Образовательная рабочая программа для учащихся 1-5 классов отделения фортепиано

Савельева Татьяна Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основным содержательным видом деятельности Солнечной ДШИ является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на фортепиано. Программа разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент» (Фортепиано), в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Программа даёт возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности. Целью реализации данной программы является: –развитие стремления личности к познанию и творчеству –удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей –приобщение обучающихся к культурным ценностям –адаптация к жизни в обществе –увеличение занятости детей в свободное время –поддержка и развитие талантов. Для достижения этих целей от педагога-пианиста требуется решение следующих задач: –научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку –развить познавательный интерес обучающегося –развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность –создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности –формировать у ребёнка специальные знания, умения –привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту –организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми. Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор. Набор обучающихся происходит на основе конкурсного набора по трём параметрам: проверка музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти. Форма занятий – индивидуальная. Практические занятия – индивидуальный урок, контрольный урок, технический зачет, выступление на экзаменах, академических и внеклассных концертах, участие в конкурсах. Срок реализации программы 5 лет. Возраст поступающих от 7 до 10 лет. В процессе обучения по программе используется классический труд профессора А. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» и другие пособия классиков фортепианной педагогики, а также современная методическая литература. Подобран обширный музыкальный материал, где использованы не только произведения классиков, но и современные сочинения для фортепиано — от доступного, данного в облегченном изложении эстрадно-песенного материала до насыщенных и усложненных традиционных программ для профессионального восприятия. В основе программы лежат принципы последовательности, индивидуализации и дифференциации образования. В результате реализации данной программы формируются и развиваются музыкальные способности обучающихся. Они умеют свободно читать с листа музыкальные произведения, имеют хороший музыкальный вкус, свободно поддерживают беседы на музыкальные темы. У многих владение инструментом находит практическое применение также после окончания обучения. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность. Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания — эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке. Подлинное воспитание в музыке немыслимо без развития нравственных качеств ученика, без воспитания его как гражданина. Занятия по фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить ему любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. Успешность работы педагога зависит от направленности занятий, одна из определяющих целей которых — содержательность исполнения изучаемого репертуара. Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но оказывает весьма большое воспитательное воздействие обще-эстетического и этического плана. Разносторонности и глубине воспитательной работы педагога фортепиано способствует сам метод работы — метод индивидуальных занятий, предусматривающий постоянное общение с учащимся. Благодаря этому под влиянием учителя формируются взгляды ученика, его отношение к музыке,занятиям, к окружающим, складывается его моральный облик. Развитие музыкальных способностей учащегося — один из важнейших факторов, определяющих успешность занятий. Весь процесс занятий должен представлять собой непрерывное совершенствование его природных данных и приобретение на их основе новых качеств, также необходимых ему в работе. Данная программа предполагает работу педагога как с детьми, имеющими средние музыкальные данные, так и с талантливыми детьми. Все обучающиеся могут освоить полный 5- летний курс, так как программные требования разделены на 2 этапа обучения (начальный — 1-2 классы и основной — 3-5 классы). В свою очередь основной этап обучения осуществляется по 3 направлениям, включающим в себя 3 уровня развития способностей учащихся, в результате чего сложилась поэтапная 3х-уровневая система обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-letnee_obuchenie.doc186.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сургутский район  Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

 

 

Муниципальное образовательное   учреждение дополнительного  образования  детей

Солнечная  детская  школа  искусств

Обсуждена:                                                                  Утверждена:

на  заседании  фортепианного отдела                                решение педагогического  совета

«____»_________________2008 г.                                       Протокол  № __от «____»_________2008г.                                    

Протокол.  №

                                                                     

                                                                                                 

Обсуждена:

 на метод. совещании

МОУДОД Солнечная ДШИ

«___»___________2008г        Утверждаю:

Протокол №  от «__»_________2008г.          Директор  МОУДОД  Солнечная   ДШИ                                                                                        

                                                                                               _________________________Т.А.Еникеева

                                                                                                «____»_______________2008 г.  

                     

Образовательная программа.

Музыкальный инструмент

фортепиано

Образовательная  рабочая  программа

для  учащихся  1-5  классов  отделения фортепиано

Составитель:

Преподаватель  по  классу фортепиано: Савельева Т.А

п. Солнечный – 2008

1

        

Оглавление.

  1. Раздел  I.  Пояснительная записка ( введение).-------------------------стр.  3
  2. Раздел II. Основное содержание и годовые требования по

классам поэтапной трехуровневой системы обучения.-------------стр.  9

  1. Раздел III. Учебно – тематический план. --------------------------------стр. 26
  2. Раздел IV. Нотная литература.  --------------------------------------------стр. 28
  3. Раздел  V. Методическая литература-------------------------------------стр.  31

2

Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным содержательным видом деятельности Солнечной ДШИ является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на фортепиано. Программа  разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент» (Фортепиано), в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Программа даёт возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности.

Целью реализации данной программы является:

–развитие стремления личности к познанию и творчеству

–удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей

–приобщение обучающихся к культурным ценностям

–адаптация к жизни в обществе

–увеличение занятости детей в свободное время

–поддержка и развитие талантов.

Для достижения этих целей от педагога-пианиста требуется решение следующих задач:

–научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку

–развить познавательный интерес обучающегося

–развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность

–создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности

–формировать у ребёнка специальные знания, умения

–привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту

–организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми.

Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор.

Набор обучающихся происходит на основе конкурсного набора по трём параметрам: проверка музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти.

3

Форма занятий – индивидуальная.

Практические занятия – индивидуальный урок, контрольный урок, технический зачет, выступление на экзаменах, академических и внеклассных концертах, участие в конкурсах.

Срок реализации программы 5 лет.

Возраст поступающих от 7 до 10 лет.

