Программа по сольфеджио

Сащихина Наталия Сергеевна

Программа по сольфеджио для дополнительного оброзованя в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_solfedzhio_-_2013.doc454 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по сольфеджио

2012-2013 учебный год

Содержание:

I. Пояснительная записка.        

1.1 Общие положения.        

1.2 Механизм реализации программы.        

1.3 Ожидаемые результаты.        

1 год обучения.        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

2 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

3 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

4 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

5 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

6 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

7 год обучения        

Учебно-тематический план.        

Содержание        

Ожидаемые результаты        

Условия реализации программы.        

Методическое обеспечение программы.        

Список литературы для детей.        

Список литературы для педагога        

Репертуар для анализа на слух        

2 год обучения        

3 год обучения.        

Календарно-тематический план на 2012-2013 учебный год        

I. Пояснительная записка.

1.1 Общие положения.

Обучение детей вокальному искусству, которое проходит в рамках работы вокально-хоровой студии «Сюрприз», сложно представить без получения слуховых навыков и теоретических знаний, которые приобретаются на уроках сольфеджио. Данный курс позволяет получать более высокие показатели развития ребят на протяжении  всей работы студии «Сюрприз».

Вид данной программы является модифицированным. Она имеет художественно-эстетическую направленность, что объясняется построением общей структуры работы студии «Сюрприз»,  в рамках которой осуществляются занятия по этой программе.

Как уже было отмечено выше: реализация курса сольфеджио в вокально-хоровой студии является неотъемлемой частью развития детей. Этим объясняется актуальность программы, как одной из  её качественных характеристик. Новизна представляет собой прежде всего опору на вокально-хоровой опыт учащихся, так как важным в работе по данной программе является  оказание помощи детям в изучении нотной грамоты, координации слуха и голоса на хоровых и вокальных занятиях.

Помимо теоретических занятий проходят и практические, где проверяются знания каждого ученика и его умение пользоваться пройденным материалом.

Программа состоит из нескольких разделов. В каждом разделе излагаются практические приемы и требования комплексного развития музыкальных способностей учащихся. Это требует от педагога одновременной работы над всеми разделами, т. е. каждый урок должен содержать все разделы работы. Расположение учебного материала отвечает дидактическим требованиям музыкальной педагогики – следование от простого к сложному. Так в систематических и постоянно усложняющихся упражнениях воспитывается весь комплекс музыкальности детей.

 Целью программы является воспитание  у учащихся музыкальной культуры посредством развития музыкально-теоретического мышления.

К воспитательным задачам относится воспитание у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших представителей зарубежной музыки, формирование музыкального вкуса. Дисциплина сольфеджио способствует общему музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Обучающими задачами являются: приобретение теоретических знаний, творческих навыков, расширение музыкального кругозора.

Программа предполагает решение развивающих задач: развитие слуха, памяти, чувства ритма, творческих задатков учащихся. 

1.2 Механизм реализации программы.

Учебная деятельность.

  • Программа рассчитана на семь лет обучения;
  • Занятия групповые, в каждой группе от 10 до  15 человек, 1 раза в неделю по 1 часу;
  • Форма занятий аудиторная;
  • Группы формируются по возрастному принципу:  первый год обучения – 7-8 лет, второй год – 9-10, третий год обучения – 10-11 лет, четвертый год обучения – 11-12 лет, пятый год обучения – 12- 13 лет, шестой  и седьмой год обучения -  старше 13 лет.
  • На занятиях используются игровые технологии, особенно интенсивно на первом году обучения, втором и третьем, кроме того работа ведется по методу развивающего обучения. Также программа предусматривает творческую реализацию учащихся.
  • Методические указания.
  1. Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные  упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодии и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего исполняются в начале урока, при распевании или перед сольфеджированием. Не следует им уделять слишком много времени, т. к. это лишь вспомогательное средство воспитания основных навыков.

  1. Сольфеджирование и пение с листа

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио.

При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие , навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале выученных на слух мелодий, а дальнейшем – незнакомых)

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения; не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту  начала работы наличия у учащихся слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей. Знания нот и нотной записи.

  1. Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма также необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма у детей связанно с двигательной реакцией (ходьба, бег под  музыку, хлопки). Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях («шаг», «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений:

  1. Простукивание ритмического рисунка, исполненного педагогом;
  2. Простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных карточках;
  3. Проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием и без него;
  4. Ритмические остинато;
  5. Ритмические диктанты.
  1. Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащихся правильно слушать музыку.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям:

  1. Целостный анализ.
  2. Анализ отдельных элементов музыкального языка.

  1. Целостный анализ.

Восприятие музыки должно быть не только эмоциональным, но и осмысленным. Ученик должен научиться слышать и определять характер музыкального произведения; его жанровые особенности; некоторые моменты формообразования; лад; размер; темп; регистры.

  1. Анализ отдельных элементов музыкального языка.

Задача этого вида анализа является слуховая проработка элементов музыкального языка: анализ звукорядов, отдельных ступеней лада, гамм, мелодических оборотов, ритмических оборотов, интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, от звука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях, аккордов и их обращений в тональности.

  1. Музыкальный диктант

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

Успешная запись диктанта зависит от индивидуальности ученика, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккорда.

Не менее важно для учащихся уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: её размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктантов могут быть разными. Это может быть диктант с предварительным разбором, когда учащиеся с помощью преподавателя определяют лад, тональность, размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи.

