Инновационная деятельность учителя музыки

В статье рассказывается о готовности учителя к инновационной деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_muzyki.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя музыки.

Ни для кого не секрет, что концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускники школы должны получить систему универсальных знаний, которые помогут им:

  1. успешно адаптироваться на рынке труда;
  2. обладать высокой креативностью мышления,  позволяющей творчески подходить к решению проблем;
  3. быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию.

В реализации этих задач многие видят большую значимость предметов  художественно-эстетического цикла и уроки музыки в частности.

Учитель музыки на своих уроках имеет возможность формировать стержневые качества личности учащихся, их мировоззрение, вкусы, характер, обогащать чувственно-эмоциональную сферу, приобщать ребят к лучшим достижениям мировой музыкальной и художественной культуры. Любая деятельность учащихся на уроке и вне урока должна способствовать их творческому развитию, то есть вырабатывать у них стремление к самостоятельному  творческому мышлению и проявлению инициативы. А для того, чтобы урок музыки был направлен на становление личности ребенка и реализацию его творческого потенциала, необходимо творчески мыслить самому учителю, так как осуществлять творческое развитие учащихся может тот учитель, который сам умеет творчески мыслить  и действовать.

В современной теории и практике музыкального образования уже давно утвердилась мысль о необходимости проявления учителем творческого подхода к преподаванию, готовности к инновационной деятельности. И следует отметить, что инновационные процессы в сфере общего и профессионального музыкального образования продолжаются уже не одно десятилетие, это:

  • разработка новой концепции музыкального образования школьников;
  • инновационная программа по музыке Г. С. Ригиной;
  • методические пособия Т. И. Науменко и В. В. Алеева;
  • поурочные платы Ю. Д. Изместьевой к программе Д. Б. Кабалевского
  • методический комплекс В. О. Усачевой и Л. В. Школяр;
  • методический комплекс Е. Д. Критской Т. С. Шмагиной и т.д.

К сожалению, как показывают исследования, далеко не все учителя музыки в настоящее время готовы к инновационной деятельности. И этому есть несколько причин:

  • отсутствие достаточно четких и глубоких представлений о сущности, структуре и функциях инновационной деятельности, связанной с преобразованием  их профессиональной деятельности;
  • стереотипность мышления, так как многие учителя предпочитают опираться в собственной практике чаще на «готовый образец», нежели на самостоятельный творческий поиск, на свою индивидуальность;
  • психологические барьеры, свидетельствующие об отсутствии у учителя потребности в новых идеях, в творческом преобразовании своего профессионально-личностного опыта.

Необходимость подготовки педагога-музыканта к инновационной деятельности особенно возрастает на фоне происходящего сегодня в данной сфере «конкурса идей», выдвижения различных инновационных музыкально-образовательных проектов и моделей в виде альтернативных учебных программ, учебников, технологий и т.п.

Следует отметить, что источником для начала инновационной деятельности у учителя может стать система осознаваемых им противоречий, которые имеются в его профессиональной деятельности. А готовность самого педагога возникнет тогда, когда он не захочет работать по старому, откажется от известных штампов и стереотипов.  Только тогда возникнет потребность в реализации своих творческих способностей, с созданием собственного индивидуально стиля профессиональной деятельности. Важным условием рождения инновации в практике специалиста является его исследовательский интерес к тем или иным явлениям профессиональной деятельности, которые стали для него проблематичными, или вызывают внутреннее противоречие, заставляют размышлять и действовать по-новому, то есть отвечать на них своими инновациями. Здесь следует отметить, что разработать и теоретически обосновать свою инновацию может не каждый учитель, а чтобы внедрить ее в учебный процесс педагог должен уметь отстоять свою инновацию, показать ее положительные стороны. Поэтому, готовность педагога-музыканта к инновационной деятельности предполагает владение методологией педагогического поиска, технологией принятия решения, умением осуществлять выбор инновационной проблемы и находить способы ее успешной реализации в своей профессиональной деятельности.