чтобы дети слушали Вас, научитесь слышать их

Казанцева Наталья Семёновна

В статье затрагивается тема взаимоотношения родителей с детьми и даются советы педагога для правильного решения некоторых вопросов воспитания .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чтобы дети слушали Вас,  научитесь слышать их.

        В своей предыдущей статье « Воспитание – есть процесс социальный» я делилась своими педагогическими наработками. Этой статьей я хочу помочь родителям в воспитании и взаимоотношении со своими детьми, хоть немного научить их говорить так, чтобы дети их услышали и самим научиться слушать так, чтобы дети говорили.

        Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» - подобные упреки знакомы каждому ребенку. И каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может «достучаться» до сына или дочери. Но может быть, все дело в том, что взрослые не всегда знают, КАК донести до ребенка свои мысли и чувства и КАК понять его? Считается, что если отправлять непослушного ребенка в другое место, где ничто не будет отвлекать его – ни книги, ни игрушки, ни игры, - настаивать на том, чтобы он сидел там определенное количество времени ребенок поймет свои ошибки и вернется смирившимся и послушным. Мне кажется, что отдаление – идея не новая и не прогрессивная, это всего лишь усовершенствованный вариант старой практики ставить капризного ребенка в угол. Например, представьте, что Ваня бьет свою маленькую сестру, потому что она тянет его за руку, когда он пытается рисовать, мама в бешенстве шлет его «отсидеть срок» на своем стуле. Она считает, что это лучше чем бить Ваню за то, что он бьет свою сестру. Но что думает Ваня пока сидит там? Он думает: «Теперь я получил урок. Я не должен никогда больше бить свою сестру независимо от того что она делает»? Или он думает: «Нечестно! Маме плевать на меня. Её волнует только моя глупая сестра. Я ей устрою, когда мама отвернется»? Или сделает вывод: «Я плохой. Я заслужил сидеть тут в одиночестве»?

        Я убеждена, что непослушного ребенка не стоит отдалять от членов семьи, даже на время. Однако его нужно остановить и переориентировать: «Ваня, без драки! Ты можешь сказать своей сестре словами, как тебя злит, что она тянет тебя за руку, в то время как, ты пытаешься рисовать».

        Но допустим, что Ваня говорит ей,  а она продолжает тянуть его. И допустим, что Ваня опять бьет её. Не нужно ли в этой ситуации отослать его на время?

        Если отправить Ваню в «ссылку», это может на время его успокоить, но не затронет основную проблему. Ване нужно не отдаление, а уединение с ласковым взрослым, который поможет ему справиться со своими чувствами и придумать лучший способ изменить ситуацию. Мама может сказать: «Иногда бывает нелегко, когда маленькая сестра, которая хватает тебя за руку, чтобы привлечь твое внимание. Сегодня она так разозлила тебя, что ты её ударил. Ваня, я не могу допустить, чтобы один из моих детей бил другого. Мы можем составить список того, что ты можешь сделать, если она опять будет доставать тебя. И совместно составляет список приемлемых поступков. Например: громко сказать «Хватит»; мягко отодвинуть её руку; дать ей листочек бумаги и карандаши; рисовать когда она спит и т.д.

        Родители должны быть для детей примером. Учтите, что дети – это наше зеркальное отражение и что «подобное порождает подобное». Если ребенку все время говорить, чтобы он не сквернословил и не ругался, а самим не стесняться в «крепких» выражениях и грубости в отношении окружающих Вас людей, не ждите от ребенка спокойной хорошей речи. Даже если в Вашем присутствии ребенок «выражаться»  не будет, он будет это делать, когда Вас поблизости нет.

        Если Вы завели животное в доме, то должны, прежде всего, сами о нем заботиться и учить по-доброму, относиться к нему ребенка. Этим Вы растите доброго,  милосердного человека, который не позволит обидеть слабого и беззащитного. Если же Вы пинаете беззащитное животное ногой, не ухаживаете за ним, не приучаете ходить в туалет в положенном месте, а только наказываете его, или, что еще хуже, вышвыриваете бедное животное на улицу, то ждите такого же отношения к себе в старости, когда Вы тоже станете беззащитны как это животное.

