 22-25 минут два раза в неделю или 40-45 минут один раз в неделю. Младшие классы - I-II, старшие – -III, IV, V классы.
Полагаю, что Предмет по выбору - дополнительный инструмент ( в том числе общее фортепиано, скрипка, ударные инструменты, ритмика) целесообразнее проводить с учащимися других отделений, например:
У гитаристов, домристов, балалаечников может быть как дополнительный инструмент фортепиано, скрипка, ударные, ритмика, вокал;
у пианистов, вокалистов – гитара, домра, балалайка, скрипка, ударные, ритмика;
у учащихся танцевального класса и класса вокала – все инструменты;
у скрипачей – фортепиано, ритмика, гитара, вокал и т.д.
При чем, для педагога отведенные в расписании часы на предмет по выбору – дополнительный инструмент постоянны, а для учащихся расписание может варьироваться по согласованию с преподавателем даже в течение недели в зависимости от загруженности по другим предметам и в общеобразовательной школе.
Такой подход к данному предмету поможет раскрытию способностей учащихся и их желаний, значительно расширит кругозор.
Условия реализации программы.
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса инструментов только хорошего качества.
Особое значение для психического здоровья детей имеет качество струн, так как отслужившие срок эксплуатации, «побитые», ржавые струны дают фальшивый звук, что отрицательно сказывается, как на воспитании эстетического вкуса, так и на психо-эмоциональном состоянии детей.
Начинать обучение игре на дополнительном инструменте целесообразно с 1 класса.
Контроль успеваемости осуществляется в течение года на контрольных уроках, в конце обучения – зачет.
Методики и технологии обучения.
Главная цель нашей работы в ДМШ – подготовка, в большинстве своём, музыкантов - любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др. .
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога.
Методика обучения, в плане постановки аппарата, идентична методике обучения на домре, балалайке, гитаре как специальном инструменте. Главная задача – показать ребенку закономерности при овладении игрой на различных инструментах.
Необходимо отметить, что избранная преподавателем программа в отношении каждого конкретного ученика не может быть догмой. Каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, уже на первых уроках подготовительного класса достаточно точно оценивает уровень общих музыкальных способностей ребенка, однако, более точное прогнозирование пути развития учащегося происходит примерно к окончанию начальных классов, когда сформируются и разовьются основные исполнительские навыки и данные.
Учебный процесс регулируется учебными планами, которые составляют с учетом перспективных и текущих задач. Ведущий принцип организации учебного процесса – тесный контакт учителя и ученика. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень мотивации и осознанности в занятиях у учащихся. Уровень интеллектуального развития преподавателя тесно связан с качеством его работы.
Педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, посещать уроки своих коллег, знакомиться с новым репертуаром, новыми методиками, сборниками. Знать возрастную психологию, анализировать результаты своих учеников.
Решением основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополняться его закреплением, а повторение пройденного служить проверкой усвоения знаний и умений.
Главные требования, предъявляемые к уроку – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит ребенку последовательно осваивать содержание учебного материала.
Эффективность уроков в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и музыкального, при разборе произведений учащимися усваиваются лучше всего из объяснений педагога.
Для повышения качества усвоения учебного материала на уроке необходимо использовать изобразительные иллюстрации, наглядные пособия. Наибольшей активности ребенка можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, а также при повторении пройденного и проверке усвоения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических средств.
Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с ее наблюдением по нотам.
Знакомство с великими мастерами исполнительства и прослушивание музыки в их исполнении может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.
Развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору текста.
Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического мышления и развитию внутреннего слуха облегчит процесс приобщения ученика к элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладо-гармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху. Анализ формы, анализ развития тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его индивидуальной трактовки.
Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и артистичной. Постоянно, начиная с первых уроков, выполняемый анализ произведений позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность, что в свою очередь приведет к более осознанной работе над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка. Теоретические знания, приобретенные через ежедневную практическую работу, создадут хорошую базу для творческой деятельности ученика, повысят его самостоятельность и творческую активность.
Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества является хорошим стимулом для музыкальных занятий. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствует самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.
Другим стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своему музыкальному таланту он становится интереснее и значительнее в глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Данная программа предусматривает требования к занятиям по закреплению знаний и тренировке различных навыков. Закрепления учебного материала возможно в процессе его изложения в конце урока.
Работа педагога музыкальной школы очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий.
Специфика данного предмета такова, что всю работу по овладению инструментом приходится делать в классе, так как учащиеся нчасто не имеют дома не только дополнительного инструмента, но и инструмента для работы по специальности, а давать на дом школьные инструменты не предоставляется возможным ввиду их недостаточного количества.
Педагог, поэтому, должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях. Он должен уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы и дать ученику четкие, запоминающиеся указания, и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке. Педагог – музыкант должен владеть разнообразными приемами проведения урока и непрерывно находить новые возможности, новые сочетания приемов педагогического воздействия, искать новые кратчайшие пути. Искусство педагога имеет несколько составляющих:
- углубленное знание;
- быстрота реакции;
- умение прислушиваться к мнению маленького музыканта;
- видение перспектив;
-точность в определении проблемы и способа ее преодоления;
-обладать такими качествами, как терпение, самоконтроль, находчивость, справедливость, доброта, любовь к детям, артистизм.
Основной формой учебной работы в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Хорошо построенный урок, невзирая на форму, в которой он осуществляется, должен учитывать всю составляющую данного процесса обучения деятельность преподавателя и ученика.
Форма уроков:
а) «комплексный» - различные виды, этапы, задачи;
б) «тематический» - сосредоточенность на одной задаче.
Общая дидактика исходит из того, что процесс обучения должен состоять из следующих элементов:
ознакомление с фактами;
обобщение новых знаний;
их закрепление;
усвоение навыков и знаний;
связь теории и практики;
проверка достигнутых результатов.
Упущение одного из перечисленных элементов может нанести вред успешному ходу преподавания.
При этом, однако, время, отводимое каждому из элементов на отдельных уроках, - относительно. Опыт показывает, что на уроках с младшими детьми нужно чаще менять элементы, чтобы разнообразить занятия, так как ученик не привык еще к длительной систематической работе. У старших учащихся могут быть уроки, в которых один из вышеназванных элементов преобладает, а другие затрагиваются лишь между прочим или не затрагиваются. Однако процессы обобщения и связи между теорией и практикой должны входить в состав каждого урока.
Хороший результат дает краткость и ясность заданий. Доверительная форма общения, эмоциональная отдача педагога.
Преподавание предмета дополнительный инструмент является целенаправленным процессом и в качестве такого должно планироваться и быть направлено к достижению определенной цели.
Структура отдельных уроков при этом зависит от целого ряда факторов. К ним относятся, прежде всего, ближайшие дидактические цели урока, применяющиеся на нем методы и средства, а также особенности содержания самого предмета, изучаемого на уроке. Этими «особенностями содержания изучаемого предмета» урок по изучению дополнительного инструмента несколько отличается от уроков по другим предметам и поэтому требует других методов и средств. Применение того или иного определенного типа урока зависит и от степени подготовки ученика или, во всяком случае, от общего уровня его развития.
При подготовке плана урока преподаватель должен ориентироваться, прежде всего, и на его содержание, его главную задачу и на работу над самим материалом репертуара.
Можно установить примерную схему урока, но ее нужно воспринимать только как модель, которую можно по – разному изменять.
Схема урока соответствует основным положениям общей дидактики и в этом смысле состоит из следующих частей:
Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке;
объяснение новой темы, значения приведенного сведения или навыка;
определение основных положений и правил для усвоения навыка;
определение методов работы, направленных на закрепление данного навыка;
демонстрация способа работы на одном или нескольких заданиях под контролем преподавателя;
устное обобщение прорабатываемых проблем, выполненное учеником;
акцентирование внимания на изученном материале.
II. Учебно-тематическое планирование и содержание программы
Домра.
