Программа по вокально-хоровому ансамблю

Сащихина Наталия Сергеевна

Програама по вокально-хоровому ансамблю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vokalno-ohorovomu_ansamblyu_merkulova_tv.docx77.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Вокально-хоровой  ансамбль - это небольшой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью, способствует эстетическому воспитанию.

Вокально – хоровое пение - одно из ведущих средств слухового и вокального воспитания, приобщения ребёнка к активной музыкальной деятельности.

Программа по ансамблю очень актуальна в настоящее время. Вокальное пение — одно из форм музыкального искусства. В певческой деятельности заложена возможность взаимодействия таких средств воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны - развитие музыкальных способностей и формирование художественного вкуса детей; с другой - при соответственно организованной работе коллектива, при развитом самоуправлении, — создание условий для выработки у ребёнка внимания, усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу; определённых норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду педагога. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости успеха коллектива от успеха каждого участника ансамбля способствует интенсивному развитию музыкальных способностей и личностных качеств ансамблистов. Наконец, необходимо отметить положительное влияние пения на здоровье детей (осанку, дыхание и т.п.)

Руководитель вокального ансамбля всегда должен помнить, что какие бы он не ставил высокие специальные задачи в области вокально - хорового пения, они  являются  не  самоцелью, а лишь средством и очень могучим, наиболее могучим и массовым для приобщения детей к музыке, к искусству.

Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебным планом, нельзя забывать о том, что ансамбль - это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Так при организации учебного процесса, целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединёнными и даже индивидуальными.

Цель программы:

Создание детского вокально - хорового коллектива, закладка  основ музыкально-эстетического воспитания его участников, развитие их голосового  инструмента, творческих задатков и личностных качеств.

Задачи:

Образовательная:

 Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, дыхания и
артикуляции,  многоголосия;

 Воспитательная:

Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества; эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с
различными культурно-историческими направлениями и национально-
музыкальными традициями разных стран.

Развивающая:

Развитие личностных качеств: самостоятельности,
ответственности, усидчивости, внимательности, дисциплины и воли, целеустремлённости и чувства потребности в саморазвитии,  познавательного интереса к вокально-хоровому
творчеству;

Новизна программы:

Новизна программы заключается в том, что в репертуарный программы включены произведения разных жанров(классические, народные, эстрадные). Тем самым современные дети  с удовольствием посещают занятия, так как узнают о разных эпохах и традициях разных периодов времени. Также неотъемлемой частью является внеклассная работа с детьми. Посещая различные хоровые концерты и музыкальные заведения они приучаются к вокально - хоровой культуре и развивают свои эстетические навыки, ведь в каждом ребенке есть тяга к миру прекрасного, главное правильно преподнести ему этот мир.

Концепция программы:

Программы состоит из ряда принципов, которые способствуют успешному протеканию учебно-воспитательного процесса.

Принцип воспитывающего обучения:

В ходе учебного процесса педагог дает не только знания, но  формирует его будущею личность.

Принцип научности:

В содержание программы включены научно доказанные факты, а также труды некоторых ученых.

Принцип связи обучения с практикой:

Полученные знания и умения  на занятиях дети  могут применять в реальной жизни, помимо уроков ансамбля.

Принцип систематичности и последовательности:

Весь изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику обучения, и выстроены в логическом порядке усложнения.

Принцип доступности:

В процесс обучения включены темы  понятные детям, затем требующие обобщения, и после этого более трудные темы.

Принцип наглядности:

В период учебного процесса у ребенка включены все органы чувств, помимо познания новой информации, они сами вовлекаются в педагогический процесс.

Формы и методы обучения:

Основная форма обучения - учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

-        прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений
профессиональных  и детских  вокально-хоровых   коллективов;

-        посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;

-        творческие встречи и обмен концертными программами с различными
детскими хоровыми коллективами;

  • концертные выступления и гастрольные поездки;

На хоровых занятиях  используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

наглядно-зрительный;

         

  Ожидаемые результаты всех лет обучения:

Учащиеся будут знать о:

  • хоровом  и ансамблевом пении;
  • академической манере пения;
  • чистоте интонации звучания;
  • певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;
  • голосовом аппарате;
  • чёткой дикции и артикуляции.

Учащиеся будут уметь:

-петь короткие  длинные фразы на одном концу года;

  • учиться беречь свой голос от перегрузок:

  • Отслеживание результатов:

        1.Тестирование.

2.Сдача  зачетов.

       2.Участие в конкурсных и концертных программах.

