РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА»
Программа разработана для работы в классе гитары с детьми общемузыкальной направленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детская музыкальная школа
пос. Чистоозерный Каменского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА»
для детских музыкальных школ
и музыкальных отделений
детских школ искусств
Срок обучения 5 лет
Борзова О.И. – преподаватель по классу гитары детской музыкальной школы
Пос. Чистоозерный Каменского района Ростовской области
пос. Чистоозерный
Пояснительная записка
«Между жизнью и смертью — я выбираю гитару»
Пабло Неруда
Шестиструнная гитара является одним из самых распространенных и популярных музыкальных инструментов во всем мире.
Гитара - это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных инструментов, у гитары имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном из различных последовательностей аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным, ласкающим слух тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять ее как в качестве сольного, так и аккомпанирующего инструмента.
Рабочая программа «Шестиструнная гитара» составлена на основе уже имеющихся программ по обучению игре на гитаре, а также является результатом педагогического опыта автора. Программа ориентирована на учащихся 7 - 17 лет, рассчитана на пять лет обучения и предполагает организацию учебного процесса в форме индивидуальных занятий по 2 часа в неделю.
При составлении программы и в работе с учащимися используются рекомендации и репертуарные планы известных педагогов-гитаристов:
А. Иванова-Крамского, П. Агафошина, М. Джулиани, М. Каркасси, Ф. Карулли, а также современных педагогов-гитаристов: П. Вещицкого, И. Фефелова, О. Зубкова, Е. Шилина и заслуженного работника культуры России Ю.П. Кузина, а также собственный опыт работы с учащимися автора данной программы.
Целью программы является не только приобщение учащихся к музыкальному искусству посредством освоения популярного и общедоступного инструмента - гитары, но и создание условий для творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности, содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитой личности, а также:
- приобщение детей к мировой музыкальной культуре;
- знакомство детей с великим наследием отечественной и мировой классики;
- развитие музыкально – эстетического вкуса;
- формирование сценической культуры, как составляющей общей культуры публичных выступлений;
- подготовка ориентированных детей к профессиональной деятельности с целью поступления в средние и высшие учебные заведения по специализации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение учащихся системой опорных знаний, умений и навыков, создающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и музыкального самообразования;
- развитие творческой инициативы, активности и самостоятельности в процессе освоения инструмента;
- выявление и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие художественного восприятия музыки, общеэстетическое развитие, расширение кругозора;
- повышение уровня музыкальной культуры и художественного вкуса у подростков;
- воспитание культуры публичных выступлений.
Данная программа строится на следующих основополагающих принципах педагогической деятельности:
1. Принцип гуманизации (доступности). Данный принцип выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения.
2. Принцип последовательности: содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями учащегося;
3. Принцип демократизации (осознанности) проявляется в предоставлении учащимся свобод для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля.
4. Принцип комплексности (наглядности). В основу этого принципа положен учет психофизиологических особенностей по восприятию окружающего мира, в частности, учебного материала. Одно и то же содержание представляется в разных видах.
5. Принцип связи теории с практикой. Для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
6. Принцип индивидуального подхода в обучении. Индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно-значимых ценностей. Таким образом, при подготовке урока и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного человека.
Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента.
В примерном репертуарном списке предложены пьесы, которые можно использовать для практической работы, как при освоении инструмента, так и при знакомстве с музыкальной грамотой.
При подборе репертуара по теме «Музыкальное творчество» важна инициативность и самостоятельность учащегося. Стиль пьес определяется его личными интересами и увлечениями.
Данная программа является рабочей, а значит, предполагает возможность ее дальнейшего совершенствования.
Требования к учащимся в процессе реализации программы могут иметь вариативный характер с учетом их индивидуальных способностей, творческих замыслов педагога и учащегося.
Прогнозируемые результаты обучения:
1 год обучения:
В течение первого года обучения учащийся должен научиться правильно сидеть с инструментом, правильно держать инструмент, освоить основные приемы извлечения звука, а также освоить основы музыкальной грамоты.
Так же учащийся должен освоить игру на инструменте в пределах первой и второй позиций.
2 год обучения:
В следующий период – второй год обучения учащийся закрепляет полученные знания и осваивает новые:
Игра в пределах пяти позиций, новые приемы звукоизвлечения: баррэ, легато. Начало самостоятельной настройки гитары.