Наряду с такими диктантами следует к концу года давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается  в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

  1.  Теоретические сведения

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся.

Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Воспитывающая деятельность.

В течение года на занятиях по сольфеджио решаются основные воспитательные задачи, которые исходят из задач всей программы:  воспитание вокального слуха как важного фактора пения, воспитание организованности, внимания, ответственности, воспитание у учащихся любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших представителей зарубежной музыки, формирование музыкального вкуса.

Все перечисленные задачи решаются именно в групповой форме работы, но с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.  

Воспитание музыкального слуха проходит в процессе обучения, в ходе упражнений, получения новых знаний, умений, навыков. А воспитание личностных качеств, среди которых организованность, внимание, ответственность осуществляется в таких формах работы как беседы о важности этих качеств для певца.

Развивающая деятельность.

В процессе развивающей деятельности особое значение приобретает индивидуальный уровень способностей каждого ребенка. Поэтому хоть форма работы на занятиях групповая, но программа предполагает давать дополнительные задания отдельным детям для того, чтобы подтянуть одних к более сильным, а вторым для того, чтобы не снизить имеющийся у них уровень. Главное в работе ориентировка на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Программа  построена на основе следующих принципов:

  • гуманизации педагогического процесса на основе взаимопонимания и взаимовлияния педагога и детей;
  • целостности, как реализации системы межпредметных   и  внутрипредметных   связей;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности;
  • наглядности.

    На занятиях используются такие  методы как:

  • объяснение;
  • рассказ;
  • беседа;
  • пример;
  • упражнения;
  • поощрение.

Ведущими технологиями являются:

  • личностно-ориентированные;
  • игровые;
  • здоровосберегающие.

1.3 Ожидаемые результаты.

По итогам обучения по данной программе предполагается достичь следующих результатов. Учащиеся должны:

Знать: такие понятия как – регистр, гамма, доля, пульс, такт, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие, лад, транспонирование, опевание, главные ступени лада, интервалы, консонанс, диссонанс, одноименные тональности, параллельные; гармонический, натуральный, мелодический минор; длительности (четверти, целые, половинки, восьмые половинная нота с точкой, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая.), простые размеры, названия всех звуков гаммы; куплетная форма, переменный лад;

Уметь: записывать звуки, дирижировать на 2/4; сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей, писать ритмические диктанты, петь мажорную гамму с названием нот, транспонировать, дирижировать на ¾, 4/4, интонировать пройденные интервалы(м.2, б.2, м.3, б.3, ч.1, ч.8, б.6 и м.6), записывать музыкальные диктанты определенной сложности, требующейся на данном этапе, подобрать аккомпанемент к несложным мелодиям.

Для получения ожидаемых результатов в конце каждого года используется такая форма подведения итогов как проведение зачетного занятия, где каждый ребенок индивидуально демонстрирует свои знания, умения, навыки, полученные за год. Кроме того в течение года ведется тщательное педагогическое наблюдение за каждым учащимся

1 год обучения.

 Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Знакомство с предметом.

1

1

-

2

Знакомство со звуками разных регистров.

2

1

1

3

Запись звуков

3

1

2

4

Восходящее и нисходящее движение мелодии. Гамма

2

1

1

5

Длительности нот. Целые и половинки

3

1

2

6

Четверти и восьмые

2

1

1

7

Ритм. Ритмический рисунок.

2

1

1

8

Доля – пульс.

2

1

1

9

Паузы.

4

1

3

10

Сильная доля. Такт. Тактирование.

2

1

1

11

Размер 2/4

2

1

1

12

Музыкальная фраза.

3

1

2

13

Ступени. Реалитив I, II, III ступени. Тоника.

2

1

1

14

Тональность до мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

2

1

1

15

Реалитив IV, V ступени.

2

1

1

16

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

4

1

3

Итого:

38

   16

22

Содержание

1 тема. Введение.

Теория. Правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на предмете сольфеджио. Техника безопасности. Знакомство с предметом.

Практика. Развивающие игры.

 2 тема. Знакомство со звуками разных регистров.

Теория. Понятие регистр. Особенности регистров каждого инструмента.

Практика. Упражнения на определение высокого и низкого регистров (на примерах детских песен Филиппенко и Попатенко).

3 тема. Запись звуков.

Теория. Понятия звукоряд, нотоносец, скрипичный ключ. Месторасположение каждого звука на нотных линейках.

Практика. Способы записи звуков в практических действиях.

4 тема. Восходящее и нисходящее движение мелодии. Гамма.

Теория.  Понятие движение, нисходящее движение, восходящее движение, гамма.

Практика. Самостоятельная запись детей гаммы до мажор. Сольмизация и Сольфеджирование гаммы до мажор.

5 тема. Длительности нот. Целые и половинки.

Теория. Понятия о длительностях, о целых и половинных нотах. Практика.Сольфеджирование гаммы до мажор целыми и половинными нотами.

6 тема. Четверти и восьмые.

 Теория. Расширение понятия длительность: введение четвертей и восьмых.  Практика.Сольфеджирование и сольмизация  четвертями и восьмыми.

7 тема. Ритм. Ритмический рисунок.

Теория.  Понятие о ритме и ритмическом рисунке.

Практика. Сольмизация и сольфеджирование русских народных песен.

8 тема. Доля – пульс. 

Теория.  Разбор метроритмической структуры произведений. Новые понятия: доля (сильная и слабая), пульс.

Практика. Сольмизация и сольфеджирование русских народных песен(на примерах русских народных песен таких как: «Как у наших у ворот», «Петушок», «Сорока», «Дождик», «Скок-скок», «Василек»).

