Программа Гитара 5 - 7 обучения

Программа по классу класическая гитара 5 - 7 лет обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа гитара 5-7 лет150 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств

                                      муниципального района Ишимбайский район

                                                          Республики Башкортостан

Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________20  г.

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДОД

ДШИ МР ИР РБ

_______________Мирошниченко Т.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету гитара

5 – 7 лет обучения

                                        Срок реализации программы 5 – 7 лет

                                                                                              Составитель :                                                                      

                                                                           Преподаватель класса гитары                                  

                                                                               МАОУ ДОД ДШИ МР ИР РБ                                                                                          

                                                                                             Глухова Л.В.

                                                           

                                                                          2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Все программы имеют художественно-эстетическую музыкальную направленность. В общей системе художественно-эстетического воспитания одно из важных мест занимает гитарное исполнительство. Большая роль принадлежит классу гитары музыкальных школ, который ставит своей целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к музыкальной культуре, дать практические знания и навыки.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Данная программа разработана для обучающихся по классу гитары на основе программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), 1988 г., составитель Г. А. Ларичев и примерной программы по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная), 2002 г., составители В. А. Кузнецов и А. Ф. Гитман.

Целью общего музыкального образования формирование культуры обучающихся как общей культуры.

Задачи - научить, сформировать, воспитать. Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем обучающимся, школа готовит также кадры для среднего профессионального звена.

Важной задачей школы на современном этапе является развёртывание художественно-просветительской работы, пропаганде всего наиболее ценного и значимого в искусстве.

Осуществление    этих   задач   принесёт   большую   пользу   развитию   нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль   в совершенствовании воспитательной работы в школе.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

Данная программа отличается от уже существующих в первую очередь репертуаром, используемым в процессе обучения.

Причины внесения изменений:

а) Изменение социально-экономической ситуации.

б) Информационная перегруженность детей.

в) Ухудшение состояния здоровья современных детей.

г) Изменение требований к содержанию и оформлению образовательных программ.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству:

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка; Взаимодействие педагога с семьей учащегося;

- знакомство обучающихся с достижениями мировой культуры;

- поддержание соответствующего уровня образования, позволяющего выпускникам продолжить учебу в средних учебных заведениях;

- предоставление обучающихся возможности участия в различных фестивалях, конкурсах, концертах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Срок реализации данной рабочей программы – 5-7 лет. Профессионально ориентированные учащиеся по решению Педагогического совета могут продолжить обучение в 6-8 классе.

Формы и режим занятий

Занятия проходят в форме индивидуального урока, два раза в неделю.

Краткие методические указания

В начале обучения в музыкальной школе обучающихся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Репертуар обучающегося должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы обучающихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произведения русских, советских и зарубежных композиторов, полифонические произведения, обработки народных песен и танцев.

При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности обучающегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

В отдельных случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включать в индивидуальный план для обучающихся со слабыми данными отдельные произведения из репертуара предыдущего класса, а для профессионально ориентированных учащихся пьесы из репертуара следующего класса.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы обучающихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям обучающихся.

Посадка

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение

Постановка правой руки

Постановка правой руки — один из важнейших компонентов формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

Звукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка — не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.

Приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо — прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.

Постановка левой руки

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне увеличивается.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.

          Контроль успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

Оценка ОТЛИЧНО выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено  индивидуальное  отношение  к исполняемому произведению  для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами,  а также приемами качественного звукоизвлечения

Оценка ХОРОШО выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению однако допущены небольшие технические и стилистические неточности .

Обучающиеся  демонстрирует     применение     художественного      оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются     небольшие     погрешности,     не     разрушающие     целостность исполняемого произведения.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется за игру, в которой обучающиеся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Учет успеваемости

Успеваемость обучающихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах (5 и 7 классы) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8 классы). В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года обучающихся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

В остальных классах обучающиеся , как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически, 2-3 раза в полугодие. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным обучающимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятие приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступление ученика в году.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

а)оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

б)оценка ученика за выступление на академическом концерте и перевод ном зачете, а также результаты контрольных уроков;

в)другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования по классам

СРОК ОБУЧЕНИЯ 7 (8) ЛЕТ

В течение года педагог должен проработать с обучающимся :

Первый   класс

Гаммы До, Соль мажор, ля минор трех видов в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций;

4-6 этюдов с несложной фактурой, .простым ритмическим рисунком;

8-10 пьес различного характера.

