План-конспект открытого занятия "Красота и сила искусства, рисующего картины природы"

Тема нашего урока: «Сила  искусства, рисующего  картины природы».

 

Девиз урока: «Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроются для нас секреты великого Храма Искусства!»

 

 

 

Почему музыка волнует и трогает? Тысячи лет существует музыка на земле. И люди тысячи лет  снова и снова пытаются ответить на этот вопрос. И почему, когда человек пытается выразить всю прелесть мира, он говорит «музыка природы», «музыка души»:

 

«Есть внутренняя музыка души.
Она, как память о полузабытом,
Она, как дальний шум -
Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве!»

 

 

В этом стихотворении Евгения Винокурова музыка души представлена как свет, чистый и незамутнённый, и именно потому что мы носим музыку в прежде всего в себе и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chaykovskiy.docx648.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

 

План – конспект открытого занятия

Тема: «Сила искусства, рисующего картины природы»

 

Предмет                                                       фортепиано

Дата проведения                                          27 января 2014г.

Продолжительность занятия                      40 минут

Возраст ученицы                                         14 лет

Педагог                                                         Шишкина Т. Н.

г. Хабаровск,

2014 год.

Тема: «Сила искусства, рисующего картины природы».

 

   

Цель: взволновать музыкой П.И.Чайковского, поэзией А.С.Пушкина, рассказами А.М.Горького, К.Г.Паустовского, творчеством И.Левитана, вызвать эмоциональный отклик, показать красоту произведений искусства, рисующих картины природы, подвести к выводу о том, что сила искусства в красоте и правде.

Задачи:

образовательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать;

                               умение звуковыми красками рисовать картины                                                                    

                               природы;

                               умение найти нужное туше для передачи образа –

                               настроения;

                               умение петь на инструменте, выразительно инто-

                               нируя;

                               умение пользоваться тембровой окраской звука;

                               умение пользоваться выразительными свойства-

                               ми педали.

развивающие:       развивать эмоциональную отзывчивость;

                               развивать воображение, мышление;

                               развивать культуру исполнения музыкальных

                               произведений;

                               развивать интерес, желание постичь новое в про-

                               цессе обучения.

воспитывающие:  воспитывать художественный вкус и расширять        

                               музыкальный кругозор.


               Ход и содержание занятия

Итак, тема нашего урока: «Сила  искусства, рисующего  картины природы».

Девиз урока: «Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроются для нас секреты великого Храма Искусства!»

Почему музыка волнует и трогает? Тысячи лет существует музыка на земле. И люди тысячи лет  снова и снова пытаются ответить на этот вопрос. И почему, когда человек пытается выразить всю прелесть мира, он говорит «музыка природы», «музыка души»:

«Есть внутренняя музыка души.
Она, как память о полузабытом,
Она, как дальний шум -
Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве!»

В этом стихотворении Евгения Винокурова музыка души представлена как свет, чистый и незамутнённый, и именно потому что мы носим музыку в прежде всего в себе и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания.

Машенька! С творчеством П.И.Чайковского мы с тобой познакомились ещё в начальной школе. Сначала мы играли произведения из «Детского альбома» композитора, а на сегодняшний день у  нас в работе несколько пьес из «взрослого» фортепианного цикла «Времена года».

Я попросила тебя подготовить небольшое сообщение о композиторе, его цикле «Времена года».

Девочка рассказывает…

Педагог: спасибо,  Машенька, ты подготовила интересное сообщение. И действительно фортепианный цикл «Времена года» состоит из 12 пьес, в которых отражены картины природы по сезонам: Зима, Весна, Лето и Осень.

Каждой из этих пьес предшествует заголовок, эпиграф, который раскрывает характер музыки. Например, «Апрель»

Голубенький,  чистый  подснежник – цветок!

А  подле  сквозистый,  последний снежок  …

Последние  слезы  о  горе  былом,

И  первые  грёзы  о  счастье  ином.                      