9 тема. Паузы.

Теория. Термин  пауза.

 Практика. Запись детьми пауз в контексте уже полученных знаний о нотах и длительностях.

10 тема.  Сильная доля. Такт. Тактирование.

Теория. Понятия о такте, о сильной доле в такте.

Практика. Тактирование (на песнях Попатенко «Скворушка», РНП «Как у наших у ворот», Белорусской НП «Перепелочка», Украинской НП «Веснянка», а также на произведениях для слушания Чайковский «Детский альбом»: «Полька», «Утренняя молитва» и «Марш» Львова-Компанейца).

11 тема. Размер 2/4. 

Теория. Понятие о размере. Соотносится с ранее полученными знаниями. Практика. Тактирование в  двухдольном размере. Сольмизация и сольфеджирование в двухдольном размере.

12 тема. Музыкальная фраза. 

Теория. Определение музыкальной фразы.

Практика. Нахождение музыкальной фразы в известных  песнях, а также предоставление примеров из сборников сольфеджио Калмыкова и Фридкина.

13 тема.  Ступени. Реалитив I, II, III ступени. Тоника.

Теория. Термин -  ступень. Разбор I, II, III ступени.

Практика. Чтение с листа.

14 тема. Тональность до мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Теория. Понятие тональность, устойчивая, неустойчивая ступени, до мажор.

 Практика. Пение песен в тональности до мажор.

15 тема. Реалитив IV, V ступени.

Теория. Расширение знаний о понятии тональность. Побочные ступени -  IV, V.

Практика. Работа в области сольмизации и сольфеджирования на элементарной стадии.

16 тема. Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования.

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения учащееся должны:

Знать: такие понятия как – регистр, гамма, доля, пульс, такт, устойчивые и неустойчивые ступени; знать длительности нот(четверти, целые, половинки, восьмые), простые размеры, названия всех звуков гаммы.

Уметь: записывать звуки, дирижировать на 2/4; сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей пройденных за год, писать ритмические диктанты, петь мажорную гамму с названием нот.

2 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на первом году обучения.

2

1

1

2

Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени

4

1

3

3

Сольфеджирование в пределах пентахорда от I до V ступени

2

1

1

4

Вводные звуки. Реалитив VI ,VII ступени

2

1

1

5

Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней

4

1

3

6

Чтение ритмических партитур.

5

1

4

7

Трезвучие

2

1

1

8

Движение мелодии по звукам трезвучия: восходящее и нисходящее

2

1

1

9

Ломанное движение по звукам трезвучия.

3

1

2

10

Дирижирование на 2/4

2

1

1

11

Ритмические диктанты

5

1

4

12

Итоговое занятие

5

1

4

Итого:

38

   12

26

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на первом году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за первый год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени.

Теория. Расширение понятия ступень.

Практика. Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени (мелодии для сольмизации из сборников по сольфеджио Калмыкова и Фридкина, Н. Баева и Т. Зебряка, М. Андреевой).

3 тема. Сольфеджирование в пределах пентахорда от I до V ступени. 

Теория. Расширение понятия ступень.

Практика. Сольфеджирование ранее сольмизированных мелодий.

4тема. Вводные звуки. Реалитив VI ,VII ступени.

Теория. Ступени  VI ,VII.

Практика. Работа в области сольмизации и сольфеджирования на элементарной стадии.

5 тема. Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней.

 Теория. Расширение понятия ступень (V-VII).

Практика. Работа в области сольмизации и сольфеджирования.

6 тема. Чтение ритмических партитур.

Теория. Повторторяют уже известных  понятий:  ритм, длительность, такт, доля, пульс.

Практика. Усложнение ритма. пПдготовка к написанию музыкальных диктантов.

7 тема. Трезвучие.

 Теория. Понятие трезвучие.

Практика. Работа в области сольмизации и сольфеджирования.

8 тема. Движение мелодии по звукам трезвучия: восходящее и нисходящее. Теория. Расширение знаний о трезвучии.

Практика. Запись мелодий построенные на звуках трезвучия.

9 тема. Ломанное движение по звукам трезвучия.

Теория. Расширение знаний о трезвучии.

Практика. Использование мелодии, где звуки трезвучия даны в разной последовательности. Сольмизация, сольфеджирование, запись мелодии по данной теме.

10 тема.  Дирижирование на 2/4.

 Теория. Понятие дирижирования на 2/4 одной рукой.

Практика. Упражнения на дирижерскую схему 2/4.

11 тема. Ритмические диктанты.

Теория. Раскрытие особенностей новой формы работы - диктант.

Практика. Запись диктантов.

12 тема. Итоговое занятие.

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования.

Ожидаемые результаты

К концу 2 года обучения учащееся должны:

Знать: такие понятия как – регистр, гамма, доля, пульс, такт, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие, лад; знать длительности нот(четверти, целые, половинки, восьмые), простые размеры, названия всех звуков гаммы.

Уметь: записывать звуки, дирижировать на 2/4; сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей пройденных за год, писать ритмические диктанты, петь мажорную гамму с названием нот.

3 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на втором году обучения.

2

1

1

2

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

8

1

7

3

Два лада: мажор и минор.

3

1

2

4

Строение мажорной гаммы.

2

1

1

5

Знаки альтерации.

2

1

1

6

Тональность ре мажор.

4

2

2

7

Транспонирование.

3

1

2

8

Дирижирование на ¾.

2

1

1

9

Половинная нота с точкой.