В процессе обучения по программе используется классический труд профессора А. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» и другие пособия классиков фортепианной педагогики, а также современная методическая литература.      Подобран обширный музыкальный материал, где использованы не только произведения классиков, но и современные сочинения для фортепиано — от доступного, данного в облегченном изложении эстрадно-песенного материала до насыщенных и усложненных традиционных программ для профессионального восприятия.

В основе программы лежат принципы последовательности, индивидуализации и дифференциации образования.

В результате реализации данной программы формируются и развиваются музыкальные способности обучающихся. Они умеют свободно читать с листа музыкальные произведения, имеют хороший музыкальный вкус, свободно поддерживают беседы на музыкальные темы. У многих владение инструментом находит практическое применение также после окончания обучения. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность. Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания — эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке. Подлинное воспитание в музыке немыслимо без развития нравственных качеств ученика, без воспитания его как гражданина.

Занятия по фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить ему любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. Успешность работы педагога зависит от направленности занятий, одна из определяющих целей которых — содержательность исполнения изучаемого репертуара.

Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но оказывает

 весьма большое воспитательное воздействие обще-эстетического и этического плана.

4

Разносторонности и глубине воспитательной работы педагога фортепиано способствует сам метод работы — метод индивидуальных занятий, предусматривающий постоянное общение с учащимся. Благодаря этому под влиянием учителя формируются взгляды ученика, его отношение к музыке,

занятиям, к окружающим, складывается его моральный облик.

Развитие музыкальных способностей учащегося — один из важнейших факторов, определяющих успешность занятий. Весь процесс занятий должен представлять собой непрерывное совершенствование его природных данных и приобретение на их основе новых качеств, также необходимых ему в работе.

 

Данная программа предполагает работу педагога как с детьми, имеющими средние музыкальные данные, так и  с талантливыми детьми. Все обучающиеся могут освоить полный 5- летний курс, так как программные требования разделены на 2 этапа обучения (начальный — 1-2 классы и основной — 3-5 классы). В свою очередь основной этап обучения осуществляется по 3 направлениям, включающим в себя 3 уровня развития способностей учащихся, в результате чего сложилась поэтапная 3х-уровневая система обучения.

Цели и задачи начального этапа (учащиеся 1-2 классов):

— выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка

— дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки

— определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.

На этом этапе формируется необходимый творческий союз «педагог – ребенок – родители», основу которого составляют полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели. К концу рассматриваемого отрезка обучения становятся заметными различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых и фортепианно-двигательных способностей, обозначается направленность интересов. Это позволяет предвидеть возможности дальнейшего обучения и оптимально определить его направление и интенсивность для каждого ученика.

5

Основной этап обучения (учащиеся 3-5 классов):

I уровень — общеэстетическое направление — рассчитан на обучение

учащихся, которые в силу объективных и субъективных не могут осваивать

полный объем программных требований: ограниченные музыкально-слуховые и двигательные возможности, замедленное мышление, слабое здоровье, интенсивность работы (отношение к занятиям), направленность интересов.

Целью данного уровня программных требований ставится:

— воспитание гармонически развитой личности,

— подготовленного слушателя,

— активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

Основные задачи по реализации поставленной цели:

— привитие интереса и любви к музыкальному искусству,

— развитие художественного вкуса, умения чувствовать и переживать прекрасное,

— развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков,

— исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров,

— воспитание навыков домашнего музицирования,

— накопление музыкальных впечатлений.

II уровень — традиционное направление — рассчитан на обучение основной массы учащихся, обладающих достаточными музыкально-слуховыми данными и достаточным уровнем мышления.

Целью данного уровня программных требований ставится:

— воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной гражданской позицией – не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника художественной самодеятельности.

Основные задачи по реализации поставленной цели:

—формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки,

— максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков исполнительства,

— освоение навыков педализации,

— выявление индивидуальности (дифференцированный подход к каждому ученику) и всестороннее музыкальное развитие,

— стимулирование инициативы и потребности самовыражения,

— воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе,

— воспитание навыков практического использования полученных знаний,

6

— развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования,

— овладение навыками концертного выступления.

III уровень — профессиональное направление — рассчитан на обучение перспективной группы учащихся, которые могут рассматриваться как

будущие потенциальные профессионалы.

Целью данного уровня программных требований ставится воспитание потенциального музыканта-профессионала.

Основные задачи по реализации поставленной цели:

— активизация всей эмоционально-слуховой сферы,

— сочетание образно-эмоционального и логически-смыслового восприятия,

— освоение закономерностей артикуляции и синтаксического членения,

— овладение различными приемами педализации,

— интенсивное техническое развитие с освоением всех видов фортепианной фактуры, — воспитание художественной техники,

— увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований,

— воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами,

— воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.

Обучение по уровням не имеет строго определенных рамок и четких разделений. При проявлении повышенного интереса, развитии способностей и уровня исполнительского мастерства, а также потребности самого обучающегося происходит естественная корректировка в обучении.

 

Настоящая образовательная программа является адаптированной к условиям работы фортепианного отдела в классе специального фортепиано Солнечной ДШИ.

 

 Учет и контроль успеваемости.

Успеваемость учащихся класса специального фортепиано оценивается педагогом по четвертям и в конце года, а также на индивидуальных уроках, контрольных уроках, технических зачетах различные выступления — экзамены, академические концерты, прослушивания, конкурсы оцениваются комиссией преподавателей отдела коллегиально.

Критерии оценки выступлений учащихся 1-2 классов складываются по принципу поощрения – оценка как вознаграждение за трудолюбие, только в оптимистическом контексте. Учитывается также:

— уровень приспособленности к инструменту,

— овладение основными фортепианными штрихами,

— осмысленность и понимание характера исполняемых произведений.

7

Критерии оценки выступлений учащихся 3-5 классов.

I уровень 3-5классы: 

— учитывается культура исполнения,

— владение основными навыками игры,

— наличие тенденции развития,

— выражение заинтересованности.

