Открытый урок "Работа над штрихами"

Новосёлова Лилия Васильевна

Тема: «Работа над штрихами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_shtrihami.docx19.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автономная Республика Крым Красногвардейский район

Восходненская детская музыкальная школа

Открытый урок на тему:

«Работа над штрихами»

Преподаватель: Новоселова Л.В.

2010– 2011 учебный год   

Тема: «Работа над штрихами».

Цель: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

Задачи:

  • правильно организовать пианистический аппарат;
  • развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение нового материала);
  • наглядные (личный показ педагога на инструменте);
  • практические (выполнение упражнений, этюда, гамм, игра музыкальных произведений);
  • метод прослушивания и анализа;

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.

План урока.        

  1. Вступительное слово
  2. Вводная часть:
  1. Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.
  2. Гамма D dur
  3. Упражнение.
  1. Основная часть:
  1. Понятие о музыкальных штрихах
  2. Показ педагога.
  3. Работа над правильным и точным исполнением штрихов в произведениях:
  • А. Гречанинов «Мазурка». Работа над правильным и точным исполнением штрихов.
  • Г.Свиридов «Ласковая просьба»
  • К.Черни. Этюд. Закрепление работы над штрихами. Исполнение перед публикой.
  1. Заключительная часть:
  1. Домашнее задание,
  2. Выставление оценки.
  3. Анализ урока.

Ход урока

Вступительное слово педагога. Раскрытие темы и поставленных задач.

Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках.

Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.

Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.

Гамма D dur

  • в прямом восходящем и нисходящем движении, следя за ровным звучанием;
  • аккорды, следя за полным и свободным погружением рук в клавиши;
  • короткое арпеджио, следя за опорой на первый звук каждого арпеджио.

Ш. Ганон. Упражнение (Танкист)

Детские пальцы, еще неумелые и слабые, нуждаются в тренировке - только тогда они укрепятся, станут «умными», «поймут» - что от них нужно.

Стараясь «оживить», наполнить конкретным содержанием это упражнение, удобно представить образ движущегося танка. Непрерывное движение пальцев сравнить с движением гусениц танка. 

Проигрываем двумя способами:

1.                 разными штрихами

пр.р. стаккато

лев.р легато                и  наоборот

2.                 с динамическими оттенками (крещендо, диминуэндо)

Основная часть:

Бывают различные способы извлечения звука на фортепиано. Одни звуки можно «пропеть-протянуть», другие «уколоть» или «подчеркнуть». Эти различные способы называются штрихами. Штрих(нем. Strich черта, линия) — способ исполнения нот, группы нот, образующих звук.

Они придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены стилистикой, содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой. Каждый штрих имеет свое графическое отображение в нотном тексте.

Показ педагога. После прослушивания определить характер двух пьес и указать, с помощью какого основного штриха исполнитель показал музыкальную выразительность и смог донести до нас художественный образ.  

А.Гречанинов «Мазурка» работа с учащимся:

  • Прохлопывание ритма
  • Совместная игра с педагогом, мелодию играет учащийся.
  • Ультрированное исполнение штрихов.

Г.Свиридов «Ласковая просьба».

Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал интонацию просьбы? Какие штрихи использованы для передачи нужного настроения?

К. Черни. Этюд

 

Этот этюд построен на арпеджированых пассажах. Работаем над гибкостью запястья. Выполняем движением кисти («радуга» «лодочка»). Для образного восприятия сравниваем этюд с морскими волнами: при набегающей волне исполняем пассажи на крещендо; при отступающей на – на диминуэндо.

Заключение.