Второй   класс

Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в ключе в 1-2 октавы; хроматическую гамму в 1-й позиции; 6-8 этюдов на аккорды, арпеджио; 8-10 пьес различного характера.

Третий    класс

Гаммы До мажор и ля минор в аппликатуре А. Сеговии; типовые  мажорные  двухоктавные  гаммы  с  каденциями; хроматическую трехоктавную гамму;

7-8 этюдов на аккорды, арпеджио, легато и др.;

7-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Четвертый   класс

Гаммы Соль мажор и ми минор трехоктавные; мажорные трехоктавные гаммы в типовой аппликатуре;*

5-7 этюдов на различные штрихи;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли); несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Пятый   класс

Гаммы Ми, Фа мажор трехоктавные; до минор; минорные двухоктавные гаммы в типовой аппликатуре в различном ритмическом оформлении;

4-6 этюдов на различные штрихи;

6-8 пьес различного характера, включая полифонические произведения, ансамбли, аккомпанементы;

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Шестой   класс

Гаммы Си мажор, соль, си минор трехоктавные с каденциями; минорные трехоктавные гаммы в типовой аппликатуре в различном ритмическом оформлении;

4-6 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

5-6 пьес различного характера (включая ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведении в плане чтения нот с листа.

Седьмой   класс

Гаммы мажорные и минорные во всех тональностях в различном ритмическом оформлении; гаммы терциями, секстами, октавами;

4-5 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы;

4-6 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы) ,

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Восьмой   класс   (класс   профориентации)

Все гаммы в различном ритмическом оформлении, с каденциями и арпеджио;

4-5 этюдов на различные виды техники;

2 полифонических произведения,

2 произведения крупной формы;

4-6 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Годовые требования по классам

СРОК ОБУЧЕНИЯ 5 (6) ЛЕТ

Первый   класс

Мажорные и минорные гаммы (трех видов) в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций; хроматическую гамму в 1-й позиции; каденции к указанным гаммам;

6-8 этюдов с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком;

8-10 пьес различного характера.

Второй   класс

Гаммы До мажор и ля минор в аппликатуре Ф.Карулли

двухоктавные мажорные гаммы в типовой аппликатуре в различных тональностях; хроматическую гамму трехоктавную; 6-8 этюдов на аккорды, арпеджио; 8-10 пьес различного характера (в том числе ансамбли).

Третий   класс

Гаммы Соль мажор и ми минор в аппликатуре А. Сеговии;** гаммы мажорные трехоктавные в типовой аппликатуре; 4-6 этюдов на разные штрихи; 2 полифонических произведения; 1 произведение крупной формы;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли); несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Четвертый   класс

Гаммы Ми, Фа мажор трехоктавные; до минор; минорные двухоктавные гаммы в типовой аппликатуре; гаммы терциями, секстами;

5-6 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Пятый   класс

Гаммы Си мажор, соль, си минор трехоктавные с каденциями; минорные трехоктавные гаммы в типовой аппликатуре в различном ритмическом оформлении; гаммы октавами, децимами;

4-6 этюдов на различные штрихи;

2 полифонических произведения; 1 произведение крупной формы;

6-8 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа.

