Эссе «Услышьте, в мире этом всё поёт…»

Минько Лариса Расильевна

Мое видение собственного творчества в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uslyshte_v_mire_etom_vsyo_poyot.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Услышьте, в мире этом всё поёт…»

«Вся Вселенная звучит, и Человек, как часть Вселенной, проникаясь

прекрасными мелодиями и настраиваясь на гармоничные звучания

Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье»

Так утверждают древние трактаты.

Так говорит и современная наука.
                

Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Навыки работы с учениками, отношение к профессии, подход к разрешению проблем – всё это формируется с опытом, отшлифовывается годами и определяется личностью человека. Ведь каким определенным ни был бы шаблон учителя, его функция – не только передавать знания и делиться информацией; человеческий фактор играет важнейшую роль, именно поэтому техника никогда не вытеснит и не заменит живых уроков. Здесь же кроется и ценность самих педагогов: человечность, любовь к детям, индивидуальный подход  к ученикам, глубина познания преподаваемого материала и непременно творческое начало.

        Мой девиз: «В каждом человеке солнце, только дайте возможность ему светить!». Да-да! Надо обязательно верить в успех каждого ребенка, дать ему возможность раскрыться и поверить в свою уникальность.

          Творческий процесс – создание музыки, песни, аранжировки, любого общего дела– доставляет мне и моим ученикам огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель… Когда  вокруг дети, и мы увлечены одной идеей – чувствуешь, что ты счастлив! Мы вместе радуемся нашим новым победам, открытиям и творческим свершениям. Я испытываю огромное удовольствие, когда  ученики с восторгом делятся своими успехами или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно!

        Для меня самое главное в любом занятии – это его атмосфера. Важнейшая функция музыки – коммуникативная. Ее смысл заключается в человеческом общении, совместном наслаждении искусством, обменом позитивной энергии. И от педагога здесь зависит очень многое. Для этого он сам должен быть творческой личностью.

        Не являясь строгим сторонником того или иного стиля, я слушаю и люблю разную музыку (которую считаю хорошей, нужной, полезной и приятной): от классики до рока. Основное впечатление я получаю от цельного восприятия произведения. Слушая музыку, всегда стараюсь войти в ее стихию и стать ее частью. Непостижимость этого искусства и манит, и затягивает, и поглощает. Когда находишь что-то близкое себе, то по-настоящему начинаешь понимать своё истинное "я", но это трудно объяснить. Если композиция лиричная и размеренная, я успокаиваюсь, если заводная и танцевальная - у меня поднимается настроение. Также я ищу чувства и эмоции, побудившие композитора написать ту или иную музыку. Иногда испытываю ощущения, которые раньше были скрыты, и это прекрасно, причем наводит на массу размышлений - и обыденных, и сокровенных. Порой, слушая мелодию, которая мне знакома, я вспоминаю картины прошлого. Я пытаюсь понять, какую мысль композитор стремился донести до своего слушателя.

         Музыка представляется всегда чем-то совершенно необычным и неземным. Меня с детства удивляло, как можно извлекать такие прекрасные звуки из обычных клавиш. Непременно хотелось сочинить что-то свое, неповторимое. Неумелой детской рукой я записывала свои «шедевры» в нотную тетрадь. Родители были в восторге от моих творений! Теперь я понимаю, насколько важно верить в успех ребенка, поддерживать все его творческие замыслы и идеи. Главное в исполнении и сочинении произведения - искренность, путь в мир познания себя.  Но получая удовольствие и временами моральное удовлетворение от сочинительства, я стала замечать, что этого мне мало, что роль композитора стала значить для меня нечто больше, чем просто хобби. И этому большему нужно пространство. Много пространства! Что кроме мнения близких (которое все равно остается самым важным из всех) о моем творчестве, мне интересно мнение и совершенно незнакомых людей.

        Никколо Паганини сказал: "Чтобы заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому". Да, именно это мне и нужно. Нужно щедро делиться талантом, данным мне Богом, «гореть» самой, чтобы огонь охватил всех, кто меня окружает. И пусть музыка будет мне в помощь! В ней такая преобразующая сила!

          Понимание своей роли  в Доме детского творчества пришло постепенно. Каждый новый ученик, как молчащий до поры до времени музыкальный инструмент, ждёт своего часа. Кто-то, подобно нежной, трепетной скрипке, ведёт свою партию тонко, проникновенно. Кто-то, как духовые, чувствует музыку физически, всеми легкими, на уровне вибраций. Кто-то, как ударные, испытывает удовольствие от акцентов, ритма, экспрессии. Много потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки  и, может быть, исполнил в будущем свою лучшую партию. Важно, чтобы на занятиях не было «молчащих» инструментов – учеников, которые останутся к музыке равнодушными.

          8 лет назад мной была организована студия «Зажигай солнце». Я объединила детей, которым хотелось петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять песни, импровизировать. Вместе мы  создали свою «филармонию»: наше общее творческое пространство. В него может войти любой желающий: ученик, педагог, родитель. Здесь можно не только слушать и слышать музыку; чтобы почувствовать все её нюансы, но и стать исполнителем, творцом. Во мне живет огромная вера в детей, которые, не зная нотной грамоты, способны спеть так, что удивятся музыканты-профессионалы.  Во время творческого процесса каждый ребенок становится участником концертов, конкурсов, массовых мероприятий, он начинает ощущать обратную связь со своим слушателем, понимает, что может поделиться чем-то личным, а в ответ увидеть улыбку, блеск в глазах или даже слёзы. И как высшую награду услышать аплодисменты в свой адрес. Что для ребёнка может быть важнее ощущения своей значимости, «самоценности», осознания того, что он может быть не просто участником праздничного события, но и создателем, творцом?

         Платон говорил: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться».

 Музыка помогает тогда, когда ее слушают, когда ее поют. Она должна затрагивать все струны души, всецело заполняя сознание и мысли. И в какой-то момент вы ощутите, что звуки исходят от вас. Каждый внутренний орган тела начинает звучать. И душа начинает вибрировать в резонанс с Духом Творца, обретая духовную благодать. Наполняя окружающий мир прекрасной музыкой, мы храним себя и нашу Землю от разрушения, ибо ее мелодии, проникающие всюду, делают нас добрее, мягче и совершенней.

Остановитесь…Прислушайтесь…
Ощутите звучание неба, земли, воздуха… Осознайте ваше внутреннее звучание…
Сделайте музыку своим проводником в мир Любви, постигайте через нее Вселенную и    находите свой   путь по нотам, резонирующим с биением вашего Сердца…

                                                                                                                           

   

Минько Лариса