Формирование навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Формирование навыков чтения с листа на уроках фортепиано

 

Учить чтению нотного текста – значит прежде

всего всесторонне развивать ученика как музыканта.

                                                                                        М. Э. Фейгин

 

            Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

      Формирование музыкально-интеллектуальных качеств у ученика осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями. Процессы музыкального мышления находятся в тесном единстве с процессами музыкального познания. Отсюда – значение чтения с листа: раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, оно способно сыграть самую активную роль в процессе становления и развития музыкального сознания.

Занятия чтением с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют себя принципы развивающего обучения:

    а)  увеличение объёма используемого музыкального материала;

    б)  ускорение темпов его прохождения.

В самом деле, что есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в минимум времени?

   Отсюда вывод: чтение музыки с листа имеет все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.

     Несмотря на то, что вопросы методики обучения игре на фортепиано довольно широко освещены в печати, важный и нужный раздел этого процесса - вопрос обучения чтению нот с листа недостаточно разработан.

     Перед разучиванием произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.

     Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям. Прежде всего определяется метр и тональность.  Для определения тональности следует обратить внимание на ключевые знаки и заключение произведения (каданс).

     Более музыкально подготовленные студенты могут проследить за построением и развитием музыкального сочинения; почувствовать и определить его характер, темп; проследить за ролью аккомпанемента или функцией других голосов.

       Содержание и форму каждого музыкального произведения определяет множество элементов. Однако два из них представляются наиболее важными. Это – звуковысотность и метроритм. Ощущение звуковысотности сводится к мысленному представлению мелодического рисунка, к развитию ощущения лада.

       Метроритмическая сторона является как бы организующим элементом музыкального произведения. Развитие метроритмических ощущений у учащегося сводится к воспитанию ощущений сильной доли такта, метрической пульсации, соотношений различных длительностей.

   Правильная аппликатура – это рациональное и удобное распределение пальцев на клавиатуре. Она упрощает и облегчает исполнение произведения.  Она влияет на характер исполнения и способствует лучшему, наиболее цельному выявлению музыкального замысла. Удачный выбор аппликатуры способствует также автоматизации движений.

В определении аппликатуры всё должно быть продуманно и целесообразно. Нужно стремиться к естественной позиционной последовательности пальцев, руководствуясь в основном фактурой произведения.  Однако надо обратить внимание учеников на то, что выбор аппликатуры не может быть для всех одинаково удобным. Определение аппликатуры зависит от ряда индивидуальных особенностей рук, а также от степени фортепианной подготовки исполнителя.

     Степень охвата зрением нотной записи зависит от фактуры произведения, её характера, сложности изложения материала, от музыкального кругозора исполнителя. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удаётся прочесть заранее только один аккорд или несколько звуков. Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. Только тогда, когда зрительное восприятие произведения будет опережать его исполнение, когда зрительное прочтение (пусть даже небольшого мелодического оборота или фразы) будет предшествовать его исполнению, - игра приобретёт осмысленный характер.

      При чтении с листа очень часто ученики испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть, не глядя на клавиатуру. Это вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не даёт возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка ученикам рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением.

     Хорошее чтение нот с листа является результатом систематической тренировки в данной области музыкантов различного профиля. Чтением с листа нужно заниматься 15-20 минут ежедневно.

     Работу музыканта по изучению нового музыкального произведения можно разделить на два этапа:

1)         первый – сводится к проигрыванию произведения от начала до конца, к общему ознакомлению с музыкальным сочинением в целом;

2)         ко второму этапу относится более тщательное изучение всех деталей сочинения, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами.

 В начальном исполнении произведения разрешается делать некоторые отступления от авторского текста;  проигрывание в более медленном темпе; не соблюдаются оттенки; трудные или непонятные места можно повторить.

Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по отношению к авторскому указанию, но игра должна быть непрерывной, воспроизведение текста более тщательным и близким к оригиналу.

    Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому можно судить о музыкальном произведении в целом, о его художественной концепции, об авторском замысле.

        Для проведения занятий по чтению с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Во время пауз необходимо зрительно опережать исполнение, фиксируя внимание на последующем тексте.

       Прививать навыки чтения с листа следует с первых же уроков игры на фортепиано: нужно научить анализировать мелодический оборот, определить метроритмическую структуру и наиболее удобную аппликатуру, воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку и анализировать своё исполнение.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Учить чтению нотного текста – значит прежде

всего всесторонне развивать ученика как музыканта.