Шестой   класс  (класс   профориентации)

Все гаммы в различном ритмическом оформлении, с каденциями и арпеджио;

4-5 этюдов на различные виды техники;

2 полифонических произведения;

2 произведения крупной формы;

4-6 пьес различного характера (в том числе ансамбли, аккомпанементы);

несколько произведений в плане чтения нот с листа

Примерный перечень произведений

                                 СРОК ОБУЧЕНИЯ 7 (8) ЛЕТ

Первый класс

Калинин сб. «Юный гитарист» одноголосные пьесы и этюды

Гладков «Песенка львёнка и черепахи»

Рубец «Вот лягушка на дорожке»

Козлов «Полька»

Иванов «Полька»

Шумеев «Качели»

Калинин «Вальс» (a-moll)

Калинин «Полька»

Калинин «Прелюдия» (G-dur) №1 и №2

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Р.н.п. «Летал голубь»

Р.н.п. «Как под горкой»

Японская н.п. «Луна и туча»

Бел.н.п. «Савка и Гришка»

Укр.н.п. «Нiч яка мiсячна»

Карулли «Вальс» (C-dur), (e-moll)

Джульяни «Экосез»

Каркасси «Андантино» (C-dur)

Каркасси «Прелюдия» (C-dur), (a-moll)

Каркасси «Этюд» (a-moll)

Калинин «Этюд» (a-moll)

Фетисов «Этюд» (C-dur)

Панайотов «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (d-moll)

Накахима «Этюд» (a-moll)

Иванов-Крамской «Этюд» (C-dur) – Кирьянов сб. «Школа» стр. 63

Второй класс

Иванов «Полька» (ред. Шумеева)

Шумеев «Чешская полька»

Флинт «Кантри-вальс»

Калинин «Маленький испанец»

Иванов-Крамской «Шутка»

Поврозняк «Марш»

Мокроусов «Одинокая гармонь»

Рехин «Грустная песенка для Лауры»

Кошкин «Пиноккио»

Польская н.п. «Красное яблоко» (обр. Шумеева)

Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр. Яшнева)

Р.н.п. «Ой, при лужку» (обр. Калинина)

Р.н.п. «Во сыром бору тропина» (обр. Токарева)

Р.н.п. «Люблю грушу садовую»

Польский н.т. «Мазурка»

Эст.н.п. «Деревянное колесо»

Каркасси «Полька»

Каркасси «Пьеса»

Каркасси «Прелюд» (a-moll), (Е-dur)

Фетисов «Андантино»

Каркасси «Аллегретто» (C-dur)

Каркасси «Андантино» (a-moll)

Джульяни «Алегро»

Иванов-Крамской «Прелюдия» (e-moll)

Карулли «Прелюдия»

Каркасси «Модерато»

Каркасси «Упражнение» (e-moll)

Карулли «Этюд»

Хенце «Этюд» (e-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (a-moll) – Кирьянов сб. «Школа» стр. 58

Сор «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (C-dur), (d-moll)

Каркасси «Этюд» (a-moll), (e-moll)

Иванов-Крамской «Этюд» (C-dur)

Джульяни «Этюд» (C-dur) – сб. «Юный гитарист» стр. 44

Диабелли «Этюд» (D-dur)

]

Третий класс

Р.н.п. «Утушка луговая» (обр. Иванова-Крамского)

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Фомин «Ехали цыгане» (обр. Крохи)

Р.н.п. «Как по морю» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ты поди, моя коровушка, домой» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ах ты, зимушка-зима» (обр. Калинина)

Р.н.п. «Ой, при лужку» (обр. Калинина)

«Вальс» (обр. Поврозняка)

Фортеа «Вальс» (a-moll)

Карулли «Вальс с вариациями» (C-dur)

Карулли «Вальс» (C-dur) – Гитман сб. стр. 55

Каркасси «Сицилиана»

Лози «Каприччо»

Милано «Канцона»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Карулли «Сонатина» (G-dur)

Карулли «Рондо» (a-moll)

Молино «Рондо»

Каркасси «Этюд» (e-moll)

Шумидуб «Этюд» №2 (e-moll)

Диабелли «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (F-dur)

Кост «Этюд» (a-moll)

Джульяни «Этюд» (C-dur)

Таррега «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (a-moll) – Шумидуб сб.