2.1.1 Задачи 1 года обучения
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения домры, как сольного и оркестрового инструмента, развитию исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджиато, виды туше.. Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.
Добиться крепкой постановки пальцев левой руки на грифе и свободного движения правой руки.
2.1.2 Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | История домры и оркестровых инструментов | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Строение инструмента, Посадка, постановка рук | 1,5 | 0,5 | 1 |
3. | Гриф, первая позиция | 2 | 1 | 1 |
4. | Щипок большим пальцем | 2 | 1 | 1 |
5. | Арпеджио | 2 | 1 | 1 |
6. | Удар вниз, переменный удар | 3 | 1 | 2 |
7. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
8. | Работа над репертуаром | 19 | 2 | 17 |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 | |
2.1.3.Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете.
Л.Бетховен «Сурок»
УНП «Ой, у лесе калина»
В.Шаинский «Песенка про кузнечика»
2.2. Второй год обучения
2.2.1 Задачи 2 года обучения
В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения: переменный штрих и тремоло. Штрихи : легато, стаккато.
2.2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
2 год | теория | практика | ||
1. | Переменный удар | 5 | 2 | 3 |
2. | тремоло | 5 | 2 | 3 |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
5. | Работа над репертуаром | 20 | 2 | 18 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.2.3. Примерный репертуар, для показа в конце учебного года на зачете.
РНП «Чтой-то звон»
И.С.Бах «За рекою старый дом»
В.купревич «Пингвины»
2.3. Третий год обучения
2.3.1 Задачи 3 года обучения
В течение учебного года осваиваются приемы: пиццикато большим и средним пальцем, туше – толчок, тремоло. Пиццикато большим пальцем по 2-3 струнам.
2.3.2 Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
3 год | теория | практика | ||
1. | тремоло | 5 | 1 | 4 |
2. | Пицц-то по 1 струне | 1 | 1 | |
3. | Пицц-то по 2-3 струнам | 1 | 1 | |
4. | Туше - толчок | 1 | 1 | |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа над репертуаром | 22 | 4 | 18 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.3.3. Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете.
Латышская народная песня «Я- девушка, как розочка»;
Старинный романс « Я встретил вас» (без вариаций);
И.Гассе «Буре»;
2.4. Четвертый год обучения
2.4.1 Задачи 4 года обучения
В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с использованием всех видов туше.
Осваиваются новые приёмы: дробь и флажолеты. Продолжается работа над тремоло.
2.4.2 Учебно-тематический план 4 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
4 год | теория | практика | ||
1. | дробь | 1 | 1 | |
2. | флажолет | 1 | 1 | |
3. | тремоло | 4 | 1 | 3 |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.4.3 Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете.
О.Деснер «Така-така-та»;
В.Андреев Вальс «Грезы»;
Р.Лехтинен «Летка-енка»;
2.5. Пятый год обучения
2.5.1 Задачи 5 года обучения
Закрепление пройденного материала. Практическое применение полученных навыков. Аккордовая техника: изучение гармонических последовательностей.
2.5.2 Учебно-тематический план 5 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | Гармонические последовательности | 8 | 3 | 5 |
4. | Гаммы, упражнения | 4 | 1 | 3 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 8 | 28 | |
2.5.3 Примерный репертуар для показа на итоговом зачете.
Л.Бетховен «Сонатина» С- moll;
А.Александров «Этюд»;
П.Мендельсон «Песня без слов»;
П.Матвеев «Веселый домрист»;
БАЛАЛАЙКА
2.1.1 Задачи 1 года обучения
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.
2.1.2 Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | История балалайки и оркестровых инструментов | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Строение инструмента, Посадка, постановка рук | 1,5 | 0,5 | 1 |
3. | Гриф, первая позиция | 2 | 1 | 1 |
4. | Щипок большим пальцем | 2 | 1 | 1 |
5. | Арпеджио | 2 | 1 | 1 |
6. | Удар вниз, переменный удар | 3 | 1 | 2 |
7. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
8. | Работа над репертуаром | 19 | 2 | 17 |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 | |
- Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете.