Условия реализации программы:

Большое внимание должно уделяться тому помещению, которое

предназначается для занятий вокального класса. Оно должно отвечать

следующим требованиям:

-должно быть достаточно просторным;

-должно обеспечивать возможность заниматься в тишине, т. е.

обеспечивать изоляцию от посторонних звуков;

-помещение должно хорошо проветриваться; быть светлым, по

возможности уютным;

-каждый учащийся должен иметь своё место, где ему было бы удобно

сидеть и с которого хорошо бы видел и слышал руководителя;

-в классе должна быть доска с нотным станом и хорошо настроенный

инструмент.

       

Программа составлена на восемь лет обучения.

Первый год обучения – подготовительный – 2 ч в неделю

Второй – шестой год обучения – базовый – с 4-года обучения по 4 ч. в неделю.

Седьмой и восьмой года обучения – продвинутые – 4 часа в неделю.

В ансамбль принимаются все дети, желающие петь, с различными музыкальными способностями. Предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые, индивидуальные и сводные. Занятия ведутся два раза в неделю по 1 или  2 часа, в зависимости от года обучения. В год - 152  или 76 часов.

Возраст детей первого года обучения – 6-7 лет,

второго года обучения – 8-9 лет.

Третьего года обучения – 9-10 лет

Четвертый год обучения – 10-11 лет

Пятый год обучения – 11-12 лет

Шестой год обучения – 12-13 лет

Седьмой год обучения – 13-14 лет

Восьмой год обучения -14-16 лет

Количество обучающихся в группе - 15 чел. (первый год обучения),

12-13 чел. - второй   и  последующие года обучения обучения.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчётные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний, конкурсы и викторины, участие в концертных выступлениях.

Учёт успеваемости учащихся проводится на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки знаний вокальных  партий. При оценке учитывается также участие учащегося в выступлениях вокально - хорового коллектива.


Учебно-тематический план

Первый год обучения

 №№

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Формирование первоначальных слуховых представлений

8

16

24

3

Первоначальное знакомство с характером музыкальных произведений

8

8

16

4

Элементарное сольфеджио

10

8

18

5

Работа по развитию ритмических навыков

6

6

12

6

Развитие вокально-хоровых навыков

8

8

16

7

Работа по координации слуха и голоса

4

14

18

8

Работа над репертуаром

4

40

44

9

Итоговое занятие

1

1

2

Итого

50

102

152


Содержание занятий.

Первый год обучения

1.Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами,

режимом работы, правилами личной гигиены хориста.

2.Формирование первоначальных слуховых представлений.

Теория: Понятие о звуке и звуковысотности. Практика: Слушание и воспроизведение звуков разной тесситуры.

3.Первоначальное знакомство с характером музыкальных произведений. Теория: Рассказ о произведениях разных жанров. Практика: Исполнение отрывков из произведений разных жанров.

4. Элементарное сольфеджио. Теория:  Дать понятие о нотном стане, длительностях, музыкальных знаках. Практика: Постепенно пение нотами легких попевок, и в дальнейшем пение по нотам.

5. Работа по развитию ритмических навыков. Теория: Знакомство с разными ритмическими группами. Практика: Пение ритмических попевок, а также сложных ритмических рисунков.

6. Развитие вокально-хоровых навыков. Теория: Рассказ о певческой постановке, голосовом аппарате. Практика: исполнение упражнений на развитие голосового аппарата.

7. Работа по координации слуха и голоса. Теория: Рассказ об необходимости развития координации слуха и голоса. Практика: Исполнение попевок и упражнение на координацию слуха и голоса.

8. Работа над репертуаром. Теория: Знакомство с произведениями разных жанров, эпох и стилей. Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и стилей.

9. Итоговое занятие. Повторение материала за год.

               Ожидаемые результаты 1 года обучения

   Учащиеся будут знать:

-    о  первоначальных слуховых навыков

  • о  развитие слуховых навыков
  • о   культуре исполнения

Учащиеся будут уметь:

- уметь передать характер произведения

 - к концу года петь в унисон

 - использовать пластическое интонирование

- выступать на отчетных концертах

Примерный репертуар

  1. Во поле берёза стояла - р.н.п.
  2. Р.Паулс «Колыбельная»
  3. Муз. С.Соснина, сл. Синявского «Перепляс»
  4. «Как у наших у ворот» р.н.п.
  5. Муз. Г.А.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Весёлый колпачок»
  6. В.Н.Кожухина, сл.О.Назаровой «Шалуны»
  7. Муз. М.Славкина «Лошадка пони»
  8. Муз. Е.Птичкина, сл. В.Степанова «Художник Дед Мороз»
  9. Укр.нар.песня «Веснянка»

                   Учебно-тематический план

Второй год обучения

№№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Развитие певческой установки.

