Открытый урок "Формирование и развитие навыков игры в ансамбле"

Урок по предмету "Ансамбль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkytyy_urok._ansambl.docx33.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 3» Муниципального образования город-курорт Анапа

Открытый урок с учеником 2-го класса Гетман Марком.

Преподаватель Курякина И.А.

(2012-13 уч. г.)

Тема: Формирование и развитие навыков игры в ансамбле.

Цели урока: – научить учащегося слушать партнера по ансамблю.

Задачи:

1. Формирование умений и навыков чтения нот с листа.

2. Формирование умений и навыков игры в ансамбле.

3. Подбор по слуху, сочинение попевок на заданный текст.

Оборудование к уроку:
1. Е. Никонова «Малыши играют вместе».

2. В. Сапаров «Мы играем джаз»

3. Ансамбли. Младшие классы. Сост. В Любомудров
4.Фортепиано.

Ход урока:

Учитель: С самых первых уроков в первом классе, мы играли на фортепиано с тобой вместе. Ты играл мелодию, а я играла аккомпанемент. Одной из важных сторон профессионального мастерства музыканта-исполнителя является умение играть с одним или несколькими партнёрами. Совместная игра отличается от сольного выступления, прежде всего тем, что является плодом раздумий не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они объединенными усилиями.

Пианист-солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, пианист-ансамблист – только звучание своей партии. Причем, знание партии, даже отличное, еще не делает пианиста партнером. Он становится таким лишь в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.

Поэтому мы будем учиться искусству игры в ансамбле до самого окончания школы.

Ты уже знаешь, что для пианиста очень важно умение хорошо читать с листа. И свой урок мы начнем именно с того, что будем читать с листа.

 Для чтения с листа мы будем использовать сборник  Е. Никоновой «Малыши играют вместе». А теперь вспомни, что важно помнить при чтении нот с листа?

Ученик: Нужно мысленно пробежать глазами все произведение, считать вслух.

Учитель: Правильно. Посмотри на пьесу. (Упражнение №8 из сборника  Е.  Никоновой «Малыши играют вместе»). Определи ее тональность, размер, основные длительности, темп. Обрати внимание на движение мелодии, а также на места, где есть ритмические трудности, простучи их в ладоши со счетом вслух.

Ученик: Пьеса написана в тональности Соль мажор, один знак фа-диез, в размере 3/4, в основном написана восьмыми и половинными длительностями. Темп allegretto. Движение плавное, поступенное. По ритму она не сложная. (Прохлопывает в ладоши со счетом ритмический рисунок).

Учитель: Молодец, ты очень наблюдательный. Это хорошее качество для музыканта. (Исполняется пьеса)

Учитель: Понравилось ли тебе, то, как мы исполнили эту пьесу?

Ученик: Не совсем, потому, что я все время останавливался.

Учитель: Это произошло, потому, что ты старался увидеть каждую ноту, и не смотрел вперед. Знаешь ли ты сказку «Волшебный кувшинчик»? В ней рассказывается про семью, которая собирала землянику. Девочка в этой сказке сначала никак не могла наполнить свой кувшинчик ягодами. Но папа научил ее, как нужно собирать ягоды. Он рассказал одну присказку: «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится». С помощью этой присказки девочка смогла набрать полный кувшинчик. Также нужно смотреть и на ноты. Ты определил, что движение в пьесе плавное, гаммообразное, это значит, что не нужно смотреть на каждую ноту, а только на первую, с которой начинается пассаж. И пока руки доигрываю его, смотри на следующие ноты, и мысленно отыскивай их на фортепиано. Здесь должен хорошо работать наш принцип, помнишь какой?

Ученик: Да, помню. Голова думает, уши слушают, руки играют.

Учитель:  Все правильно. Давай попробуем еще раз. (Исполняется пьеса)

Не менее важно при исполнении пьесы передать ее характер. Как ты думаешь, в каком характере написана эта пьеса.

Ученик: Эта пьеса веселая, жизнерадостная.

Учитель: Правильно. Вспомни, пожалуйста, с помощью, каких музыкальных средств, можно передать характер произведения?

Ученик: Темп, динамика, штрихи.
Учитель: Верно. Чтобы передать характер этой пьесы композитор использовал штрих staccato.  Давай исполним эту пьесу еще раз, и ты постараешься передать плясовой характер произведения.