Иванов-Крамской «Этюд» (Е-dur)

Карулли «Этюд» (А-dur)

Кост «Этюд» (D-dur), (a-moll)

Сор «Этюд» (a-moll)

Четвёртый класс

Фомин «Ехали цыгане» (обр. Крохи)

Р.н.п. «Пойду ль я» (обр. Иванова-Крамского)

«Цыганская венгерка» (обр. Поняева)

Р.н.п. «Калинка» (обр. Шумеева)

Р.н.п. «Помнишь ли меня, мой свет» (обр. Крохи)

Косма «Осенние листья»

Альберт «Чувство»

Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» (аранж. Колосова)

Маккартни-Леннон «Вчера» (аранж. Гитмана)

Макаревич «Свеча» (аранж. Фридома)

Н. Рота «Слова любви» (аранж. Фридома)

Визбор «Милая моя» (аранж. Фридома)

Новиков «Эх, дороги»

Фортеа «Вальс» (G-dur)

«Вальс» (обр. Поврозняка)

Виницкий «Босса-нова»

Милано «Канцона»

Рокамора «Мазурка»

Таррега «Слеза» прелюд

Де Видаль вариации на тему «Фолии»

Вертолли «Романс»

Кост «Баркарола»

Санз «Эспаньёлетта»

Скарлатти «Менуэт»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Калинин «Прелюдия» (a-moll)

Карулли «Рондо» (G-dur)

Иванов-Крамской «Прелюдия» (a-moll)

Карулли «Сицилиана»

Джульяни «Этюд» (e-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Таррега «Этюд» (e-moll)

Виницкий «Этюд» №5

Феррэ «Этюд» (G-dur)

Карулли «Этюд» (G-dur)

Кост «Этюд» (D-dur)

Карулли «Этюд» (А-dur), (a-moll)

Джульяни «Этюд» №5

Агафошин «Этюд» (e-moll)

Этюд-танец «Zambra»

Этюд-танец «Gallegada»

                                         

                                               Пятый класс

Анзаги «Одиночество»

Затынченко «Танец»

Тёмкин «Зелень лета» (перелож. Альмейды)

Папас «Испанский танец»

Богословский «Тёмная ночь»

Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Затынченко «Белый цветок»

Милано «Канцона»

Альберт «Чувство»

Таррега «Слеза» прелюд

Кост «Баркарола»

Карулли «Рондо» (G-dur)

Сагрерас «Элегия» (Е-dur)

Семензато «Шоро»

Паганини «Сонатина» (C-dur)

Вариации на тему р.н.п. «Ой, при лужку» Александров

Вариации на тему р.н.п. «У нас нонче субботея» Александров

Р.н.п. «Хуторок» (обр. Шумеева)

Калинин «Этюд» (e-moll)

Каркасси «Этюд» №7 (a-moll)

Джульяни «Этюд» (e-moll)

Агафошин «Этюд» (e-moll)

Этюд-танец «Zambra»

Этюд-танец «Gallegada»

Феррэ «Этюд» (e-moll)

Фридом этюд «Буги-вуги»

Виницкий «Этюд» №5

Таррега «Этюд» (e-moll)

Шестой класс

Джульяни «Сонатина» (C-dur)

Фулич «Прелюд»

Каркасси «Менуэт»

Сор «Галоп»

Ган «Медленный вальс» (перелож. Фетисова)

Косма «Осенние листья» (аранж. Кирьянова)

Иванов-Крамской «Грустное настроение»

Гильермо «Испанское каприччо»

Иванов-Крамской «Песня без слов»

Гурилёв «Колокольчик»

Булахов «Не пробуждай воспоминаний»

Р.н.п. «Ах ты, душечка» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Помнишь ли меня, мой свет» (обр. Крохи)

Вариации на тему песни Варламова «Красный сарафан» Сазонов

Ц.н.п. «Разжигаю я костёр» (обр. Орехова)

Р.н.п. «Вот мчится тройка почтовая» (обр. Дителя)

Джульяни «Этюд» (e-moll) оп. 100 №13

Джульяни «Этюд» №5

Сор «Этюд» (d-moll)

Воронцов «Этюд» (e-moll)