                                                                                        М. Э. Фейгин

            Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

      Формирование музыкально-интеллектуальных качеств у ученика осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями. Процессы музыкального мышления находятся в тесном единстве с процессами музыкального познания. Отсюда – значение чтения с листа: раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, оно способно сыграть самую активную роль в процессе становления и развития музыкального сознания.

Занятия чтением с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют себя принципы развивающего обучения:

    а)  увеличение объёма используемого музыкального материала;

    б)  ускорение темпов его прохождения.

В самом деле, что есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в минимум времени?

   Отсюда вывод: чтение музыки с листа имеет все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.

     Несмотря на то, что вопросы методики обучения игре на фортепиано довольно широко освещены в печати, важный и нужный раздел этого процесса - вопрос обучения чтению нот с листа недостаточно разработан.

     Перед разучиванием произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.

     Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям. Прежде всего определяется метр и тональность.  Для определения тональности следует обратить внимание на ключевые знаки и заключение произведения (каданс).

     Более музыкально подготовленные студенты могут проследить за построением и развитием музыкального сочинения; почувствовать и определить его характер, темп; проследить за ролью аккомпанемента или функцией других голосов.

       Содержание и форму каждого музыкального произведения определяет множество элементов. Однако два из них представляются наиболее важными. Это – звуковысотность и метроритм. Ощущение звуковысотности сводится к мысленному представлению мелодического рисунка, к развитию ощущения лада.

       Метроритмическая сторона является как бы организующим элементом музыкального произведения. Развитие метроритмических ощущений у учащегося сводится к воспитанию ощущений сильной доли такта, метрической пульсации, соотношений различных длительностей.

   Правильная аппликатура – это рациональное и удобное распределение пальцев на клавиатуре. Она упрощает и облегчает исполнение произведения.  Она влияет на характер исполнения и способствует лучшему, наиболее цельному выявлению музыкального замысла. Удачный выбор аппликатуры способствует также автоматизации движений.

В определении аппликатуры всё должно быть продуманно и целесообразно. Нужно стремиться к естественной позиционной последовательности пальцев, руководствуясь в основном фактурой произведения.  Однако надо обратить внимание учеников на то, что выбор аппликатуры не может быть для всех одинаково удобным. Определение аппликатуры зависит от ряда индивидуальных особенностей рук, а также от степени фортепианной подготовки исполнителя.

     Степень охвата зрением нотной записи зависит от фактуры произведения, её характера, сложности изложения материала, от музыкального кругозора исполнителя. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удаётся прочесть заранее только один аккорд или несколько звуков. Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. Только тогда, когда зрительное восприятие произведения будет опережать его исполнение, когда зрительное прочтение (пусть даже небольшого мелодического оборота или фразы) будет предшествовать его исполнению, - игра приобретёт осмысленный характер.

      При чтении с листа очень часто ученики испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть, не глядя на клавиатуру. Это вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не даёт возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка ученикам рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением.

     Хорошее чтение нот с листа является результатом систематической тренировки в данной области музыкантов различного профиля. Чтением с листа нужно заниматься 15-20 минут ежедневно.

     Работу музыканта по изучению нового музыкального произведения можно разделить на два этапа:

1)         первый – сводится к проигрыванию произведения от начала до конца, к общему ознакомлению с музыкальным сочинением в целом;

2)         ко второму этапу относится более тщательное изучение всех деталей сочинения, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами.

 В начальном исполнении произведения разрешается делать некоторые отступления от авторского текста;  проигрывание в более медленном темпе; не соблюдаются оттенки; трудные или непонятные места можно повторить.

Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по отношению к авторскому указанию, но игра должна быть непрерывной, воспроизведение текста более тщательным и близким к оригиналу.

    Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому можно судить о музыкальном произведении в целом, о его художественной концепции, об авторском замысле.

        Для проведения занятий по чтению с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Во время пауз необходимо зрительно опережать исполнение, фиксируя внимание на последующем тексте.

       Прививать навыки чтения с листа следует с первых же уроков игры на фортепиано: нужно научить анализировать мелодический оборот, определить метроритмическую структуру и наиболее удобную аппликатуру, воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку и анализировать своё исполнение.