ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Формирование навыков совместной творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и преподавателя-концертмейстера"

Петрова Ирина Николаевна

Данный проект является обоснованием музыкально-творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и преподавателя-концертмейстера в целях решения проблемы  их совместного творческого взаимодействия для создания целостности художественного образа при помощи согласованности звучания партии солиста и партии фортепиано через единство средств музыкальной выразительности и эмоционального состояния. В связи с обозначенной проблемой возникла необходимость  в данной работе.

В основное содержание проекта входит описание нескольких этапов совместной творческой деятельности учеников и концертмейстера для достижения поставленной цели – формирования навыков совместной творческой деятельности учащихся и преподавателя-концертмейстера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_petrovoy_i.n.docx40.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования детей

 муниципального образования г. Нягань

« Детская музыкальная школа № 2»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование навыков совместной творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и преподавателя-концертмейстера

                       Автор проекта:

                                            Петрова Ирина Николаевна

                                                               концертмейстер

                                                     высшей квалификационной категории

                                                         

г. Нягань

                                               2013 год

I. Краткая аннотация проекта

Данный проект является обоснованием музыкально-творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и преподавателя-концертмейстера в целях решения проблемы  их совместного творческого взаимодействия для создания целостности художественного образа при помощи согласованности звучания партии солиста и партии фортепиано через единство средств музыкальной выразительности и эмоционального состояния. В связи с обозначенной проблемой возникла необходимость  в данной работе.

В основное содержание проекта входит описание нескольких этапов совместной творческой деятельности учеников и концертмейстера для достижения поставленной цели – формирования навыков совместной творческой деятельности учащихся и преподавателя-концертмейстера.

II. Обоснование необходимости проекта

Работа концертмейстера в музыкальной школе или школе искусств заключает в себе и чисто творческую, и педагогическую деятельность.

Слово «концертмейстер» редко кто ассоциирует с понятиями «артист», «художник». Эта важная профессия до сих пор не приобрела еще (за малыми исключениями) того престижа, которого она заслуживает.

Как среди слушателей, так и среди самих музыкантов считается, что концертмейстер – это что-то вроде музыканта второго плана, так сказать, «вспомогательный персонал». Понимание истинной роли и места пианиста-аккомпаниатора постепенно все же пробивается в жизнь. Концертмейстерам на конкурсах вручаются дипломы, проводятся конкурсы концертмейстеров, курсы повышения квалификации для концертмейстеров.

Мы знаем гениальных русских пианистов-аккомпаниаторов – таких как В. Сафонов, К. Игумнов, Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, М. Юдина,     С. Рихтер и другие.

Концертмейстер – это не просто исполнитель музыкального сопровождения, но прежде всего, руководитель педагогического процесса при разучивании произведений, наравне с педагогом. Он, как и преподаватель, помогает учащимся осваивать инструментальную партию, следит за качеством исполнения, при необходимости исправляет недостатки.

Говорить о второстепенности функции концертмейстера неправомерно хотя бы потому, что фактура партии аккомпанемента в инструментальных пьесах бывает настолько сложна, что часто требует от пианиста мастерства высшего класса, в том числе с учениками младших классов. Мастерство это измеряется не только элементарной синхронностью партии фортепиано с партией солиста, не только выверенным балансом соотношения звучности обеих партий или легкостью преодоления чисто пианистических трудностей. Главное – в создании целостной впечатляющей звуковой картины-образа, рождающегося в совместной творческой деятельности солиста и концертмейстера.

К. Виноградов пишет: «Пианист-аккомпаниатор – основа целого, всей воссоздаваемой музыки произведения. В руках его сосредоточена большая часть «музыкального пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия (при любом уровне мастерства исполнения) сама дать не в состоянии…».

При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находится творчество.

Творчество – это «созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей»; это «активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя».

Творческая деятельность концертмейстера всегда связана с совместным исполнением музыкальных произведений, а именно, с ансамблевым музицированием.

