«Работа над пьесой виртуозного характера (П. Шольц «Непрерывное движение»)»

Открытый урок с учащейся 2 класса Ли Сяо Мэн.

 

Цель урока: Формирование у учащегося художественных, технических навыков, как единое целое.

 

Задачи:

1.     Преодоление технических трудностей

2.     Выработка штриха сотийе

3.     Развитие художественного мышления

 

План урока:

1.           Вступительное слово

2.           Работа над техническими трудностями

·  Гамма G-dur

·  Работа над техникой левой руки

·  Работа над техникой правой руки

3.                                                                  Работа над произведением

·        Фразировка

·        Динамические оттенки

·        Интонация

4.                                                                  Проигрывание произведения целиком

5.                                                                  Заключительное слово

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Работа над пьесой виртуозного характера

(П. Шольц «Непрерывное движение»)»

Преподаватель ДМХШ «Соловушка»

по классу скрипки: Шахрай Н. В.

2015 год

Открытый урок с учащейся 2 класса Ли Сяо Мэн.

Цель урока: Формирование у учащегося художественных, технических навыков, как единое целое.

Задачи:

  1. Преодоление технических трудностей
  2. Выработка штриха сотийе
  3. Развитие художественного мышления

План урока:

  1.  Вступительное слово
  2.  Работа над техническими трудностями
  • Гамма G-dur
  • Работа над техникой левой руки
  • Работа над техникой правой руки
  1.  Работа над произведением
  • Фразировка
  • Динамические оттенки
  • Интонация
  1.  Проигрывание произведения целиком
  2.  Заключительное слово

1. Вступительное слово

Павел Яковлевич Шольц – советский скрипач, педагог и композитор. Годы жизни точно неизвестны, приблизительно он жил 90 лет с 1908г. по 2002г. Закончил Московскую консерваторию в классе Константина Георгиевича Мостраса.

Павел Яковлевич делал много переложений для струнных ансамблей, которые исполнялись на многих концертах. Работал в Симферопольском музыкальном училище имени П.И. Чайковского, в 1950-е годы был завучем училища. С 1964г. был организован струнный квартет педагогов, в который входил Павел Яковлевич Шольц. Он стал визитной карточкой отдела и назывался «Квартет ветеранов Великой Отечественной войны». Шольца считали «Чудаковатым» человеком. Он назначал ученику урок в 6 часов утра и приходил его будить, если тот не приходил на урок.

Умер П.Я. Шольц в Одессе, куда переехал к сыну виолончелисту после смерти жены пианистки.

        Одним из известных и исполняемых произведений П.Я. Шольца, является пьеса (этюд) «Непрерывное движение» - произведение для 2 класса музыкальной школы. Подходя к изучению этой пьесы, ученик должен владеть начальными навыками игре на скрипке.

Работа преподавателя и ученика заключается в умении донести до слушателя все выразительные приемы:

  • Тембр (окраска звука)
  • Фразировка
  • Динамика
  • Вибрация
  • Артикуляция
  • Штрихи

Это все то, о чем ученик должен иметь представление, и то над чем придется работать в дальнейшем, изучая произведение.

2. Работа над техническими трудностями

Работу мы начали с изучения гаммы Соль мажор – это некий фундамент для нашей пьесы, где мы отрабатывали технические приемы правой и левой рук, настраивались на тональность, работали над интонацией (построение тонов, полутонов). Играя гамму мы должны думать не только о технической стороне, но и художественной технике и динамике: восходящее движение на crescendo к кульминационной ноте (точке), а нисходящее на diminuendo. С самого начала у ученика надо развивать слуховой контроль.

        Сейчас мы начнем играть гамму соль мажор по 2,4,8,16 легато. Пальцы должны быть крепкие и активные в медленном темпе. А с увеличением темпа пальцы становятся более легкими. Играя гамму ты должна добиваться четкости пальцев, достаточно хорошей беглости, совершенной интонации и качества звука.

ИГРА

При увеличении темпа в левой руке, надо проследить за четким падением и отскоком (поднятием) пальца. При падении пальцы, как «молоточки», а «отскок» - как будто от чего-то горячего. Можно отрабатывать это упражнение без смычка, слушая, как стучат пальчики (подушечки) по грифу.

ИГРА

Играя гамму обрати внимание на два момента:

  1. Чтобы все полутона (фа#; соль; си до) были, как можно ближе, пальцы ставь плотнее.
  2. В нисходящем движении обрати внимание на 4 палец, его надо слегка вытянуть (не занижай).

Интонация – это самое главное в работе над гаммой.

ИГРА

Левая рука скрипача чаще развивается значительно быстрее, чем правая, потому, что движение пальцев более определенные, более наглядные. Их меньше и они проще. А когда ведешь смычок, кисть должна сгибаться, одновременно должны сгибаться пальцы, рука – и это достаточно сложно.

        Чтобы подойти к штриху «Сотийе», мы начинаем с изучения штриха «деташе».

