Лекция-концерт "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Лекция концерт знакомит учащихся с разными музыкальными инструментами: металлофон, гитара, скрипка, фортепиано, синтезатор, домра, балалайка, губная гармошка, баян, аккордеон, флейта, саксофон.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция-концерт
Тема: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» для учащихся 1-3 классов
Цель: привлечение школьников к обучению в ДШИ
Задачи:
- познакомить учащихся с различными музыкальными инструментами
- пробудить у учащихся интерес к обучению в ДШИ
- вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения
Место проведения – актовый зал в СОШ №31 ст. Гостагаевская
Участники – учащиеся музыкального отделений ДШИ №3 ст. Гостагаевская, ведущие - учащиеся 6 «б» класса
Приглашенные – ученики младших классов, педагогический коллектив начальной школы, администрация.
Оформление: сцена украшена тканевой драпировкой, на сцене на подставках и столике расположены музыкальные инструменты.
Музыкальный материал:
- П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
- Р. Шуман «Смелый наездник»
- Л. Моцарт «Менуэт»
- М. Каркасси «Прелюдия»
- В. Шаинский «Кузнечик»
- М. Глинка «Полька»
- Белорусский народный танец
- Д. Кабалевский «Клоуны»
- Р.Н.П. «А я по лугу» обр. В. Алехина
- А. Хачатурян «Вальс»
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук. Музыкальные инструменты: металлофон, гитара, скрипка, фортепиано, синтезатор, домра, балалайка, губная гармошка, баян, аккордеон, флейта, саксофон.
Предварительная работа: разучивание музыкальных произведений, создание слайд-шоу, репетиции с ведущими, подбор костюмов рассылка приглашений гостям.
Действующие лица: ведущие — Несмеяна, Мальвина, Золушка
Ход встречи:
На сцену выходят ведущие Несмеяна, Мальвина, Золушка. В руках у Золушки металлофон.
Мальвина: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.
Несмеяна: А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить.
Золушка: А я, Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает), с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами. Делает “глиссандо” на металлофоне. На мультимедийной установке демонстрируются слайды. Они появились очень давно. Слайд 1. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными Слайд 2, другие клавишными Слайд 3, духовыми Слайд 4 и ударными Слайд 5.
Несмеяна: Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?
Мальвина: Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию.
Золушка исполняет «глиссандо» на металлофоне.
Мальвина: Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. Слайды 6, 7, 8. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.
Несмеяна: подходит к гитаре. Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее. Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.
Выступает Шенцев Кирилл, М. Каркасси «Прелюдия».
Мальвина: А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой?
Золушка: Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию. На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Слайд 9. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. Слайд 10. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. Слайд 11. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.
Несмеяна: Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много?
Золушка: Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно — смычковыми Слайд 12. Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса. Берет в руки скрипку, показывает.
Несмеяна: Это же скрипка! Этот инструмент знают все.
Золушка: Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий. Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари. Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.
Несмеяна: Давайте скорей послушаем, как она звучит. Смотрите, какая она красивая!
Выступает Яхина Милена, П. Чайковский «Неаполитанская песенка».
Мальвина: У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Слайды 13, 13, 15. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).
Несмеяна: На виолончели, в отличие от скрипки играют сидя, а металлический шпиль служит опорой Слайд 16. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки.
Золушка: Садится за фортепиано. 200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано. А этот инструмент - его родственник. Называется он – рояль Слайд 17, что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале. Послушаем как звучит этот замечательный инструмент.
Выступает Гетман Марк, Р. Шуман «Смелый наездник».
Несмеяна: А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд Слайды 17, 18. И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики!
Мальвина: Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин.
Выступает Жилкова Даша, Л. Моцарт «Менуэт».
Несмеяна: Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке…
Золушка: А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку. А сейчас, Несмеяна, я хочу рассказать ребятам о духовых инструментах. Духовые они называются потому, что звук из них извлекается с помощью воздуха, который вдувает в них музыкант. Вот, например самый древний духовой инструмент — флейта. (Показывает). Прообраз флейты - обыкновенный свисток. Слайд 19. Свистки были разных видов, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты. В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука.
Мальвина: Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Это продольная — блок-флейта слайд 20, поперечная флейта, которая имеет очень много разновидностей слайд 21, флейта Пана - многоствольчатая флейта слайд 22. Поперечная флейта была популярна во многих странах — России, Египте, Индии, Китае, Японии и других. И сейчас является самым распространенным музыкальным инструментом. Послушайте, как звучит этот инструмент.
Выступает Огнев Марк, Д. Кабалевский «Клоуны».
Несмеяна: Отправимся в страну, которая называется Бельгия. В этой стране, в маленьком городишке Динан был изобретен очень популярный инструмент саксофон. (Берет в руки саксофон) Саксофон придумал музыкальный мастер Адольф Сакс. Он решил усовершенствовать духовой инструмент кларнет слайд 23. В итоге получился совершенно новый инструмент, который он назвал своим именем — саксофон. Тембр свежего музыкального духового инструмента показался столь интересным, что направил на себя интерес многих известных музыкантов. Особенно он популярен среди музыкантов, исполняющих джазовую музыку. Послушайте звучание саксофона.
Выступает Туляков Илья, В. Шаинский «Кузнечик»
Золушка: А теперь настала пора вернуться в нашу страну Россия и познакомиться с другими музыкальными инструментами, и тоже узнать историю их появления. Вот моя волшебная палочка! Звучит “глиссандо” на металлофоне
Несмеяна: Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом — домрой. Слайд 24. На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.
Мальвина: Берет в руки домру. У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче (показывает). Инструмент поэтому называется струнно-щипковым. На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.
Выступает Свистунова Алена, Р.Н.П. «А я по лугу» обр. В. Алехина
Несмеяна: Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки. Берет в руки балалайку. Название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (показывает). У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.
Золушка: Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов Слайд 25.
Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев Слайд 26.
Выступает Свистунов Денис А. Хачатурян «Вальс»
Мальвина: держит в руках губную гармошку. Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон. (Показывает). Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные Слайд 27. А вот и губная (показывает и играет). Гармоника родилась в Германии, 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула. Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане Слайд 28.
Несмеяна: Инструменты баян, и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам. Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка, или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на аккордеоне на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.
Золушка: А баян, похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна, который «боял», то есть сказывал песни-былины. Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.
Выступает Ройко Александр. Белорусский народный танец.
Выступает Черный Кирилл. М. Глинка «Полька».
Золушка: Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами! На сцену выходят все участники концерта. Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой, фортепиано, скрипкой, флейтой, саксофоном
Несмеяна: Узнали историю возникновения домры, балалайки, баяна, аккордеона.
Мальвина: Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!
Учитель музыки______________________________________Мартынова Л.В.
Классный руководитель________________________________Шевченко Г.Г.