Седьмой класс

Р.н.п. «Тонкая рябина» (обр. Иванова-Крамского)

Вариации на тему укр.н.п. «Ехал козак за Дунай» Иванников

Венгерский танец «Чардаш»

Гомес «Романс»

Дубовицкий «Романс» (e-moll)

Каркасси «Рондо» (С-dur)

Джульяни «Ария с вариациями»

Молино «Соната» (G-dur) – II часть

Джульяни «Сонатина» (C-dur) – III часть «Рондо»

Пухоль этюд «Шмель»

Каркасси «Этюд» (А-dur) №23

Сор «Этюд» (А-dur)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Примерный перечень произведений

                                  СРОК ОБУЧЕНИЯ 5 (6) ЛЕТ

Первый класс

Калинин сб. «Юный гитарист» одноголосные пьесы и этюды

Шумеев «Осенняя песенка»

Гладков «Песенка львёнка и черепахи»

Шаинский «Кузнечик»

Рубец «Вот лягушка на дорожке»

Козлов «Полька»

Калинин «Полька»

Иванов «Полька» (ред. Шумеева)

Шумеев «Чешская полька»

Шумеев «Пьеса»

Флинт «Кантри-вальс»

Фортеа «Вальс» (a-moll)

Калинин «Маленький испанец»

Калинин «Частушка»

Иванов-Крамской «Шутка»

Поврозняк «Марш»

Поврозняк «Вальс»

Мокроусов «Одинокая гармонь»

Шумеев «Качели»

Калинин «Вальс» (a-moll)

Калинин «Прелюдия» (G-dur) №1 и №2

Варламов «На заре ты её не буди»

Р.н.п. «Коробейники»

Р.н.п. «Во поле берёзка стояла»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Р.н.п. «Летал голубь»

Р.н.п. «Как под горкой»        

Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр. Яшнева)

Р.н.п. «Ой, при лужку» (обр. Калинина)

Р.н.п. «Во сыром бору тропина» (обр. Токарева)

Р.н.п. «Вечерний звон»

Польский н.т. «Мазурка»

Польская н.п. «Красное яблоко» (обр. Шумеева)

Анг.н.п. «Зелёные рукава»

Эст.н.п. «Деревянное колесо»

Японская н.п. «Луна и туча»

Бел.н.п. «Савка и Гришка»

Укр.н.п. «Нiч яка мiсячна»

Карулли «Вальс» (C-dur), (e-moll)

Санз «Путешествие»

Джульяни «Экосез»

Шварц-Рефингер «Прелюдия»

Каркасси «Андантино» (C-dur)

Каркасси «Полька»

Каркасси «Пьеса»

Каркасси «Прелюд» (a-moll), (Е-dur)

Фетисов «Андантино»

Каркасси «Аллегретто» (C-dur)

Каркасси «Андантино» (a-moll), (C-dur)

Джульяни «Алегро»

Иванов-Крамской «Прелюдия» (e-moll)

Каркасси «Модерато»

Диабелли «Модерато»

Каркасси «Упражнение» (e-moll)

Калинин «Этюд» (a-moll), (e-moll)

Фетисов «Этюд» (C-dur)

Гитман «Этюд»

Панайотов «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (d-moll)

Накахима «Этюд» (a-moll)

Иванов-Крамской «Этюд» (C-dur) – Кирьянов сб. «Школа» стр. 63

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (a-moll) – Кирьянов сб. «Школа» стр. 58

Каркасси «Этюд» (a-moll)

Иванов-Крамской «Этюд» (C-dur)

Джульяни «Этюд» (C-dur) – сб. «Юный гитарист» стр. 44

Сор «Этюд» (a-moll)

Диабелли «Этюд» (D-dur)

Карулли «Этюд»

                                             

                                           

     Второй класс

Р.н.п. «Утушка луговая» (обр. Иванова-Крамского)

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Фомин «Ехали цыгане» (обр. Крохи)

Р.н.п. «Как по морю» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ты поди, моя коровушка, домой» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ах ты, зимушка-зима» (обр. Калинина)