2

1

1

10

Затакт.

2

1

1

11

Опевание устойчивых ступеней.

4

1

3

12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

4

1

3

Итого:

38

13

25

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на втором году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за первый год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Сольфеджирование в до мажоре на 2/4. 

Теория. Расширение понятия сольфеджирование и его особенностей.

Практика. Сольфеджирование в до мажоре на 2/4.

3 тема. Два лада: мажор и минор. 

Теория.  Понятие лад, мажор, минор.

Практика.Игровые упражнения для закрепления материала.

4 тема. Строение мажорной гаммы.

 Теория. Понятия тона и полутона. Формула строения мажорной гаммы.

 Практика. Пение всех мажорных гамм.

5 тема. Знаки альтерации.

Теория. Понятия бекар, диез, бемоль.

 Практика. Сольфеджирование номеров  с усвоенными понятиями.

6 тема. Тональность ре мажор.

 Теория. Знакомство с новой тональностью ре мажор.

Практика. Сольфеджирование, сольмизация, запись диктантов в ре мажоре.

7 тема. Транспонирование.

Теория.  Понятие транспонирование.

Практика. Перестраивание звукоряд из одной тональности в другую.Письменное транспонировании и в сольфеджирование из до мажора в ре мажор.

8 тема. Дирижирование на ¾. 

Теория.Изучение размера ¾.

 Практика. Осваивоение схемы дирижирования  в этом размере.

 9 тема. Половинная нота с точкой. 

Теория.  Знакомство с новой длительностью – половинная нота с точкой.

Практика .Сольфеджированин, написание диктанта, прослушивании музыки с новой длительностью.

10 тема. Затакт.

Теория.  Понятие затакт.

Практика. Сольмизация и сольфеджирование, написание диктантов, прослушивание и анализ предлагаемой музыки.

11 тема. Опевание устойчивых ступеней.

Теория.   Понятие доминанты – как имени V ступени.

Практика. Подбор баса по цифровке и по слуху.

12 тема. Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования.

Ожидаемые результаты

К концу 3 года обучения учащееся должны:

Знать: такие понятия как – регистр, гамма, доля, пульс, такт, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие, лад, транспонирование, опевание ; знать длительности нот(четверти, целые, половинки, восьмые), простые размеры, названия всех звуков гаммы.

Уметь: записывать звуки, дирижировать на 2/4, транспонировать, дирижировать на ¾; записывать музыкальные диктанты определенный сложности, требующаяся на данном этапе, сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей.

4 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

4

1

3

2

Мелодический оборот «опевание».

4

1

3

3

Тональность соль мажор

6

1

5

4

Размер 4/4.

2

1

1

5

Главные ступени лада.

3

1

2

6

Тональность фа мажор.

6

1

5

7

Шестнадцатые.

7

1

6

8

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

6

-

6

Итого:

38

7

31

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за первый год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Мелодический оборот «опевание». 

Теория. Новое теоретическое понятие опевание.

 Практика. Сольфеджирование и написание музыкальных диктантов.

3 тема. Тональность соль мажор.

Теория. Знакомство с новой тональностью соль мажор.

 Практика. Сольфеджирование, сольмизация, запись диктантов в соль мажоре.

4 тема. Размер 4/4. 

Теория.Изучение размера4/4. 

 Практика. Осваивоение схемы дирижирования  в этом размере.

5 тема. Главные ступени лада.

 Теория. Освоение I,IV,V ступени. Знакомствос понятием субдоминанта.

Практика.  Анализ музыки, написание диктантов.

6 тема. Тональность фа мажор.

Теория. Знакомство с новой тональностью фа мажор.

 Практика. Сольфеджирование, сольмизация, запись диктантов в фа мажоре.

7 тема. Шестнадцатые.

Теория. Освоение новой группы длительностей – шестнадцатые.

Практика. Запись диктантов с этой группой длительностей, работа по читке с листа.

8 тема. Итоговое занятие.

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования.

Ожидаемые результаты

К концу  4 года обучения учащиеся должны:

Знать: такие понятия как  транспонирование, опевание, главные ступени лада; длительности ( шестнадцатые).

Уметь: транспонировать, дирижировать на ¾, 4/4,  записывать музыкальные диктанты определенный сложности, требующаяся на данном этапе, сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей.

5 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на четвертом году обучения.

4

1

3

2

Интервалы.

8

2

6

3

Тональность си-бемоль мажор.

7

2

5

4

Одноименные тональности.

7

2

5

5

Куплетная форма. Одноименные тональности

4

1

3

6

Параллельные тональности. Переменный лад.

4

1

3

7

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

4

1

3

Итого:

38

10

28

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за первый год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Интервалы. 

Теория. Понятие  «интервал», знакомство с названиями интервалов, принципом их построения.

Практика. Прослушивание музыкальных примеров на фонизм интервалов.

Сольфеджирование и диктанты.

3 тема. Тональность си-бемоль мажор.

Теория. Знакомство с новой тональностью си-бемоль мажор.

 Практика. Сольфеджирование, сольмизация, запись диктантов в си-бемоль мажоре.

4 тема. Одноименные тональности. 

Теория. Понятия основной, терцовый и квинтовый тоны, одноименные трезвучия.

Практика. Введение нового понятия через сольмизацию, сольфеджирование, написание музыкальных диктантов.

5 тема. Куплетная форма. Одноименные тональности.

Теория.  Изучается форма песни, а именно куплетная, так как песня представляет собой тот материал, на котором закрепляются теоретические сведения и приобретенные навыки.

