«Некоторые особенности психологического анализа процесса воспитания и обучения детей в детском музыкальном коллективе»
О работе с ансамблями струнно-щипковых инструментов в Детской музыкальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 933.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа
пос. Чистоозерный Каменского района Ростовской области.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Тема: «Некоторые особенности психологического анализа процесса воспитания и обучения детей в детском музыкальном коллективе»
Преподаватель: Борзова О.И.
Пос. Чистоозерный
-
Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным средством в работе по специальности, уделает все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. 20-25 лет назад в музыкальной школе основным предметом коллективного музицирования был оркестр, ансамбли были представлены в основном дуэтами, при чем, чаще всего – однородными.
В последние годы автор работы увидела в ансамбле целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания, связанных, в первую очередь, с эстетическим воспитанием, преодолением излишнего сценического волнения, расширением музыкального кругозора и т.д.
Ансамбли дают возможность выступить на сцене большему числу учащихся, что особенно важно для тех детей, которые не могут выступать сольно, дают возможность ученикам ощутить результат работы: широкий общественно значимый резонанс выступлений. Непосредственные живые контакты со слушателями имеют большую педагогическую ценность.
Именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией, юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством; в ином свете предстают перед учеником приобретенные в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки. Обучение, таким образом, становится более интересным, интенсивным, целенаправленным.
Замечено, что слабые ученики более быстро и легко учат ансамблевую партию (при чем, даже более сложную для исполнения), чем пьесу по специальности.
Участие в ансамбле повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность, аккуратность, значительно улучшает характер.
Знакомясь с новыми, не звучащими в классе по специальности, произведениями, ученик обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая, таким образом, свое общее развитие.
Именно в ансамбле юный музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить лучшие стороны своего дарования и, вместе с тем, заимствовать наиболее эффективные приемы игры, дополнительные знания и навыки в общении с коллегами по ансамблю.
Ансамбль – это коллектив детей, прежде всего, коллектив творческий, задача которого: передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное композитором в том или ином произведении. Коллективное творчество, единство целей, действий, замысла, выражения является в нем основополагающим началом, создает особую коллективную индивидуальность, которая накладывает неповторимый отпечаток на жизнь и деятельность ансамбля и отличает один коллектив от другого.
Специфические особенности данного коллектива вытекают из того, что это коллектив детский. Уровень профессионализма детей, еще в недостаточной мере владеющих художественно-выразительными и техническими средствами ансамблевой игры, обусловливает особенности работы педагога, репертуарные поиски, творческие достижения коллектива.
Знание детской и подростковой психологии является непременным условием для успешной творческой работы с разновозрастным ансамблем, способствует созданию оптимального психологического климата в коллективе. Для детского коллектива характерен дух соревнования, способствующий его творческому росту. Общаясь в коллективе, юные музыканты равняются на лучших, перенимают друг у друга опыт, совершенствуют профессиональные навыки.
Немаловажным для ансамбля является и то, что общественно значимые, но далекие цели, достигаются юными музыкантами только лишь через промежуточные ступеньки – малые цели. Детей мало привлекают далекие перспективы, они не склонны задумываться о том, что произойдет через несколько лет в результате их труда, поэтому задача педагога состоит ещё и в том, чтобы научить ребенка мыслить и работать на перспективу, например: рассказывая случаи из жизни своей школы.
Колунова Рая…училась в нашей школе в классе баяна, а автор данной работы уговаривала: «Раечка, пока есть возможность, бери от школы все, что можешь!» Раечка отвечала, что она хочет стать химиком, а музыкой занимается для общего развития. Однако, из элементарного уважения к преподавателю, Рая научилась играть, кроме баяна, на домре, балалайке, гитаре. Играла в оркестре, ансамблях, пела в хоре. После школы Рая закончила Московский химико-технологический институт, а еще через 2 года в школу от неё пришло письмо с просьбой выслать некоторые ноты. Оказалось, что по специальности работы не оказалось, а устроилась Раечка в подмосковном Жуковском директором Центра юного творчества, и, из муз.работников, она оказалась там одна, организовала оркестр народных инструментов, ансамбли…и благополучно работает с детьми вот уже более 10 лет.
