Внеклассное мероприятие по музыке "Вечер вальса"

На этом вечере учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития вальса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_valsa.docx29.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Вечер вальса»

Цель: представить разные грани жанра вальса 

Задачи:

  • познакомить учащихся с жанром вальса
  • пробудить у учащихся интерес к жизни и творчеству известных композиторов В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф.  Шопена, И. Штрауса, П.И. Чайковского, М.И. Глинки
  • вызвать эмоциональную отзывчивость на произведения В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Штрауса, П.И. Чайковского, М.И. Глинки

Место проведения – школьный зал

Участники – учащиеся музыкального и хореографического отделений ДШИ №3 ст. Гостагаевская

Приглашенные – ученики младших классов, педагогический коллектив начальной школы, администрация.

Оформление: сцена украшена цветами и задрапированной тканью в романтическом стиле

Музыкальный материал:

  • В.А. Моцарт Дивертисмент D-dur
  • П.И. Чаковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
  • Л. Бетховен Лендлер
  • П.И. Чайковский Вальс из балета «Лебединое озеро»
  • Р. Шуберт Вальс b-moll
  • И. Штраус Вальс «Весенние голоса»
  • И. Штраус Вальс «У голубого Дуная»
  • Муз. и сл. Л. Марченко «Осенний вальс»
  • А. Билаш «Вальс-бостон»

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, фортепиано

Предварительная работа: разучивание музыкальных произведений, создание слайд-шоу, подбор музыкальных аудиоматериалов; рассылка приглашений гостям.

Ход встречи:

Звучит музыка. В.А. Моцарт Дивертисмент D-dur, фонограмма.

Ведущий: (В зале приглушенный свет, на фоне музыки, показываются слайды) (Слайд 1) В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревенском домике умирал больной старик – бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка 18 лет. Единственным богатством Марии был клавесин. (Слайд 2) Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку, старик сказал:

  • Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
  • Что же делать? – испуганно спросила девушка.
  • Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
  • Наша улица так пустынна! – воскликнула девушка, но накинула платок и вышла из дому.

Она побежала через сад, с трудом открыла заржавевшую калитку, и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. (Слайд 3) Мария долго ждала. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и насвистывает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу. Человек остановился и спросил:

  • Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу умирающего отца. Они вошли в дом. Незнакомец был молод. Наклонившись над стариком, он произнес:

  • Говорите! Может быть властью данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

Умирающий рассказал о том, что всю жизнь он работал, пока не ослеп. Когда заболела чахоткой его жена Марта, лекарь прописал ей разные, дорогие лекарства, приказал хорошо кормить, он украл из сервиза графини золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Незнакомец успокоил умирающего.

  • Вы невинны перед людьми, - сказал он. – То, что Вы совершили, можно считать подвигом любви.
  • Я хочу, чтобы после моей смерти кто-нибудь позаботился о моей единственной дочери, - сказал старик.
  • Я сделаю это, произнес незнакомец, - а что Вы хотите еще?
  • Я хотел бы еще раз увидеть Марту, такой, какой я встретил ее в молодости, хотел бы увидеть солнце, и свой старый сад, когда он цветет. Но я понимаю, что это невозможно.
  • Хорошо, - сказал незнакомец и подошел к старому клавесину.

Старик услышал звонкие звуки, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

  • Слушайте и смотрите, - произнес незнакомец.

Он заиграл. Клавесин наполнил своими звуками сторожку и сад вокруг дома. Старик прислушался к звукам музыки. (Слайд 4)

  • Я вижу! – крикнул старик, - я вижу тот дом, где я встретил Марту, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, и небо было прозрачное как синее стекло. О, я вижу, как распускаются белые цветы на моих яблонях.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Старик упал на подушку. Он тяжело дышал. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Старик крикнул, задыхаясь:

  • Я видел все так ясно, как много лет назад. Я хотел бы знать ваше имя!
  • Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт. (Слайд 5).

Мария низко склонилась перед великим музыкантом.

Включается яркий свет.

Ведущий: Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В ней он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний и в горе, и в радости, в труде и на воздухе – музыка всегда с человеком. Музыка, как краски художника может в мгновение ока перенести нас в новый и таинственный мир красоты и вдохновения. Сегодня музыка перенесет нас в XVIII век. Это век камзолов и пудреных париков. Это время возникновения короля танцев – вальса. (Звучит вальс И. Штрауса) Вальс! Как велика его слова, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народный сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам. Сейчас мы услышим лендлер в исполнении учащегося ДШИ №3 Гетман Марка.

Л. Бетховен Лендлер. Исполняет Гетман Марк.

Ведущий: Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые исполняли этот танец в кафе, на городских площадях, в местах народных гуляний.

Вальс – один из очень выразительных танцев. Он противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движений, оживленность и свободу обращения.

В аристократически салоны и бальные залы он пришел, как нежданный и непрошеный гость. И поэтому его появление встречало преграды и препятствия во всех странах. В России при Павле I вальс преследовался как танец низкий и оскорбляющий дворянское достоинство, а в Германии вальс на балах стал звучать только в ХХ веке.