Ансамбль – (от фр. Ensemble – вместе, множество) – «совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками».  Другое понимание слова «ансамбль» – «стройность, согласованность исполнения музыкальных произведений при совместной игре». 

В ансамбле требуется, чтобы все детали обеих партий жили одним духом, одним пульсом, одним стилем. Взаимопонимание, творческая слаженность партнеров рождают то высокое художественное взаимодействие ансамбля, которое без полного «симбиоза» партнеров, тем более, когда в роли солиста выступает ребенок, немыслимо.

В практической деятельности у концертмейстера на начальных занятиях с детьми музыкальным творчеством, нет возможности добиться ансамбля – согласованности, слаженности, целостности звучания между партией солиста и партией фортепиано. Дети «отказываются» слушать и слышать партию фортепиано, аккомпанемент. Ученики, не считаясь с предлагаемой концертмейстером трактовкой, «заставляют» пианиста следовать за ним. Это проявляется в расхождении динамики, структурных построений, дыхании, агогических отступлениях, в ауфтактах. По этой причине не всегда удается передать полноценный художественный образ музыкального произведения.

В дальнейшем творческом процессе, если педагог-концертмейстер всегда только приноравливается к солисту, оставаясь при этом в тени, невозможно быть настоящим артистом и партнером. Солирование в партии аккомпанемента не только допустимо, но и обязательно, если это диктуется художественной необходимостью, конкретными особенностями замысла и фактуры произведения.

Аккомпанемент как система выразительно-смысловых средств в инструментальных произведениях ведет к следующей проблеме – отношение партнеров при совместном создании целостности художественного образа. Оперируя такими понятиями, как сочувствие, сопереживание, возникла необходимость обратиться в своей работе к области психологии ансамблевого взаимодействия.

Важным элементом формирования и развития навыков творческой деятельности, взаимодействия в ансамбле на занятиях является работа концертмейстера над развитием так называемым «аккомпаниаторским чутьем» – способностью почувствовать замысел и намерения партнера, с добровольной послушностью и осторожной инициативой сочетать с ним трактовку своей партии. Без аккомпаниаторского чутья пианист не достигнет высокого художественного результата в ансамбле. Как пишет Й. Гофман: «… чутье – это свойство природное. Его можно развить, то есть сделать более тонким, но ему нельзя научиться. В данном случае опыт может сделать многое, но не все». Научить слушать; привить не только умение заинтересовать концертмейстера своим замыслом, но и умение увлечься замыслом концертмейстера, понять его намерения и принять их; научить испытывать во время исполнения творческое переживание и творческое сопереживание. Это сопереживание возникает как результат непрерывной творческой деятельности ребенка и концертмейстера, их взаимопонимания и согласия.

Наиболее плодотворны стабильные творческие союзы концертмейстера с солистом. Пианист-концертмейстер предстает  в этом общении как помощник, наставник, «тренер», на ком лежит огромная доля ответственности не только в повседневной работе, но и в общей профессиональной подготовке учащихся оркестрового отделения. Нет более важной задачи, чем совместно с педагогом приобщать ребенка к миру прекрасного, помогать ему вырабатывать навыки игры в ансамбле, развивать его общую музыкальность.

Таким образом, проблеме творческих взаимоотношений при создании целостности художественного образа уделено особое место в данном проекте. Обозначенная проблема может решаться на уроках специальности, репетициях к различным мероприятиям, внеклассных занятиях. Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста (7-9 лет). Кроме того, он должен удовлетворить потребность детей в культурном обогащении, их творческой реализации, самоутверждении в окружающем мире; способствовать развитию музыкально-образного мышления, формированию музыкального интеллекта на лучших образцах инструментальной музыки.