II уровень 3-5 классы:

— учитывается культура звука,

— свобода движений,

— слуховое восприятие,

— волевое участие,

— мышление,

— техническое развитие

— эмоции,

— увеличение объемов.

III уровень 3-5 классы:

— требования II уровня,

— объем,

— техническое оснащение, техника в широком смысле,

— мышление,

— самовыражение

— уровень профессионального мастерства.

 

Учащиеся 1-2 классов всех уровней  выступают на академических концертах не менее 2-х раз в год, сдают технический зачет в октябре и марте, сдают контрольные уроки с оценкой, экзамен в конце учебного года.

Учащиеся 3 класса всех уровней и 5 класса III уровня должны отыграть в течение года 3 прослушивания (последнее с оценкой), в конце года сдается экзамен с оценкой в свидетельство, контрольный урок в декабре, с оценкой.

Учащиеся 4-5 классов I-II уровней выступают на академическом концерте в декабре с оценкой, сдают контрольный урок в декабре.

Учащиеся 1-4 классов всех уровней сдают технический зачет: гаммы и чтение с листа в октябре и марте.

Учащиеся 4 класса (для I и II уровня по желанию) принимают участие в конкурсе на лучшее исполнение этюда в рамках технического зачета в декабре.

 

 

8

Раздел II

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ           ПО КЛАССАМ ПОЭТАПНОЙ ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Начальный этап обучения: 1-2 класс.

Содержание работы с учеником на начальном этапе обучения включает в себя:

— знакомство с инструментом,

— организацию игрового двигательного аппарата,

— освоение музыкальной грамоты,

— овладение основными фортепианными штрихами legato, non legato,           staccato,

— развитие слуха, памяти,

— воспитание чувства ритма,

— слушание музыки, определение характера, жанра, содержания,

— знакомство с ладом, с интервалами, с музыкальной формой, фразировкой, динамикой,

— освоение связи слуховых и двигательных ощущений, их свободы и слухового контроля,  

— воспитание направленного внимания,

— начальное техническое развитие,

— воспитание навыка концертного выступления,

— воспитание навыков самостоятельной работы.

1 класс.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 25-30

музыкальных произведений: народные песни, считалочки, пьесы песенного и

танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды на развитие мелкой техники, координации рук, пальцев, легкие сонатины и вариации, включая в работу упражнения из сборников Ш. Ганона № 1-10, из фортепианной азбуки Е. Гнесиной, различные гимнастические упражнения, мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении от одного звука с симметричной аппликатурой, аккорды по три звука каждой рукой отдельно.

9

 

Контрольные выступления.

Технический зачет-  1-2 гаммы по плану (октябрь)

Прослушивание без оценки – 2 разнохарактерные пьесы (декабрь).

Технический зачет- 1-2 гаммы по плану (март)

Академический концерт  – полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса, этюд, конструктивный этюд (май).

 

Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

И. С. Бах. Нотная тетрадь А. М. Бах (по выбору)

И. Кригер. Менуэт a-moll

А. Корелли. Сарабанда e-moll

В. Моцарт. Менуэт d-moll, Бурре d-moll

С. Майкапар. Канон

С. Павлюченко. Фугетта  e-moll

Г. Перселл. Ария

Русские нар. Песни: «Дровосек», «Ночка тёмная», «Не кукуй, кукушечка»

 

Произведения крупной формы.

И. Беркович. Вариации «Во саду ли, в огороде»

И. Литкова. Вариации «Савка и Гришка»

Т. Назарова. Вариации «Пойду ль я, выйду ль я»

К. Рейнеке. Сонатина. Соч. 136 Allegro moderato

 

Пьесы.

Б. Барток. Детям. Тетр. 1, Микрокосмос. Тетр. 1 (по выбору)

И. Беркович. 25 лёгких пьес (по выбору)

А. Гедике. Соч. 36 60 лёгких фортепианных пьес: Заинька, Колыбельная, Сарабанда, Танец

А. Гречанинов. Соч. 98 Детский альбом: Мазурка

А. Жилинский. Игра в мышки, Вальс

Д. Кабалевский. Соч. 27 Избранные пьесы для детей

С. Майкапар. Соч. 28 Бирюльки (по выбору)

Н. Мясковский. 10 очень лёгких пьес для фортепиано

Т. Хренников. Альбом пьес: Осенью, Колыбельная

 

Этюды.

Г, Беренс. Соч. 70 Этюды №№ 1-30

И. Беркович. Маленькие этюды №№ 1-14

А. Гедике. Соч.32 40 мелодических этюдов для начинающих: №№ 2,3,7

Черни-Гермер. Ч. 1 №№ 1-6

А. Шитте. Соч. 160 25 лёгких этюдов: №№ 1-20

10

 

2 класс.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16-20 различных музыкальных произведений: 2-4 полифонических произведения,

 1-2 произведения крупной формы, 5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля); 5-8 этюдов. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес различных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька попляши», «Маленькой елочке») с простейшим сопровождением. Опыты  сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте  сказочного образа.

Требования по гаммам.

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы; Фа мажор двумя руками в прямом движении;  минорные гаммы Ля, Ми, Ре (гармонические и мелодические) каждой рукой отдельно в две октавы; тоническое трезвучие  с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно.

 

Контрольные выступления.

Технический зачет – 2 мажорные гаммы,1- 2 минорные гаммы (октябрь).

Академический концерт  – полифония, этюд (декабрь).

Контрольные уроки  – остальные произведения, изученные в классе по индивидуальному плану, допустимо исполнение по нотам (январь, апрель).

Технический зачет – 2 мажорные гаммы, 1-2 минорные гаммы (март).

Академический концерт  – крупная форма, пьеса,этюд (май).

Произведения, выносимые на академические концерты, могут быть представлены в другом порядке, но обязательно исполнить все указанные формы в течение учебного года. Также количество произведений может быть увеличено для более подготовленных учащихся.

