Сценарий классного часа на тему "История возникновения и развития жанра музыкального этюда"

Баранова Елена Алексеевна

 Данный творческий проект предназначен для преподавателей фортепиано  ДМШ и ДШИ. В нем представлен сценарий классного  часа на тему «История возникновения и развития жанра музыкального этюда». Предлагаемый сценарий поможет  познакомить  учащихся с историей возникновения, становления и развития жанра музыкального этюда, а так же с композиторами, которые сыграли большую роль в развитие этого жанра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx38.69 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_klassnomu_chasu.pdf1.5 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Егорьевская детская музыкальная школа»

Московская область г. Егорьевск

Сценарий

классного часа с использованием ИТК на тему

История возникновения и развития жанра музыкального этюда

Выполнила:

преподаватель фортепиано

Баранова Елена Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

Данный творческий проект предназначен для преподавателей фортепиано  ДМШ и ДШИ. В нем представлен сценарий классного  часа на тему «История возникновения и развития жанра музыкального этюда». Предлагаемый сценарий поможет  познакомить  учащихся с историей возникновения, становления и развития жанра музыкального этюда, а так же с композиторами, которые сыграли большую роль в развитие этого жанра.  Использование мультимедийной презентации (видео презентации выложено в интернете http://youtu.be/kul90D1ZHKg)  способствует более качественному усвоению материала,  так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, слуховой и эмоциональный. 

 Этюды являются неотъемлемой частью музыкального репертуара учащихся. По большей части на них нарабатываются двигательные навыки, навыки координации движений, осваиваются аппликатурные принципы и основные формулы движения, совершенствуется техническое мастерство (беглость, артикуляция, точность звукоизвлечения). Работа над этюдами позволяет активно развивать слуховой контроль, воспитывать такие качества как воля, выносливость, быстрота реакции, тем самым способствуя активизации и мобилизации состояния во время музицирования, поддерживает хорошую техническую форму. Работа над этюдами начинается с самых первых шагов и продолжается на протяжении всей исполнительской деятельности учащихся.

Казалось бы, этюды являются важной составляющей обучения с первого класса. Однако на практике я столкнулась с тем, что дети плохо понимают, что такое этюд, не знают истории его возникновения. Поэтому я выбрала именно эту тему  классного часа для учащихся 1-4 классов.

Тема работы:  История возникновения и развития жанра  музыкального этюда

Цели работы:

  • развитие интересов и способностей учащихся;
  • удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности.

Задачи:

  • формирование системы знаний об  истории появления и развития жанра музыкального этюда;
  • формирование потребности в профессиональном образовании;
  • развитие общей музыкальной и художественной культуры;
  • развитие личностных качеств учащихся посредством музыки;
  • создание условий для творческой самореализации учащихся;
  • воспитание любви к музыкальной культуре.

Возраст участников: от 7 до 12 лет.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • презентация;

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: тематическая лекция с презентацией.

Время проведения: внеурочное.

Подготовительная работа:

  • сбор информации;
  • анализ и обработка собранной информации;
  • составление сценария;
  • подготовка презентации.

        

Структура классного часа:

  1. Рассаживание детей.
  2. Сообщение темы.
  3. Начало лекции с показом презентации.
  4. Подведение итогов.

Ход классного часа:

Слайд №1

 Здравствуйте ребята. Тема нашего классного часа «История возникновения и развития жанра музыкального этюда». Все вы играете этюды. А вы задумывались когда-нибудь, что такое этюд? Как он возник? Я постараюсь ответить на эти вопросы.

Слайд №2

Этюд как явление культуры широко представлен в различных сферах человеческой деятельности.

  • Этюд - в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения.
  • Этюд - один из видов шахматной композиции.
  • Этюд - в театральной педагогике - упражнение для совершенствования актерской техники.
  • Этюд - в музыке - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Слайд №3

Музыкальные произведения для овладения разными приёмами игры, которые еще не были названы  этюдами, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные "упражнения" были очень разнообразны, без какой-либо системы. Ранние учебники, например "Разнообразные уроки для лютни", включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог быть как  от простого к сложному, так и быть вперемешку. Упражнения в сборнике "30 упражнений для клавесина" Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ. Все изменилось в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано,  как домашнего инструмента. Этюд сформировался как самостоятельный жанр.

Слайд №4

В первой половине XIX века появились различные виды этюдов - инструктивный, характеристический и концертно-художественный.

Среди инструктивных этюдов можно выделить этюды на разные виды техники (мелкую, крупную, и т.п.), ритмические этюды. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и других. Такие этюды играет каждый из вас.

Слайд № 5

 Давайте вспомним композиторов, написавших инструктивные этюды, это - Антуан Анри Лемуан, Густав Корнелиус Гурлитт, Карл Альберт Лешгорн, Генри Жером Бертини.

В исполнении  Оброковой Елизаветы(2 кл.) звучит Этюд №4 (соч.37) А.Лемуана.

  И, конечно же, мы не можем не сказать о творчестве Карла Черни.