Реализация проекта «Формирование навыков совместной творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и преподавателя-концертмейстера»  отвечает актуальным задачам воспитания гармоничной, всесторонне развитой творческой личности. Также способствует налаживанию личного и творческого контакта между учеником и концертмейстером, появлению интереса к занятиям и инициативы у ребенка в выражении своих чувств, переживаний и эмоций, дает возможность ему использовать накопленный жизненный опыт, быть в гармонии с собой и с окружающим миром.

III. Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование навыков совместной творческой деятельности учащихся младших классов оркестрового отделения (флейта) и педагога-концертмейстера через развитие музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала в процессе их занятий в музыкальной школе.

В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

1. Воспитание навыков ансамблевого музицирования и культуры сценического поведения.

2. Развитие навыков убедительно предлагать свою концепцию исполнения с одной стороны, а с другой – развитие умения слушать и принимать концепцию исполнения концертмейстера.

3.  Расширение музыкально кругозора учащихся через знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и эпох.

4. Формирование специальных музыкальных навыков: анализ строения музыкального произведения, единство метрической синхронности и согласованности между учеником и концертмейстером.

5. Формирование устойчивого интереса у учащихся к музыкальному искусству и концертному исполнительству.

IV. Основное содержание проекта

Последовательность формирования навыков совместной творческой деятельности учащихся оркестрового отделения и концертмейстера для достижения поставленной цели можно разделить на несколько этапов: начальный, основной и заключительный. Эти этапы определились в результате совместной работы педагога, концертмейстера и ученика.

Начальный этап в свою очередь можно разделить на два:

1. Знакомство с новым произведением.

На этом этапе желательно, чтобы педагог с помощью концертмейстера исполнил новое произведение. Важно, чтобы первое исполнение аккомпанемента было качественным в пианистическом плане, эмоциональным в музыкальном. В XXI веке возможности интернета велики, поэтому можно предложить ученику прослушать аудио или видеозаписи этого произведения лучших мастеров-исполнителей или учащихся-конкурсантов. Это свидетельствует о профессиональном подходе к данной музыке. Первое знакомство с новым произведением должно вызвать у ребенка эмоциональный отклик и пробудить желание исполнить самому услышанное произведение. После прослушивания необходимо дать возможность ученику высказать свои впечатления, переживания, младшие школьники с охотой передают свои чувства и эмоции об услышанных пьесах.

2. Расширение музыкального кругозора.

Одной из важнейших составляющих начального этапа является глубокое погружение в музыкальный мир произведения. Необходимо ученику рассказать о композиторе, познакомить его с исторической эпохой, стилевыми и жанровыми особенностями музыкального творчества, с различными видами искусства того времени: литературе, изобразительном искусстве, архитектуры. Это можно сделать как на уроке, так и на классном часе.

Основной этап:

Работа над музыкальным произведением.

На данном этапе происходит анализ музыкального текста: формы, средств музыкальной выразительности. После чего наступает осмысление и понимание учеником художественного образа произведения.

Далее проучивается партия ученика вместе с концертмейстером, выстраивается фраза, динамический план. Постепенно концертмейстер переходит к формированию навыков совместного (ансамблевого) творческого исполнения. Продолжается работа над развитием моторно-двигательной синхронности, единством метроритма, темпа, чистотой строя духового инструмента. Одновременно проводится обучение навыкам взятия дыхания при фразировке, согласованности звучания штрихов, тембра, динамики, т.е. работа над слуховой синхронностью.

Таким образом, на данном этапе происходит согласованное, совместное «вживание» в художественный образ музыкального произведения ученика и концертмейстера, общая работа над единой концепцией исполнения.

Заключительный этап:

Подготовка ученика к концертному выступлению.

На данном этапе работа на уроках, репетициях при правильно организованной последовательности действий обязательно приносит свои плоды. Выученные произведения с успехом исполняются учениками на академических концертах, концертах школы и города. Подготовив конкурсную программу, ученики по классу флейты неоднократно становились победителями конкурсов различного уровня: от зональных до всероссийских.