Р.н.п. «Как при лужку» (обр. Калинина)

Р.н.п. «Ходила младёшенька» (обр. Яшнева)

Р.н.п. «То не ветер ветку клонит» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Пойду ль я» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Калинка»

«Цыганская венгерка» (обр. Поняева)

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Исп.т. «Аллегриас»

Мокроусов «Одинокая гармонь»

«Я встретил вас» (неизвест. автор)

«Вальс» (обр. Поврозняка)

Таррега «Малагенья» испанский танец

Поврозняк «Марш»

Виницкий «Маленький ковбой»

Калинин «Маленький испанец»

Иванов-Крамской «Шутка»

Иванов-Крамской «Прелюдия» (e-moll)

Фортеа «Вальс» (a-moll)

Милано «Канцона»

аноним «Менуэт»

Карулли «Вальс с вариациями» (C-dur)

Карулли «Вальс» (G-dur)

Карулли «Вальс» (C-dur) – Гитман сб. стр. 55

Каркасси «Полька»

Каркасси «Сицилиана»

Каркасси «Андантино» (C-dur) №2, (a-moll)

Каркасси «Прелюд» (a-moll), (Е-dur), (G-dur)

Каркасси «Прелюдия» (d-moll)

Каркасси «Аллегретто» (C-dur)

Каркасси «Тема с вариациями»

Лози «Каприччо»

Джульяни «Аллегро»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Сор «Анданте» (C-dur)

Карулли «Сонатина» (G-dur)

Карулли «Рондо» (a-moll)

Молино «Рондо»

Де Видаль вариации на тему «Фолии»

Каркасси «Упражнение» (e-moll)

Каркасси «Этюд» (e-moll), (a-moll), (C-dur)

Шумидуб «Этюд» №2 (e-moll)

Диабелли «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (F-dur)

Кост «Этюд» (a-moll)

Джульяни «Этюд» (C-dur)

Таррега «Этюд» (C-dur)

Карулли «Этюд» (a-moll) – Шумидуб сб.

Иванов-Крамской «Этюд» (Е-dur), (C-dur)

Карулли «Этюд» (А-dur), (G-dur), (C-dur)

Кост «Этюд» (D-dur), (a-moll)

Сагрерас «Этюд» (d-moll), (a-moll)

Виницкий «Этюд» №3, №5, №6

Сор «Этюд» (a-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Третий класс

Фомин «Ехали цыгане» (обр. Крохи)

Р.н.п. «Пойду ль я» (обр. Иванова-Крамского)

«Цыганская венгерка» (обр. Поняева)

Р.н.п. «Калинка» (обр. Шумеева)

Р.н.п. «Помнишь ли меня, мой свет» (обр. Крохи)

Р.н.п. «Как по морю» (обр. Иванова-Крамского)

Укр.н.п. «Вечiр на дворi» (обр. Калинина)

Стар.анг.п. «Зелёные рукава»

«Клён ты мой опавший» (обр. Иванникова)

Косма «Осенние листья»

Альберт «Чувство»

Виницкий «Медленный блюз»

Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» (аранж. Колосова)

Маккартни-Леннон «Вчера» (аранж. Гитмана)

Макаревич «Свеча» (аранж. Фридома)

Н. Рота «Слова любви» (аранж. Фридома)

Визбор «Милая моя» (аранж. Фридома)

Богословский «Тёмная ночь»

Новиков «Эх, дороги»

Затынченко «Танец»

Исп.танец «Булериас»

перел. Пермякова «Ночной экспресс»

Папас «Испанский танец»

Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Фортеа «Вальс» (G-dur)

Карулли «Вальс с вариациями» (C-dur)

Милано «Канцона»

Таррега «Слеза» прелюд

Рокамора «Мазурка»

Бертолли «Романс»

Де Видаль вариации на тему «Фолии»

Санз «Эспаньёлетта»

Скарлатти «Менуэт»

Джульяни «Экосез»

Калинин «Прелюдия» (a-moll)

Иванов-Крамской «Прелюдия» (a-moll)