Малые же цели, достижимые в ближайшем будущем (концерты, участие в конкурсах, выступления на школьном вечере), способствуют повышению заинтересованности детей в результатах своего труда, объединению коллектива.
Жизнедеятельность ансамбля, его творческая сплоченность, характер взаимоотношений детей, во многом определяются личностью руководителя, его умением организовать и направить творческую работу коллектива в нужное русло.
Уважение к детям, доверие и требовательность, знание психологии, взаимная симпатия активизируют творческие силы коллектива, создают хорошее настроение, рождают оптимизм, а в итоге положительный результат работы - признательность публики.
Для того, чтобы детский коллектив, в частности, ансамбль, успешно работал, его нужно, прежде всего, организовать. Руководителю, если он хочет успешно обучать и воспитывать учащихся, необходимо знать возрастные особенности детей, индивидуальные качества мотивы поведения. На первом этапе необходимо как можно подробнее узнать о профессиональных навыках и умениях, об уровне сформированности музыкальных способностей, степени активности, направленности и мотивации деятельности, свойствах ума, характера, психологических особенностях, условиях воспитания и т.д. От умения педагога объективно изучить детей, понять их, зависит успех учебно-воспитательной деятельности.
Творческая направленность – одно из важнейших свойств личности ребенка. Изучение его потребностей и интересов, мотивов и идеалов помогает прогнозировать отношение учеников к занятиям в ансамбле, а для того, чтобы регулировать творческую направленность работы, руководителю надо научить своих учеников соизмерять их желания и стремления с уровнем профессиональной подготовки, свойствами их нервной системы, чертами характера. В процессе многолетней работы с ансамблем, стало очевидным следующее: большинство гитаристов стремятся солировать в ансамбле. К этим желаниям необходимо подходить гибко. С одной стороны, нельзя отвергать притязания юных музыкантов, а надо дать им возможность попробовать себя на репетиции; с другой стороны – не проводить подобных экспериментов на ответственных мероприятиях, ибо, в случае неудачи, ребенок может получить непоправимую психологическую травму и навсегда утратить желание музицировать в коллективе.
На начальной стадии формирования ансамбля резко ощущается разница не столько в степени профессиональной подготовки учеников, сколько в их способности к оперативности, сосредоточенности, умении выполнять коллективную задачу, умении применить на практике свои знания и навыки.
Довольно часто, на Академ. концерте и экзамене двое учащихся выглядят равными (играют похожую программу, равны по возрасту и времени обучения в музыкальной школе и т.д.), а в ансамбле выясняется, что с одним все в порядке, а другой медленно и неуверенно разбирает новые произведения, слабо читает с листа, с трудом усваивает новые стили, а главное – не умеет применить имеющиеся технические навыки в новом произведении. Например: прекрасно играет гаммы, а, встретив пассаж в новом произведении, затрудняется сыграть без ошибок.
Это ученики с низкой степенью обучаемости.
Так вот, уровень обучаемости необходимо учитывать в повседневной работе с ансамблем, особенно при распределении учеников по группам, предлагая им те или иные партии. Лучшие результаты дает распределение в каждую группу и продвинутых и слабых учеников. Правда и тут надо быть очень осторожным, нельзя допустить, чтобы дети ощутили деление на сильных и слабых, иначе, это отрицательно скажется на развитии как одних, так и других. У продвинутых детей может проявиться завышенная самооценка, а у слабых – комплекс неполноценности, апатия, страх, отрицательное отношение к коллективу и нежелание работать в нем.
