"Свиридов и Пушкин"

Каптюк Светлана Юрьевна

Сценарий концерта-беседы ОРНИ им. Н. А. Капишникова и учащихся класса художественного чтения ДШИ №8 им. Н. А. Капишникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert-beseda_sviridov.docx31.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение «Управление культуры администрации

Таштагольского муниципального района»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №8 им. Н. А. Капишникова»

Таштагольского муниципального района

Сценарий концерта-беседы

ОРНИ им. Н. А. Капишникова  и класса художественного чтения МБОУК ДОД ДШИ №8 им. Н. А. Капишникова Таштагольского муниципального района

«Свиридов и Пушкин»

Составитель:

Каптюк Светлана Юрьевна,

преп. класса художественного чтения

Мундыбаш, 2015 год

Цель: познакомить учащихся с творчеством Г. В. Свиридова

Задачи: формирование личности способной к творческой деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, уважения к ее традициям,  многонациональной культуре

Оборудование и технические средства.

Мультимедийное оборудование: медиа-проектор, ноутбук, экран; звуковое оборудование микрофоны; фонограммы произведений Г. В.Свиридова

Ведущие:   Каптюк С. Ю.;  А. Гребенщикова, А. Чикурова , ученицы класса художественного чтения                

Место проведения: школа №15

Ход:

ОРНИ «Общий танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского

ВЕД 1: Началом нашей встрече мы сделали яркий, праздничный  номер – «Общий танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Именно таким  должно быть настроение начала концерта!

ВЕД 2: Наступивший  год несёт нам большое количество славных юбилейных дат! 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы, Годом Чайковского, Годом Свиридова, в мае мы будем отмечать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Есть и наш, мундыбашский, юбилей – школе №15 исполняется 85 лет.

ВЕД 1: А мы начинаем нашу концерт-беседу! Следующим номером программы прозвучит ещё один прелестный танец из балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей».

ОРНИ  «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского

ВЕД 2: Вы услышите сейчас фрагмент знаменитого музыкального произведения «Время, вперёд!» Г. В. Свиридова, юбилей которого – 100-столетие со дня рождения – в нашей стране отмечается в 2015 году, что и стало поводом для нашей встречи.

Фонограмма «Время, вперёд!»

ВЕД 1: Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем.

ВЕД 2: В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано  в Центральном музыкальном техникуме, а затем в Ленинградской консерватории. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

ВЕД 1: Во время Великой Отечественной войны жил в Новосибирске. Как и другие композиторы, он писал военные песни, музыку для спектаклей театров, эвакуированных в Сибирь.

ВЕД 2: Свиридов – автор симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов.

ВЕД 1: Сегодня мы поговорим только об одном произведении композитора…

ВЕД 3: Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье.

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Кинорежиссёр Владимир Басов предложил Свиридову написать музыку для экранизации пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

ВЕД 1: Что такое иллюстрация? Это описание. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

 ВЕД 2: Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.

Фонограмма «Пастораль», на её фоне – начало повести

ВЕД 3: «В конце  1811 года, в эпоху  нам  достопамятную, жил  в своем  поместье Ненарадове  добрый  Гаврила  Гаврилович  Р**.  Он  славился во  всей  округе гостеприимством  и радушием;  соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с  его  женою,  а некоторые  для того, чтоб поглядеть   на   дочку   их,   Марью   Гавриловну,   стройную,   бледную   и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

Марья Гавриловна была воспитана  на французских романах,  и  следственно была  влюблена.  Предмет,  избранный  ею,  был бедный  армейский  прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек  пылал  равною  страстию,  и что родители  его любезной,  заметя  их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать,  а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».

     «Наступила зима  и прекратила их  свидания;  но переписка  сделалась тем живее.  Владимир  Николаевич  в  каждом  письме  умолял  ее  предаться  ему, венчаться  тайно…

Марья  Гавриловна  долго   колебалась;  множество  планов  побега  было отвергнуто. Наконец она согласилась: в назначенный день  она должна  была … ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать».

Все безрассудство главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в музыке «Тройки», которая звучит взволнованно, порывисто.

Кони мчатся по буграм 
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм 
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Фонограмма «Тройка» из «Метели»

ВЕД 1: Давайте вновь обратимся к Пушкину – “… жизнь Марьи Гавриловны шла своим чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее постоянству”.

ОРНИ «Весна и осень»

ВЕД 2: Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер этого цикла называется “Весна и осень”. Вы его сейчас услышали. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний.

ВЕД 1: Эти же чувства звучат и в пьесе «Отзвуки вальса». Они пронизаны светлой грустью, легкой тихой печалью, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

ОРНИ «Отзвуки вальса»

ВЕД 2: Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”.

ВЕД 3: Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже).

ВЕД 1: Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…”

ВЕД 2: Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”

ВЕД 3: Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”.

ВЕД 1: Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.

-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

ОРНИ «Романс»

ВЕД 2: Липа вековая

Над рекой шумит,

Песня удалая

Вдалеке звенит.

Луг покрыт туманом,

Словно пеленой;

Слышен за курганом

Звон сторожевой.

Этот звон унылый

Давно прошлых дней

Пробудил, что было,

В памяти моей.

Вот все миновало,

Я уж под венцом,

Молодца сковали

Золотым кольцом.

Только не с тобою,

Милая моя,

Спишь ты под землею,

Спишь из-за меня.

Над твоей могилой

Соловей поет, -

Скоро и твой милый

Тем же сном уснет.

ВЕД 1: «Липа вековая» - слова которой сейчас прозвучали – русская  народная песня, но её ширь, истинная народность созвучны с произведениями великих русских композиторов Чайковского и Свиридова. Они черпали вдохновение и силы в русской народной музыке, и мы с вами тоже припадём к этому чистому роднику.

ОРНИ Фантазия на тему РНП «Липа вековая» (обработка П. Куликова)

Список литературы

  1. Материал о Г. В. Свиридове  учителей  музыки Дубовой Елены Николаевна,  Олексенко Татьяны Николаевны с сайта «1 сентября»
  2. Материалы Википедии