Практика. Сольфеджирование, написание диктантов, анализ на слух по данной теме.

6 тема Параллельные тональности. Переменный лад.

Теория.  В этой теме сравниваются понятия «одноименные» и «параллельные» тональности. На примерах народной музыки раскрывается явление «переменный лад».

Практика. Введение нового понятия через сольмизацию, сольфеджирование, написание музыкальных диктантов, анализа на слух.

7 тема. Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет.

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования.

Ожидаемые результаты

К концу  5 года обучения учащиеся должны:

Знать: такие понятия как  транспонирование, опевание, главные ступени лада, интервалы, консонанс, диссонанс, одноименные тональности, параллельные тональности, куплетная форма, переменный лад; длительности (половинная нота с точкой, шестнадцатые.

Уметь: транспонировать, дирижировать на ¾, 4/4, интонировать пройденные интервалы(м.2, б.2, м.3, б.3, ч.1, ч.8), записывать музыкальные диктанты определенный сложности, требующаяся на данном этапе, сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей.

6 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

4

1

3

2

Натуральный минор

5

1

4

3

Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

4

1

3

4

Гармонический минор

5

1

4

5

Главные трезвучия лада.

7

2

5

6

Подбор аккомпанемента.

5

2

3

7

Мелодический минор

4

1

3

8

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

4

1

3

Итого:

38

10

28

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на пятом  году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за второй год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Натуральный минор.

Теория. Разбирается понятие «натуральный лад» в том числе минорный. В связи с этим дается характеристика  VII натуральной ступени в минорных ладах.

Практика. Интонирование VII натуральной ступени, определение её на слух.

3 тема. Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

Теория. Освоение новой группы длительностей, его функции, истоки и применение в музыке.

Практика. Запись диктантов с этой группой длительностей, работа по читке с листа.

4 тема. Гармонический минор.

Теория. Дается понятие «гармонические лады», а именно минор. Значение VII высокой ступени.

Практика. Интонирование VII повышенной  ступени, определение её на слух.

5 тема. Главные трезвучия лада.

Теория. Усложнение знаний о главных ступенях лада: построение на этих ступенях основных функциональных трезвучий.

Практика. Определение на слух аккордовых цепочек, анализ музыкальных произведений, сольфеджирование по звукам  T, D, S трезвучия.

6 тема. Подбор аккомпанемента.

Теория Понятие «аккомпанемент». Основные приемы подбора гармонического аккомпанемента.

Практика. На примерах народных и детских песен подбор аккомпанемента к ним.

7 тема. Мелодический минор.

Теория. Понятие «мелодические лады», в том числе и минор, сравнение мелодического минора с натуральным и гармоническим.

Практика. Освоение нового явления в сольфеджировании, написании диктантов , анализа на слух.

8 тема. Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет.

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования, анализа на слух, написания диктантов.

Ожидаемые результаты

К концу  6 года обучения учащиеся должны:

Знать: такие понятия как  транспонирование, опевание, главные ступени лада, интервалы, консонанс, диссонанс, одноименные тональности; длительности (половинная нота с точкой, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатые;  две шестнадцатые и восьмая), гармонический минор, натуральный минор, мелодический минор, параллельные тональности, куплетная форма, ступени, на которых строятся интервалы в мажоре, круг тональностей с тремя знаками при ключе.

Уметь: транспонировать, дирижировать на ¾, 4/4, интонировать пройденные интервалы(м.2, б.2, м.3, б.3, ч.1, ч.8, б.6 и м.6), записывать музыкальные диктанты определенный сложности, требующаяся на данном этапе, сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей, подбирать аккомпанемент к нетрудным мелодиям, соответствующих пройденным ступеням: T, S, D.

7 год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

4

1

3

2

Интервалы в мажорном ладу

8

2

6

3

Ритмический рисунок  - восьмая и две шестнадцатые;  две шестнадцатые и восьмая

5

1

4

4

Тональности с тремя знаками при ключе

8

2

6

5

Сексты большие и малые.

7

2

5

6

Итоговые занятия, открытые уроки, зачеты

6

1

5

Итого:

38

9

29

Содержание

1 тема. Повторение материала пройденного на пятом  году обучения.

Теория. Техника безопасности и правила поведения в студии «Сюрприз», в частности на занятиях по сольфеджио. Повтор основных понятий за второй год обучения.

Практика. Упражнения на закрепление теоретических основ.

2 тема. Интервалы в мажорном ладу.

Теория. Рассматриваются ступени , на которых строятся интервалы в мажоре

Практика.  Анализ на слух, написание диктантов по новой теме.

3  тема. Ритмический рисунок  - восьмая и две шестнадцатые;  две шестнадцатые и восьмая.

Теория.  Освоение новой группы ритмического рисунка: его функции, значение, истоки, возможности употребления в музыкальных произведениях.

Практика.  Запись диктантов с этой группой длительностей, работа по читке с листа, анализ музыкальных произведений композиторов-классиков.

4  тема. Тональности с тремя знаками при ключе.

Теория. Повторение основного круга тональностей. Знакомство с тональностями ля мажор, фа диез минор, ми бемоль  мажор, до минор.

Практика. Введение нового понятия через сольмизацию, сольфеджирование, написание музыкальных диктантов, пропевание гамм новых тональностей.

5  тема. Сексты большие и малые.

Теория. Введение новых интервалов, их строение, применение, звуковая окраска.

Практика. Анализ на слух, написание диктантов по новой теме.