Кост «Прелюдия»

Карулли «Аллегретто» (e-moll)

Карулли «Сицилиана»

Каркасси «Прелюд» (С-dur)

Каркасси «Каприччо»

Карулли «Сонатина» (G-dur)

Сор «Андантино» (С-dur)

Карулли «Рондо» (G-dur), (a-moll)

Каркасси «Этюд» (e-moll), (a-moll)

Кост «Этюд» (a-moll)

Калинин «Этюд» (e-moll)

Джульяни «Этюд» (e-moll)

Агуадо «Этюд» (a-moll)

Таррега «Этюд» (e-moll), (С-dur)

Виницкий «Этюд» №5

Феррэ «Этюд» (G-dur), (e-moll)

Карулли «Этюд» (G-dur)

Карулли «Этюд» (А-dur), (a-moll)

Джульяни «Этюд» №5, (D-dur)

Агафошин «Этюд» (e-moll)

Этюд-танец «Zambra»

Этюд-танец «Gallegada»

Фортеа «Этюд»

Брауэр «Этюд» №5

Сагрерас «Этюд»

Четвёртый класс

Анзаги «Одиночество»

Затынченко «Танец»

Тёмкин «Зелень лета» (перелож. Альмейды)

Папас «Испанский танец»

Богословский «Тёмная ночь»

Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Затынченко «Белый цветок»

Затынченко «Танец»

Виницкий «Сюрприз»

Милано «Канцона»

Крайдлер «Восход»

Альберт «Чувство»

Таррега «Слеза» прелюд

Кост «Баркарола»

Карулли «Рондо» (G-dur)

Сагрерас «Элегия» (Е-dur)

Семензато «Шоро»

Паганини «Сонатина» (C-dur)

Вариации на тему р.н.п. «Ой, при лужку» Александров

Вариации на тему р.н.п. «У нас нонче субботея» Александров

Р.н.п. «Хуторок» (обр. Шумеева)

Калинин «Этюд» (e-moll)

Каркасси «Этюд» №7 (a-moll), (D-dur)

Джульяни «Этюд» (e-moll)

Этюд-танец «Zambra»

Этюд-танец «Gallegada»

Феррэ «Этюд» (e-moll)

Фридом этюд «Буги-вуги»

Виницкий «Этюд» №5

Таррега «Этюд» (e-moll)

Карулли «Этюд» (a-moll)

Пятый класс

Р.н.п. «Тонкая рябина» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Ах ты, душечка» (обр. Иванова-Крамского)

Р.н.п. «Вот мчится тройка почтовая» (обр. Дителя)

Ц.н.п. «Разжигаю я костёр» (обр. Орехова)

Вариации на тему укр.н.п. «Ехал козак за Дунай» Иванников

Вариации на тему песни Варламова «Красный сарафан» Сазонов

Венгерский танец «Чардаш»

Ган «Медленный вальс» (перелож. Фетисова)

Гомес «Романс»

Дубовицкий «Романс» (e-moll)

Иванов-Крамской «Грустное настроение»

Иванов-Крамской «Песня без слов»

Гурилёв «Колокольчик»

Булахов «Не пробуждай воспоминаний»

Гильермо «Испанское каприччо»

Молино «Соната» (G-dur) – II часть

Джульяни «Сонатина» (C-dur) – III часть «Рондо»

Джульяни «Сонатина» (C-dur) – I часть

Каркасси «Рондо» (С-dur)

Джульяни «Ария с вариациями»

Фулич «Прелюд»

Каркасси «Менуэт»

Сор «Галоп»

Пухоль этюд «Шмель»

Джульяни «Этюд» (e-moll) оп. 100 №13

Сор «Этюд» (d-moll), (А-dur)

Воронцов «Этюд» (e-moll)

Каркасси «Этюд» (А-dur) №23

Агуадо «Этюд» (a-moll)

 

Список литературы

Школы и учебные пособия

1. Агафоишн П.С. Школа юры на шестиструнной гитаре. М, 1934,1938, 1983,1985.

2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.

3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.

4. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.

