Программа по предмету "Волшебная флейта"

Сащихина Наталия Сергеевна

Программа для обучения основам игры на блок-флейте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_fleyta.doc212.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

ГБОУ СОШ №281 корп. 2

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Волшебная флейта»

Возраст детей: 8 – 14 лет

Срок реализации: 3 лет

Педагог дополнительного образования

Сащихина Наталия Сергеевна

Содержание:

1.        Пояснительная записка        

цель программы        

задачи        

2.        Механизм реализации программы        

3.        Условия реализации программы        

Методическое обеспечение.        

Распределение учебных часов по годам обучения        

Содержание обучения        

Планируемые результаты        

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения        

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения        

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения        

Примерный репертуарный список        

I год обучения.        

II год обучения.        

III год обучения.        

Список литературы        

Список нотной литературы        

 Методическая литература        

Рекомендуемые учебные пособия и сборники        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка еще в Древней Греции считалась одним из важнейших искусств, музыкальное образование было обязательным для всех представителей знати. Пифагор сопоставлял музыкальную гармонию с гармонией Вселенной, его научные изыскания легли в основу устройства современных музыкальных инструментов, общепринятого музыкального строя.  

Ценность музыкального образования трудно переоценить и сегодня. В процессе игры на музыкальном инструменте совершенствуется эстетическое восприятие ребенка, формируются волевые качества: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; совершенствуются психические процессы: память, внимание, восприятие, образное и словесно-логическое мышление. У детей развиваются музыкально - сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения, пространственные представления.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Музицирование создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе педагогического пособия для начального обучения игре на блокфлейте Пушечникова И. «Азбука начинающего блокфлейтиста» и методического пособия «Школа для начинающих» А.Ю. Кискачи,

Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год – 144 часа, 2 год обучения – 144 часа в год, 3 год обучения – 144 час в год.

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- овладение детьми основными приемами игры на блокфлейте;

- развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к ансамблевому музицированию;

- развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти;

- формирование навыка ансамблевой игры, умения общаться и сотрудничать.

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа предполагает формирование следующих универсальных учебных действий:

Личностные:

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные:

1. Направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

2. Направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и что не умею?»).

Познавательные:

1. Отражающие методы познания окружающего мира:

- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

- анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

2. Формирующие умственные операции:

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

- выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

- устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные:

- эмпатия и умение выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Форма проведения:

Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию. Программа рассчитана на возраст детей 8-14 лет.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:

1.Наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;

2. Хорошо настроенный инструмент;

3.  Музыкальный центр;

4. Интерактивная доска;

5. Ноутбук;

6. Стулья для детей;

7.Стол.

Методическое обеспечение.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

а) Нотный материал;

б) Дидактические материалы;

в) Иллюстративные материалы;

г) Портреты и биографии композиторов;

д) Иллюстрации музыкальных инструментов;

з) Сценарии проведения тематических концертов.

Распределение учебных часов по годам обучения

Содержание

1 год обучения,

часов

2 год обучения,

часов

3 год обучения,

часов

Нотная грамота, звукоряд

(теория)

20

20

20

Разучивание репертуара на блокфлейте

(практика)

24

24

24

Ансамблевое музицирование

(практика)

100

100

100

Всего

144

144

144

Содержание обучения

Нотная грамота, звукоряд. Рассматриваются основы нотной грамоты, особенности звукоизвлечения на блокфлейте.

Разучивание репертуара на блокфлейте. Разучивание пьес, упражнения на формирование навыков исполнения интервалов, мелодических ходов.

Ансамблевое музицировании. Формирование навыков ансамблевого исполнения. Подготовка концертных номеров и выступления.

Планируемые результаты

Успешное завершение курса трехлетнего обучения предполагает сформированность у обучающихся универсальных учебных действий, предусмотренных программой, а так же наличие узкоспециальных умений:

 - Уверенное исполнение 5-7 изученных произведения по памяти сольно;

         - Уверенное исполнение 5-7 произведения в ансамбле;

         - Исполнять музыкальные произведения публично;

         - Подбирать на слух и исполнять несложные мелодии.

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Знакомство с инструментом, постановка левой руки. Дыхание.

4

сентябрь

3

Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Нота си.