Тамарин И. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)
Марченко И. «Марш» (3)
Глейхман В. Этюд
Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)
Пирогов О. Частушка (4)
Куликов П. Этюд
Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)
Иванов Аз. Полька (4)
2.2. Второй год обучения
2.2.1 Задачи 2 года обучения
В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения: двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».
Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.
2.2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
2 год | теория | практика | ||
1. | Пиццикато 2 | 5 | - | 3 |
2. | бряцание | 5 | - | 3 |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
5. | Работа над репертуаром | 20 | 2 | 18 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.2.3. Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете. Рябинин А. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)
Польшина А. «Осень» (4)
Муха Н. Этюд
Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)
Будашкин Н. Вальс (4)
Иванов В. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)
Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)
2.3. Третий год обучения
2.3.1 Задачи 3 года обучения
В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, сдергивание, дробь, ведется работа над техническим развитием учащегося.
2.3.2 Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
3 год | теория | практика | ||
1. | тремоло | 5 | 1 | 4 |
2. | сдергивание | 1 | 1 | |
3. | Малая дробь | 1 | 1 | |
4. | Большая дробь | 1 | 1 | |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа над репертуаром | 22 | 4 | 18 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.3.3. Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете.
Гедике А. Этюд
Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)
Зверев А. «Ку-ку»
Прошко Н. Этюд
Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)
Чайкин Н. Скерцино (3)
Марутаев М. Этюд
Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)
Петров А. «Эксцентрический танец» (7)
2.4. Четвертый год обучения
2.4.1 Задачи 4 года обучения
В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо, флажолет, гитарный прием.
2.4.2 Учебно-тематический план 4 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
4 год | теория | практика | ||
1. | дробь | 1 | 1 | |
2. | флажолет | 1 | 1 | |
3. | тремоло | 4 | 1 | 3 |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
2.4.3 Примерный репертуар для показа в конце учебного года на зачете. Черемухин Н. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)
Дварионас Б. Прелюдия (10)
Блинов Ю. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)
Широков А. «Зеленый хоровод» (12)
Поздняков А. Этюд
Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)
2.5. Пятый год обучения
2.5.1 Задачи 5 года обучения
В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.
2.5.2 Учебно-тематический план 5 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | Гармонические последовательности | 8 | 3 | 5 |
4. | Гаммы, упражнения | 4 | 1 | 3 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 8 | 28 | |
2.5.3 Примерный репертуар для показа на итоговом зачете.
5-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)
Корелли А. «Гавот» (9,15)
Птичкин А. Этюд
Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)
Барчунов П. «Пляска» (18)
Кабалевский Д. Этюд
Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)
Хватов В. Наигрыш (20)
Чайкин Н. Этюд
Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)
Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)
Феоктистов Б. Этюд
Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)
Зверев А. Вальс (24)
Блинов Ю. Этюд
Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)
Фибих З. Поэма (26)
ГИТАРА
Задачи 1 года обучения:
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения домры, как сольного и оркестрового инструмента, развитию исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, тирандо, апояндо. Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.
2.1.2 Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | История гитары | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Строение инструмента, Посадка, постановка рук | 1,5 | 0,5 | 1 |
3. | Гриф, первая позиция | 2 | 1 | 1 |
4. | тирандо | 2 | 1 | 1 |
5. | Арпеджио | 2 | 1 | 1 |
6. | апояндо | 3 | 1 | 2 |
7. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
8. | Работа над репертуаром | 19 | 2 | 17 |
ИТОГО: | 36 | 7 | 29 | |
Примерные перечни произведений,
рекомендуемых для составления репертуара 1 класса
- Агафошин П. (обр.) р.н.п. «Во саду ли в огороде»
- Агафошин П. (обр.) Венгерский народный танец
- Калинин В. (обр.) р.н.п. «Соловьем залетным»
- Калинин В. (обр.) чешская н.п. «Кукушечка»
- Иванов-Крамской А. Анданте
- Кофанов А. Этюдик
- Блантер М. Катюша
- Каурина Г. Каприс
- Иванова-Крамская Н. Колыбельная
- Козлов В. Грустная песенка
- Каркасси М. Прелюд
- Каркасси М. Андантино
- Карулли Ф. Вальс
- Торлаксон Э. (обр.) Мексиканская песня
- Сагрерас Х. Вальс
Примерные перечни произведений, рекомендуемых
для исполнения на зачетах
Михайленко М. (обр.) Р.н.п. «Во кузнице»
Калинин В. Полька
Сагрерас Х. Этюд a-moll
Каркасси М. Андантино
Яшнев В. (обр.) «Как на матушке на Неве-реке»
Калинин В. Этюд a-moll
2.2. Второй год обучения
2.2.1 Задачи 2 года обучения
В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения: баррэ. Буквенное обозначение нот и аккордов.