Не менее важным фактором при подборе ансамбля, возможно, что и самым важным, является индивидуальность, характер каждого ребенка, совместимость с другими детьми. Без учета этих особенностей невозможно создать доброжелательный микроклимат в коллективе. Психологическая несовместимость детей может свести на нет все усилия педагога, отрицательно сказаться на результатах труда, так как ансамбль – это не только музыкальный коллектив, но и сообщество, братство, если хотите, дружная семьЯ. Только правильно подобрав участников ансамбля, можно рассчитывать на положительный результат, как творческий, так и воспитательный. В практике автора был некий показательный случай, когда невольная ошибка руководителя чуть-было не разрушила с трудом созданный ансамбль, который показывал очень хорошие результаты.
Для исполнения двух новых пьес потребовалось пересадить детей в другом порядке. И вдруг, один мальчик, один из лучших ансамблистов, стал теряться, пропала эмоциональность, стал даже делать ошибки в тексте. Беседа с подростком результата не дала, он не смог объяснить, что случилось. Тогда пришлось назначить старшего, чтобы он проводил репетицию, а педагог, сделав вид, что занята своими делами, исподволь наблюдала за детьми. К концу репетиции стало ясно, что мальчик влюблен в девочку, с которой сидел рядом, и перемена мест просто лишила его вдохновения, а подросток не мог объяснить, что сидя рядом с этой девочкой в ансамбле, он чувствует себя на высоте и играет отлично. Пришлось срочно все переделывать, и ансамбль заиграл как и прежде.
Этот случай еще раз показал, что руководитель ансамбля должен быть более психологом, чем преподаватель по специальности, так как в ансамбле многое зависит от взаимоотношений детей между собой.
Руководителю ансамбля необходимо постоянно применять основные психологические методы: наблюдение, беседа, моделирование определенных ситуаций, в том числе творческих. Во время репетиций руководитель постоянно наблюдает своих воспитанников, наблюдения эти должны быть постоянными и направленными, отвлечься нельзя ни на одно мгновение. Желательно, чтобы дети не ощущали наблюдения, иначе, итоги и выводы будут не точны. Чувствуя надзор, ребенок ведет себя иначе. Для уточнения данных и личности ребенка, полученных в процессе наблюдения, необходимо проводить беседы с детьми как на репетиции (вопрос –ответ), так и, более подробно, в свободное от занятий время. Ответы на поставленные вопросы в группе и наедине дают обширный материал для корректировки воспитательных воздействий. Прекрасный результат для получения более точных объективных данных о личности ребенка дает моделирование естественного хода событий. Ансамбль ставится в заранее запланированные, изученные педагогом условия, которые должны вызвать у детей ту или иную реакцию. Затем проводится анализ: как тот или иной ученик прореагировал на данную ситуацию. Лучшие результаты получаются при моделировании следующих ситуаций:
- самостоятельное ознакомление ансамбля с новым произведением;
- самостоятельная репетиция – средний этап изучения произведения;
- самостоятельная генеральная репетиция накануне концерта.
В первом случае – новая задача, во втором и третьем – знакомая, но весьма ответственная.
Во всех трех случаях руководитель присутствует лишь в роли наблюдателя, поручая руководство работой членам ансамбля. Еще лучше, если преподаватель сошлется на срочную работу (необходимость срочно составить ведомость и т.д.), а сам будет делать пометки о поведении детей. В такой ситуации дети раскрепощаются, ведут себя более свободно и, следовательно, данные можно получить более точные.
Руководитель, между тем, отмечает, как ансамблисты справляются со своими задачами, как реагируют на те или иные трудности, как подчиняются своему товарищу, назначенному старшим, в каком темпе осуществляют разбор нового произведения, полно ли проводят анализ произведения, как адаптируются на репетиции, как протекает творческая активность и т.п.
