Методические рекомендации по использованию основных целей и задач по музыке в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС нового поколения

Мелихова Анна Ивановна

Интерес ребенка к уроку через основные цели и задачи по музыке, обусловлен возможностью отразить деятельную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения. Всякая деятельность включает в себя цель и задачу урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_muzyke.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мелихова Анна Ивановна – учитель музыки МБОУ СОШ № 1

г. Гуково. Ростовской области.

Методические рекомендации по использованию основных целей и задач по музыке

в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС  нового поколения

     На протяжении многих лет  музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов я стремлюсь найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и  органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связала бы с реальной жизнью.

Я стремлюсь находить такие цели и задачи, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.

Интерес ребенка к уроку через основные цели и задачи по музыке, обусловлен возможностью отразить деятельную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения. Всякая деятельность включает в себя цель и задачу урока.

4 класс

ЦЕЛЬ: Осознание многообразия и богатство связей музыки с литературой, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

ЗАДАЧИ: 

  • Музыка - это часть жизни.
  • 2. Выработать более вдумчивое отношение жизни, более разностороннее ее восприятие.
  • З. Со интонационная связь музыки и литературы, без музыки стихи словно бы лишены силы для самостоятельной жизни.
  • 4. Формирование творческого образного мышления, формирование вкуса.
  • 5. Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства.

ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ:

 Литературные жанры, музыкальные жанры, форма, характеристика, произведение, образ.

ЧАСТНЫЕ: Либретто, темп, фактура, регистр, тема, сюжет, тембр, средства музыкальной выразительности, солист, квартет, музыкальные инструменты, три сферы музыки, оркестр.

 

УМЕНИЯ и НАВЫКИ: 

  • Слушание музыки - уметь вслушиваться в музыкальные произведения, самостоятельно определить автора музыки, выявить знакомые интонации, высказывать свое отношение к услышанному произведению.
  • 2. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - не форсировать звук, грамотно произносить текст, петь соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции. Чисто и выразительно исполнять хором, выделять характер содержания разучиваемого произведения, развитие певческо - слуховых навыков, добиваться чистого интонирования, правильно брать дыхание при пении распределять его по фразам, уметь пользоваться цепным дыханием, следить за четкостью произношению слов.
  • 3. Пластическое интонирование передавать в движении ритмический рисунок, с помощью дирижерского жеста передавать темп, динамические оттенки, игра на воображаемых инструментах, показ рукой движение мелодии.
  • 4. Музыкальная грамота-составление небольших ритмических рисунков, ознакомление с шестнадцатыми, тональность.

МУ3ЫКО3НАНИЕ: 

Д.Шостакович, Дебюсси, Равель, Стравинский,  Мусоргский, Рахманинов, Френкель, Прокофьев, Балакирев, Чайковский.

5 класс.

ЦЕЛЬ: Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, ·на его поведении и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом ее огромная преобразующая сила.

ЗАДАЧИ: 

  • 1. Формирование музыкальной культуры учащихся о христианском учении, его моральноэтической ценности, а также о его отражении в произведениях мировой художественной культуры.
  • 2. Вооружение учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности обеспечивающих в своей совокупности для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой.
  • 3. Формирование интонационного словаря в процессе знакомства с основными жанрами музыки.
  • 4. Изучение авторских музыкальных произведений, обиходных песнопений, молитв, _жанров, которые составляют музыкальный облик русской православной и зарубежной (католической) церкви.
  • 5. Музыкальный стиль во всех видах и проявлениях.

ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ:

 Литература, писатель, храм, служба, литургия, всенощная, культовое искусство, религиозный образ, религиозные праздники, стиль и его особенности.

ЧАСТНЫЕ: 

Баллада, гомофония, полифония, стиль композитора, псалмы, канон, хор, тропа кондаки, знаменный распев, партерное пение, духовный концерт.

УМЕНИЯ и НАВЫКИ:

  • 1. Слушание - умение учащихся сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыку, ее фрагменты с ярко выраженными признаками и жизненным содержанием. Развивать у учащихся чувства стиля композитора.
  • 2. Хоровое пение - не форсировать звук, петь осознанно. Употреблять твердую атаку звука в песнях, округленно формировать гласные, особенно в высоком регистре, простые песнопения- тропари, « многие лета», обиходные напевы, величание к празднику.
  • 3. Пластическое интонирование - умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, овладение свободным дирижированием и с помощью дирижерских жестов передать темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм, пульс.