Слайд №6

Карл Черни - австрийский композитор, пианист и педагог. 
В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Создал одну из крупнейших пианистических школ первой половины XIX века. Среди учеников – Ференц  Лист, Теодор Лешетицкий. Важную роль наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения. Более 800 произведений, связанных с разработкой  техники игры на фортепиано, написано Карлом Черни.

Звучит  Этюд №24 op.299 К. Черни.

Слайд №7

Этюды многих композиторов XIX века имели поэтически-образную основу. Поэтому появились сборники «характеристических», «экспрессивных» и «мелодических» этюдов. Среди характеристических этюдов выделяются этюды Игнаца  Мошелеса. Их можно назвать ранними образцами программно-романтического этюда, оказавшими определенное влияние на развитие жанра, в том числе в сфере концертного этюда. А сейчас ребята,  мы с вами послушаем один этюд из четырех «Больших концертных этюдов» И. Мошелеса.

Характеристические этюды не стали популярными и востребованными. Ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами. Концертный этюд – это  этюд, предназначенный не для развития техники в учебном классе, а для демонстрации её в концертном зале. Расцвет концертного этюда становится новым этапом развития жанра. Этюды насыщаются программным содержанием, происходит укрупнение формы, обогащение ее концертными элементами. Тип концертного непрограммного этюда представлен в творчестве Шопена. 

Слайд №8

Фридерик Шопен - польский композиторпианист-виртуозпедагог. Им написано 27 этюдов. Шопен становится смелым новатором в подходе к трактовке жанра: во-первых, его этюдам свойственны свобода и импровизационность исполнения; во-вторых,  композитор воплощает принцип «пения на инструменте», вопреки  природной специфики фортепиано. Почти все шопеновские этюды подчеркнуто «техничны», их исполнение требуют от пианиста подлинной артистической виртуозности, не случайно они и сегодня остаются «пробным камнем» пианистического мастерства. Но специфика шопеновских этюдов не в виртуозных сложностях, а как раз в обратном – в их абсолютном подчинении творческим задачам. Виртуозная техника здесь выступает не как цель, а как средство раскрытия художественного образа.

Слайд №9

Сейчас ребята, мы посмотрим с вами видеофрагмент, на котором всемирно известный музыкант, гениальный пианист XX века С. Рихтер исполняет этюд №12(op.10) Ф. Шопена.

Слайд №10

Программные концертные этюды представлены в творчестве  Ференца Листа. Речь идет о  цикле «Двенадцать этюдов высшего исполнительского мастерства» («Блуждающие огни», «Мазепа», «Дикая охота», «Метель»). Сюжетность, картинность этюдов, заложенные композитором в программе этих сочинений, достигают эффекта яркой визуализации и театральности в воплощении образов. Всего им написано 55 этюдов, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу. Этюды явились вершиной и обобщением виртуозно-концертного стиля Листа. В его творчестве жанр концертного этюда прошел большой и интересный путь, неразрывно связанный с эволюцией его фортепианного стиля.

Слайд №11

В исполнении победителя  конкурса  имени  П. И. Чайковского Бориса Березовского мы послушаем Этюд «Блуждающие огни» Ф. Листа.

Слайд №12

Особый путь проходит жанр этюда в творчестве русских композиторов. Линию листовских этюдов продолжили А.Г. Рубинштейн, С.М. Ляпунов. А этюды А.К. Лядова, A.C. Аренского и А.Н. Скрябина представляют собой фортепианные миниатюры, в которых явно ощутимы традиции Ф. Шопена. На стыке XIX и  XX веков появляются этюды достаточно масштабные, написанные на разные виды техники, вплоть до этюдов-картин C.B. Рахманинова.

Слайд №13

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист – виртуоз, дирижер. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова  органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического  языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента – фортепиано. В их числе 15 этюдов-картин. Многие из них завоевали широкую популярность на концертной эстраде и принадлежат к излюбленным сочинениям виртуозного пианистического репертуара.

Слайд №14

Сейчас ребята, мы с вами послушаем запись от 16 декабря 1925 года. Сам композитор, С. Рахманинов, исполняет Этюд №6 op.№9.

Слайд №15

Давайте теперь подведем итог  всему услышанному и увиденному. Ответьте на ряд вопросов:

  • Что такое этюд?
  • Как возник жанр этюда?
  • Какие виды этюдов вы можете назвать?
  • Кого из композитор вы запомнили?

Дорогие ребята, я надеюсь, что информация, полученная сегодня, поможет вам осмысленно подойти к работе над этюдами. Вы будете с большим старанием работать над развитием пианистической техники и сможете в будущем исполнить прекрасные этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова.

Слайд №16

Список использованных источников и литературы:

  1. А.Д.Алексеева. История фортепианного искусства. - М. Музыка, 1998.
  2. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2004. – 144с.
  3. Маслова Т.Ю. Фортепианные этюды А.К.Глазунова: концертная трактовка жанра. // Искусство и образование.- 2012, №1.
  4. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике./Сост. С.М. Стуколкина. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2007. – 392 с.
  5. Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. – СПб.: Композитор, 1999. – 68 с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com