14 тема. Итоговые занятия, открытые уроки, зачеты

Теория. Закрепление всех понятий полученных за год.

 Практика. Контрольный опрос в области сольфеджирования, анализа на слух, написания диктантов.

Ожидаемые результаты

К концу  7  года обучения учащиеся должны:

Знать: такие понятия как  транспонирование, опевание, главные ступени лада, интервалы, консонанс, диссонанс, одноименные тональности; длительности (половинная нота с точкой, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатые;  две шестнадцатые и восьмая), гармонический минор, натуральный минор, мелодический минор, параллельные тональности, куплетная форма, ступени, на которых строятся интервалы в мажоре, круг тональностей с тремя знаками при ключе.

Уметь: транспонировать, дирижировать на ¾, 4/4, интонировать пройденные интервалы(м.2, б.2, м.3, б.3, ч.1, ч.8, б.6 и м.6), записывать музыкальные диктанты определенный сложности, требующаяся на данном этапе, сольмизировать и сольфеджировать одноголосные номера в объеме предполагаемых трудностей, подбирать аккомпанемент к нетрудным мелодиям, соответствующих пройденным ступеням: T, S, D.

 Условия реализации программы.

Материально-техническое оснащение: просторный кабинет, рассчитанный на 20 человек, наличие столов, стульев для учащихся и педагога, фортепиано, доска, мел, камертон, магнитофон, ДМИ (ложки, колокольчики, треугольники, бубны).

У учащихся должны быть нотные тетради, карандаши, ластики, цветные ручки.

Методическое обеспечение программы.

Дидактические материалы в виде печатных таблиц, рисунков с изображением.

Программа  предполагает использование определенных учебных пособий, среди которых: Баева Н. и Зебряк Т. «Сольфеджио для I – II классов детских музыкальных школ», Варламова А.А. и Семченко Л.В. «Сольфеджио» 1 класс , 2 класс и 3 класс,4 класс, 5 класс, Калмыков и Фридкин «Сольфеджио одноголосие» I часть.

Список литературы для детей.

  1. Варламова А.А., Семченко Л. В. Сольфеджио 1 класс и 2 класс. – М.: Владос, 2008.
  2. Фридкин Г.  Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Музгиз, 1963.
  3. Драгомиров П. Н.  Учебник сольфеджио. – М.: Музыка, 2005.
  4. Фролова Ю. Сольфеджио подготовительный класс и первый класс. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.
  5. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I – II классов детских музыкальных школ. – Л.: Советский композитор, 1986
  6. Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М.: Композитор, 1992.
  7. Никитина И. П. Сольфеджио 1-2 классы детской музыкальной школы. – М: Престо, 2004.

Список литературы для педагога

  1. Воскерчьян З.С. Развитие музыкальных творческих способностей – основа детского музыкально-эстетического воспитания. – М.: Эоловы струны, 2003
  2. Панова Н. В.  Конспекты по элементарной теории музыки. – М.: 1997.
  3. Кружки и студии общего музыкального воспитания.  - М., 1971.
  4. Стоклицкая  100 уроков по сольфеджио – М.: 2007
  5. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио первый класс ДМШ. – С.-П.: Музыка, 1992.
  6. Лифиц И. В. Ритмика. – М.: Academia, 1999.

Репертуар для анализа на слух

1 год обучения

  1. Я. Дубравин «Музыка»
  2. Е. Юцевич «Марш»
  3. Чешская песня «Аннушка»
  4. Словацкая песня
  5. Ф. Шуберт «Экосез»
  6. Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»
  7. В. Моцарт «Менуэт»
  1. год обучения
  1. Б. Барток «Венгерская песня»
  2. Л. Бетховен «Рондо»
  3. И. С. Бах «Хорал»
  4. Ю. Шишаков «Песенка»
  5. Швейцарская песня «Кукушка»
  6. Р. Шуман «Марш»
  7. М. Чембеджи «Курочка ряба»

3 год обучения

  1. Чешская песня «Маленькая рыбка»
  2. А. Косенко «Скерцо»
  3. Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
  4. Н. Филипп «Колыбельная»
  5. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша»
  6. Н. Мясковский «Беззаботная песенка»
  7.  Л. Книппер «Полюшко-поле»
  1. год обучения
  1. В. Моцарт «Немецкий танец»
  2. Чешская песня «Жучка и кот»
  3. Ю. Акимов «Вечером»
  4. А. Репников «Альбом юного баяниста», №5
  5. Ю. Литовко «Барабанщик»
  6. А. Гедике «На слонах в Индию»
  7. М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
  8. А. Репников «Про волка»
  9. Т. Салюртинская «Пастух играет»
  10. П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
  11. Украинский танец «Метелица»
  12. О. Бер «Шалун»
  13. И. Литкова «Кукла танцует»
  14. В. Игнатьев «Тихая песня»
  15. В. Моцарт «Аллегро»
  16. А. Эшпай «Перепелочка»
  17. Й.Гайдн «Менуэт»

5 год обучения.