По возможности и уровню подготовленности учащиеся начального этапа обучения могут выступать на различных концертах: шефских, для родителей, в рамках детской филармонии и т.д.

 

Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

Ж. Арман. Фугетта

И. С. Бах. Нотная тетрадь А.М. Бах: Менуэт G-dur, Менуэт d-moll, Волынка D-dur, Полонез g-moll № 2

Г. Гендель. Сарабанда F-dur

Д. Скарлатти. Ария

11

 

Произведения крупной формы.

И. Беркович. Вариации на тему груз. нар. песни, Сонатина G-dur

Л. Бетховен. Сонатина G-dur ч. 1,2

А. Гедике. Соч. 36 Сонатина C-dur

А. Жилинский. Сонатина G-dur

Д. Кабалевский. Соч. 51 Вариации F-dur

М. Клементи. Соч. 36 №1. Сонатина C-dur ч 1.

Н. Любарский. Вариации g-moll

В. Моцарт. Вариации на тему из оп. «Волшебная флейта»

Т. Хаслингер. Сонатина C-dur

 

Пьесы.

Л. Бетховен. Экоссезы: Es-dur, G-dur

И. Бойко. «Качели» из цикла «Джазовые акварели»

А. Гречанинов. Соч. 123 «Бусинки» (по выбору)

С. Майкапар. Соч. 28 «Бирюльки»: Маленький командир, Мотылёк, Мимолётное видение

П. Чайковский. Соч. 39 «Детский альбом»: Болезнь куклы, Старинная французская песня

Д. Шостакович. Вальс, Грустная сказка

Р. Шуман. Соч. 68 «Альбом для юношества»: Мелодия, Марш, Первая утрата

А.Хачатурян  Андантино 

Этюды.

Ф. Бюргмюллер. Соч. 100 25 лёгких этюдов

А. Гедике. Соч. 32 40 мелодических этюдов для начинающих №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24

А. Лемуан. Соч. 37 Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27

А. Лешгорн. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих №№ 3, 5, 7, 9, 27, 29

Черни-Гермер. Избранные фортепианные этюды ч. 1 №№ 10, 11, 13-18, 20, 21, 23-29, 40

А. Шитте. Соч. 160 25 лёгких этюдов: №№ 16, 21-23

12

 

Основной этап обучения: 3-5 класс.

I уровень.

Содержание работы с учащимися данного уровня обучения включает в себя:

— освоение посильного классического (программного) и объемного вспомогательного учебного материала (песенного, эстрадного, обработок и др.),

— развитие слуха, ритма, памяти,

— освоение технических формул,

— целенаправленное слушание музыки ( концерты, записи) с последующим обсуждением.

 

II уровень.

Содержание работы с учащимися данного уровня обучения включает в себя:

— развитие мелодического, гармонического, полифонического, ладогармонического и метро-ритмического мышления,

— формирование и развитие естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным замыслом,

— анализ выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения,

— постоянное стимулирование интереса к новому, дающее толчок воображению,

— освоение навыков самостоятельности в работе,

— изучение объемного репертуара, включающего произведения разных форм и стилей,

— публичные выступления.

III уровень.

Содержание работы с учащимися данного уровня обучения включает в себя:

— работу над совершенствованием всех видов слуха, способностью воспринимать «вертикаль-горизонталь», сквозное развитие,

—— воспитание ощущения связи выразительности с пианистическими приемами,

— работу над воспитанием самостоятельного эмоционального восприятия,

— освоение навыков свободной ориентации в выборе аппликатуры, закрепление аппликатурных формул,

13

— стимуляцию мышления и памяти,

— работу над мелкой техникой в узкопозиционном диапазоне (гаммообразные пассажи, репетиции, ломаные интервалы, мелизмы, трели),

— освоение арпеджированного и аккордово-интервального движения,

— воспитание навыков беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью и полной свободой, пластичностью, организованностью всей руки,

— освоение объемного разностилевого материала и возможность использования метода «скачка»,

— применение повышенных требований к уровню и качеству исполнения,

— активные публичные выступления.

 

3 класс.

I уровень

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 музыкальных произведений:

1 полифоническое произведение

1 произведение крупной формы

4-5 пьес

2-3 этюда.

 Требования по гаммам.

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении двумя руками в две октавы, в противоположном движении от одного звука 2-3 гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы Ля, Ми, Ре, Соль (гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы аккорды по три звука каждой рукой отдельно арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно хроматические гаммы каждой рукой отдельно.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии и 2 бемольные – во втором полугодии. Чтение с листа – легкая пьеса уровня 1 класса музыкальные термины.

II уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-14 музыкальных произведений:

1-2 полифонических произведения

1-2 произведения крупной формы

5 пьес

5 этюдов.

14

Требования по гаммам.

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении

двумя руками в 2 октавы, в противоположном – с симметричной

аппликатурой; минорные гаммы: Ля, Ми, Ре, Соль (гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в 2 октавы аккорды по 3 звука двумя руками; арпеджио короткие по 4 звука двумя руками, арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками кадансы T-S-T T-D-T.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии и 2 бемольные– во втором. Чтение с листа – несложная пьеса за 1 класс музыкальные термины.

 

 

 

III уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16-20  различных музыкальных произведений: 2-4  полифонических произведения;  

1-2 произведения крупной формы;  

5-6 пьес; 5-6 этюдов; 2-3 ансамбля. Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже). Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода. Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций интервалами.

Требования по гаммам.

Мажорные гаммы до 4 знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические,  мелодические) Ля, Ми, Си, Ре, Соль, До, Фа – двумя руками в прямом движении в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш, в противоположном – от Ре и Соль диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука (в зависимости от величины рук) в этих же тональностях; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно в 3-4 гаммах от белых клавиш.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии и 2 бемольные– во втором. Чтение с листа – несложная пьеса за 1 класс; музыкальные термины.