«Деташе»– основа всех штрихов. Овладевая им, ученик должен сразу понимать, что штрихи нужны для того, чтобы передать музыкальное содержание произведения. При игре деташе в середине смычка, локоть правой руки должен быть на уровне струны, на которой играешь. И очень важно не забывать о движении руки (т.е. локтя) при переходе со струны на струну (рулевое движение локтя).

Начнем играть «деташе» в небыстром темпе в середине смычка. Необходимо следить за движениями плеча и предплечья. Рука должна активно, ритмично разгибаться и сгибаться в локтевом суставе с небольшим (незначительным) движением кисти.

ИГРА

А сейчас мы сыграем гамму, повторяя каждую ноту 4 раза, добавим темп и проследим, что происходит в правой руке.

ИГРА

Добавляется движение пальцев, кисть становится более активной и гибкой и уменьшается движение предплечья. В начальных классах этот штрих называют дубль штрих (подготовительный штрих к штриху сотийе)

ИГРА

Очень важно, чтобы движение пальцев левой руки всегда были опережающими и очень четкими. Четкость движения пальцев левой руки передается правой руке и штрих становится более легким и более воздушным.

ИГРА

Переход от «деташе» к «сотийе» не так скор и прост. Для того, чтобы перейти от достаточно крупного штриха «деташе» или даже легкого «деташе» к «сотийе» требуется определенное время (чем мы занимались на протяжении многих занятий).

        

        Штрих «Сотийе» - это легкий, бросковый, прыгающий штрих. Чтобы начать играть штрих «Сотийе» смычок надо развернуть немного (совсем чуть-чуть) на себя и совершенно без давления. Ощущение кисти должно быть, как будто её бросаешь (встряхиваешь, трясешь). Движение большого пальца, остальных пальцев, кисти должны быть не только легкими, свободными, но и должны соединиться в единое движение. Большой палец должен быть совершенно свободным, указательный палец легким, и свободная кисть. Нужно найти место в середине смычка, где смычок будет прыгать.

        Сейчас мы сыграем на одном звуке, акцентируя 1-ю ноту из 8 нот.

ИГРА

Также это упражнение можно играть на всех струнах. Игра на разных струнах дает ученику представление о разном звучании на различных струнах:

На «Ми» - это серебристое, легкое звучание

На «Ля» - лиричное звучание

На «Ре» - это звучание силы, уверенности

На «Соль» - это басовитость, солидность, тяжесть, сила в руке (прав.)

3. Работа над произведением

В работе над произведением стоит учитывать, что всё вышеперечисленное необходимо делать в совокупности и сразу, даже если произведение находится в стадии разбора, темп весьма сдержан и присутствует некая неуверенность в тексте. Прививать у ученика настрой на грамотное изучение материала нужно с самого начала, когда до конечной цели еще достаточно далеко.

        «Непрерывное движение» - это пьеса виртуозного характера. Темп Vivo – живо, тональность G Форма 3-х частная с заключением. Начинали изучение этого произведения с медленного темпа, играли разными вариантами штрихов (которые предварительно проходили и отрабатывали в гамме и на открытых струнах). Это:

- «Деташе» в середине смычка

- Легато по 2, 4, 8 нот на смычок

- Скольжение пальцев по струне (дети часто делают такую ошибку: вместо скольжения подушечкой пальца по струне, они делают движение кисти как при переходе)

ИГРА

Также с самого начала надо не забывать о фразировке, динамических оттенках, движении мелодии к кульминационным точкам за счет кресчендо и чистом интонировании. Верное интонирование мотива и правильное построение, и воспроизведение фразы – залог выразительной игры. Для детей младшего и среднего возраста, для удобства построения фразы, предложения можно подобрать или сочинить слова к данному произведению. Найти кульминацию фразы и передать это в музыке. Очень хорошо если ученик каждый мотив пропоет, посольфеджирует. Чтобы ученик мог услышать, понять свое исполнение и охарактеризовать его, - на уроке должен присутствовать постоянный показ преподавателя нужного звучания.

        Когда начинается работа с концертмейстером, то обязательно нужно дать ученику прослушать произведение целиком. Это может быть показ преподавателя, аудио или видеозапись.

Главное при игре с концертмейстером это слуховой контроль. Исполнение музыкального произведения с аккомпанементом нужно начинать с первых уроков знакомства с произведением, чтобы ученик сразу привыкал к нужному многообразному звучанию и чтобы в дальнейшем аккомпанемент не мешал ученику, а наоборот помогал выразительно исполнять поставленную задачу.

Мы с Аней сейчас покажем вышеперечисленные варианты работы над данным произведением.

ИГРА

4. Проигрывание произведения целиком

А сейчас мы вам покажем конечный результат нашей работы.

ИГРА

5. Заключительное слово

В заключении хочу сказать, что в работе над пьесой осуществляется художественное и техническое развитие скрипача. Работу над техническими трудностями нельзя отделить от работы над художественными образами. Достижение цели невозможно без правильно поставленных задач и их выполнения.

Большую роль в работе с учеником играет взаимопонимание ребенка и преподавателя, доверительное взаимоотношение. Что способствует, к успешному, музыкальному развитию учащегося.

C:\Documents and Settings\Power\Рабочий стол\текст.jpg