Реферат. Темперамент и его значение в деятельности школьника.

Кулиева Валерия Андреевна

Реферат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_kulieva_20gr.doc247 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский государственный педагогический колледж № 1

Реферат

Темперамент и его значение в деятельности школьника

                                                    Выполнила: Кулиева Валерия

                                                                                        студентка 20 группы,

                                                                                        специальность 050130

                                                                                        Руководитель: Муталиева Л.С.

Челябинск 2013

Содержание

                                                                                                                стр.

Введение                                                                                                                       3

Глава 1.Темперамент и его проявления в деятельности.

1.1.        Понятие о темпераменте.                                                                                  5

1.2.         Типы темперамента:                                                                                         7

1.2.1.        Сангвинический тип темперамента;                                                      7

1.2.2.        Меланхолический тип темперамента;                                                   8

1.2.3.        Холерический тип темперамента;                                                         9

1.2.4.        Флегматический тип темперамента.                                                     10

1.3.         Рекомендации по работе с детьми разных типов темперамента.                11

Заключение                                                                                                                 15

Список литературы                                                                                                  16

Приложения

Введение

Актуальность проблемы исследования. Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве, и конечно, в образовании. Этого требует время с его сверхсложными технологиями, с обилием информации и прочее. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей. [1, с.5]

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Этой проблемой занимались такие ученые, как И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и т.д. Позднее появилось много теорий в данном направлении. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. На основании актуальности проблемы нами определена тема исследования: «Темперамент и его значение в жизни школьника».

При работе над рефератом мы определили задачи исследования:

  • Изучить понятие темперамент в историческом аспекте.
  • Рассмотреть типы темперамента.
  • Дать описания рекомендаций по работе с детьми с разными типами темперамента.
  • Сделать выводы о глубине проведенного исследования.            

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

-        отбор и чтение методической литературы;

-        анализ и сравнение точек зрения ученых;

-        систематизация материала;

-        обобщение материала.

Глава 1. Темперамент и его проявления в деятельности школьников.

  1. Понятие о темпераменте. Из истории появления темперамента.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. [8]

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).

Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.) [8]

Понятие о темпераменте ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  •         Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.
  •         Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
  •         Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
  •         Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.[8]

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  •         Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  •         Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу. [6, с.45]

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека. Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. [3, с.138]

1.2.        Типы темперамента.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга. Каждый человек – это уникальная личность со своими достижениями и способами поведения, свойствами интеллекта и способом выражения своих эмоций и чувств. Каждый человек обладает своими приемами мыслительной деятельности: критичность и самостоятельность, гибкость и быстрота ума, конструктивность. На все эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека. Конституциональные – это все свойства организма, закрепленные в наследственности, т.е. заложенные в генотипе. Нейродинамические свойства – это свойства нервной системы (специфика протекания процессов торможения и возбуждения). Различия конституциональных и нейродинамических свойств, являются составляющими темперамента человека и каждому человеку присущ один из типов темперамента. [3, с.152] (Приложение 5)

1.2.1.        Сангвинический тип темперамента.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. [5,с. 251]

Поэтесса Лорина Дымова писала:

«Кто симпатичен – так это САНГВИНИКИ.

Плещутся в озере, лопают финики.

К людям добры, веселы и не циники.

Незаменимы на рынке и в клинике». (Приложение 1)

1.2.2.        Меланхолический тип темперамента.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. [5, с.302]
Известная писательница Лорина Дымова писала:

«Эти соколики

Вечно в тоске. И трусливы, как кролики.

Все их пугает – нотации, колики,

Проигрыш в крестики, проигрыш в нолики». (Приложение 4)

1.2.3.        Холерический тип темперамента.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Он, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. [5, с.389]

Известная поэтесса Лорина Дымова писала:

«Часто встречаются в мире ХОЛЕРИКИ.

Ими обычно бывают Валерики.

Вечно ругаются, вечно в истерике –

Ладно бы в Туле, но даже в Америке!» (Приложение 2)

1.2.4.        Флегматический тип темперамента.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности. [5, с.456]

Писательница Лорина Дымова писала:

«Мы полагаем, что все математики,

Судя по рифме, обычно ФЛЕГМАТИКИ.