4

4

8

3

Виды дыхания и обучение дыханию.

4

6

10

4

Развитие артикуляционного аппарата

4

4

8

5

Звукообразование и звуковедение

4

4

8

6

Развитие дикционных навыков

4

4

8

7

Ансамбль и строй. Выработка унисона.

2

6

8

8

Устойчивое интонирование одноголосного пения

4

8

12

9

Знакомство с двухголосием

4

6

10

10

Формирование исполнительских навыков

4

6

10

11

Подготовка к сольфеджированию

2

16

18

12

Работа над репертуаром

4

44

48

13

Итоговое занятие

1

1

2

Всего

42

110

152


                                  Содержание занятий

Второй  год обучения

1.Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.

2. Развитие певческой  установки.

Теория: Правильная посадка и постановка во время хорового пения. Практика: Использование данных навыков во время пения и распевания.

3.Виды дыхания и обучение дыханию.

Теория: Виды дыхания и использование их во время пения. Практика: Использование при пении разных видов дыхания.

4. Развитие артикуляционного аппарата.

Теория:  Рассказ об упражнениях для развития дикции и артикуляции, и использование этих навыков во время пения произведений. Практика: Пение упражнений для развития дикции и артикуляции и использование этих навыков во время пения произведений.

5. Звукообразование и звуковедение.

Теория: Рассказ о правильном звукообразование и звуковедении. Практика: Использование звукообразования и звуковедения при исполнение произведений.

6. Развитие дикционных навыков.

Теория: Рассказ о дикционных трудностях. Практика: Исправление дикционных трудностей при пении произведений.

7. Ансамбль и строй. Выработка унисона.

Теория: Понятие унисона. Практика: Выработка активного унисона при пении произведений.

8. Устойчивое интонирование одноголосного пения.

Теория: Показ и рассказ одноголосного произведения. Практика: Пение одноголосных произведений.

9. Знакомство с двухголосием.

Теория: Рассказ и показ двухголосных произведений. Практика: Пение двухголосных попевок и произведений.

10. Формирование исполнительских навыков.

Теория: Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики

Практика: Исполнение произведений учитывая анализ текста и его содержания.

11. Подготовка к сольфеджированию.

Теория: Понятие о высоте и протяжности звука, графическое изображение коротких мелодий. Практика: Название звуков, пение звукового ряда.

    12. Работа над репертуаром. 

     Теория: Знакомство с произведениями разных       жанров, эпох и

стилей.      Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и

стилей.

13. Итоговое занятие. Повторение материала за год.

Ожидаемые результаты 2 года обучения

Учащиеся будут знать:

-    о  первоначальных слуховых навыков

  • о  развитие слуховых навыков
  • о   культуре исполнения

-    о  правильной певческой установке

-    о  выработке унисона

Учащиеся будут уметь:

-    умение петь по руке дирижера

-    умение петь одноголосия под сопровождение

  • пение по нотам
  • умение брать дыхание по фразам
  • участие в концертах студии и выездных концертах

Примерный репертуар

1.Французская народная песня «Братец-Яков»

2.Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент» З.Муз. С. Соснинна, сл. В.Орлова «Добрый ёж»

4.Муз. С. Соснина, сл. В. Орлова «Лунный зайчик»

5.Муз. В. Савельего, сл. Л. Жигалина, А. Хайт «Большой хоровод» 6.Норвежская народная песня «Камертон» (канон)

 7.Муз. Я. Дубравина, сл.В. Суслова «Всюду музыка живёт»

8.И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

 9.Муз. В. Гаврилина, сл. А. Шульгиной «Мама».


Учебно-тематический план

 Третий  год обучения

№№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Певческая установка и дыхание

- постановка корпуса

2

2

4

виды дыхания

2

4

6

3

Звуковедение и дикция Различные виды атак:

- звукообразование и звуковедение

2

2

4

- развитие артикуляционного аппарата

2

8

10

-развитие дикционных навыков

2

8

10

4

Ансамбль и строй:

-выработка унисона

2

6

8

-устойчивое интонирование одноголосного пения

2

6

8

-знакомство с двухголосием

2

6

8

5

Формирование исполнительских навыков

4

8

12

6

Сольфеджирование

2

6

8

7

Работа над репертуаром

4

44

48

8

Концертная деятельность

2

12

14

9

Итоговое занятие

1

1

2

Всего

32

120

152


                           Содержание занятий

                 Третий  год обучения.

