Конспект открытого урока

Данчина Екатерина Юрьевна

Конспект открытого урока, проведенного  с ученицей 2-- го класса Селезневой Викторией на Городском методическом объединении преподавателей ДМШ и ДШИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_danchinoy.docx20.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по предмету «Специальность»

(фортепиано) с учащейся 2-го класса

Преподаватель Данчина Екатерина Юрьевна

Тема: «Работа над техническим материалом в младших классах фортепиано»

Дата проведения урока: 16.12.2014 г.

Место проведения урока: Городское методической объединение преподавателей ДМШ и ДШИ г.о. Саранск

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цели урока: 

- показать основные приемы и методы работы над техническим материалом, включающим в себя упражнения, гаммовый комплекс и этюды;

- активизировать творческое отношение учащегося к работе над освоением технических навыков;

- сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащейся второго года обучения.

Задачи урока:

Образовательные

- освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);

- освоение применения технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.

Развивающие

– развивать технические навыки, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные приемы работы

Воспитывающие

- воспитывать творческое отношение к работе над инструктивным материалом;

-формировать умение учащейся самостоятельно работать над техническими формулами в музыкальных произведениях.

Методы урока:

- словесный;

- наглядный.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово преподавателя
  3. Работа над упражнениями, гаммовым комплексом, показ этюдов.
  4. Заключение.

Оборудование: фортепиано, ноты.

Ход урока:

Организационный момент – приветствие, посадка за инструмент.

Сообщение темы, целей урока.

Вступительное слово преподавателя.

1.Тема нашего открытого урока: «Работа над техническим материалом в младших классах».

Цель урока: показать основные приемы и способы работы над техническим материалом, учитывая возрастные и индивидуальные способности учащейся.

Помогает мне ученица 2 класса фортепианного отделения Селезнева Виктория.

2. Вопрос о воспитании технических навыков учащихся – один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующий педагогов – музыкантов. Он в равной степени важен на разных стадиях обучения будущих музыкантов.

     Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.

     Понятие «фортепианной техники» включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и другие компоненты. Говоря о развитии технических навыков учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Работа эта начинается с момента знакомства с клавиатурой         и продолжается у пианистов всю жизнь.

      Работа по развитию технических навыков учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития каждого ребенка. Она должна быть посильной, последовательной и строиться на основе принципа наглядности – на основе показа педагогом игры на фортепиано.

При работе над техническими трудностями можно использовать следующие методические приемы:

- объяснение;

- показ педагога;

- ввод словосочетаний и фраз под музыку;

- сопоставление речевых соединений;

- связывание группировок в пассажах.

3.Известно, что некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях. Упражнения совершенно необходимы для двигательно-технического развития детей. Игра упражнений позволяет развивать такие пианистические навыки как ловкость, точность, беглость движений, помогает выработке технической выносливости и устойчивой ритмики. В то же время, упражнения – отличный материал для разыгрывания рук. Цель упражнений – добиться ровного и точного исполнения.

(Учащаяся играет упражнения №№21, 23, 25 из сборника упражнений Ганнона).

     Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Пользу от изучения гамм видят в том, что оно позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике познакомиться с ладо-тональной системой; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвертых, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость. Гаммовый комплекс составляет существенную часть пианистической техники.

    Основными этапами работы над гаммами в младших классах являются:

- подготовительные упражнения

- непосредственное освоение видов в гамме;

- заключительный этап, т.е. исполнение гаммы «блоком», играя в необходимом темпе, исходя из уровня подготовки учащегося.

   (Учащаяся исполняет гамму Соль мажор в прямом и расходящем движении двумя руками).

     Практическому исполнению  предшествует теоретическое и интонационное освоение гаммы.

    (Вика рассказывает, с чего мы начинали знакомство с гаммой и как мы над ней работали).

    Известную трудность в работе над гаммами представляет подкладывание 1-го пальца. В этом случае мы использовали такие приемы работы:

(Вика демонстрирует  приемы и способы работы на примере гаммы До мажор).