Заключительный этап так же направлен на работу над психологической синхронностью. Это единство передачи состояний и единство сценического исполнения, которые позволят ученику пережить ситуацию успеха.

Методическое обеспечение проекта.

Уровни развития исполнительских навыков.

  1. Моторно-двигательный (метроритмический, артикуляционный, темповый).

2.  Слуховой (динамический, тембральный, интонационный)

3.  Психологический (эмоциональный, сценический).

Формирование навыков совместного творческого взаимодействия (ансамблевого исполнения) – это целостный художественно-воспитательный процесс.  Навыки, необходимые для такого совместного творческого взаимодействия представляют собой многоуровневую систему творческих и музыкальных способностей.

Основным показателем наличия навыка ансамблевого взаимодействия является синхронность, единство, согласованность звучания.

1. Под метроритмической синхронностью понимается единый темп вокальной и фортепианной партий  и единый ритмический пульс. Исполнителям необходимо одновременно взять или снять звук, выдержать паузу. Такое одновременное взятие или снятие звука представляет собой очень трудную задачу для начинающего исполнителя. Для преодоления этой проблемы на самом раннем этапе обучения нужно вводить такое понятие как ауфтакт (в данном случае, может быть кивок головы, легкий вдох).

                Более сложные задачи прослеживаются в одновременном окончании звука. Не вместе снятый звук так же производит неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Трудности испытывают музыканты и во время пауз и длинных нот. Пауза или длинная нота несут огромную смысловую функцию и имеют большое выразительное значение.

        Иногда педагог совместно с концертмейстером могут продумать какие-либо движения для флейтиста, непосредственно передающие характер музыки и помогающие зрительному восприятию произведения.

        Ритм – один из основных элементов музыки (наряду с мелодией) и в ансамблевом исполнительстве ему отводится важная  роль. Основная задача в работе ансамбля (концертмейстер и флейтист) над ритмом – добиться синхронности, точности и четкости ритмического рисунка в обеих партиях.

        2. Под артикуляционной синхронностью понимается согласованность в штрихах. Выбор приемов звукоизвлечения во  многом связан со стилевыми особенностями исполняемого произведения, с музыкальным содержанием, с характером. В этом случае немаловажно погрузиться в музыкальный мир композитора, познакомиться с той эпохой, со стилем, узнать об особенностях средств выразительности композитора.

        3. Под темповой синхронностью понимается то, что при совместном исполнении участники ансамбля должны определить темп еще до начала исполнения. Начинающим музыкантам из-за неправильного распределения дыхания  свойственно играть с тенденцией к ускорению. Здесь огромная ответственность за темп ложится «на плечи» концертмейстера. Особенно важно не допустить отклонения от заданного темпа, тем более что метроритмическая основа произведения имеет содержательное значение. Если линеарность мелодии у солиста отображает непрерывную текучесть процесса, то метроритмическая основа музыкального движения осуществляет порядок, дисциплину, вносит организованность в этот процесс.  

        4. Динамика – главное выразительное средство. Умелое использование динамики более полно раскрывает содержание произведения. Здесь необходимо отметить, что концертмейстеру в работе с детьми нужно тонкое чутьё и развитый музыкальный слух.

        Участники ансамбля должны точно представлять динамический план, определить местоположение кульминации. Непродуманное применение какого-либо динамического нюанса, может сделать исполнение неудачным. Поэтому, совместная продуманная единая динамика произведения является обязательным условием совместного музицирования.

        5. В соотношении тембров появляется еще одна проблема – выбор звукового равновесия или баланса. Звук фортепиано и флейты должны доходить до слушателя в равных соотношениях.

        6. Интонационная синхронность – единство фразировки и мелодических построений.

        7. Эмоциональная синхронность – единство эмоционального наполнения исполняемого произведения.

        Все эти приобретенные навыки оказывают влияние на становление ребенка как личности-музыканта.