1.Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, видами работы, напоминание правил личной гигиены хориста, прослушивание каждого ребенка.

2.Певческая установка и дыхание.

Теория: Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Виды дыхания. Практика: Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

3.Звуковедение и дикция.

Теория: Способы формирования и округления гласных. Звуковоедение плавно. Практика: Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Пропеть на одном дыханию фразу без рывков – плавно. Активная дикция, используются песенки-попевки.

4.Ансамбль и строй.

Теория: О важности строя и ансамбля. Практика:  Выработка активного унисона (чистое и выразительное диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе. Пение одноголосия с элементами двухголосия. Введения пения acapella -  без сопровождения.

5. Формирование исполнительских навыков.

Теория: Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

Практика: Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Поведение на сцене.

  6.Сольфеджирование.

Теория: Понятие о высоте и протяжности звука, графическое изображение коротких мелодий,

Практика: Название звуков, пение звукового ряда,пение по нотам, чтение с листа, пение мелодии и сопровождения

    7. Работа над репертуаром. 

     Теория: Знакомство с произведениями разных       жанров, эпох и

стилей.      Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и

стилей.

8. Концертная деятельность. Теория: Рассказ и видеопоказ  о разных хоровых коллективах и правила поведения на сцене. Практика: Выступления на разных окружных и городских мероприятиях.

9. Итоговое занятие. Повторение материала за год.

               Ожидаемые результаты 3 года обучения

Учащиеся будут знать:

-    о  первоначальных слуховых навыков

  • о  развитие слуховых навыков
  • о   культуре исполнения

-    о  правильной певческой установке

-    о  выработке унисона

-    о исполнительских навыках

-   о правилах поведения на сцене

Учащиеся будут уметь:

-    умение петь одноголосные произведения с элементами двухголосия

-    умение петь короткие мелодии acapella

     -    чтение с листа по нотам

  •  умение слышть себя и соседа
  • участие в концертах студии и выездных концертах и конкурсах

Примерный репертуарный план.

1.Р.Н.П. «В темном лесе»

2.И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

3.И.Синявский «Фонарики дружбы»

4.Минков «Дорога добра».

5. Я.Дубравин «Музыка в лесу».

6.Я.Дубравин «Слушайте птиц»

7.Я.Дубравин «Песня о земной красоте»

8.Я.Дубравин «Снеженика»

10. Р.Н.П. «Я посеяла ленку»

Учебно-тематический план

Четвертыйгод обучения

№№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Сольфеджирование

6

6

12

3

Работа над унисоном в партии

2

10

12

4

Работа с партиями.

2

16

18

5

Работа над интонацией.

4

10

14

6

Работа над горизонталью.

2

8

10

7

Работа над вертикалью.

2

8

10

8

Устойчивое пение двухголосия.

2

8

10

9

Элементы трехголосия.

4

6

10

10

Работа над репертуаром.

2

20

22

11

Концертная деятельность.

2

16

18

12

Работа ансамблями.

2

10

12

13

Итоговое занятие.

1

1

2

Всего

32

120

152

Содержание занятий

                 Четвертый  год обучения.

1.Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, видами работы, напоминание правил личной гигиены хориста, прослушивание каждого ребенка.

2.Певческая установка и дыхание.

Теория: Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Виды дыхания. Практика: Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.

3.Звуковедение и дикция.

Теория: Способы формирования и округления гласных. Звуковедение плавно. Практика: Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Пропеть на одном дыханию фразу без рывков – плавно. Активная дикция, используются песенки-попевки.

4.Ансамбль и строй.

Теория: О важности строя и ансамбля. Практика:  Выработка активного унисона (чистое и выразительное диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе. Пение одноголосия с элементами двухголосия. Введения пения acapella -  без сопровождения.

5. Формирование исполнительских навыков.

Теория: Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

Практика: Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Поведение на сцене.

  6.Сольфеджирование.

Теория: Понятие о высоте и протяжности звука, графическое изображение коротких мелодий,

Практика: Название звуков, пение звукового ряда,пение по нотам, чтение с листа, пение мелодии и сопровождения

    7. Работа над репертуаром. 

     Теория: Знакомство с произведениями разных       жанров, эпох и

стилей.      Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и

стилей.

