Статьи

Сащихина Наталия Сергеевна

Статья "Условия развития музыкальной одаренности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_usloviya_razvitiya_muz.odarennosti.docx24.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сащихина Н.С.

ПРОЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ДЕТСТВЕ И  ЕЁ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА.

Д. Дидро сказал когда-то: «Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». Так что это за «дворец», и как в него попасть? На  этот вопрос пытаются дать ответ философы, ученые, педагоги не одно столетие. Мы также постараемся приоткрыть эту тайну, взглянув на нее с точки зрения «музыкальной одаренности».

С начала XX века зарубежные и отечественные психологи начали решать задачу формулировки понятия «музыкальная одаренность», но и по сей день мы не найдем всеми принятого определения. Выделим некоторые из них.

Согласно одному, – музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей, то есть наличие блестящего музыкального слуха, феноменальной памяти, пластичного и прекрасно скоординированного двигательного «аппарата», невероятной обучаемости и титанической работоспособности.

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность — дар Божий. Это нечто неуловимое, что заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от хорошей обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гете, «не делится на разум без остатка».

Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Утверждается, что всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность [3, С.174].

Мы не считаем нужным оспаривать не одну точку зрения, напротив, каждая из них является истиной, поскольку они не противоречивы, а скорее обращаются к феномену музыкальной одаренности с разных сторон. Продолжая эту мысль, можно сказать, что, скорее всего, все эти определения описывают разные возрастные этапы жизни человека, а, следовательно, разное проявление музыкальной одаренности. Можно сказать, что одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском — обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления, творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости. Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, а вторая в большей степени соответствует подростковому и юношескому периоду, третья — музыкальной зрелости.

Поскольку моя профессиональная деятельность связана именно с детским и юношеским возрастами, то и мой исследовательский интерес направлен именно на раскрытие феномена «детской музыкальной одаренности».

На основе моего опыта и опыта других педагогов-музыкантов хотелось бы представить портрет современного музыкально-одаренного ребенка, то есть те отличительные черты, которые могут выделить его среди всех учащихся.

•Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-7 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г. Караян начал учиться игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. И.Менухин начал выступать с семи лет, а к одиннадцати годам уже достиг мировой славы. Н.Сарасате в пять лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в восемь дал первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление.

•Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе — обладающих хорошими музыкальными данными) — обычно между пятью и семью годами. С. Рахманинов в четыре года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена, Рихард Штраус в четыре года начал учиться на фортепиано, а в шесть - был уже автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.

•С самого раннего возраста одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров.

•В 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат.

•Часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы).

•Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают.

•Рано и свободно читают ноты с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении.

•Они определяются в своих музыкальных предпочтениях.

•Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.

•Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки.

•У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырем годам такие ребятишки зачастую играют по слуху, сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лег характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое (композитор А.Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно — на шестом году).

•Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно.

•С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать за инструментом.

•Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать своп сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.

Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одаренные дети в своем развитии опережают сверстников по крайней мере на два—четыре года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте).

Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей. В целом же необходимо еще раз подчеркнуть качественное отличие любой характеристики особо одаренных детей.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. На самом деле, многое из перечисленного выступает, скорее как, более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом музыкальной одаренности, обладающий высоким диагностическим весом. Так, способность точно интонировать, предшествующая появлению речи, иногда встречается у не отличающихся выдающимися способностями к музыке детей из музыкантских семей. В то же время некоторые выдающиеся музыканты ни в детстве, ни в зрелом возрасте не отличались способностью воспроизводить услышанную музыку по слуху. Другие с годами теряли часть ярких и важных детских способностей (например. у В.Софроницкого с годами пропал дар музыкальной импровизации)[3, 177].

Мой опыт работы с детьми показал, что, несмотря на все выше указанные яркие способности, которые могут проявляться у детей в возрасте от 3 до 8 лет, наиболее значимым показателем всегда будет служить эмоциональная отзывчивость на музыку. Очень часто мне приходилось сталкиваться с детьми, которые на первом прослушивании не могли проинтонировать элементарную мелодию, не обладали метро-ритмическим чувством, то есть имели явные пробелы в базовых музыкальных способностях, но несмотря на это пели эмоционально полностью отдаваясь художественному образу, могли рассказать о музыке, которая им нравится и объяснить почему нравится, когда они слушали музыкальное произведение, они погружались  в него и мыслями и чувствами. Уже через месяц или два такие ребята делали гигантский скачок в развитии своих музыкальных способностях, а еще через некоторое время я и мои коллеги говорили о явной музыкальной одаренности заложенной в ребятах. Поэтому я остаюсь приверженцем мнения, что все проявления детской музыкальной одаренности крайне индивидуальны, готовых шаблонов не существует, уровней и степеней одаренности не может быть в природе, так как каждый человек, а уж тем белее маленький человек, представляет собой уникальную и неповторимую планету, на которой неизвестно когда, где и как проявит себя одаренность. Для меня задача педагогов предстает в создании условий для проявления всего самого лучшего, что есть в человеке, в том числе и музыкальной одаренности. А то как это сделать я вижу в теоретических принципах М. Берлянчика, которые можно рассмотреть, как условия для развития детской музыкальной одаренности [1, С.26].

-Принцип развития одаренности через системно организованное воспитание и обучение (формирования комплекса способностей и навыков).

-Принцип определяющего значения окружающей музыкальной среды.

-Принцип выявления и целенаправленного обогащения доминирующего компонента в индивидуальной структуре одаренности.

-Принцип определения, стимулирования саморазвития и целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в индивидуальной структуре одаренности.

Имея в основе своей работы данные принципы и дополняя их своим желанием развивать детей, я вижу результаты. Для меня все дети, с которыми я начинаю работать, становятся одаренными, если верить в их силы, возможности, способности. Но как уже отмечалось выше на самое первое место при работе с выявлением одаренности и её развитием я ставлю эмоциональную сферу и считаю, что развитие именно этой области личности ребенка помогает в развитии музыкальной одаренности. Поэтому привожу некоторые необходимые, на мой взгляд, психолого-педагогические условия для развития эмоциональной сферы ребенка с точки зрения музыкальности:

-развитие мотивационно-ценностного компонента в отношении вокально-хоровой деятельности, за счет специальных приемов организации репетиционного процесса (пение с движениями, театрализация песен, подбор визуального ряда эмоционально соответствующего изучаемому материалу);

-активизация познавательной деятельности, находящаяся в непосредственной связи с эмоциональной включенностью в процессе вокально-хоровой деятельности за счет когнитивной оценки ребенком ситуации, созданной в процессе занятий и в исполняемом музыкальном материале;

-стимулирование развития эмоциональной сферы за счет опоры на контрастное сопоставление базовых эмоций выраженных на эмоционально насыщенном музыкальном материале.

Об уровне своей работы, о степени проявления одаренности моими воспитанниками я сужу по итогам конкурсов, на которых они участвуют, по тому как они себя проявляют, как они меняются от одного фестиваля или конкурса к другому, а также по осознанности ребят того общего дела, над которым мы работаем.

Проблема одаренности всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

Во все времена критерии одаренности оценивали достаточно по-разному, а порой даже противоречиво. Природа сама выбирает личностей, которых наделяет даром, но мы – педагоги, можем этот дар извлечь, поднять его, помочь ребенку применять свою «силу» в правильном, положительном русле и тем самым, способствовать общечеловеческому развитию.

Литература

1.Берлянчик М.М. Проблемы одаренности//Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. -  М.: 1983. - 200 с.

2.Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: 1997. - 384 с.

3.Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

4.Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

5.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика,1985. Т.1. 328 с.