 

15

Контрольные выступления.

Технический зачет – диезные гаммы, этюд и чтение с листа (октябрь). Прослушивание без оценки – 3 произведения из экзаменационной программы (декабрь).

Контрольный урок  – остальные произведения, изученные по индивидуальному плану на год, допустимо исполнение по нотам (январь).

Прослушивание без оценки – 2 других произведения из экзаменационной

программы (февраль).

Прослушивание с предварительной оценкой – вся экзаменационная программа из 5 произведений (апрель).

Экзамен  с оценкой  в свидетельство – крупная форма, полифония,  пьеса, этюд (май).

Произведения, выносимые на академические концерты, могут быть представлены в другом порядке, но обязательно исполнить все указанные формы в течение учебного года. Степень сложности исполняемых произведений варьируется в зависимости от уровня программных требований (I, II или III), для учащихся Ш уровня обучения возможно увеличение количества произведений, исполняемых на академических концертах.

Учащиеся всех уровней обучения могут участвовать в различных концертах, а учащиеся II (по возможности и желанию) и III уровня – в школьных, городских, региональных и других конкурсах.

 

Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги.Тетрадь 2.,прелюдия C – dur ; 2-х-голосная инвенция a – moll № 13; Нотная тетрадь А. М. Бах: Менуэт № 3 c-moll; Менуэт № 12   G-dur ;Марш № 16; Полонез № 19; Маленькая прелюдия d-moll

М. Глинка. Двухголосная фуга a-moll

А. Гедике. Соч. 60 № 9 Инвенция. Прелюдия  a-moll

Г. ГендельАллеманда  d - moll 

С. Майкапар. Соч. 28 «Бирюльки» Прелюдия и фугетта cis-moll

И. Пахельбель. Сарабанда, Жига  

Д. Циполи.  Фугетта e-moll

 Ж. Арман Фугетта C- dur

Произведения крупной формы.

16

И. Беркович. Сонатина C-dur

Б. Барток. Вариации

Л. Бетховен. Сонатина F-dur ч.1; Сонатина C-dur  1 ч.

Р. Глиэр. Соч. 43 Рондо

К. М. Вебер. Сонатина

Д. Кабалевский. Соч. 27 Сонатина a-moll

М. Клементи. Соч. 36 Сонатина C-dur чч. 2,3

Ф. Кулау. Вариации G-dur, соч. 55 №1 Сонатина С-dur

Э. Мелартин. Сонатина g-moll

Н. Раков. Сонатина C-dur

Д. Чимароза. Сонатина d-moll

 

Пьесы.

Б. Барток. Микрокосмос Тетрадь 2,3 (по выбору)

И. Бойко. Забавный блюз и Лунное настроение

А. Гедике. Соч. 58 Прелюдия

М. Глинка. Полька, Чувство, Простодушие

А. Гречанинов. Соч. 123 «Бусинки» Грустная песенка

Э. Григ. Народная мелодия

Д. Кабалевский. Соч. 27 Токкатина, Сказка, соч.39 Клоуны

С. Майкапар. Соч. 28 «Бирюльки» Тревожная минута, Эхо в горах, Весною

А . Лядов Соч. 26 Маленький вальс

П. Чайковский. Соч. 39 «Детский альбом»: Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенкаД. Шостакович. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец

Р. Шуман. Соч. 68 «Альбом для юношества»: Сицилийская песенка, Весёлый крестьянин, Смелый наездник, Сиротка

Ю. Щуровский. Пионерская сюита «Зима»

 Ф. Мендельсон Соч.72  6 детских пьес

Этюды.

А. Гедике. Соч. 47 №№ 10, 16, 18, 21, 26

Т. Лак. Соч. 172 №№5, 6, 8

А. Лемуан. Соч. 37 №№  4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20-23, 35, 39

А. Лешгорн. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих

Черни-Гермер. Ч. 1 №№ 17, 18, 21-23, 25, 26, 28, 30-32, 34, 36, 38, 41-43, 45, 46

А. Шитте. Соч. 68 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9

 

 

4 класс.

I уровень.

В течение учебного года педагог должен    проработать с учеником 8-10

17

музыкальных произведений:

1 полифоническое произведение

1 произведение крупной формы

4-5 пьес

2-3 этюда.

Требования по гаммам.

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении двумя руками в две октавы, в противоположном движении с симметричной аппликатурой минорные гаммы Ля, Ми, Си, Ре, Соль, До, Фа (гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы; аккорды по

три звука двумя руками; арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой

отдельно; арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками в две октавы; кадансы T-S-T; T-D-T.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии 2 бемольные – во втором. Чтение с листа – несложная пьеса за 1-2 класс, музыкальные термины.

 

II уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-12 музыкальных произведений:

1-2 полифонических произведения

1-2 произведения крупной формы

4 пьесы

4 этюда.

Требования по гаммам.

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении двумя руками в 4 октавы, в противоположном движении с симметричной аппликатурой минорные гаммы Ля, Ми, Си, Ре, Соль, До, Фа (гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками в 4 октавы; аккорды по 3 звука двумя руками; арпеджио короткие по 4 звука двумя руками, арпеджио ломаные каждой рукой отдельно, арпеджио длинные без обращений двумя руками; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; кадансы T-S-T; T-D-T; T-S-D-T.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии и 2 бемольные– во втором. Чтение с листа – несложная пьеса за 2 класс музыкальные термины. В первом полугодии в рамках технического зачета проводится конкурс на лучшее исполнение этюда Черни-Гермер № 6, тетрадь 2 –– участие по возможности и желанию.

18

Ш уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16-20 различных  музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке

ознакомления:

 

2-3 полифонических произведения

1-2 произведения крупной формы

5 -7пьес, 2-3 ансамбля;

5 -7 этюдов, 1 несложный аккомпанемент.