                                                                     (А.Н.  Майков)

Стихи сплетаются с музыкой,  помогают лучше передавать настроение каждой пьесы.

 А сейчас давай перевернём осеннюю страничку этого цикла, слушаем «Осеннюю песню». 

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

Какой эпиграф стоит у этого произведения? 

«Осень!  Осыпается  весь наш  бедный   сад,

Листья  пожелтелые  по  ветру  летят»…

                                                              (А.К.  Толстой)  

Вопрос: какая осень изображается в этом эпиграфе, какое настроение передаёт поэт?

Ответы: здесь больше грусти, тоска об ушедшем лете, об этом говорят слова «бедный сад», настроение близко к пушкинским словам «унылая пора».

А ещё какие стихотворения об осени мы подбирали с тобой?  

                                                                                 

А.С. Пушкина    «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…»(отрывок из стихотворения «Осень»),  «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…» (отрывок из «Евгения Онегина»), стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора…». Здесь тоже разное восприятие осени — и светлое, с оттенком грусти, и более печальное, с одной стороны — «унылая пора», но одновременно — «очей очарованье».

Итак, мы прослушали «Осеннюю песню». А если бы мы не знали названия пьесы, можно было понять, что именно картину осени рисует композитор?

Ответы: Да, можно, по характеру, по настроению, по интонации.

Педагог: И, говоря об интонации, мне хотелось напомнить тебе слова Б.Асафьева(советский музыкальный критик, педагог, композитор), который назвал мелодию «спящей красавицей», а интонацию –

«принцем, пришедшим её разбудить». Как ты понимаешь эти слова?

Ответ: интонация должна быть очень выразительной, чтобы ей удалось разбудить нашу «спящую красавицу» - мелодию.

Педагог: чтобы мелодия в свою очередь могла тронуть сердца слушателей.

А сейчас я хотела бы прочитать тебе отрывок из рассказа Максима Горького «Музыка»: «А  в  общем это напоминало  картину осени: по скошенным лугам,  по жухлой  траве  течёт  сырой, холодный ветер,  зябко трепещет  лес  под  его натиском, роняя на землю последние золотые листья»…

Великий писатель нашёл яркие образные слова, чтобы передать свои впечатления от игры на рояле, которую он однажды в молодости услышал. И музыка стала для него более близкой, понятной. Слова раскрыли её смысл до конца и, по словам Ромена  Роллана «возникла та тетева слов, которая помогла стрелам звуков проникнуть в сердце».

Музыкальные образы вызывают у чутких слушателей массу ассоциаций, сопоставлений, внутренних видений. Особенно если исполнение великолепное. Тогда мелодию действительно можно увидеть на экране нашего воображения, как увидел её слепой старик в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар».

Тихо звучит «Фантазия» ре минор В.А.Моцарта, педагог читает…

C:\Users\1\Pictures\академ концерт\img122.jpg

Конечно, рассказ Паустовского – произведение художественное, случай, описанный им, - вымышленный. Но какой можно сделать вывод?

Ответ: звуками музыки можно рисовать картины природы, создавать портреты и даже рассказывать целые истории.

Педагог: а ещё музыкальными красками можно выразить самые высокие чувства и самые тонкие оттенки переживаний.

А сейчас давай обратим наше внимание на  картину Исаака Левитана «Осень». Как ты думаешь, какое настроение передаёт художник?

Ответ: настроение тишины, покоя, грусти.

Педагог: что нам на это указывает?

Ответ: Серые тучи, тонкие, голые деревья с последними листочками.

Педагог: другими словами, всё это говорит о том, что природа засыпает.

 Итак, мы послушали «Осеннюю песню» П.И.Чайковского, рассказы Максима Горького и Паустовского, прочитали стихотворения об осени – Пушкина, Тютчева, Толстого.  Полюбовались пейзажем Левитана – всё для того, чтобы тебе было легче передать характер, настроение «Осенней песни».  Мы слушаем тебя.

 Девочка исполняет на фортепиано музыкальное произведение.