1) Г. Струве. «Музыка»

2) Г. Ф. Телеман «Пьеса»

3) С. Майкапар «В садике»

4) Я. Дубравин «Все поют»

5) к. Орф «Пьеса»

6) П. Чайковский «Болезнь куклы»

7) украинская песня «Дударик»

8) Б. Барток «Вечер в деревне»

9) В. Агофонников «Наигрыш»

10) И.Ю Хуторянский «Канон»

11) Н. Чайкин «Наигрыш»

6 год обучения

1) С. Майкопар «Тревожная минута»

2) Р. Шуман «Северная песня»

3) Ю. Слонов «Листок из альбома»

4)М. Ротерштейн «В осеннем саду»

5) А. Гречанинов «Колыбельная»

6) А. Гречанинов «В разлуке»

7) Г. Гендель «Пассакалья»

8) Л. Моцарт «Менуэт»

9) Б. Савельев «Настоящий друг»

10)Н. Метлов «Паук и муха»

11)Р. Шуман «Манфред»

7 год обучения

1) Й. Гайдн «Немецкий танец»

2) М. Глинка «Вальс»

3) украинская народная песня «Птичка»

4) В. Шаинский «Кузнечик»

5) Лист «Ракоци – марш»

6) Г. Ф. Гендель «Менуэт»

7) Т. Хренников «Колыбельная Светланы»

8) Т. Зебряк «Кварты»

9) А. Живцов «В пещере»

10) Г. Ф. Телеман «Веселый танец»

11) Г. Ф. Гендель «Куранта»

12) Э. М ак – Доуэлл «Шиповник»

13) Американская песня «Колокольчики»

14) Г. Струве «Школьный корабль»

15) А. Гречанинов «Недовольство»

16) Ю.  Чичков «Родная песенка»

Календарно-тематический план на 2012-2013 учебный год

1 год обучения

 

Дата

Тема

03.09.12

Введение. Знакомство с предметом.

10.09.12

Знакомство со звуками разных регистров.

17.09.12

Знакомство со звуками разных регистров.

24.09.12

Запись звуков

1.10.12.

Запись звуков

8.10.12

Запись звуков

15.10.12

Восходящее и нисходящее движение мелодии. Гамма

22.10.12

Восходящее и нисходящее движение мелодии. Гамма

29.10.12

Длительности нот. Целые и половинки

12.11.12

Длительности нот. Целые и половинки

19.11.12

Длительности нот. Целые и половинки

26.11.12

Четверти и восьмые

3.12.12

Четверти и восьмые

10.12.12

Ритм. Ритмический рисунок.

17.12.12

Ритм. Ритмический рисунок.

24.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

31.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

7.01.13.

Доля – пульс.

14.01.13.

Доля – пульс.

21.01.13

Паузы.

28.01.13.

Паузы.

4.02.13.

Паузы.

11.02.13

Паузы.

18.02.13.

Сильная доля. Такт. Тактирование.

25.02.13.

Сильная доля. Такт. Тактирование.

4.03.13.

Размер 2/4

11.03.13.

Размер 2/4

18.03.13

Музыкальная фраза.

25.03.13.

Музыкальная фраза.

1.04.13.

Музыкальная фраза.

8.04.13.

Ступени. Реалитив I, II, III ступени. Тоника.

15.04.13.

Ступени. Реалитив I, II, III ступени. Тоника.

22.04.13.

Тональность до мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

29.04.13.

Тональность до мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

6.05.13.

Реалитив IV, V ступени.

13.05.13.

Реалитив IV, V ступени.

20.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

27.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

2 год обучения

Дата

Тема

03.09.12

Повторение материала пройденного на первом году обучения.

10.09.12

Повторение материала пройденного на первом году обучения.

17.09.12

Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени

24.09.12

Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени

1.10.12.

Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени

8.10.12

Сольмизация в пределах пентахорда от I до V ступени

15.10.12

Сольфеджирование в пределах пентахорда от I до V ступени

22.10.12

Сольфеджирование в пределах пентахорда от I до V ступени

29.10.12

Вводные звуки. Реалитив VI ,VII ступени

12.11.12

Вводные звуки. Реалитив VI ,VII ступени

19.11.12

Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней

26.11.12

Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней

3.12.12

Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней

10.12.12

Сольмизация и сольфеджирование в пределах V-VII ступеней

17.12.12

Чтение ритмических партитур.

24.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

31.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

7.01.13.

Чтение ритмических партитур.

14.01.13.

Чтение ритмических партитур.

21.01.13

Чтение ритмических партитур.

28.01.13.

Чтение ритмических партитур.

4.02.13.

Трезвучие

11.02.13

Трезвучие

18.02.13.

Движение мелодии по звукам трезвучия: восходящее и нисходящее

25.02.13.

Движение мелодии по звукам трезвучия: восходящее и нисходящее

4.03.13.

Ломанное движение по звукам трезвучия.

11.03.13.

Ломанное движение по звукам трезвучия.

18.03.13

Ломанное движение по звукам трезвучия.

25.03.13.

Дирижирование на 2/4

1.04.13.

Дирижирование на 2/4

8.04.13.

Ритмические диктанты

15.04.13.

Ритмические диктанты

22.04.13.

Ритмические диктанты

29.04.13.

Ритмические диктанты

6.05.13.

Ритмические диктанты

13.05.13.

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

20.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

27.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

3 год обучения

03.09.12

Повторение материала пройденного на втором году обучения.

10.09.12

Повторение материала пройденного на втором году обучения.

17.09.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

24.09.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

1.10.12.

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

8.10.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

15.10.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

22.10.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

29.10.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

12.11.12

Сольфеджирование в до мажоре на 2/4

19.11.12

Два лада: мажор и минор.

26.11.12

Два лада: мажор и минор.

3.12.12

Два лада: мажор и минор.

10.12.12

Строение мажорной гаммы.

17.12.12

Строение мажорной гаммы.

24.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

31.12.12

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

7.01.13.

Знаки альтерации.

14.01.13.

Знаки альтерации.