Шло время и вальс, распространяясь по Европе, постепенно входил в моду. К концу XIX века в германии, Франции, Австрии вальс уже танцуют  повсюду: на городских балах, в садах и ресторанах.

Вальс, занял значительное место в творчестве великих композиторов Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Франца Шуберта (слайд 5). Эти композиторы из танца популярного в народном быту, превратили вальс в настоящие шедевры классической музыки. Франц Шуберт сочинил более 200 вальсов. Многие из них тут же приобретали огромную популярность. Послушайте Вальс Шуберта в исполнении ученицы ДШИ Свистуновой Евники.

Ф. Шуберт. Вальс b-moll. Исполняет Свистунова Евника.

Ведущий: Каждый ресторан в Вене содержал небольшой оркестр. Именно в таком оркестре начали свою музыкальную карьеру родоначальники классического венского вальса Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец (слайд 6). Королем венского вальса стал Иоганн Штраус-сын. Отец не хотел, чтобы его сын был музыкантом, но подойдя однажды к дверям детской комнаты, он услышал звуки скрипки. Заглянув в комнату, он был поражен, увидев Иоганна одетого в праздничный костюм со скрипкой в руках. Он играл один из вальсов отца, в точности подражая его манере вести себя на эстраде, дирижировать, раскланиваться (слайд 7).

Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. По требованию публики его вальс прозвучал четыре раза. Три раза публика просила сыграть его польку. А «Аллегорический вальс» повторили 19 раз! Дебют оказался триумфальным. Успех Штрауса, вспыхнув, подобно фейерверку, заблистал на долгие голы.

Звучит вальс «Весенние голоса» И. Штрауса фонограмма (слайды 8, 9, 10, 11).

Ведущий: (на фоне музыки) Теперь уже не маленький ресторанчик, а огромный зал становится ареной для оркестра Штрауса. Его ансамбль был нарасхват. По традиции каждое выступление оркестра Штрауса должно было отличаться исполнением нового произведения композитора. По свидетельству современников, нотной записью покрывались скатерти, манжеты и даже ночные сорочки, если он не находил под рукой нотной бумаги.

Ведущий: Вскоре в жизни Штрауса началась полоса заграничных концертов, которые закрепили ему мировую славу и способствовали повсеместно распространению венского вальса. Штраус был глубоко тронут, горячим приемом, оказанным ему в столице тогдашней России Санкт-Петербурге. Он написал много произведений связанных с этой поездкой. «Прощание с Петербургом», вальс-фантазия «Русская деревня», полька «Нева» и другие.

В рассвете своей творческой карьеры он написал самые известные и любимые вальсы, которые пользуются популярностью до сих пор. «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста».

Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса фонограмма (слайды 12, 13, 14)

Ведущий: Голубой Дунай. Фантазию Штрауса воспламенили его частые прогулки по берегам величественного Дуная. Этому вальсу была оказана достойная встреча в Париже на выставке 1873 года. Он пленил сердца парижан. При первом же исполнении аккорды, завершающие 1-ю часть вальса, утонули в буре восторженных аплодисментов. Издатель Штрауса не успевал удовлетворять нахлынувшую волну заказов на ноты. Тираж «Голубого Дуная» достиг одного миллиона экземпляров. Вальсы Штрауса – это музыка любимая миллионами людей, музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, по выражению И. Дунаевского заставляющая «сверкать наши глаза и души».

Русские композиторы также часто обращались к этому прекрасному жанру музыки. Вальсы в балетах Чайковского, словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. Вальс из балета «Лебединое озеро» исполнят учащиеся ДШИ Мирошниченко Владислав и Сказченкова Анна.

П.И. Чайковский «Вальс из балета «Лебединое озеро» исполняют Мирошниченко Владислав и Сказченкова Анна.

Ведущий: Вальс вошел в музыку, как часть симфоний, сюит или как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение. Вальс стал звучать и в вокальной музыке. Вальс поет юная Джульетта в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», вальсы для голоса звучат в опереттах И. Штрауса и И. Кальмана. Учащиеся вокального отделения ДШИ исполнят песню «Осенний вальс».

«Осенний вальс» муз. и сл .Л. Марченко, исполняет вокальный ансамбль ДШИ.

Ведущий: Родиной знаменитого медленного и лирического вальса-бостона является США. Он и называется по имени американского города Бостона. Он появился в начале ХХ века, и в наши дни он не потерял своей популярности. В исполнении учащейся ДШИ Акопян Анжелы прозвучит Вальс-бостон, современного композитора А. Билаш.

А. Билаш Вальс-бостон. Исполняет Акопян Анжела.

Ведущий: О вальсе можно говорить бесконечно долго. Но наша встреча подходит к концу. Вальс нечто большее, чем танец или музыкальная форма. Это настроение, порыв, особое ощущение импульса жизни. Вальс это и есть сама жизнь. Учащиеся хореографического отделения ДШИ исполнят «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик».

Ведущий: До новых встреч, дорогие друзья.