2

сентябрь

4-6

Разучивание мелодий для левой руки. «Апрель»

6

сентябрь

7-8

Разучивание мелодий для левой руки. «Кукушка»

4

сентябрь

9-10

Разучивание мелодий для левой руки. «Про кота»

4

октябрь

11-12

Разучивание мелодий для левой руки. «Кошкин дом»

4

октябрь

13-16

Стаккато. «Как под горкой под горой»

8

октябрь

17-18

Разучивание мелодий для левой руки. «Василек»

4

октябрь

19-21

«Щедрик» Постановка правой руки.

8

ноябрь

22-23

«Щедрик», подготовка музыкального номера

4

ноябрь

24-25

Постановка правой руки. Дыхание.

4

ноябрь

25-28

Упражнения на исполнение терции (интервал).

8

декабрь

29-32

Легато. «Перепелочка»

8

декабрь

33-36

Стаккато. Пауза. «Трубач».

8

январь

37-38

Гамма до мажор

4

январь

39-42

Ансамлевое музицирование

8

январь,февраль

43-46

Весенние заклички

6

февраль

47-51

Ансамблевое исполнение. «Березынька».

10

март, апрель

52-57

Двухголосие. Частушки.

12

апрель

58-63

Двухголосие. «Как пошли наши подружки».

12

апрель

64-71

Подготовка заключительного концерта

16

май

72

Отчетный концерт.

2

май

Всего

144

Прогнозируемые результаты: к концу года ребята должны уметь:

  1. Исполнять 5-7 изученных произведения по памяти сольно;
  2. Исполнять 5-7 произведения в ансамбле;
  3. Знать основы нотной грамоты;
  4. Получить опыт публичного музицирования.

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Повторение упражнений и пьес первого года обучения.

4

сентябрь

3-4

Звуки второй октавы. Особенности исполнения ноты ре.

4

сентябрь

5-6

Разучивание несложной пьесы в тональности ре мажор.

4

сентябрь

7-8

 Ансамблевое музицирование.

4

сентябрь

9 -10

Русские народные напевы. Разучивание р.н.п. в тональности ре мажор.

4

октябрь

11-14

Подготовка концертного номера к Дню учителя.

8

октябрь

15-16

Двухголосие. Особенности исполнения.

4

октябрь

17-18

Разучивание простой двухголосной пьесы с параллельным ритмическим рисунком голосов.

4

ноябрь

19-20

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы.

4

ноябрь

21-22

Ансамблевое музицирование.

4

ноябрь

23-24

Канон. Особенности исполнения.

4

ноябрь

25-28

Ансамблевое музицирование простого канона из равных длительностей.

8

декабрь

29-32

Подготовка концертного номера к новогодним праздникам.

8

декабрь

33-34

Разучивание канона с ритмическим рисунком из четвертных и половинных нот.

4

январь

35-36

Разбор аккомпанемента для канона.

4

январь

37-38

Ансамблевое музицирование.

4

январь

39-40

Марш. Особенности исполнения марша на блокфлейте.

4

февраль

41-44

Подготовка концертного номера к Дню защитника Отечества

8

февраль

45-46

Лирическая пьеса. Особенности исполнения.

4

февраль

47-48

Подготовка концертного номера к международному женскому дню.

4

март

49-52

Играем классику. Двухчастные пьесы.

8

март

53-56

Ансамблевое музицирование.

8

март,

апрель

57-60

Играем классику. Трехчастные пьесы.

8

апрель

61-63

Ансамблевое музицирование.

8

апрель

64 -70

Подготовка к заключительному концерту.

14

май

71-72

Отчетный концерт

2

май

Всего:

144 ч.

Прогнозируемые результаты: к концу года ребята должны уметь:

  1. Исполнять 7-8 изученных произведения по памяти сольно;
  2. Исполнять 7-8 произведения в ансамбле;
  3. Знать основы нотной грамоты;
  4. Получить опыт публичного музицирования.

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения

        

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Повторение упражнений и пьес второго года обучения.

4

сентябрь

3-4

Знаки альтерации. Фа диез. Упражнения на формирование навыка чистого звукоизвлечения.

4

сентябрь

5-6

Разучивание несложной пьесы в тональности D.

4

сентябрь

7-8

Разбор аккомпанемента. Ансамблевое музицирование.