Любят салатики, ходят в халатике

И улыбаются, словно лунатики». (Приложение 3)

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» темперамента. [7, с.146]

1.3. Рекомендации по работе с детьми разных типов темперамента.

 Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальных для учеников условий обучения. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому тем более важно учитывать темперамент ребенка  в учебно-воспитательной работе с ним.  [7, с.120]

Работа с детьми-сангвиниками. В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование). Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции больше всего подходит ему. Он быстро устаёт от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.[2, с.103]

Работа с детьми-меланхоликами. Преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками. Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать). Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др ), чем в спортивной. Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы. [2, с.167]

Работа с детьми-холериками. В отношении холериков  необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками. Не надо запрещать холерику быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать урок, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.). [2, с.201]

Работа с детьми-флегматиками. В процессе учебной работы школьникам-флегматикам нередко мешает их медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к процессу деятельности. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В играх на внимание особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности. В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко.  [2, с.270].

Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальных для учеников условий обучения. Работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому тем более важно учитывать темперамент ребенка  в учебно- воспитательной работе с ним.

В личности каждого человека главенствует её социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. [4, с.275]

Заключение

Подводя итоги по теме «Темперамент и его значение в жизни школьника», мы определили, что темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. По проделанной нами работе мы подробнее узнали про каждый из четырех типов темперамента:

  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
  • Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
  • Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. В курсовой работе мы планируем создать сборник заданий для разных типов темперамента на уроках музыки. 


Список литературы

1.        Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1996 – 178с.

2.        Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педучилищ/ В.А. Крутецкий.— М.: Просвещение, 1980—352 с.

3.        Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. — М.,  СПб: Питер, 2003 – 583с.

4.        Небылицын, В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: МГУ, 1982. -  359с.

5.        Немов, Р.С. Книга 1: Общие основы психологии/Р.С. Немов - М.: Владос, 1994. -  688с.

6.        Рогов, Е.Н. Психология человека/Е. Н. Рогов. – М.: Владос, 1999. - 320с.

7.        Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии/ Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. - Ростов-на-Дону: «Просвещение», 2001. -  256с.

8.        Темперамент [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW.URL: http://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Сангвинический темперамент

Характерные черты

положительные

отрицательные

высокая подвижность

несобранность

высокая адаптивность

ненадежность

увлеченность

непостоянство, легкомыслие

общительность

поверхность восприятия

жизнерадостность, оптимизм

недостаточная способность к сосредоточению

доброжелательность

недостаточная настойчивость

не обидчивость

тяготится однообразием

выразительная мимика

отсутствие усидчивости

Приложение 2

Холерический темперамент

Характерные черты

положительные

отрицательные

высокая активность

невыдержанность

энергичность

вспыльчивость

быстро уясняет обстановку

агрессивность

общительность

неустойчивость в поведении

решительность

резкость в отношениях

возбужденная убедительная речь

цикличность в работе, в переживаниях, настроениях

Приложение 3

Флегматический темперамент

Характерные черты

положительные

отрицательные

всегда спокоен

Все делает медленно

терпелив

малоподвижен

не обидчив

Требует времени для сосредоточения

его практически невозможно вывести из себя

Медленно принимает решение

высокая работоспособность

упрямство

настойчив

безынициативность

ровен в отношениях

Приложение 4

Меланхолический темперамент

Характерные черты

положительные

отрицательные

высокая чувствительность

легко раним и застенчив

сердечность

Не уверен в себе

способность к сочувствию

мнительность

тонкая восприимчивость

замкнутость

в привычной обстановке – исполнительный работник

низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях)

мягкость

пониженная активность

доброжелательность

Приложение 5


 

Комментарии

Захарова Анастасия Евгеньевна

Безусловно, данная тема очень актуальна, прочитав её, я ответила на несколько волнующих меня вопросов. Ваши старания не прошли даром! Благодарю и удачи!