2.2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
2 год | теория | практика | ||
1. | Баррэ | 5 | 1 | 4 |
2. | Буквенное обозначение, последовательности аккордов | 6 | 2 | 4 |
4. | Гаммы, упражнения | 6 | - | 6 |
5. | Работа над репертуаром | 19 | 2 | 17 |
ИТОГО: | 36 | 5 | 3 1 | |
Примерные перечни произведений,
рекомендуемых для составления репертуара 2 класса
- Иванов-Крамской А. (обр.) р.н.п. «Под окном черемуха колышется»
- Иванов-Крамской А. Маленький вальс
- Калинин В. (обр.) «Как под горкой под горой»
- Калинин В. Маленький испанец
- Карулли Ф. Андантино
- Карулли Ф. Ларгетто
- Сор Ф. этюд a-moll
- Каркасси М. Вальс
- Кофанов А. Этюд Полдень
- Диабелли А. Менуэт
- Диабелли А. Модерато
- Каурина Г. Течение реки
- Нейзиндлер Х. Нидерландский танец
- Ронкалли Л. Менуэт
- Торлаксон Э. (обр.) Колокольчики звенят
Примерные перечни произведений, рекомендуемых
для исполнения на зачетах
Карулли Ф. Вальс
Калинин В. (обр.) «Чернобровый, черноокий»
Иванов-Крамской А. Этюд C-dur
Сор Ф. Анданте
Гладков Г. Песенка черепахи (обр. Ионкина А.)
Иванов-Крамской А. Этюд E-dur
2.3. Третий год обучения
2.3.1 Задачи 3 года обучения
В течение учебного года продолжается работа над приемами: тирандо, апояндо, баррэ. Знакомство с табулатурами. Подбор аккомпанемента по слуху.
2.3.2 Учебно-тематический план 3 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
3 год | теория | практика | ||
1. | баррэ | 5 | 1 | 4 |
2. | тирандо | 1 | 1 | |
3. | апояндо | 1 | 1 | |
4. | Табулатуры | 4 | 2 | 2 |
4. | Гаммы, упражнения | 3 | 3 | |
5. | Работа над репертуаром | 22 | 3 | 19 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
Примерные перечни произведений,
рекомендуемых для составления репертуара 3 класса
- Иванов-Крамской А. (обр.) «Утушка луговая» ансамбль
- Яшнев В. (обр.) р.н.п. «Среди долины ровныя»
- Варламов А. На заре ты ее не буди
- Калинин В. Домой на ранчо
- Кошкин Н. Вальс
- Чайковский П. Французская песенка
- Перселл Г. Ария
- Сайказ С. Менуэт
- Шилин Ю.Блюз
- Кофанов А. Романс
- Таррега Ф. Этюд C-dur
- Альмейда Л. Прелюдия
- Сор Ф. Андантино
- Кост Н. Этюд D-dur
- Смолин К. Блюз E-dur
Примерные перечни произведений, рекомендуемых
для исполнения на зачетах
Кригер И. Менуэт
Джулиани М. Аллегро
Комаровский А. Этюд E-dur
Вайс С.Л. Менуэт
Иванов-Крамской А. (обр.) «Ты пойди, моя коровушка, домой»
Сор Ф. Этюд e-moll
2.4. Четвертый год обучения
2.4.1 Задачи 4 года обучения
В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с использованием изученных видов звукоизвлечения.