Учитель: Нам пришлось сыграть эту пьесу три раза, чтобы получилось хорошее исполнение. Но с листа читать нужно всего один раз, так как, проигрывая второй и третий раз, ты уже более или менее знакомишься с этим произведением, и постепенно заучиваешь его. Поэтому при чтении с листа важно пробежать произведение глазами, чтобы увидеть все трудности, определить его характер, и постараться играть с первого раза. Поэтому дома ты поиграешь несколько пьес из «Сборника пьес» 1-2 класса, стараясь смотреть вперед при игре.

Учитель: Сейчас мы будем исполнять пьесу В. Сапарова «Первый вальс». Это современный композитор, который пишет произведения в джазовом стиле. Джазовая манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения. Поэтому  пьеса должна звучать очень ритмично и четко.

(Педагог и ученик исполняют «Первый вальс» В. Сапарова).

Учитель: В этой пьесе композитор использует пунктирный ритм. Он дает лёгкость и подчёркивает детский характер вальса. Поэтому пунктир нужно исполнять очень ритмично, акцентируя первую ноту.  Попробуй исполнить пунктир отдельно каждой рукой.

(Ученик играет пунктирный ритм, каждой рукой отдельно).

Учитель: Хорошо. Давай исполним еще раз, это произведение. Обрати внимание на акценты. И играй свою партию чуть-чуть ярче. Синхронность исполнения также является первым техническим требованием совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе выдержать паузу. Синхронность вступления достижима легче, если речь идет о звуке, находящемся на сильной доле такта. Оно требует дополнительного сигнала и особой договоренности партнеров. Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем его возникновение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неопрятное впечатление, как и не вместе взятый. Поэтому партнеры должны внимательно слушать друг друга.

(Исполняют «Первый вальс»).

Учитель: Следующая пьеса, которую мы учим вальс «У голубого Дуная» И.  Штрауса. Это тоже вальс, но совершенно другого характера. Эта пьеса иной эпохи, и была написана композитором для балов, которые очень любили в Вене. И. Штраус почти каждый день сочинял новый вальс для бала. Эта музыка получила большую популярность, как и многие произведения этого замечательного венского композитора.

(Исполняется вальс «У голубого Дуная» И. Штрауса).
Учитель: Молодец, ты очень хорошо исполняешь эту пьесу, но есть  ошибка в твоем исполнении, ты заметил какая?
Ученик: Я играл очень медленно, не в характере вальса.
Учитель: Верно, это получилось из-за того, что ты «садился» на первую долю, она была очень тяжелая, и поэтому вальс звучал грузно и тяжеловесно. Давай подумаем, для какого инструмента написана эта пьеса.

Ученик: Вальс написан для оркестра.
Учитель: Правильно.  А раз так давай подумаем, какие инструменты могли исполнять твою партию, какой то один или разные, в перекличке между собой.

Ученик: Может быть, начало играют духовые инструменты, а отвечают им скрипки.

Учитель: Давай послушаем это произведение в записи.

(Звучит вальс «У голубого Дуная» И. Штрауса в записи симфонического оркестра).

Ученик: Мне очень понравилось, как звучит вальс в исполнении оркестра. Но на фортепиано невозможно так сыграть, потому что в оркестре много инструментов. А мы играем на одном.

Учитель: Ты рассуждаешь правильно. Но возможности нашего инструмента позволяют ему звучать как целый оркестр.  Нужно стремиться представлять реальное звучание оркестра. И это обстоятельство требует от пианиста особой манеры игры, большого размаха и виртуозности. Все инструменты в оркестре имеют свой неповторимый тембр, нужно научиться извлекать звуки похожие на пиццикато скрипок, или на глубокое вокальное звучание виолончелей, или на торжественные звуки медных духовых инструментов. Попробуй дома, послушав еще раз это произведение, попытаться играть, подражая звучанию и тембру инструментов оркестра.

Учитель: Одним  из пунктов твоего домашнего задания было подобрать  гармонию к песенке «Рыжая корова». Какие этапы ты применил, чтобы выполнить это задание.

Ученик: Сначала я сыграл мелодию, пропел ее вместе с игрой. Затем определил тональность. После этого я нашел квинты на первой и пятой ступени. И только после этого я стал слушать, как подходят эти квинты к мелодии, в какой момент их нужно исполнять.