Суть проекта заключается в том, чтобы научить ребенка в процессе исполнения произведения совместно с концертмейстером создать целостный музыкальный образ при помощи согласованности звучания  партии флейты и партии фортепиано через единство и согласованность средств музыкальной выразительности и эмоционального состояния.

Таким образом, все этапы совместной творческой деятельности в процессе работы переплетаются между собой, дополняя друг друга. В реализации данных этапов видится достижение цели – формирование навыков совместной творческой деятельности учащихся и концертмейстера, посредством которого будет решаться проблема творческих взаимоотношений при создании целостности художественного образа.

V. Ресурсы

Временные ресурсы.

Данный проект, основанный на практическом опыте,  реализовывался в течение двух лет (2010-1013 гг.), в рамках специального предмета по классу флейты. Занятия проводились в соответствии с учебными планами МАОУК ДОД «Детской музыкальной школы №2» по 1 часу в неделю. В данном проекте принимали участие ученики младшего школьного возраста (1-3 классов).

Информационные ресурсы.

Нотные издания; интернет-ресурсы; словари и энциклопедии; литература эстетического, педагогического, психологического направления; книги по искусству; аудио и видеоматериалы выступлений мастеров-исполнителей и учащихся-конкурсантов.

Человеческие ресурсы.

В реализации данного проекта принимают участие педагог по классу флейты, преподаватель-концертмейстер, учащиеся младших классов и их родители, заинтересованные спонсоры, которые работают в едином направлении для решения определенной проблемы.

Организационные ресурсы.

Проект реализуется в условиях Детской музыкальной школы №2, а также в различных учреждениях культуры и образования в сотрудничестве с организаторами концертных и конкурсных мероприятий.

Материально-технические ресурсы.

Для реализации проекта необходимы  класс для индивидуальных занятий, концертный зал, музыкальные инструменты: фортепиано, флейта, аудио и  видео аппаратура.

VI. Партнеры

В реализации данного проекта партнерами выступают преподаватель по классу флейты «ДМШ №2» г.Нягани Ковпаева Людмила Владимировна, родители-единомышленники, решающие определенную проблему.

VII. Целевая аудитория

Целевой аудиторией, на которую ориентирован проект, являются ученики младших классов оркестрового отделения музыкальной школы и их родители, преподаватели и коллеги-концертмейстеры, спонсоры, заинтересованные в сотрудничестве со школой.

VIII. План реализации проекта

План реализации проекта находится в соответствии с планом работы учреждения дополнительного образования «ДМШ № 2» и реализовывается в учебной деятельности, а так же при подготовке к различным конкурсам. На протяжении этого времени с учениками  ведется  работа по решению задач, обозначенных проектом. Результатом этой работы являются выступления учащихся:

- на академических концертах два раза в год;

- на родительских собраниях;

- отчетных концертах класса и школы;

- концертах для одноклассников и школ города;

- на лекториях, проводимыми музыковедами школы;

- на различных площадках города (ЦКД «Планета», «Юность», ТНК, ОВД, МЧС, Городская библиотека, и т.д.);

- на конкурсах различного уровня: 2008г. – I Всероссийский конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах (г.Ханты-Мансийск); 2008г., 2010г., 2012г. – Зональные конкурсы юных исполнителей на духовых и ударных инструментах (г.Нягань, г.Югорск); 2009г., 2011г. – V, VII Областные конкурсы юных дарований (г.Тюмень); 2011г. – III Региональный конкурс на духовых и ударных инструментах (г.Курган); 2012г. – V Окружной фестиваль юных флейтистов (г.Москва), VI Окружной конкурс на деревянных духовых инструментах (г.Радужный).

IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект

В результате реализации данного проекта у обучающихся развивается музыкально-образное мышление. Развиваются такие важные качества, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и целеустремленность.