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы  (по трудности  на два класса ниже).

 Чтение с листа произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень сложности примерно на два класса ниже); дальнейшее освоение

игры в ансамбле; подбор по слуху знакомых произведений  с гармоническим и фактурным оформлением; транспонирование  в различные тональности несложных пьес и этюдов; возможно сочинение небольших пьес в разных жанрах. Продолжается  работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений; работа над техникой, над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика.

 

Требования по гаммам. Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы; 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;  минорные гаммы до 4 знаков включительно (натуральные, гармонические и мелодические), в прямом  движении двумя руками в четыре октавы; кадансы ко всем пройденным гаммам (Т- S- D- T); хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном - от Ре и Соль диез; тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4 звука (в зависимости от величины рук); арпеджио короткие двумя руками; арпеджио ломаные каждой рукой отдельно; арпеджио длинные каждой рукой отдельно; двумя руками в 2-3 тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные каждой

        19

рукой отдельно от белых клавиш; уменьшенный септаккорд- построение  и разрешение, арпеджио короткие каждой рукой отдельно во всех пройденных тональностях.

На зачет выносится 2 диезные гаммы в первом полугодии и 2 бемольные– во втором. Чтение с листа – несложная пьеса за 2 класс, музыкальные термины.

 

Контрольные выступления.

Технический зачет  – диезные гаммы, этюд и чтение с листа (октябрь).

Академический концерт  – полифония, пьеса (декабрь).

Конкурс на лучшее исполнение этюда – для учащихся  II уровня по желанию, для учащихся III уровня обязательно (декабрь).

Контрольные уроки – остальные произведения, изученные по индивидуальному плану, допустимо исполнение по нотам (январь, апрель).

Технический зачет – бемольные гаммы, этюд и термины (март).

Академический концерт – крупная форма, этюд (май).

Произведения, выносимые на академические концерты, могут быть представлены в другом порядке, но обязательно исполнить все указанные формы в течение учебного года. Степень сложности исполняемых произведений варьируется в зависимости от уровня программных требований (I, II или III), для учащихся III уровня обучения возможно увеличение количества произведений, исполняемых на академических концертах.

Учащиеся всех уровней обучения могут участвовать в различных концертах, а учащиеся II (по возможности и желанию) и III уровня – в школьных, городских, региональных и других конкурсах.

 

Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

Д. Циполи Фугетта e- moll

 И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1: №№1, 3, 5-8, 11, 12. Ария g-moll  и Аллеманда h- moll из Французской сюиты;  2-х голосная инвенция ля минор № 13.

Г. Гендель. Аллеманда d –moll; 12 лёгких пьес: Сарабанда с вариациями

М. Глинка. Двухголосная фуга a-moll

Н. Мясковский. Соч. 43 Элегическое настроение, В старинном стиле (фуга)

В. Моцарт. Жига

 

Произведения крупной формы.

Й. Гайдн  Соната  G- dur Ч.2 ,3

Д. Кабалевский  Вариации на словацкую тему

Л. Бетховен. Сонатина F-dur ч.2

20

А. Диабелли. Соч. 151 Сонатина G-dur

И. Дюссек. Сонатина G-dur

М. Клементи. Соч. 36 Сонатины №3 C-dur, № 4 F-dur,№ 5 G-dur

Ф. Кулау. Соч.5 №1 Сонатина C-dur

В. Моцарт. Шесть сонатин: № 1 C-dur, № 4 B-dur

Д. Чимароза. Сонаты: G-moll, Es-dur

Р. Шуман. Соч. 118 Детская соната ч. 1

 

Пьесы.

Ф. Амиров. 12 миниатюр: Ноктюрн

Д. Аракишвили. Грузинская лезгинка

И. Бойко. «Джазовые акварели»: Серебряное озеро

М. Глинка. Мазурки c-moll, a-moll

А. Гедике. Соч. 8. 10 миниатюр в форме этюдов: №№ 2, 4, 7, 10

Р. Глиэр. Соч. 31 Колыбельная, Листок из альбома соч. 34 Русская песня соч. 43 Мазурка, Утро, Ариетта

А. Гречанинов. Прелюдия b-moll

Э. Григ. Соч. 12 «Лирические пьесы»: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов

К. Дебюсси. Маленький негритёнок

В. Косенко. Соч. 15 Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена

А. Лядов. Танец комара, Соч. 26 Маленький вальс

С. Майкапар. Соч. 8 Мелодия соч. 33 Элегия

Ф. Мендельсон Соч. 72 , 6 детских пьес :№ 4 D- dur

С. Прокофьев. Соч. 65 «Детская музыка»: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков

В. Ребиков. Музыкальная табакерка

П. Чайковский. Соч. 39 «Детский альбом»: Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс, Нянина сказка

Р. Шуман. Соч. 68 «Альбом для юношества»: Деревенская песня, Народная песенка, Песенка жнецов, Охотничья песня

 

Этюды.

А. Бертини. Соч. 29, 32 №№ 4, 5, 9

А. Гедике. Соч. 8 10 миниатюр в форме этюдов

Т. Лак. Соч. 172 №№ 4, 5

А. Лемуан. Соч. 37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50

А. Лешгорн. Соч. 66 №№1-4

Черни-Гермер. Ч. 2 №№ 6, 8, 12

Л. Шитте  Соч. 68 Этюд № 3, № 5

Г. Беренс 32 избранных этюда : № 23

К. Черни  Соч. 299 Этюд № 11

21

5 класс.

I и II уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8 музыкальных произведений:

1 полифоническое произведение, произведение крупной формы

5 произведений различных форм и жанров (пьесы, этюды, обработки, джазовый репертуар).

Требования по гаммам.

Закрепление и совершенствование исполнения в объеме требований 4 класса.

