Музыкальный фольклор народов РБ в нравственном воспитании младших школьников

В статье рассказывается о формах и методах введения музыкального фольклора в урок музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artyuhova_elena_sergeevna.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Артюхова Елена Сергеевна, учитель музыки высшей категории

МАОУ «СОШ № 20» г. Стерлитамак.

«Музыкальный  фольклор народов РБ в нравственном

воспитании младших школьников».

Основная идея образования в России – сохранение и развитие всего многообразия культур через общечеловеческие и национальные ценности. Почему же проблема развития духовных ценностей общества на современном этапе стоит так остро? Если проанализировать произведения кино, литературы и искусства, созданные за последние десять лет, то можно заметить, что основными ориентирами для подрастающего поколения являются власть, сила, деньги. К тому же и в средствах массовой информации наблюдается тенденция к насилию и жестокости. Дети являются активными потребителями этой информации, что сказывается на их поведении в семье и школе: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов нередко приводят к формированию негативных качеств личности. На фоне этого особую актуальность приобретает проблема воспитания поликультурной, нравственной и толерантной личности.

В нашей Республике делается все для воспитания таких общечеловеческих и нравственных качеств как взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к традициям, истории и культуре народов живущих на территории нашей малой Родины. Музыкальное искусство на сегодняшний день может выступить как средство в формировании этих качеств через традиции народов Республики Башкортостан. Ведь в музыкальном искусстве любого народа в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются одним из источников обогащения современной музыкальной педагогики. Средствами музыкального искусства развивается внутренний мир ребенка, его нравственное начало, происходит формирование общечеловеческого поля ценностей.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что формирование нравственных качеств, средствами фольклора привлекало внимание многих ученых еще в дореволюционной России. С. И. Миропольский выдвинул идею нравственного воспитания средствами многонационального фольклора. С.В. Смоленский поднял проблему нравственного воспитания для детей не русской национальности средствами русского фольклора.

 В Башкирии проблеме нравственного воспитания уделяют внимание К.Ш. Ахияров, Л.М. Кашапова, Р.С. Сулейманов. В последние годы были созданы авторские программы: Л.М. Кашаповой «Национальная музыкальная культура», Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор», Н.Т. Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой «Музыка 1 – 8 классы», направленные на достаточно подробное ознакомление с музыкальной культурой народов Башкортостана. В тоже время данные программы на сегодня не имеют контекстного сопровождения к изучению музыкальных произведений. Авторы не предлагают активных форм и методов освоения музыкального фольклора. Это приводит к ограниченному владению музыкальным языком, недостаточному знанию истории народа, музыкальная культура которого предложена для изучения.

 И все же решение проблемы нравственного развития ребенка можно достичь благодаря использованию музыкального фольклора. Ведь через песни и танцы идет знакомство с историей народа, усваивается жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений. Эпические жанры являются источником воспитания патриотических чувств. К этой группе жанров относятся кубаиры, дастаны, былины, баиты, исторические песни, повествующие о славных делах народа. Обрядовые песни учат чтить традиции народа, а лирические  воспевают красоту окружающей природой.

Почти каждая народная песня имеет свою историю или легенду, повествующую об обстоятельствах её появления. Именно подобными песнями и легендами как методом народного воспитания ненавязчиво пользовались взрослые в процессе формирования личности ребенка, воспитывая в нем любовь, и уважение друг к другу.

Башкирские песни, созданные народом, занимавшимся в основном охотой и скотоводством, воспевают такие нравственные качества личности как любовь к природе, своему краю, милосердие. Русские песни, созданные народом, занимавшимся в основном земледелием, воспевают такие нравственные качества личности как отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь.

Народные песни многообразны по своей тематике. Собранные воедино и приведенные в определенную систему, они представляют как бы единое крупноплановое, полисемантичное произведение, при изучении которого проливается свет на самые глубинные корни истории народа. Образный язык народного творчества родственен всем народам. Отсюда планетарность народного искусства, вытекающая из его общественных ценностей. Она определяется прежде всего общностью тем, мотивов в народном искусстве разных народов… И в конечном итоге ведет к формированию нравственных норм личности.

Но как ввести музыкальный фольклор в уроки музыки? Какие нужно использовать методы? На эти вопросы можно найти ответы в трудах современных ученых Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Я.В. Горюновой. Наиболее эффективными, с точки зрения введения фольклора в уроки музыки, являются такие методы как: «наглядно – слуховой», «метод создания композиций», «эвристический метод», «метод моделирования художественно – творческого процесса».

Метод моделирования художественно - творческого процесса помогает поставить ребенка в позицию творца, направляя его мышление в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

Метод создания композиции отражает такое свойство как синкретизм, и используется для создания естественной среды при разучивании народных песен.

Эвристический метод эффективен с точки зрения нравственного аспекта. Дети, отождествляя себя с героями песен, стремятся избавиться от отрицательных черт, которые видят в герое музыкального произведения.  Этот метод позволяет решить проблему освоения контекстного сопровождения музыкально произведения.

Наглядно – слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Важным условием того, что музыкальное произведение затронуло душу, и сердце человека является его выразительное, яркое и художественное исполнение. Известно, что живое исполнение более действенно, так как грамзапись не в состоянии его заменить, в чем убеждает практика. Поэтому на уроках музыки должны звучать песни на родных языках в исполнении учителя и учеников.

Данные методы лучше вводить с младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте идет формирование нравственных качеств и положительных черт личности. Приходя в школу, ребенок уже имеет набор духовных ценностей, привитых ему родителями. Наша задача – развить эти ценности и предоставить возможность наслаждаться тем нравственно – эстетическим содержанием, которое вложено народом в музыкальное произведение.

Учитывая все выше изложенное можно предположить, что музыкальный фольклор народов РБ, как составная часть содержания музыкального образования и воспитания, будет способствовать освоению учащимися своей родной культуры, духовно – нравственных ценностей, познанию общечеловеческих ценностей и подведет к собственному выбору ценностей.

Литература:

1. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. / Башкирский госпединститут. Уфа, 1998. – 141с.

2. Балашова С.С. Спутник учителя музыки. – М.: Просвещение, 1993.–236с.

3. Зинурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании школьников.//Аксиосфера музыкальной педагогики. – М.: Стерлитамак, 2002. – 128с.

4. Махмутова Н.П. Духовно - нравственный потенциал гуманитарных дисциплин // Школа духовности. – 1991. - № 1. – С. 54 – 55.