Осваиваются новые приёмы: скользящий удар, легато. Осваиваются новые позиции.
2.4.2 Учебно-тематический план 4 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
4 год | теория | практика | ||
1. | Легато восходящее | 3 | 3 | |
2. | Легато нисходящее | 3 | 3 | |
3. | Скользящий удар | 3 | 1 | 2 |
4. | Гаммы, упражнения | 3 | 1 | 2 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 | |
Примерные перечни произведений,
рекомендуемых для составления репертуара 4 класса
- Беренд З. Английская песня «Зеленые рукава»
- Кулешов С. (обр.) р.н.п. «Я на горку шла»
- Иванов-Крамской А. (обр.) р.н.п. «Я на камушке сижу»
- Милано Ф. Канцона
- Роч П. Хабанера
- Иродье С. Голубка
- Таррега Ф. Прелюдия «Слеза»
- Леннон Д., Маккартни П. Вчера
- Дауленд Д. Жалоба
- Санз Г. Французский танец
- Скарлатти Д. Жига
- Карулли Ф. Рондо
- Рота Н. Слова любви
- Песня из репертуара Д. Дассена (обр. Ионкиной О.) Бабье лето
- Песня из репертуара Р. Блэкмора (обр. Ионкина А.) Дым над водой
Примерные перечни произведений, рекомендуемых
для исполнения на зачетах
Гендель Г. Сарабанда
Высотский М. (обр.) «Уж как пал туман»
Сор Ф. Этюд a-moll
Таррега Ф. Мазурка
Кузьмин Н. (обр.) «Что это сердце»
Барриос А. Этюд A-dur
2.5. Пятый год обучения
2.5.1 Задачи 5 года обучения
Закрепление пройденного материала. Практическое применение полученных навыков. Аккордовая техника: изучение гармонических последовательностей в верхнем регистре гитары.
2.5.2 Учебно-тематический план 5 года обучения
№ | Разделы | Количество часов | ||
1 год | теория | практика | ||
1. | Гармонические последовательности | 8 | 3 | 5 |
4. | Гаммы, упражнения | 4 | 1 | 3 |
5. | Работа над репертуаром | 24 | 4 | 20 |
ИТОГО: | 36 | 8 | 28 | |
Примерные перечни произведений,
рекомендуемых для составления репертуара 4 класса
- Мордасов Н. Блюз (пер. О. Ионкиной)
- Морков В. Русская плясовая «Камаринская»
- Панин П. Сентиментальная пьеса
- Рехин И. Вальс Бовари
- Козлов В. Хоровод
- Дауленд Д. Гальярда
- Санз Г. Павана
- Таррега Ф. Мазурка «Аделита»
- Иванов-Крамской Вариации на р.н.п. «Тонкая рябина»
- Скарлатти Д. Соната
- Грибоедов А. Вальс (дуэт)
- Кватромано А. Венесуэльский вальс «Отъезд»
- Ионкин А. Вариации на тему р.н.п. «Кольцо души девицы»
- Визе Р. Пассакалия
- Пухоль Э. Этюд «Шмель»
Примерные перечни произведений, рекомендуемых
для исполнения на зачетах
Бах И.С. Прелюдия d-moll
Рехин И. Вальс
Джулиани М. Этюд D-dur
Скарлатти Д. Соната a-moll
Козлов В. Бурлеска
Каркасси М. Этюд A-dur
III. Ожидаемые результаты обучения
Предполагается, что по окончании музыкальной школы учащиеся помимо представленной на суд слушателей программы, т.е. практически сольного выступления, овладеют навыками чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху, самостоятельной работы с нотным текстом, импровизации, обогатят свой кругозор, получат общее музыкальное образование, приобщатся к сокровищам музыкальной культуры, воспитают чувство прекрасного, приобретут опыт участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, разовьют свои творческие способности.