III уровень.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 -15 различных музыкальных произведений, в том числе несколько - в порядке ознакомления:

1-2 полифонических произведения;

1-2 произведения крупной формы;

4-6 пьес (в том числе 1-2 ансамбля)

4 -5 этюдов.

1 несложный аккомпанемент.

Кроме того, подготовить одну пьесу самостоятельно (уровень трудности на 2 класса ниже). Продолжение занятий  по чтению с листа, подбору по слуху и транспонированию.

Требования по гаммам.    

Все мажорные и минорные гаммы; мажорные – в прямом  и противоположном движении в четыре октавы; несколько гамм в терцию и дециму; минорные (натуральные, мелодические и гармонические) в прямом движении в четыре октавы; 1-2 гаммы (натуральные, мелодические и гармонические) с симметричной аппликатурой  в прямом и противоположном движении; кадансы ко всем пройденным гаммам; хроматические гаммы в прямом движении от всех звуков, в противоположном - от Ре и Соль диез; тонические трезвучия с обращениями аккордами по четыре звука; арпеджио короткие, ломаные обеими руками во всех тональностях; арпеджио длинные обеими руками от белых клавиш; уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками во всех направлениях, длинными арпеджио – от белых клавиш.  

 

22

Контрольные выступления.

I и II уровень.

Технический зачет – 2 диезные гаммы в первом полугодии; 2 бемольные гаммы во втором полугодии, этюд и термины.

Прослушивание без оценки – 3 произведения из экзаменационной программы (декабрь).

Контрольный урок  – остальные произведения, изученные по индивидуальному плану на год, допустимо исполнение по нотам (январь).

Прослушивание без оценки – 2 других произведения из экзаменационной программы (февраль).

Прослушивание с предварительной оценкой – вся экзаменационная программа из 5 произведений (апрель).

Экзамен с оценкой в свидетельство об окончании школы – полифония, крупная форма, кантиленная пьеса, этюд, октавный этюд или виртуозная пьеса (май).

 

III уровень.

Прослушивание без оценки – 3 произведения из экзаменационной программы (декабрь).

Контрольный урок – остальные произведения, изученные по индивидуальному плану на год, допустимо исполнение по нотам (январь).

Прослушивание без оценки – 2 других произведения из экзаменационной

программы (февраль).

Прослушивание с предварительной оценкой – вся экзаменационная программа из 5 произведений (апрель).

Экзамен с оценкой в свидетельство об окончании школы – полифония, крупная форма, кантиленная пьеса, этюд, октавный этюд или виртуозная пьеса (май).

Учащиеся III уровня обучения обязательно должны участвовать в конкурсах различного уровня, также возможен творческий отчет в форме сольного концерта.

 

Примерный репертуарный список.

Полифонические произведения.

И. С. Бах. Трёхголосные инвенции: № 3 D-dur, № 4   d-moll, № 5 Es-dur, № 8 F-dur, № 11 g-moll, № 12 A-dur, № 13 a-moll, № 14 B-dur Французские сюиты E-dur, G-dur ХТК: Прелюдии и фуги т. 1 c-moll, d-moll, Fis-dur, g-moll, As-dur,

23

B-dur, т. 2 c-moll, d-moll, f-moll

И.С Бах – Д. Кабалевский Маленькая органная прелюдия и фуга g- moll

Г. Гендель. Фугетта D-dur, Чакона F-dur

М. Глинка. Фуга a-moll

Д. Кабалевский. Прелюдии и фуги (по выбору)

А. Лядов. Соч. 34 № 2 Канон c-moll

Н. Мясковский. Соч. 78 Фуга № 4 h-moll

А. Хачатурян. Детский альбом: Инвенция

Д. Шостакович. Соч. 87 Прелюдии и фуги № 1 C-dur, № 5 D-dur

 

Произведения крупной формы.

Л. Бетховен. Сонаты: №№ 1 f-moll, 5 c-moll, 6 F-dur, 8 c-moll, 9 E-dur,    10 G-dur, 25 G-dur Концерты: №№ 1 C-dur, 2 B-dur

И. Гайдн. Сонаты: №№ 2 e-moll, № 3 Es-dur, № 7 D-dur, № 12 G-dur,       № 21 F-dur

Г. Гендель. Вариации E-dur, G-dur

М. Глинка  Вариации  на тему « Среди долины ровныя»

Д. Кабалевский. Соч. 13 Сонатина № 2 Соната № 3 F-dur чч. 2, 3

М. Клементи. Соч. 1 Соната Es-dur, соч. 26 Соната fis-moll, соч. 28 Соната D-dur

Ф. Мендельсон. Концерты: № 1 g-moll, № 2 d-moll

В. Моцарт. Сонаты: № 5 G-dur ч. 1, № 7 C-dur ч. 1, № 9 D-dur, № 12 F-dur ч. 1, № 13 B-dur ч. 1 Концерты: A-dur, Es-dur

Н. Мясковский. Соната-баркарола

С. Прокофьев. Пасторальная соната

Д. Скарлатти. 60 сонат: №№ 9, 11, 32, 33

А. Хачатурян. Сонатина C-dur

 

Пьесы.