8. Концертная деятельность. Теория: Рассказ и видеопоказ  о разных хоровых коллективах и правила поведения на сцене. Практика: Выступления на разных окружных и городских мероприятиях.

9. Итоговое занятие. Повторение материала за год.

               Ожидаемые результаты 4 -  года обучения

Учащиеся будут знать:

-    о  первоначальных слуховых навыков

  • о  развитие слуховых навыков
  • о   культуре исполнения

-    о  правильной певческой установке

-    о  выработке унисона

-    о исполнительских навыках

-   о правилах поведения на сцене

Учащиеся будут уметь:

-    умение петь одноголосные произведения с элементами двухголосия

-    умение петь короткие мелодии acapella

     -    чтение с листа по нотам

  •  умение слышть себя и соседа
  • участие в концертах студии и выездных концертах и конкурсах

Примерный репертуарный план.

1.Р.Н.П. «В темном лесе»

2.И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

3.И.Синявский «Фонарики дружбы»

4.Минков «Дорога добра».

5. Я.Дубравин «Музыка в лесу».

6.Я.Дубравин «Слушайте птиц»

7.Я.Дубравин «Песня о земной красоте»

8.Я.Дубравин «Снеженика»

10. Р.Н.П. «Я посеяла ленку»

                   Учебно-тематический план

Пятый год обучения

№ п/п

Тема

Кол. час

Групповые занятия

Т

П

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

10

4

6

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

10

4

6

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

20

4

16

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

26

8

18

5

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

44

4

40

6

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

Итоговое занятие.

42

4

38

7

Итого

152

28

124

Ожидаемый  результат

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы трехголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(5 года  обучения)

В результате обучения  пению    в студии ребёнок  должен

знать, понимать:

  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;
  • соблюдать певческую установку;
  • произведения различных жанров;
  • великих  вокалистов России и мира;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • характеризовать выступления великих вокалистов;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Содержание занятий пятого года обучения.

                                         Тема

1

Введение.

2.

Теория: Певческая позиция.

 Практика;От распевки к песне. Вокально- хоровые навыки.

 Владение голосовым аппаратом.

3.

Овладение собственной манерой вокального исполнения: Теория: Вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

Практика:Весело – грустно. Мажор, минор. Лад.

Динамика. Громко – тихо.

4.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Теория:

Прослушивание произведений исполняемых разными певцами. Видеопросмотр.  Практика :Использование певческих навыков.

5.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

Теория: Рассказ и показ педагогом правильным навыкам вокально-хорового пения.

Практика:

Нотная грамота. Владение голосовым аппаратом.

6.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Теория: Видеопросмотр и слушание разных вокально-хоровых коллективов, рассказ педагога о вокально-хоровых навыках.

Практика:Манера исполнения. Артикуляция.Тембр.Дыхание.Диапазон.Артикуляция.

7.

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

Теория: Знакомство с произведениями разных       жанров, эпох и стилей. Рассказ и видеопоказ  о разных хоровых коллективах и правила поведения на сцене.  Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и стилей. Выступления на разных окружных и городских мероприятиях.

8.

Итоговое занятие. Подведение итогов всего года.

Учебно-тематический план

Шестой год обучения

№ п/п

Название разделов и тематика занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Ознакомление учащихся с правилами пения и охраны голоса

2

-

2

I

Хоровое сольфеджио

1.1

Музыкальная грамота

2

3

5

1.2

Пение с ручными знаками

1

5

6

1.3

Вокальные упражнения

-

6

6

1.4

Работа над многоголосием

-

4

4

1.5

Чтение нот

-

4

4

Всего:

3

22

25

II

Вокально-хоровая работа

2.1

Пение произведений

10

70

80

Народная песня

3

27

30

Современные произведения

3

17

20

Классика

4

26

30

2.2

Пение учебно-тренировочного материала

1

9

10

Распевания

0,5

7,5

8

Импровизация

0,5

1,5

2

Всего:

11

79

90

III

Работа с репертуаром

3.1

Слушание музыки

1

1

2

3.2

Работа с текстом

5

10

15

3.3

Работа над драматургией музыкальных произведений

2

3

5

3.4

Работа над формой музыкальных произведений

1

2

3

Всего:

5

16

25

IV

Концертная деятельность

Итоговое занятие

1

1

2

Всего:

-

12

12

Итого:

21

123

144


Содержание занятий.

Шестой год обучения

1.Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами,

режимом работы, правилами личной гигиены хориста. Ознакомление учащихся с правилами пения и охраны голоса

2.Хоровое сольфеджио.