5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.

6. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М, 1995, 1999,2002.

7. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.

8. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

Сборники

1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М, 1979.

2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М,, 1989.

3. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М.-Л., 1934.

4. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.

5. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л., 1962.

6. Вила-Лобос   Э.    Произведения   для   шестиструнной   гитары   /   Сост.    В. Максименко. М., 1984, 1988.

7. Восемь пьес для шестиструнной гитары /Аранж. А. Иванов-Крамской. М.- Л., 1946.

8. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.- Л., 1947.

9. Из  репертуара  А.   Иванова-Крамского:   Произведения  для   шестиструнной гитары. /Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.

Ю.Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М.,1972.

11.Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитман. М., 1997.

12.Концерт в музыкальной школе:  Шестиструнная гитара.  Вып.1/ Сост.  А.

Гитман. М., 1998.

В.Концерт в  музыкальной школе:  Шестиструнная гитара.  Вып.2/ Сост.  А.

Гитман. М., 2002.

14.Морено-Торроба    Ф.    Произведения    для    шестиструнной    гитары    /Сост.

Е.Ларичев. М., 1981, 1984.

15.От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. и

ред. И. Пермяков. Л., 1986

16. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост.

и

ред. И. Пермяков. Л., 1989.

17. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.З / Сост. иред. И. Пермяков. Л., 1992.

18. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары.  Вып.1  / Сост.Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970

19.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.2 /Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1971

20.Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.З Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1977.

21.Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост.Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1973. 41

22.Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1966.

23.Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 1967.

24.Педагогический репертуар гитариста. Вып.З. / Сост. А. Иванов-Крамской. М.,1969.

25.Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. А. Гитман. М., 1999.

26.Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948.

27.Репертуар гитариста:  Избранные пьесы для шестиструнной гитары.  /

Сост.

П. Агафошин. Серия I - II. Альбомы 1 — 7. М., 1930,1931.

28. Сане Г. Пять сюит/ Ред. X. Ортеги. М.,1979

29. Сборник   избранных   пьес   для   шестиструнной   гитары   Под   ред.   П. Агафошина. М., 1932.

30.Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.-Л., 1939.

31.Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост.В. Яшнев. Л., 1934, 1935.

32.Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. |М.-Л., 1939.

33.Сборник   пьес   для   шестиструнной   гитары.   Альбом   8/Под   ред.   П. Агафошина.М., 1933.

34.Сборник пьес для шестиструнной гитары. Сост. Е. Рябоконь и И.Клименков. |Л., 1962.

35.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1975.

36.Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000.

37.Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. Сост. И. Поликарпов. М.,1971.

38.Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М„ 1983.

39.Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1. Сост. П. Вещицкий. М., 1958.

40.Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. Сост. П. Вещицкий. М., 1959.

41.Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. Сост. П. Вещицкий. М., 1960.

42.Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. Сост. Ц. Вамба. М., 1961.

43. Хрестоматия     гитариста.     (Шестиструнная     гитара):      1-2кл.     детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.

44. Хрестоматия     гитариста.     (Шестиструнная     гитара):     3-5кл.     детских музыкальных школ. Вып.1. Сост. Е. Ларичев. М., 1972.

45.Хрестоматия     гитариста.     (Шестиструнная     гитара):      1-Зкл.     детских музыкальных школ . Сост. Е. Ларичев. М., 1983,1985.

46. Хрестоматия     гитариста.     (Шестиструнная     гитара):     4-5кл.     детских музыкальных школ . Сост. Е. Ларичев. М., 1984, 1986.

47. Шестиструнная    гитара:    Подготовительный    и    первый    классы    детской музыкальной школы. Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1983.

48.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1984.

49.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1980, 1984.

50.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1981, 1985.

51.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ

(5 класс). Сост. Н. Михаиленко. Киев, 1982, 1986.

52.Этюды для шестиструнной гитары. М., 1962.

53.Этюды для шестиструнной гитары . Сост. И. Пермяков. Л., 1987.

54.Этюды для шестиструнной гитары. Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950.

55.Этюды для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь. Л., 1961.