3 год обучения:
Изучение шестой и седьмой позиций, закрепление пройденных позиций, закрепление изученных приемов звукоизвлечения, знакомство с вибрацией, глиссандо.
4 год обучения:
Освоение всего грифа гитары, освоение скользящего удара, флажолетов, мелизмов.
5 год обучение:
Закрепление полученных знаний, совершенствование исполнительского мастерства.
Содержание программы:
1. Музыкальная грамота. 32 часа и в течение первого года обучения.
1.1 Звуковысотность.
Звуки музыкальные и шумовые. Клавиатура фортепиано.
Звукоряд. Октава. Регистр. Нотный стан. Скрипичный ключ. Нота. Названия нот. Расположение нот на нотном стане. Буквенное обозначение звуков.
1.2 Метроритм. 32 часа и в течение первых двух лет обучения.
Длительность звука. Ритм. Тактовая черта. Такт. Размер. Акцент. Сильная и слабая доли. Метр. Пауза. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Затакт. Затактовая структура мелодии. Ауфтакт.
Знаки увеличения длительностей нот (точка, лига, фермата).
1.3 Знаки альтерации. 2 -4 часа.
Полутон. Тон. Общее понятие о знаках альтерации. Диез. Бемоль. Бекар. Ключевые и случайные знаки альтерации.
1.4 Динамические оттенки.
Основные динамические оттенки и их обозначения. Динамические оттенки как средство эмоциональной выразительности, развития музыкального образа.
1.5 Интервалы 4-8 часов
Понятие «интервал». Мелодический и гармонический интервалы. Названия интервалов. Количественная и качественная характеристика интервалов.
1.6 Лад. Тональность. 2-4 часа
Лад. Тоника. Мажор. Минор. Строение мажора и минора. Тональность. Устойчивые ступени лада. Тоническое трезвучие.
1.7 Аккорд. 4-8 часов
Понятия «аккорд», «трезвучие». Мажорное и минорное трезвучия, их качественная характеристика (интервальный состав). Буквенные обозначения аккордов: Септаккорд, нонаккорд, их качественная характеристика.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР:
01. Упражнения в аккордах
02. М. Каркасси. Прелюд C-dur
03. М. Каркасси. Прелюд e-moll
04. М. Джульяни. Этюд C-dur
05. М. Каркасси. Упражнение a-moll
06. М. Каркасси. Упражнение e-moll
07. М. Джулиани. Аллегро
08. М. Джулиани. Этюд G-dur
09. Ф. Карулли. Прелюд G-dur
10. М. Каркасси. Прелюд G-dur
11. Ф. Карулли. Вальс G-dur
12. М. Каркасси. Прелюд A-dur
13. С. Накахима. Этюд
14. М. Каркасси. Упражнение A-dur
15. М. Каркасси. Упражнение E-dur
16. М. Каркасси. Упражнение F-dur
17. М. Каркасси. Упражнение D-dur
18. М. Каркасси. Прелюд E-dur
19. А. Иванов-Крамской. Прелюдия e-moll
20. М. Каркасси. Андантино C-dur
21. М. Каркасси. Прелюд d-moll
22. Ходила младёшенька. Русская народная песня. Обработка В. Яшнева
23. Ф. Карулли. Аллегретто e-moll
24. Й. Поврозняк. Марш
25. М. Каркасси. Вальс C-dur
26. М. Каркасси. Аллегретто C-dur
27. М. Каркасси. Андантино C-dur
28. Г. Фортеа. Вальс
29. М. Каркасси. Аллегретто C-dur
30. Е. Гоенс. Танец
31. М. Каркасси. Прелюд a-moll
32. Чешская песенка. Обработка Л. Шумеева
33. М. Каркасси. Андантино a-moll
34. Ф. Карулли. Анданте d-moll
35. Шесть маленьких барабанщиков
36. В. Нейланд. Галоп
37. А. Мессоньер. Немецкая песня
38. М. Каркасси. Полька
39. А. Иванов-Крамской. Этюд
40. М. Каркасси. Анданте e-moll
41. Ф. Карулли. Вальс с вариациями
42. Д. Агуадо. Маленький вальс
43. М. Каркасси. Вальс F-dur
44. Ф. Молино. Рондо C-dur
45. М. Каркасси. Швейцарская песня
46. Ф. Карулли. Вальс
47. М. Каркасси. Аллегретто A-dur
48. М. Каркасси. Аллегретто D-dur
49. Ф. Карулли. Этюд F-dur
50. Д. Агуадо. Модерато C-dur
51. Д. Агуадо. Анданте C-dur