21.01.13

Тональность ре мажор.

28.01.13.

Тональность ре мажор.

4.02.13.

Тональность ре мажор.

11.02.13

Тональность ре мажор.

18.02.13.

Транспонирование.

25.02.13.

Транспонирование.

4.03.13.

Транспонирование.

11.03.13.

Дирижирование на ¾.

18.03.13

Дирижирование на ¾.

25.03.13.

Половинная нота с точкой.

1.04.13.

Половинная нота с точкой.

8.04.13.

Затакт.

15.04.13.

Затакт.

22.04.13.

Опевание устойчивых ступеней.

29.04.13.

Опевание устойчивых ступеней.

6.05.13.

Опевание устойчивых ступеней.

13.05.13.

Опевание устойчивых ступеней.

20.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

27.05.13

Обобщающие уроки, подведение итогов, контрольные

4 год обучения

03.09.12

Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

10.09.12

Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

17.09.12

Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

24.09.12

Повторение материала пройденного на третьем году обучения.

1.10.12.

Мелодический оборот «опевание».

8.10.12

Мелодический оборот «опевание».

15.10.12

Мелодический оборот «опевание».

22.10.12

Мелодический оборот «опевание».

29.10.12

Тональность соль мажор

12.11.12

Тональность соль мажор

19.11.12

Тональность соль мажор

26.11.12

Тональность соль мажор

3.12.12

Тональность соль мажор

10.12.12

Тональность соль мажор

17.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

24.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

31.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

7.01.13.

Размер 4/4.

14.01.13.

Размер 4/4.

21.01.13

Главные ступени лада.

28.01.13.

Главные ступени лада.

4.02.13.

Главные ступени лада.

11.02.13

Тональность фа мажор.

18.02.13.

Тональность фа мажор.

25.02.13.

Тональность фа мажор.

4.03.13.

Тональность фа мажор.

11.03.13.

Тональность фа мажор.

18.03.13

Тональность фа мажор.

25.03.13.

Шестнадцатые.

1.04.13.

Шестнадцатые.

8.04.13.

Шестнадцатые.

15.04.13.

Шестнадцатые.

22.04.13.

Шестнадцатые.

29.04.13.

Шестнадцатые.

6.05.13.

Шестнадцатые.

13.05.13.

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

20.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

27.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

5  год обучения

03.09.12

Повторение материала пройденного на четвертом году обучения.

10.09.12

Повторение материала пройденного на четвертом году обучения.

17.09.12

Повторение материала пройденного на четвертом году обучения.

24.09.12

Повторение материала пройденного на четвертом году обучения.

1.10.12.

Интервалы.

8.10.12

Интервалы.

15.10.12

Интервалы.

22.10.12

Интервалы.

29.10.12

Интервалы.

12.11.12

Интервалы.

19.11.12

Интервалы.

26.11.12

Интервалы.

3.12.12

Тональность си-бемоль мажор.

10.12.12

Тональность си-бемоль мажор.

17.12.12

Тональность си-бемоль мажор.

24.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

31.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

7.01.13.

Тональность си-бемоль мажор.

14.01.13.

Тональность си-бемоль мажор.

21.01.13

Тональность си-бемоль мажор.

28.01.13.

Тональность си-бемоль мажор.

4.02.13.

Одноименные тональности.

11.02.13

Одноименные тональности.

18.02.13.

Одноименные тональности.

25.02.13.

Одноименные тональности.

4.03.13.

Одноименные тональности.

11.03.13.

Одноименные тональности.

18.03.13

Одноименные тональности.

25.03.13.

Куплетная форма. Одноименные тональности

1.04.13.

Куплетная форма. Одноименные тональности

8.04.13.

Куплетная форма. Одноименные тональности

15.04.13.

Куплетная форма. Одноименные тональности

22.04.13.

Параллельные тональности. Переменный лад.

29.04.13.

Параллельные тональности. Переменный лад.

6.05.13.

Параллельные тональности. Переменный лад.

13.05.13.

Параллельные тональности. Переменный лад.

20.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

27.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

6   год обучения

03.09.12

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

10.09.12

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

17.09.12

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

24.09.12

Повторение материала пройденного на пятом году обучения.

1.10.12.

Натуральный минор

8.10.12

Натуральный минор

15.10.12

Натуральный минор

22.10.12

Натуральный минор

29.10.12

Натуральный минор

12.11.12

Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

19.11.12

Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

26.11.12

Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

3.12.12

Ритмический рисунок – четверть с точкой и восьмая.

10.12.12

Гармонический минор

17.12.12

Гармонический минор

24.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

31.12.12

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

7.01.13.

Гармонический минор

14.01.13.

Гармонический минор

21.01.13

Гармонический минор

28.01.13.

Главные трезвучия лада.

4.02.13.

Главные трезвучия лада.

11.02.13

Главные трезвучия лада.

18.02.13.

Главные трезвучия лада.

25.02.13.

Главные трезвучия лада.

4.03.13.

Главные трезвучия лада.

11.03.13.

Главные трезвучия лада.

18.03.13

Подбор аккомпанемента.

25.03.13.

Подбор аккомпанемента.

1.04.13.

Подбор аккомпанемента.

8.04.13.

Подбор аккомпанемента.

15.04.13.

Подбор аккомпанемента.

22.04.13.

Мелодический минор

29.04.13.

Мелодический минор

6.05.13.

Мелодический минор

13.05.13.

Мелодический минор

20.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет

27.05.13

Занятия – обобщения, подведение итогов, контрольные работы, зачет