  1. Одна из старинных рекомендаций: играя гамму, останавливаемся на звуке «ми» и берем следующий звук попеременно 4,1 пальцами; аналогично останавливаемся на звуке «си», далее – 5,1 пальцы.
  2. Играем гамму аппликатурой 1,2,1,2….,1,3,1,3……1,4,1,4…..1,5,1,5.
  3. Вычленяем в гамме лишь те звуки, на которые приходится подкладывание 1-го пальца.

      Выработке ровности, четкости исполнения гаммы помогают приемы прогрывания в различной динамике, разными штрихами и группировкой.

      (Вика показывает способы работы на примере гаммы Ре мажор).

 Работу над аккордами следует начинать отдельно каждой рукой.

 (Вика показывает приемы и способы работы над аккордами).

1. Упражнения для развития гармонического слуха;

2. Упражнения для ощущения веса – опоры рук;

3. Упражнения для охвата 3-х и 4-х звучных аккордов.

     После освоения аккордов мы перешли к работе над короткими и длинными арпеджио. Исполнение  арпеджио требует большого растяжения пальцев, гибкости кисти, поэтому изучение их каждой рукой отдельно занимает большой срок. Здесь важное значение имеет работа 1-го пальца, который направляет движение руки в пределах октавы.

(Вика показывает способы работы над короткими и длинными арпеджио).

    Длинные арпеджио – это один из наиболее трудных видов фортепианной техники. Основные причины неуклюжего исполнения – неумение видеть наперед, малая подвижности 1-го пальца, а также внутренняя зажатость и боязнь большого пространства.

    (Учащаяся показывает комплекс подготовительных упражнений, включающий в себя приемы на разгибание и сгибание локтя, метод наращивания, метод ускорения).

    Систематическое изучение этюдов необходимо для успешного развития технических навыком учащихся. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на решении исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Большое значение имеет систематичность и последовательность в работе над этюдами. Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц.

    Выбирая этюды для каждого ученика, следует помнить главный принцип двигательного развития детей – от простого к сложному, а также учитывать, что уже в младших классах учащийся должен познакомиться со всеми видами фортепианной техники.

     У нас в работе 2 этюда из сборника этюдов К.Черни под редакцией Гермера. Предлагаем основные приемы работы над этюдами.

(Вика исполняет этюды К.Черни).

     Первой и непременной задачей педагога является тщательное объяснение учащемуся при выборе этюда самого задания. Ребенок должен понимать, какова основная цель данного этюда как материала для развития того или иного технического навыка, как построен этюд, каков общий характер его звукового образа. Игра в медленном темпе имеет большое практическое значение, поскольку позволяет  учащемуся соблюдать максимальную точность в выполнении нотной записи, соблюдению необходимой аппликатуры, выполнению всех авторских указаний.

    Полезно использовать совет Гольденвейзера и не играть этюд целиком, а, разделив его на отдельные эпизоды, разучивать небольшими «кусками».

    Для развития и совершенствования скоростных навыков, необходимо чередовать различные методы работы и использовать разные приемы игры:

- прием «медленно и тихо» предназначен для того, чтобы проконтролировать выполнение всех технических элементов;

 - прием «небыстро, но очень выразительно» позволяет услышать красочность гармоний произведения и выявить весь мелодический рельеф, ярко показать подъемы и спады в пассажах;

- прием «быстро и тихо» используется для постепенного увеличения скорости исполнения без применения больших физических усилий;

 - способ «быстро и ярко» направлен на достижение максимальной скорости.

    (Вика показывает каждый из приемов работы на одном из этюдов, после чего снова исполняет оба этюда, анализируя успехи и некоторые неудачи в исполнении).

     Одной из частых помех в работе над темпом является недостаточная экономичность движений: высокий подъем пальцев, смещение руки при подкладывании и 1-го пальца, поворотах, смене позиций. Поэтому, чем быстрее темп – тем меньше движений.

        4.В заключении хочется отметить, что рекомендуемые на  нашем уроке приемы работы над техническим материалом – это лишь малая часть из огромного арсенала, который существует и эффективно практикуется педагогами-пианистами в наше время. Эти приемы помогают учащимся умело и грамотно использовать встречающиеся технические навыки в пьесах художественного содержания; а также наладить контакт с инструментом и преодолевать физические и психологические трудности при исполнении.