Педагог: как ты думаешь, в чём сила этой музыки?

Ответ: в красивой мелодии.

Педагог: да, безусловно, мелодия у этой пьесы красивая, по словам П.И.Чайковского –«мелодия – это душа музыки!»

Но сила этой музыки не только в этом.

Если внимательно прислушаться, то можно услышать, как сквозь серые, минорные тучи всё время пытается проникнуть мажорный солнечный лучик. Вот-вот кажется выглянет, но тут же снова скрывается за облаками. Это неосуществимое стремление к свету, солнцу, к мажорной звучности придаёт особую живительную прелесть этой с виду очень скромной пьесе.

 

А сейчас давай остановимся на характерных особенностях фортепианного стиля П.И.Чайковского.

В первую очередь  - это касается мелодии. Мелодия Чайковского сочетает в себе песенное начало и речитативность. При исполнении музыки речитативного склада огромную, едва ли не решающую, роль играет интонационная выразительность, умение передать смысл мелодических оборотов, воспроизводящих распевную речь. Очень важно почувствовать значительность повествования автора.

Говоря о мелодии Чайковского, нельзя не сказать об отношении автора к линии сопровождения. Басовый голос у Чайковского звучит как выразительнейшая мелодия.

На примере второй фразы поработать над линией баса, чтобы она звучала сочно, глубоко, также выразительно, как и мелодия.

Какую картину рисует вторая фраза? Сквозь минорные, серые тучи

Постоянно  пытается пробиться солнечный лучик. Это выражается в том, что периодически звучит мажорная тональность, мелодия устремляется вверх, меняется ритмика. Давай попробуем это показать.

Ещё одна особенность музыки Чайковского – оркестровый стиль письма, т.к. мы знаем, что основу творчества композитора составляет симфоническая музыка( это оперы, балеты, симфонии).

Выражается это в излюбленном приёме  композитора  - перемещении мотивов и фраз из одного регистра в другой, что ассоциируется с попеременным звучанием различных групп инструментов оркестра. Так, если в первой фразе мелодию исполняет скрипка в сопровождении фортепиано, то в третьей фразе мелодию уже исполняет виолончель. Мы знаем, что у виолончели густой, бархатистый голос, поэтому постарайся найти нужную тембровую окраску звука.

Девочка исполняет третью фразу.

Ещё одной из  особенностей стиля Чайковского является  полифоничность письма.  Так, третья фраза выписана трёхголосно, т.е. верхний голос исполняет скрипка, средний – виолончель, нижний – фортепиано.

И говоря о музыке П.И.Чайковского, нельзя не сказать о характерном приёме – это приём обострения. Обострение – это не только боль, несогласие, противление, но и средство обнажения драматизма. Это выражается в том, что фактура расслаивается на два плана звучания. В одном из средних голосов помещается мелодия, словно спорящая  с  главной. Это способствует драматизации общего звучания и, как правило,  приводит к развёрнутой кульминации. На примере второй части показать это.

Итак, мы сегодня прочитали отрывки из рассказов М.Горького, К.Паустовского, читали стихотворения А.Пушкина, К.Толстого, любовались пейзажами И.Левитана, слушали и исполняли «Осеннюю песнь» П.Чайковского. Какой мы можем сделать вывод? В чём сила искусства, рисующего картины природы?

Ответ: в красоте и правде!

Педагог: сотни лет миллионы людей(детей и взрослых) снова и снова слушают произведения П.И.Чайковского, читают поэзию А.С.Пушкина, рассматривают пейзажи  И.Левитана и восхищаются ими!

Эти произведения учат любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – природу, картины, музыку и добрые человеческие чувства, которые эти произведения рождают в наших  сердцах!

И закончить наш урок я хотела  бы такими  словами:

«Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув за нами круг дневных забот,

Пока звучат нам Пушкинские строки

И музыка Чайковского поёт!»

Очень точно об этом сказал П. И. Чайковский (слайд №6, презентация 1): «Цель музыки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».