        Мы иногда сетуем, почему наш сын или дочь так к нам относится? Мы ведь вырастили его, учили, вывели в люди, а он  или она неблагодарный на наше добро отвечает злом и невниманием, никакой жалости от него, никакой помощи и т.д.

        Давайте вспомним старую поговорку: «Что посеешь – то пожнёшь». Задумайтесь над ней, ведь умные люди её сочинили, и живет она среди людей уже много веков. Поэтому дорогие родители, задумайтесь пока не поздно. Относитесь к своим родителям, старикам на улице так, как бы Вы хотели, чтобы к Вам в старости относились Ваши дети. Больше рассказывайте детям об их бабушках и дедушках. Наверняка в каждой семье есть участник отечественной войны или блокадник.

                Я обращаюсь к Вам родители: «ВЫ сейчас строите свою завтрашнюю жизнь, ВЫ сейчас сеете…»

          Преподаватель по классу фортепиано  

          Шумиловской ДШИ

Казанцева Н.С.

       



Предварительный просмотр:

         «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.»

А.С.Макаренко

        Я начинаю свою статью именно с этих слов, так как в последнее время мы все чаще ощущаем издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратные понимание свободы и демократии являются благодатной почвой для роста многочисленных явлений среди школьников не только старших подростков, но и детей более младшего возраста. Далеко не все родители осознают свою родительскую ответственность. В беседах с родителями я часто слышу, что главное-это одеть и накормить ребёнка,  а воспитанием должны заниматься педагоги. Родители считают, что если они наказывают ребенка, то они его воспитывают. Я не против наказаний, но ребенок должен знать, что он любим родителями, что они его защитники. Тогда наказание, особенно тогда когда оно справедливо, воспринимается совсем по другому. Особенно вредно кричать на ребенка. Крик очень плохо воспринимается. Попробуйте сказать наоборот, очень тихо и тогда ребенок прислушается к Вам. Невнимание родителей к ребёнку, его интересам, порождает такие явления как равнодушие, потребительство,  жестокость и т.д.

        В связи с тем,  что отсутствие научно-методической литературы, которая бы чётко сформировала функции педагога-музыканта, я решила написать о своих педагогических приемах и поделиться ими с коллегами. Может кому-нибудь понравятся, и их применят в своей педагогической практике.

        Во время своих занятий с учениками я часто ощущаю невнимание к моим замечаниям. Создается такое впечатление, что ученик думает о чём-то своем, а меня слышит только наполовину. Я всегда слежу за этим и,  как только вижу его усталость, делаю паузу во время которой интересуюсь школой или его интересами вне школы и т.д. Но в последнее время этот прием не стал срабатывать на сто процентов. И я решила сделать ученика педагогом для своих близких. Мне вспомнилось, с каким восторгом воспринимают дети день учителя в общеобразовательной школе, когда они сами становятся учителями. Поговорив заранее с мамой своей ученицы, я предложила ей стать педагогом музыки для своей мамы. Девочка восприняла моё предложение с восторгом, она завела для мамы дневник, нотную тетрадь… Результат сказался очень скоро. Она стала внимательна на моих уроках, буквально «ловила» каждое моё слово. После наших уроков она задавала мне вопросы по педагогике, иногда жаловалась на невнимание мамы и нежелание её играть на фортепиано каждый день. Совместное чтение литературы о музыкантах, разбор музыкальных произведений очень сблизило мать и дочь. Теперь и я могла напомнить ученице о её невнимательности, недоученности произведений и т.д. Ребёнок осознал свою роль и как педагога и как ученицы. Качество наших занятий очень возросло. После этого эксперимента я решила продолжить этот метод,  предложив своей другой ученице начать обучение игре на фортепиано её сестры. Результата пока нет, так как это началось перед Новым годом, но я надеюсь на положительный исход.

        Очень бы хотелось, чтобы в вашей газете открылась такая рубрика, где педагоги могли бы делиться своими наработками, своими проблемами, обсуждали нововведения и т.д. Мы должны помогать друг другу ибо мы объединены заботой о воспитании достойных членов нашего общества и в наших руках то, какие будут наши дети в будущем. И чем лучше мы будем выполнять свою работу сегодня, тем светлее и культурнее будет наше завтра.

          Н. С. Казанцева

Преподаватель по классу фортепиано

Шумиловской ДШИ