4

сентябрь

9 -10

Русские народные напевы. Разучивание р.н.п. в тональности D.

4

октябрь

11-14

Подготовка концертного номера к Дню учителя.

8

октябрь

15-16

Двухголосие. Особенности исполнения.

4

октябрь

17-18

Разучивание двухголосной пьесы с параллельным ритмическим рисунком голосов.

4

ноябрь

19-20

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы.

4

ноябрь

21-22

Ансамблевое музицирование.

4

ноябрь

23-24

Нота ми второй октавы. Упражнения на формирование навыка чистого звукоизвлечения.

4

ноябрь

25-28

Рождественские мелодии.

8

декабрь

29-32

Подготовка концертного номера к новогодним праздникам.

8

декабрь

33-34

Разучивание двухголосной пьесы с не совпадающим ритмическим рисунком голосов.

4

январь

35-36

Разбор аккомпанемента для двухголосной пьесы.

4

январь

37-38

Ансамблевое музицирование.

4

январь

39-40

Марш. Особенности исполнения марша на блокфлейте.

4

февраль

41-44

Подготовка концертного номера к Дню защитника Отечества.

8

февраль

45-46

Лирическая пьеса. Особенности исполнения.

4

февраль

47-48

Подготовка концертного номера к международному женскому дню.

4

март

49-52

Упражнения по подбору на слух элементов мелодий (3-4 звука).

8

март

53-56

Простая оркестровка. Самостоятельный подбор аккомпанемента к простой мелодии.

8

март

57-61

Играем классику. Двухчастные пьесы с репризами.

8

апрель

62-63

Играем классику. Трехчастные пьесы.

 

4

апрель

64-70

Подготовка к заключительному концерту.

18

апрель

71-72

Отчетный концерт.

2

май

Всего:

144ч

Прогнозируемые результаты: к концу года ребята должны уметь:

  1. Исполнять 7 изученных произведения по памяти сольно;
  2. Исполнять 7 произведения в ансамбле;
  3. Уверенно выступать публично;
  4. Самостоятельно подбирать по слуху простые мелодии.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

I год обучения.

Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007

Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002

Пьесы:

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»

Чешская народная песня «Аннушка»

Моцарт В. Аллегретто

Чешская народная песня «Пастушок»

Витлин В. Кошечка

Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня

Кабалевский Д. Про Петю

Моцарт В. Вальс

Русская народная песня «Как под горкой»

Беларусская народная песня «Перепелочка»

Бетховен Л. Сурок

Дунаевский И. Колыбельная

Красев М. Топ-топ

Бах Й. С. Песня

Кабалевский Д. Маленькая полька

Моцарт В. Аллегретто

Перселл Г. Ария

II год обучения.

Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)

Пьесы

Бах И.С. Менуэт

Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»

Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»

Гендель Г. Бурре

Гайдн Й. Серенада

Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»

Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)

Шапорин Ю. Колыбельная

Чайковский П. Итальянская песенка

Бах И.С. Менуэт

Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Люлли Ж. Песенка

Телеман Г. Ария из Партиты для блок-флейты и бассо континуо

III год обучения.

Упражнения и этюды

Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983

Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М., 1989

Пьесы:

Русские народные песни:

 «Во поле берёза стояла»,

 «Я на камушке сижу»,

« Заинька, попляши»,

« В зеленом саду»,

 «Лисичка»

Шуберт Ф. Романс

Шуман Р. Пьеска

Лысенко Н. Колыбельная

Шостакович Д. Хороший день

Глинка М. Жаворонок

Моцарт В. А. Менуэт

Глюк К. В. Танец

Гречанинов А. Вальс

Бетховен Л. Немецкий танец

Цыбин В. Листок из альбома

Перголези  Дж. «Ах, зачем я не лужайка»

Гедике А. Танец

Бах Й. С. Менуэт

Список литературы:

Список нотной литературы

  1. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ - Киев, 1973
  2. Избранные произведения для флейты I Сост. Н. Платонов.- М., 1976
  3. Келлер Э. Десять этюдов для флейты. - М., 1980
  4. Келлер Э. Пятнадцать этюдов для флейты. - М., 1985
  5. Келлер Э. Этюды для флейты. Тетр. 2 — М., 1980
  6. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: клавир с комментариями. – издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007
  7. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: тетрадь с нотами и раскрасками. – издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007
  8. классов ДМШ - Минск, 1982
  9. Лёгкие пьесы зарубежных композиторов I Сост.Н. Семёнова - Санкт-Петербург, 1998
  10. Мальцев Б.А. Школа игры на блокфлейте: Учебное пособие.-.СПб.:Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
  11. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блок-флейты и ф-но. Выпуск 1 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
  12. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блок-флейты и ф-но. Выпуск 2 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
  13. Начальные уроки игры на блокфлейте. Методическое пособие. Издательство «Музыка», 1982.
  14. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы, этюды и ансамбли.
  15. Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков - М., 1976 Педагогический репертуар для флейты I Сост. Ю. Должиков. - М., 1982.        *
  16. Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1978
  17. Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1988
  18. Покровскай А. В школе и дома. Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. Младшие и средние классы ДМШ.
  19. Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1 - 4 классов ДМШ. - М., 1986
  20. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. Клавир. Педагогический репертуар. Подготовительный класс ДМШ.
  21. Пьесы русских композиторов для флейты I Под ред. Ю. Должикова. - М.,1984
  22. Старинные сонаты / Ред. Ю. Должикова. - М., 1977
  23. Сторожева Т.Н. Сборник пьес, этюдов и ансамблей для блокфлейты:/Учебно-методическое пособие/ Изд. ЩЩЩ фирма «Эмузин», 2004.
  24. Тесаков К. Сборник ансамблей для духовых инструментов: Для старших
  25. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс - Киев, 1977
  26. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс - Киев, 1978
  27. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 3 класс - Киев, 1979
  28. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс - Киев, 1980
  29. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс - Киев, 1981
  30. Хрестоматия для блок-флейты / Сост. И. Оленчик - Москва, 2002
  31. Хрестоматия для флейты: 1, 2 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1976
  32. Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1978
  33. Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1982
  34. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты.Ю. Должиков. - М., 1972
  35. Хрестоматия педагогического Ю. Должиков. - М., 1969 М.,
  36. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.

2. Методическая литература

1. Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.

2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.

3. Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М.: Музыка, 1981.

4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1962.

5. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.

6. Инструменты духового оркестра (сост.Б.Кожевников). - М.: Музыка, 1984.

7. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сборник трудов. Вып. 45/ Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.

8. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.

9. Баранцев А. Мастера игры на флейте-профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.

10. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.: Музыка, 1964.

11. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.

12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.

13. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.

14. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.

15. Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.

16. Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.

17. Павлов И.П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Полн. собр. сочинений, т.3. - М.: Академия наук СССР, 1951.

18. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966

19. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958.

20. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935.

21. Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991

22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН РСФСР, 1947.

23. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1986.

24. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1978.

25. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 19

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СБОРНИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА

  • Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 1 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
  • Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 2 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
  • Лёгкие пьесы зарубежных композиторов I Сост.Н. Семёнова - Санкт-Петербург, 1998
  • Хрестоматия для блокфлейты / Сост. И. Оленчик - Москва, 2002
  • Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ - Киев, 1973
  • Избранные произведения для флейты I Сост. Н. Платонов.- М., 1976
  • Келлер Э. Десять этюдов для флейты. - М., 1980
  • Келлер Э. Пятнадцать этюдов для флейты. - М., 1985
  • Келлер Э. Этюды для флейты. Тетр. 2 — М., 1980
  • Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков - М., 1976 Педагогический репертуар для флейты I Сост. Ю. Должиков. - М., 1982.        *
  • Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1978
  • Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1988
  • Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1 - 4 классов ДМШ. - М., 1986
  • Пьесы русских композиторов для флейты I Под ред. Ю. Должикова. - М.,1984
  • Старинные сонаты / Ред. Ю. Должикова. - М., 1977
  • Тесаков К. Сборник ансамблей для духовых инструментов: Для старших
  • классов ДМШ - Минск, 1982
  • Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс - Киев, 1977
  • Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс - Киев, 1978
  • Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 3 класс - Киев, 1979
  • Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс - Киев, 1980
  • Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс - Киев, 1981
  • Хрестоматия для флейты: 1, 2 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1976
  • Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1978
  • Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1982
  • Хрестоматия педагогического Ю. Должиков. - М., 1969 М.,
  • Хрестоматия педагогического репертуара для флейты.Ю. Должиков. - М., 1972
  • Ягу дин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.