Очень удобно для наблюдения пользоваться вот такой схемой:
Ф.И. ученика | Психолог. Состояние Тип личности | Дисцип-лина | Творчес-кая Актив- ность | Темп работы | Адапта-ция | Преодол. Трудност. | Взаимо- отношения |
Иванов И. Петров П. | |||||||
Пометки можно делать по-разному, автор предпочитает 10-бальную систему.
Если руководитель не уделяет должного внимания анализу творческой деятельности членов ансамбля, их психологического состояния, ему, как правило, не удается достичь высоких результатов в работе. Если руководитель не знает, или забыл, или не хочет знать основные педагогические предпосылки развития коллектива, неудача в работе неизбежна.
Не изучив, по-настоящему, психологические особенности учащихся, формирующую их среду, он не может эффективно осуществлять руководство коллективом. Подбирая программу без учета профессиональной подготовленности учащихся, он, тем самым, увеличивает вероятность неудач коллектива, отрицательно влияющих на стремление детей к коллективному музицированию.
Необходимо также помнить, что к положительным результатам в учебно-воспитательной работе с ансамблем приводят не отдельные удачно найденные приемы, а последовательность, система педагогических действий… к основным, на взгляд автора, относятся:
Убеждение – является основным методом формирования сознания учащихся на этапе ознакомления с новым произведением и начала его изучения. До тех пор, пока ученик не будет иметь ясного внутреннего представления о пьесе, работа не даст результата. Руководителю ансамбля следует рассказывать о пьесе ярко и образно, разобрать с детьми его стиль, жанр, форму. При этом каждый член ансамбля должен услышать, узнать не только свою партию, но и партии всех остальных участников. Для этого полезно при первых проигрываниях дать возможность каждому ученику со стороны послушать голосоведение, общий характер звучания пьесы.
Управление процессом познания ни в коем случае не должно носить характера навязывания своих взглядов, назидания, давления. Неприемлема и другая крайность – уговаривание. Необходимо настолько гибкое, умелое убеждение, чтобы юные музыканты ощутили, что они самостоятельно познали произведение. Словесное убеждение полезно и необходимо сочетать с убеждение делом. Следует послушать произведение в записи или проиграть произведение ансамблем педагогов, либо педагога и старших учеников (можно привлекать к таким мероприятиям и выпускников школы). В процессе убеждения необходимо проявлять выдержку, такт, следить за ровностью тона… раздражительность, грубость не допускаются в работе с детьми ни при каких условиях.
Требование. Требования к ансамблистам достаточно многообразны: организационная и творческая дисциплина, профессиональная добросовестность, культура поведения, внешний вид и т.д. Однако, предъявляя требование, педагог, прежде всего, должен знать, насколько ученик подготовлен к восприятию конкретного требования, лишь тогда оно будет доступным и выполнимым.
Если требования дисциплины, а это: соблюдение расписания занятий, аккуратное содержание нот и инструментов, подготовка рабочего места и т.д., можно предъявлять ко всем детям и сразу, то требования, касающиеся ансамблевых умений, взаимоотношений с товарищами, соблюдение традиций, требуют определенного временного периода. Требовательность педагога не должна пугать детей, не должна быть суровой, её назначение – воспитание добровольного сознательного отношение к работе.
К методам организации поведения относятся:
Поручение – наиболее действенная форма организации поведения детей в ансамбле. Учащимся можно поручать переписку партий, репетиции по группам, проверку знаний партий, настройку инструментов, проверку внешнего вида концертами, чистоту рук. В практике автора неоднократно бывали случаи, когда за 2-3 дня до концерта самому неопрятному ученику поручался контроль за внешним видом всего ансамбля, контролирующий приходил на концерт в самом лучшем виде и с тех пор становился аккуратным и подтянутым.
Упражнения в ансамбле бывают двух видов: профессиональные (разминка –разыгравание, репетиция и т.д.) и поведенческие, закрепляющие правила поведения в ансамбле: выход на сцену, расстановка стульев, поклон, уход со сцены.
Переключение можно использовать тогда, когда необходимо «собрать» уставший или разболтавшийся коллектив, внести разрядку в сложную атмосферу работы.