Учитель: Хорошо, давай послушаем, что у тебя получилось.

Ученик исполняет пьесу «Рыжая корова», с аккомпанементом.

Учитель: Молодец, ты играл эту песенку в тональности До мажор, а давай попробуем сыграть ее, в тональности Соль мажор. Сыграй сначала мелодию с третьей ступени Соль мажора. (Играет). Хорошо. Теперь найди квинты первой и пятой ступеней. (Находит). Теперь играй двумя руками.

Я приготовила тебе новое интересное домашнее задание, сочинить песенку на текст.

Баба страшная Яга,
Вместо носа кочерга.
Ходит-бродит тут и там,
По болотам и лесам.

Учитель: Как ты думаешь, какая песенка будет по характеру, исходя из данного текста?

Ученик: Я думаю, что она должна передавать противный и злой характер Бабы Яги. Но все-таки, слова шутливые, и поэтому песенка не должна быть очень страшной.

Учитель: Замечательно попробуй сочинить мелодию к этой песне, и если получится, запиши ее нотами. На этом наш урок окончен. Ты очень хорошо работал на этом уроке, поэтому за урок я ставлю тебе оценку «отлично».

Домашнее задание: Четко и ритмично играть «Первый вальс», поработать над точным исполнением пунктирного ритма. В вальсе «У голубого Дуная», попробуй поиграть так, как будто ты играешь на разных инструментах оркестра. И сочинить мелодию к стихотворению «Баба Яга».

Самоанализ открытого урока с учеником 2 класса Гетман Марком.

Тема: Формирование и развитие навыков игры в ансамбле.

Цели урока: – общемузыкальное развитие учащейся, обучение основам пианизма и исполнительского искусства, формирование музыкально-эстетического воззрения художественного вкуса, как части общей духовной культуры личности.

Задачи:

Методические:

1.Использовать авторские методики обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Обучающие:

1. Формирование умений и навыков чтения нот с листа.

2. Формирование умений и навыков игры в ансамбле.

3. Подбор по слуху, сочинение попевок на заданный текст.

Развивающие:

1.Развивать абстрактно-образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.
2.Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Воспитательные:

1.Воспитывать в ученике желание активно и продуктивно работать музыкальным произведением.

2.Сделать интересными и любимыми занятия музыкой.


Методы и приемы реализации поставленных задач

1. Объяснительно – иллюстративный.
2. Репродуктивный.

Использование сказок, ярких мелодий, ритмов, пьес для возбуждения воображения.

Я считаю, что урок прошел в творческой и доброжелательной обстановке.  Марк способный ученик, эмоционально откликается на  музыкальные образы. С хорошим воображением и чувством музыкального вкуса. Поэтому занятия с ним всегда проходят на высоком творческом подъеме. На уроке были поставлены следующие задачи:

  • Чтение нот с листа пьесы с поступенным движением мелодии. Мною была поставлена цель, сформировать навык чтения с листа, при котором ученик охватывает глазами целый пассаж, «видит вперед». Здесь также вырабатывается абстрактно-образное мышление, умение анализировать, сопоставлять и воплощать в игре на фортепиано.
  • При изучении пьес «Первый вальс» В. Сапарова и вальс «У голубого Дуная» И. Штрауса, я хотела донести ученику мысль о стилистических особенностях исполнения каждой пьесы,  так как они разные по стилю, по эпохе написания, по образному содержанию, по форме, по средствам музыкальной выразительности, по назначению, но одинаковые по жанру.
  • На уроках «Предмет по выбору. Ансамбль» ученики с удовольствием занимаются музицированием. Это подбор по слуху и сочинение несложных попевок на заданный текст. Этим стимулируется воображение, развивается абстрактно-образное мышление,  вырабатывается умение анализировать и сопоставлять.
    Также развивает двигательно-игровые навыки ученика. У ученика возникает  желание активно и продуктивно работать. Занятия музыкой становятся интересными и любимыми.

В данном уроке было пройдено все, что было запланировано. Ученик правильно воспринимал замечания педагога по ходу урока и старался исправить свои ошибки. Я считаю, что поставленные задачи были достигнуты в ходе урока.