«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

Лемехова Ирина Витальевна

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты.

На начальном обучении игры на баяне необходимо обратить внимание на организацию метроритмической дисциплины. Осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения. Овладение различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.

 Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_kopiya.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Районный центр дополнительного образования »

Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

        Тема: «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»

 

                               Форма проведения – урок в 1 классе

                           

                                     

                                            с. Карпогоры.

                                                 2014г.

Пояснительная записка

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты.

На начальном обучении игры на баяне необходимо обратить внимание на организацию метроритмической дисциплины. Осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения. Овладение различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.

 Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

Тема урока: «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна». 

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: систематизация исполнительских умений и навыков и более глубокое их осмысление, работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна на примере анализа пьес: Дм. Кабалевский «Полька» и р.н.п. « Во саду ли, в огороде».

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков работы над музыкальным произведением. (Чтение нотного текста, аппликатура, ритм, штрихи, фразировка, артикуляция, динамика, темп.)  Роль работы по частям.

Воспитательные: привить любовь к русской музыкальной культуре, воспитание внимания, усидчивости.

Развивающие: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
Методы:   словесный (рассказ, беседа, объяснение);
                - упражнений и повторений (выработка игровых навыков)  

                 - показа (показ педагогом игровых движений)

                 - репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов

                    по образцу учителя.

                 -частично поисковый (ученик участвует в поисках решения

                   поставленной задачи)

Оборудование:

Баяны, пюпитр, стул, стол, нотная литература, ноутбук, дидактические материалы.

1.План урока


Организационный этап:
а) приветствие, психологический настрой учащегося;
б) сообщение темы урока и его задач.

2. Основная часть урока:

а) Теоретическая часть. (Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений).
б) Работа над гаммой  До мажор, арпеджио, аккорды (правой рукой)
в) Работа над «Полькой» Д.Кабалевского (формирование, закрепление первичных умений и их применение)

г) Физминутка

д) Работа над р.н.п. «Во саду ли, в огороде» (формирование и закрепление первичных умений и их применение)
е) Творческое применение знаний и умений (музыкальный интерактивный тест в виде игры «Вперёд, Дружок»)
ж) «Музыкальная сказка » (на основе пройденных пьес-попевок)


3. Заключительный этап

а) Рефлексия
б) Домашнее задание.
в) Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Ход  урока
Организационный этап
:

Сегодняшний урок я буду проводить с ученицей  1 класса баяна Ракитиной Аней.

Основная часть урока:

Учитель: С чего обычно начинается наш урок?

Ученик: С разминки, с разыгрывания.

Учитель: Почему?

Ученик: Чтобы овладеть основными навыками игры на инструменте, уметь исполнять музыкальные произведения, необходимо изучать и играть гаммы, арпеджио, аккорды.

Учитель: Что такое гамма? 

Ученик: Гамма- это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем направлении, например звукоряд от До первой октавы до До второй октавы.

Учитель: А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды?

Ученик: При исполнении гамм, арпеджио и аккордов совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на инструменте.

Учитель: Какую гамму ты будешь исполнять?

Ученик: гамма До мажор в две октавы, играю разными штрихами: легато, стаккато.

Работа над гаммой: штрихи, динамика, смена меха.

Учитель: Что такое арпеджио?

Ученик: способ исполнения 
аккордов на инструменте, при котором звуки аккорда следуют один за другим.

Играет арпеджио тоническое трезвучие с обращениями. Слежу за точностью аппликатуры, за ровностью меховедения.

Учитель: Что такое аккорд?

Ученик: созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных 
звуков. аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш.

Играет аккорды. Слежу за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна, за мягкостью и свободой руки, работой меха.

Переходим к работе над пьесами.

Д.Кабалевский «Полька»

Детская полька пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Она отличается простым гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом.

Учитель проигрывает пьесу с соблюдением всех штрихов и оттенков.
   
Что такое полька?

Полька – это чешский народный танец, которому присущи подвижный темп, двудольный размер и своеобразный ритмический рисунок.

Учитель: Определи характер?

Ученик: Характер живой, задорный с элементами юмора.

Учитель: Основные штрихи, аппликатура, динамика?

Ученик: сочетание штрихов: в правой партии – легато и стаккато, в левой партии – пальцевое стаккато. Аппликатура в первой позиции, по гамме. Динамические оттенки меццо форте и форте.

После общего ознакомления с музыкой и характером звучания можно начинать работать над музыкальным произведением более детально:

- проиграть отдельно правой и левой рукой, соблюдая все характерные особенности польки

- подчеркнуть (выделить) сильную долю в начале каждого предложения
-  ритмический рисунок следует соблюдать в любом темпе

- легкость и ровность звучания.

Ученица успешно справилась с заданием, поэтому следует перейти к игре двумя руками. Но перед этим следует пропеть в медленном темпе начальную фразу, указывая на моменты совпадения нот аккомпанемента и мелодии.