Пауза – разрядка, настройка на иной эмоциональный лад, позволяет эффективно управлять общим вниманием ансамбля, ориентировать его в нужном направлении.
Оценка – один из эффективных стимулов поведения. Поощрение, положительная оценка, одобрение активизируют творческую деятельность личности ребенка. При наличии даже минимальных позитивных сдвигов, а иногда даже одного старания, руководителю путем поощрения надо закрепить появившиеся, или даже только наметившиеся, изменения к лучшему.
Нередко, именно мотив: заслужить положительную оценку, похвалу руководителя, да еще и в присутствии других, особенно старших детей, является определяющим. При этом, коллектив должен чувствовать и понимать, что поощрение справедливо и заслуженно, тогда оно становится ценным вдвойне, ибо это уже похвала не только руководителя, но и товарищей по ансамблю. Поощрение, как и наказание – вещь очень тонкая, и чувство меры здесь жизненно необходимо. Применяемое часто и по любому поводу оно теряет действенную силу. Нельзя, по мнению автора, хвалить ученика за отлично выученный текст, ибо знание нот – это обязанность учащегося. А вот похвалить за точный ритм, отточенность штриховой техники, эмоциональную динамику стоит, а если, при этом, заметить, что не мешало бы улучшить звучание в каком-то определенном месте, то ученик приступит дома к работе над исправлением указанного недостатка с радостью, а не с обидой.
К великому сожалению нельзя обойтись и без наказания, оно также является активизирующим фактором воздействия, способствует повышению ответственности. Перефразируя известное высказывание, можно утверждать : «Покажи мне, как ты наказываешь детей, и я скажу тебе, кто ты».
В идеале, в музыкальной школе не должно быть никаких наказаний. Если ребенка приходится наказывать, значит, педагог не доработал раньше, не увлек, не заинтересовал, не смог наладить психологический контакт. Автор этих строк использует в работе один вид наказания: «Я огорчена…».
А вот контроль в нашей работе играет одну из самых важных ролей.
Ежедневная проверка партий, выработка ансамблевых навыков во время среднего периода работы над произведением, отработка отдельных сложных эпизодов без контроля немыслимы.
Педагогу, для осуществления контроля, необходимо досконально помнить характер и объем задания, а также требования и замечания, высказанные на предыдущих репетициях. Контроль входит составным элементом в методику проведения занятия в целом, он станет более эффективным, если руководитель будет целенаправленно готовиться к каждой репетиции. Для этого желательно предварительно планировать репетиционное время, намечать конкретные задачи, методы проведения занятия, гибко варьировать общие репетиции с групповыми и индивидуальными занятиями. Следует помнить о том, что все вопросы нельзя решить на одной репетиции. В течение репетиции следует указать на 2-3 недостатка и работать над их исправлением. Большое число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся и не даст желаемого результата. Кроме того, усложнится контроль за исправлением ошибок и устранением недостатков.
Вот, на взгляд автора, круг вопросов психологического анализа воспитания и обучения юных музыкантов.
Будущее успешного развития детских музыкальных коллективов – в постоянном синтезе коллективного опыта, достижений психологии, в поиске и эксперименте, активизирующих творческое развитие и учащихся, и коллектива в целом.
Используемая литература:
- «Вопросы воспитания: системный подход» М.,1981 г. Ананьев Б.Т.
- «Человек как предмет познания» П., 1968.Бабанский Ю.К.
- «Педагогика детского коллектива» М.1978; Петровский А.В.
- «Комплексный подход в воспитательной работе с подростками» М.1979; Бодалев А.А.
- «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников» М., 1979;Вульфов Б.З.
- «Коллектив и социально-психологические проблемы руководства» М.1978, Ковалев А.Г.
- «Школьный ученический коллектив: проблемы управления», М.,1982г.
Куракин А.Т., Новикова Л.И.