Ученики начинают понимать важность грамотного прочтения нотного текста, что способствует правильному пониманию содержания музыкального произведения. Развивается музыкальный слух, умение слушать партнера, понимать и принимать художественно-исполнительские трактовки, предлагаемые концертмейстером. Через призму своих собственных музыкальных представлений ученики начинают пропускать представления концертмейстера,  вполне самостоятельно  могут создать единый законченный музыкальный образ произведения и в совместном творческом исполнении с концертмейстером донести его до слушателя.

В процессе реализации проекта у ребенка формируется новые навыки и качества.

        Творческое воображение – способность создавать образ через средства музыкальной выразительности и способность изменять его (представлять образ в развитии). Способность к воссоединению отдельных художественных элементов  в единую систему-образ.

        Коммуникативные качества – способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения, способность к мотивированию творческой деятельности других.

        Эмоционально-креативные свойства – эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание.

        Исполнительская выразительность – использование всех изученных средств музыкальной выразительности и навыков игры в ансамбле с концертмейстером,  умение анализировать музыкальное произведение,  яркое сценическое исполнение.

        Толерантность – способность понимать и принимать другие трактовки исполнения, которые отличаются от собственных представлений на произведение.

        Показатели. Участие детей в школьных, городских концертах и конкурсах различного уровня; успешность каждого, отдельно взятого ребенка, его реализация в общественной жизни; выпускники оркестрового отделения школы продолжают обучение в средних и высших специальных музыкальных учебных заведениях.

Многие дети, приходя на уроки специальности, сталкиваются с проблемой неумения слушать концертмейстера, игнорируют партию фортепиано. Работа концертмейстера и педагога на этих занятиях целенаправленно ведется по развитию навыков не сольного, а ансамблевого исполнения. Для этого требуется много времени, терпения, чтобы получился результат. Формирование и развитие навыков ансамблевого исполнения тесно связано с развитием узкопрофессиональных музыкальных навыков: слуховых, моторно-двигательных.  Кроме этого, ученики оказываются вовлечены в процесс создания музыкального творения, захвачены идейным содержанием произведения, развивается их эмоциональная открытость, воображение. Это есть огромный стимул для дальнейшего становления ребенка как личности-музыканта, духовно и интеллектуально развитой, для которой искусство, музыка будет являться необходимой жизненной потребностью.

В процессе реализации проекта предполагается написание методической работы, направленной на освещение обозначенной проблемы.

Так как проект воплощается на практике в течение нескольких лет, становятся видны эффекты, производимые реализацией данного опыта. Творческая взаимосвязанная работа между флейтистом и концертмейстером повышает исполнительский уровень ученика. Через раскрытие идеи и содержания пьесы раскрывается и сам ребенок, воспитываются его духовные и нравственные качества.

X. Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективы развития данного проекта видятся в создании благоприятных условий для дальнейшего становления ребенка как личности-музыканта, максимального раскрытия его возможностей и всестороннего развития музыкальных способностей.

Меняется контингент учащихся, в школу приходят новые талантливые ученики, которые дают возможность преподавателям и концертмейстерам искать новые пути развития творческой деятельности, совместно планировать подготовку к новым концертным выступлениям и различным конкурсам.

Литература

  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко. – М., 1980.
  3. Гофман Й.К. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007.
  4. Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 2004.
  5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М., 1961.
  6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. – М., 2002.
  7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2.
  8. Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов / Сост. и ред. Л.Л. Зенина. – Новосибирск, 1990.
  9. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л., 1972.
  10. Мильштейн Я.И. Уникальный ансамбль. Вопросы теории и истории исполнительства. – М., 1983.
  11. Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. – М., 1998.
  12. Музыкальная энциклопедия / Сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб., 1996.
  13. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  14. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.
  15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сост. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002.
  16. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
  17. Смирнова М. О работе концертмейстера. – М., 1974.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003.
  19. Федорович Е. Н. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004.
  20. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. – М., 1999.
  21. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. – М., 1988.