Физминутка: встали, делаем упражнения: 

«Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов. 

«Робот» Робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.

Ученица отдохнула, можно продолжать работу на инструменте.

Русская народная песня « Во саду ли, в огороде» 

Учитель проигрывает пьесу со всеми динамическими оттенками, выделяя фразировку, цезуру.

Учитель: Как ты думаешь, что такое современная русская народная песня?

Ученик: Это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор – это сам народ. А современная  потому, что эту песню поют сейчас, в наше время.

Учитель: Сейчас мы послушаем запись этой пьесы в исполнении на разных инструментах.

Прослушав записи, переходим к работе над пьесой:

- устно проанализировать нотный текст: название, форма, темп, характер, тональность, размер.

- точное определение длительностей, штрихов, аппликатуры.

- работа над партиями правой и левой руки,

  Ученица успешно справилась с заданием, можно перейти к игре двумя руками. Но перед этим следует пропеть в медленном темпе начальную фразу, указывая на моменты совпадения нот аккомпанемента и мелодии.

 Одна из трудностей соединения двух партий пьесы «Во саду ли, в огороде»- исполнение их разными штрихами: мелодия на легато, аккомпанемент - нон легато. 

- Преодоление данной трудности связано с развитием навыка независимого движения рук и пальцев, в решении этой задачи поможет музыкальный слух.
Исполнение и работа над пьесой.

Для повторения теоретического материала провожу игру «Вперёд, Дружок»

Интерактивный музыкальный тест.  Игра «Вперед, Дружок»

Учитель: Как называются эти знаки на рисунке? Ученик: ноты.

Учитель: Как называются эти ключи? Ученик: скрипичный и басовый.

Учитель: Что такое пауза? Ученик: знак молчания.

Учитель: Назови 2 лада? Ученик: мажор и минор

Учитель: Что такое гамма? Ученик: звукоряд от до1окт. до до2окт.

Учитель: Что такое арпеджио? Ученик: Звуки аккорда следуют один за другим.

Учитель: Динамические оттенки? Ученик: форте, пиано, меццо-форте меццо-пиано.

Учитель: Что такое реприза? Ученик: знак повторения.

Молодец! Справилась с заданием.

 Все это знания ученице пригодятся на уроке сольфеджио и на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Музыкальная сказка:

- Выразительное исполнение ранее изученных пьес-попевок: «Лесенка», «У кота», «Зайка», «Корова», «Ручеёк», «Лошадка», «Воробей»

Ане  было задано домашнее задание - сочинить музыкальную сказку, на основе ранее изученных пьес. Ученица сама рассказывает сказку и исполняет пьески.

Я проснулась утром и побежала по лесенке на улицу (песенка» Лесенка».) Во дворе летали воробьи (пьеса «Воробей»), а за ними охотился кот («У кота»). На улицу вышла мама и предложила прогуляться по лесу. Там мы увидели зайку (пьеса «Зайка»), который перепрыгивал через ручеёк (пьеса «Ручеёк»). Ещё мы шли через поле, на котором паслись лошади (пьеса «Лошадка») и коровы (пьеса «Корова»). Мы собрали большой букет ромашек и васильков. (пьеса «Василек»)

Это был один из лучших летних дней.

Заключительный этап

Рефлексия: 

Учитель: Что нового ты узнала на уроке? Что больше всего запомнила? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?

Ученица: Трудно было соединять пьесы двумя руками. Легко разбирать отдельно каждой рукой. Интересно послушать одну и ту же песню на различных инструментах. На уроке я старалась, была внимательна к объяснениям учителя.

Определяю цель следующего урока и задаю домашнее задание. Ставлю оценку за урок.

Ученица Ракитина Аня обучается 1 год. Имеет хорошие музыкальные способности, хороший слух, музыкальную память, чувство ритма. 
Занимается добросовестно и регулярно,  к занятиям относится ответственно. Особенности темперамента неторопливая, спокойная, иногда реакция замедлена.

Результат урока: учащаяся показала  умение анализировать нотный текст; 

- грамотно подбирать удобную аппликатуру;

- освоила навыки игры non legato, legato, staccato;

- показала умение сочетать различные приемы игры, игру двумя руками;

- понимание музыкально-образного содержания исполняемых пьес;

- владение музыкальным языком, соответствующее начальному этапу обучения.

На уроке проигрывались разнохарактерные произведения, использовался показ на инструменте учителем. Использовался ноутбук для прослушивания исполняемой пьесы на других инструментах.

Список литературы:

А.Крылусов Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ  Москва «Музыка»1999г.            

Г.И.Крылова Азбука маленького баяниста 1,2 часть Москва «Владос пресс»2010г.

Сайт Muzofon.com для скачивания музыкальных произведений

Преподаватель: Лемехова Ирина Витальевна