* Музыкальная грамота

Теория: Повторение музыкальных знаков, терминов. Практика: Пение по нотам в составе мини ансамбля, по одному.

*Пение ручными знаками

Теория: Повторение  релятивной системы сольмизации. Практика: Пение по релятивной системе сольмизации.

*Вокальные упражнения

Практика: Использование вокальных упражнений для развития вокального диапазона певцов, дикции, артикуляции, ладо-гармонического слуха.

*Работа над многоголосием

Практика: Работа по партиям и мини ансамбле.

*Чтение нот:

Практика: Чтение с листа и ознакомление с шедеврами мировой вокально- хоровой культуры.

3.Вокально – хоровая работа.

  • Пение произведений
  • Народная песня
  • Современные произведения
  • Классика
  • Пение учебно- тренировочного материала
  • Распевания
  • Импровизация
  1. Теория: Рассказ о произведениях разных жанров. Практика: Исполнение отрывков из произведений разных жанров.

4. Работа с репертуаром. Теория:  Дать понятие о нотном стане, длительностях, музыкальных знаках. Практика: Постепенно пение нотами легких попевок, и в дальнейшем пение по нотам.

5. Концертная деятельность. 

* Репетиции

*Концерты

Итоговое занятияТеория: Знакомство с разными ритмическими группами. Практика: Пение ритмических попевок, а также сложных ритмических рисунков.

6. Развитие вокально-хоровых навыков. Теория: Рассказ о певческой постановке, голосовом аппарате. Практика: исполнение упражнений на развитие голосового аппарата.

7. Работа по координации слуха и голоса. Теория: Рассказ об необходимости развития координации слуха и голоса. Практика: Исполнение попевок и упражнение на координацию слуха и голоса.

8. Работа над репертуаром. Теория: Знакомство с произведениями разных жанров, эпох и стилей. Практика: Исполнение произведение разных жанров, эпох и стилей.

9. Итоговое занятие. Повторение материала за год.

Примерныйт план 6-го года обучения:

5 год обучения

1.Р.н.п. "Ты река ль моя " обработка А. Лядова

2. Р.н.п. "Ты не стой, колодец " обработка А. Лядова

3. Р.н.п. "Вейся, вейся, капустка" переложение для хора А. Сапожникова

4. Р.н.п. "Реченька" белорусская народная песня обработка А. Свешникова

5. Р.н.п. "Во кузнице" переложение для хора Т. Овчинниковой

6. "Хор русалок " муз. А. Даргомыжского из оперы "Русалка "

7. "Короткая месса " муз. Б. Бритпина

8. "Не ветер, вея с высоты " муз. Римского-Корсакова

9. "Весенняя песня " муз. Т. Корчанова ел. Б. Дубровина

10. "О чём шумели деревья"муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко

11. "Родина" муз. Я. Дубравина, сл. А. Чепурова

12. "Пой, пой певунья птичка " польская народная песня, обработка А. Свешникова

           

Список литературы

1. Г.А.Струве «Хоровое сольфеджио» - М.,1988

2.Г.А.Струве «Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах» - М., 1985

  1. Г.А.Струве «Школьный хор» - М., 1981
  2. В.А.Самарин «Хороведение»/Учебное пособие - М.,1998
  3. В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж» - 1996
  4. «Работа с детским хором» Сборник статей под ред. В.Г.Соколова-М.,1981
  5. «Поёт детская хоровая студия «Веснянка» сост. Л.П. Дуганова,
    Л.В.Алдакова - М.,2002
  6. «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое
    развитие ребёнка»/Метод. материалы, сост. И.В. Калиш - М.1999
  7. «Песни и хоры»/Библиотека детского хормейстера. Учеб. метод.
    пособие, сост. М.И.Славкин — М.,1999

Литература рекомендованная для детей:

1.Вместе весело шагать: Песни для детей (худ. Самсоненко С., Крупенкова О.Г., Михайленко Л. и др.) Детишкам - книжки

2.Я играю на гармошке: Песни для детей (худ. Михайленко Л., Крупенкова О.Г., Самсоненко С.) Для самых маленьких

3.В траве сидел кузнечик: Песенка про Чебурашку; Песенка крокодила Гены; Голубой вагон и др.: Песни для детей (худ. Ковалева О.Г., Крупенкова О.Г., Михайленко Л.) Колобок

4.Песни и хоры для детей младшего, среднего, и старшего школьного возраста. Не привыкайте к чудесам. Ноты Парцхаладзе М.А. Издательство:        Владос 2003