Программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" 1 - 4 классы

Болоткова Марина Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки" , включающая в себя хоровое исполнительство, изучение нотной грамоты и слушание музыки в начальных классах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx53.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Веселые нотки»

        класс  1-4 классы                                  

        учитель Болоткова М.В.          

        учебный год    2014/2015 гг        

г. Нерюнгри РС(Я)  2014/2015 гг.

Пояснительная записка.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.  Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.  Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе - это эффективная форма работы с детьми разного возраста.

           Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

          Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении  задач преобразования. Система российского образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме:   современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

          Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

         Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «Весёлые нотки», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.      

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

      Задачи:

      1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

           Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.

Концепция содержания курса «Веселые нотки».

  • Воздействие музыкального  искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение  действительности в художественных звуковых образах,  активно воздействующих на психику человека. Музыка  способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.
  • Музыкальное  искусство включает в себя личность композитора, музыканта,  который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.
  • Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.
  • Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека.  
  • Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке,  включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.

 Программа предполагает реализацию следующих принципов:

  • Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
  •  Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
  • Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
  •  Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
  • Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. 

В основу программы  «Весёлые нотки» для  организации  творческого

процесса воспитания вокалистов  в условиях школьного кружка положены,   в первую очередь,  практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития певческих  навыков,    предостерегал от  увлечения темпом обучения и учил осторожному  подходу к молодому голосовому аппарату.

        Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова  принят мной как один из основополагающих.  По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых    поют   странные  забавные упражнения,  и  это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

        Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

       Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

 Основные  принципы содержания программы:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,

  1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,

особенности мышления и фантазии.

  1. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года  обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.        

4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Место факультативного курса в учебном плане

                Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые  результаты  освоения  предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного  курс.

Универсальные  учебные  действия.

Личностные УДД:  

- Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой  деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Познавательные УДД:

- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УДД:

- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения,   уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

 

Содержание программы.

          Программа имеет четырёхуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру. И содержит следующие разделы:

Разделы

Общее кол-во часов

Практика

Теория

1. Вокально – хоровые навыки

88

78

10

2. Музыкально –теоретическая подготовка

27

8

19

3.Концерт –  исполнительская деятельность

23

23

-

Итого:

138

109

29

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок,  песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

1

1

0

Групповые

 2.

Певческая установка. Дыхание.  

2

0,5

1,5

Групповые

3.

Распевание.

9

1

8

Групповые

4.

Вокальная позиция.

2

0,5

1,5

Групповые

5.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

5

0,5

4,5

Групповые

6.

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

4

1

3

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

0,5

2,5

Групповые

9.

Праздники, выступления.

6

6

Конкурсы, праздники

Итого

33

6

27

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 1 год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник  должен знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Учебно–тематический план

(2-й год обучения)

Цель:  сформировать у обучающихся  основы вокальных умений и  навыков  через  усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо- вание певческих навыков

2

0,5

1,5

Групповые

2.

Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие  вокалисты.  Вокальные навыки

2

2

0

Групповые

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Выявление индивидуальных красок голоса.

8

0

8

Групповые

4.

Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

5

1

4

Групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку.  

Сценическая культура.

3

0

3

Групповые

6.

Дикция. Вокальные навыки.

3

0,5

2,5

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, праздники

Итого

35

6

29

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник  должен знать, понимать:  

      - соблюдать певческую установку;

      - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

     - великих  вокалистов России и мира;

уметь:

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - точно повторить заданный звук;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;

      - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

       - характеризовать выступления великих вокалистов

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Учебно–тематический план

(3-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала,   совершенствованию  исполнительского мастерства.

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-тика

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование  певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3

1

2

Групповые

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

2

0

2

Групповые

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

7

2

5

Групповые

4.

Дикция.  Расширение диапазона голоса.

4

0

4

Групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

4

1

3

Групповые

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

0

3

Групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

Групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

Групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, праздники

Итого

35

6

29

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 3  год обучения) 

В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник  должен знать, понимать:  

     - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

уметь:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Учебно–тематический план

(4-й год обучения)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала,   совершенствованию  исполнительского мастерства.

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Общее кол-во

Теория

Прак-тика

1.

Введение, владение голосовым аппаратом. Использование  певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3

1

2

групповые

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.

3

0

3

групповые

3.

Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков.
Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

7

2

5

групповые

4.

Дикция.  Расширение диапазона голоса.

4

0

4

групповые

5.

Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

3

1

2

групповые

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

0

3

групповые

7.

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

0

групповые

8.

Работа над сценическим образом.

3

1

2

групповые

9.

Праздники, выступления.

8

0

8

Конкурсы, мероприятия

Итого

35

6

29

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 4  год обучения)  

 В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник  должен знать, понимать:  

    - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

уметь:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Список литературы:

  1. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.
  3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.
  4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  5. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
  8. Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.
  9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.
  10.  Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.
  11.  Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.
  12.  Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.        ,

Материально- техническое обеспечение программы:

А)Специфическое сопровождение (оборудование):

-портреты композиторов, исполнителей, художников.

-Репродукции картин, иллюстрации.

-Библиотека книг для занятий, дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

- Фонограммы, ноты.

Б)Электронно-программное обеспечение:

-записи музыкальных произведений,

-видеофильмы,

-презентации к занятиям

В) Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, ноутбук

-демонстрационный материал,

-музыкальный центр,

-магнитная доска.

    Р е с п у б л и к а   С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е    О Б Р А З О В А Н И Е

«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й   Р А Й О Н»

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я    Р А Й О Н Н А Я   А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                               Гимназия   № 2 города Нерюнгри                                 

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 –26 –44,

 e-mail: sh04@nerungri.edu.ru

       

ПРИНЯТО        УТВРЖДАЮ

Педагогическим советом        Директор МБОУ Гимназия №2

МБОУ Гимназия №2                                                 г. Нерюнгри

г. Нерюнгри                                                                                     _______О.А. Вицина

Протокол №                                                                                «____»________20___г.

от «___» __________  20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Веселые нотки»

        класс  1-4 классы                                  

        учитель Болоткова М.В.          

        учебный год    2014/2015 гг        

г. Нерюнгри РС(Я)  2014