МУЗЫКОЗНАНИЕ: 

Чайковский, Шопен, Прокофьев, Бетховен, Бах, Глинка, Моцарт, Римский-Корсаков, Рахманинов, Свиридов, Кабалевский.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ:

Напев, симфония, фактура, обработка, форма, фуга, соло, гомофония, полифония, молитва, тропарь, хорал, литургия, месса, реквием, страсти, орган, рондо, сюита.

6 класс

ЦЕЛЬ: Музыкальный образ можно назвать жизнью, отраженной в музыке жизнью, о которой рассказал в своем произведении композитор, сосредоточив внимание наблюдать за жизнью образов.

ЗАДАЧИ:

          1. Знакомство с образами лирико-эпического характера, драматическими образами, романтическими   образами.

  • 2. Научить гораздо глубже понимать три сферы, более чутко различать их интонационные особенности, жизненное содержание и особенности построения.
  • З. Научить учащихся делать разбор музыкальных произведений.
  • 4. Формировать интонационный словарь в процессе знакомства с основными жанрами музыки.
  • 5. Сосредоточить внимание на том, что называется музыкальной драматургии.

ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ: 

Три сферы музыки - песенность, маршевость, танцевальность,

образ: творческий замысел, стиль, синкретические виды искусства.

ЧАСТНЫЕ: 

Средства выразительности, формы, тональность, динамика, темп, ритм, построение, сонатное аллегро, цикличность.

УМЕНИЯ и НАВЫКИ:

  • Слушание - уметь дать анализ произведению, привести примеры, определить на слух принадлежность музыкальных произведений.
  • Хоровое пение - вырабатывать беглость, легкость, четкость звуков, точность интонирования, продолжать работу над исполнением интервалов, работа над певучестью, дыхание между фраз.
  •  Пластическое интонирование - ритмический рисунок, показ развития от пиано до фортиссимо, свободное дирижирование, составление несложных ритмических рисунков, передавать образы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Составлять несложные ритмические рисунки.

МУЗЫКОЗНАНИЕ: Прокофьев, Шуберт, Скрябин, Рахманинов, Бетховен, Равель, Лист, Сигер, Дварионас, Лаурушис, Шопен, Григ, Сибелиус, Бах, Огинский, Моцарт, Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: Латышские народные интонации, гармония, стиль, кульминация, сонатное аллегро.

7 класс

ЦЕЛЬ: Осознание важного эстетического понятия «Современность в музыке».

Музыка легкая должна отвечать таким же требованиям высокого художественного вкуса, как и серьезная, между ними нет четкой границы.

ЗАДАЧИ:

  • Осознание вечных тем в искусстве.
  • Развитие умения различать сонатно-симфонический цикл, основные музыкально-выразительные средства.
  • Знакомство с новыми жанрами в музыке, с основными признаками джаза.
  • Накопление знаний о музыке легкой и серьезной, формирование хорошего музыкального вкуса.
  • Помочь ученикам разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.
  • Реализм - основа подлинного искусства, сохраняющая его долговечность и способность дать искусству силу оставаться современным долгое _время после его создания
  • Выявить сходство и различие между оперой и опереттой.

УМЕНИЯ и ЗНАНИЯ:

  • Слушание - знакомство с новаторством стиля С. Прокофьева и Д. Шостаковича помогает подготовиться к восприятию музыки 20 века. Понимание и осмысление синтетических видов искусства - кино. Углубление понимания музыкально драматических жанров - оперы, балет. Знакомство с творчеством современных композиторов - Щедрин, Дунаевский. Различать и находить сходство в стилях композиторов. Понять и дать анализ тому, где встречаются примеры «легкой» И где «серьезной» музыки.
  • Хоровое пение- выработка мягкого, напевного звучания на правильном дыхании, умение сливаться со своей партией по высоте и тембру, используя возможности изменившегося в следствии мутации голоса. Научить подростков исполнять авторские песни с особой задушевностью и как бы личностным отношением.

ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ: три сферы музыки и их связь с жизнью

 

ЧАСТНЫЕ: 

Опера, оперетта, сюита, частушка.

МУЗЫКОЗНАНИЕ: 

Бах, Бетховен, Сигер, Штраус, Чайковский, Шуберт, Лобас, Шостакович, Дунаевский, Верди, Гершвин, Щедрин. Хачатурян, Кабалевский, Монтегюс, Леннон, Мийо, Прокофьев, Мусоргский.