52. Д. Агуадо. Мазурка C-dur
53. Д. Агуадо. Вальс C-dur
54. П. Агафошин. Упражнение C-dur
55. Д. Агуадо. Мазурка C-dur
56. П. Агафошин. Упражнение C-dur
57. Д. Агуадо. Андантино A-dur
58. Д. Агуадо. Аллегретто E-dur
59. Д. Агуадо. Анданте E-dur
60. Д. Агуадо. Этюд в форме мазурки
61. Д. Агуадо. Андантино f-moll
62. А. Диабелли. Менуэт
63. А. Диабелли. Скерцо
64. А. Диабелли. Марш
65. Ф. Таррега. Мазурка
66. Ф. Таррега. Этюд C-dur
67. Ф. Таррега. Этюд e-moll
68. Н. Паганини. Вальс
69. И. Мертц. Чардаш
70. Мазурка. Польский народный танец. Обработка К. Сосинского
71. Как по морю. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского
72. М. Глинка. Гуде вiтер. Обработка П. Агафошина
73. Кукушка. Швейцарская народная песня. Обработка А. Минаева
74. Л. Бекман. В лесу родилась елочка
75. На зеленом лугу. Русская народная песня. Гармонизация Т. Захарьиной
76. Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня
77. Н. Римский-Корсаков. Проводы зимы.
78. И шумить, и гуде. Украинская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского
79. Полноте, ребята. Русская народная песня. Обработка П. Агафошина
80. Баламути. Украинская народная песня. Обработка Г. Миняева
81. Ой, даты, калинушка. Русская народная песня. Обработка П. Агафошина
82. А. Иванов-Крамской. Танец
83. А. Гречанинов. Мазурка
84. Р. Шуман. Анданте
85. П. Агафошин. Упражнение в терциях.
86. Р. Шуман. Военный марш
87. Украинская народная песня
88. Неизвестный автор 17-го века. Ария
89. Неизвестный автор 17-го века. Менуэт
90. И. Филипп. Колыбельная
91. Л. Моцарт. Юмореска
92. Г. Телеман. Аллегро
93. Г. Ф. Гендель. Андантино
94. И. Кригер. Бурре
95. И. Кригер. Менуэт
96. Неизвестный автор 18-го века. Маскарада
97. Р. де Визе. Менуэт C-dur
98. К. Сейшас. Менуэт
99. Р. де Визе. Менуэт
100. С. Л. Вайс. Менуэт
101. Д. Циполи. Менуэт
102. Л. Моцарт. Бурре
103. В. Моцарт, Аллегро
Примерный репертуар выпускного экзамена:
Программа 1
Бах И.С. Бурре и Дубль из партиты № 1 для скрипки соло.
Барриос А. Мазурка.
Виньяс Х. Фантазия.
Программа 2
Бах И.С. Куранта из сюиты № 2 для виолончели соло.
Джулиани М. Аллегро из сонаты До мажор ор. 15.
Кошкин Н. Прелюдия и вальс.
Программа 3
Бах И.С. Прелюдия из сюиты № 2 для лютни.
Сор Ф. Менуэт и Аллегро из Большой сонаты.
Козлов В. Маленький детектив.
Программа 4
Джулиани М. Соната До мажор 2, 3 ч.
Бауэр Л. Фуга.
Таррега Ф. Воспоминание об Альгамбре.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977.
2. Карулли Ф. Школа игры на шестиструнной гитаре. Будапешт, 1963.
3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977.
4. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1985.
5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. – Л., 1948, Ростов-на-Дону, 1999.
6. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1994.
7. Максименко В. Графическое оформление нотного текста для гитары, М., 1984.
8. Ширялин А. Поэма о гитаре. М., 1994.
9. Вольман Б. Гитара в России. М., 1961.
10. Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. М., 1989.
11. Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1986.
12. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1964.
13. Коган Г. У врат мастерства. М., 1969.
14. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
15. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1953.
16. Петрушин В. Музыкальная психология. М., 1997.
17. Бандас Л., Кузнецов И. Производство и ремонт щипковых инструментов. М., 1983.
18. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М., 1976.