А. Аренский. Соч. 25 № 1 Экспромт H-dur; Соч. 53 Романс F- dur

А. Бабаджанян. Прелюдия

Л. Бетховен. Соч. 33 Багателли Es-dur, A-dur

А. Бородин. Маленькая сюита: Ноктюрн, В монастыре, Грёзы, Интермеццо

А. Глазунов. Соч. 25 Прелюдия № 1 соч. 49 Гавет № 3

М. Глинка. Мелодический вальс, Тарантелла, Ноктюрн («Разлука»)

Р. Глиэр. Соч. 19 Мелодия № 1 соч. 43 Прелюдия Des-dur

Э. Григ. Соч. 38 Лирические пьесы: Мелодия, Элегия, Колыбельная   соч. 71 Кобольд

М. Дворжак. Джазовые этюды (на выбор)

К. Караев. Прелюдии (по выбору)

24

Д. Крамер. Танцующий скрипач

Ф. Лист. Утешение Des-dur

Ф. Мендельсон. Песни без слов

А. Мордасов. Движение

Н. Мясковский. Соч. 31 Пожелтевшие страницы №№ 1, 3

Э. Назирова. Пять прелюдий: № 1

С. Прокофьев. Соч. 22 Мимолётности №№ 1, 2, 4, 10, 12, 17 соч. 31 Сказки старой бабушки №№ 2, 3

С. Рахманинов. Соч. 3 №1 Элегия, Прелюдия cis-moll, Этюд-кратина g-moll

А. Скрябин. Соч. 2 № 2 Прелюдия H-dur соч. 3 № 6 Мазурка cis-moll соч. 11 Прелюдии: D-dur, E-dur, e-moll, h-moll, cis-moll

П. Чайковский. Соч. 37 «Времена года»: Баркарола, Жатва, Осенняя песня

Д. Шостакович. Соч. 34 Прелюдии №№ 10, 14, 16, 17, 19, 24 Романс из к/ф «Овод» в переложении З. Виткинд

Ф. Шуберт. Соч. 90 Экспромт Es-dur Соч. 142 Экспромт As-dur

Р. Шуман. Соч. 99 Листки из альбома №№ 4, 6

 

Этюды.

А. Аренский. Соч. 19 № 1 соч. 41 № 1

А. Бертини. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 25-28

М. Кобылянский. Октавные этюды

И. Крамер. Соч. 60 №№ 4, 5, 10, 12, 18, 20, 22, 23

А. Лешгорн. Соч. 136 Школа беглости (по выбору) соч. 66: №№ 27, 29, 32

М. Мошелес. Соч. 70 №№ 2, 3, 6, 8, 10, 12

М. Мошковский. Соч. 72  15 виртуозных этюдов :№№ 1-6

К. Черни Соч. 636 Этюд № 12

Г. Беренс  32 избранных этюда: № 26

К. Черни. Соч. 299 Школа беглости №№ 17, 20, 23-25, 28-29, 32 соч. 740 Искусство беглости пальцев №№ 1-6, 10-13

25

Раздел III

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Индивидуальный урок по фортепиано отличается своей спецификой, его нельзя спланировать во всех деталях и по минутам, творческий процесс занятий постоянно вносит коррективы в план проведения урока, основой которого является комплексная работа над репертуаром и составляющими его разделами – технический материал и собственно музыкальные произведения, изучаемые в классе.

Формы и виды работ

Общее количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Всего часов

теор.

прак.

теор.

прак.

теор.

прак.

теор.

прак.

теор.

прак.

Выбор репертуара

_

1

_

1

_

1

_

2

_

2

7

Формирование и развитие техники

 упр., гаммы, этюды

4

5

9

11

5

5

9

11

5,5

4

8

13

2,5

2,5

10

17

2

2

 10

21

63.5

91.5

Работа над произведением

4,5

15

4

15

5

15

1,5

18,5

2

21

101,5

Развитие творческих способностей ученика

2,5

20

2

20

1,5

19

2

17

2

10

96

Всего часов

72

72

72

72

72

359.5

26

Современный репертуар для обучения игре на фортепиано весьма обширен. Педагог должен тщательно продумывать содержание работы и внимательно

выбирать репертуар. Необходимо учитывать пианистические, музыкальные задачи, а также способности, наклонности и желания ребенка. При поэтапной

трехуровневой системе обучения в этом направлении открываются широкие

возможности применения всех форм и методов индивидуального подхода к учащимся.

Педагог в процессе обучения должен добиваться разносторонней музыкально-пианистической подготовки учащегося: понимание учеником самых разнообразных по характеру произведений различных стилей и жанров и развитие пианистических навыков, необходимых для их свободного исполнения. Рост музыкального развития и овладения пианистическими навыками дают возможность постепенно расширять границы репертуара.

При обучении игре на фортепиано педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Сам метод занятий педагога-пианиста и индивидуализированное содержание уроков не позволяют вводить подобную регламентацию. Индивидуального плана работы учащегося достаточно, чтобы на его основе строить обучение.

Изучение произведения представляет собой единый целостный процесс. Он делится на три этапа:

— ознакомление с произведением и его разбор

— преодоление, как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей

— «собирание» всех разделов произведения в единое целое, работа над ним.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку надо развивать и углублять на всём протяжении обучения.

Разносторонность обучения на фортепиано предусматривает постоянную работу над техникой. Основное место в области технического развития учащегося занимают этюды – разнообразные по трудности, видам техники, стилям. Изучение гамм и арпеджио является одной из форм самостоятельной работы учащегося. Но в ней сохраняются основные требования: постоянное вслушивание, свобода пианистического аппарата, качественность звучания, направленность звуковой линии, обязательность правильной аппликатуры.

Работа над произведениями крупной формы развивает способность мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур.

27

Раздел IV

НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука игры на фортепиано. Сост. С.А. Барсукова, 2003.

2. Альбом пьес для детей, младшие и средние классы. Сост. И. Шпигель, 1982.

3. Альбом для домашнего музицирования. Ред. С. Мовчан, 1989.

4. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Ред.     С. Мовчан, 1989.

5. Альбом советской детской музыки, младшие, средние и старшие классы. Сост. А. Бакулова, К. Сорокин, 1980.

6. Альбом классического вальса. 2 тома. Сост. К.С. Сорокина, 1986.Ансамбли. Сост. С.И. Голованова, 1997.

8. Альбом сонатин, младшие, средние, старшие классы. Сост.        В.Ю. Доля, 2004.

9. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Ред. Н. Кувшинникова, 1987.

10. Бах. 8 органных прелюдий и фуг. Обр. для фортепиано Д. Кабалевского, 1960.

11. Бах. Инвенции. Ред. Бузони, 1978.

12. Бах. Французские и английские сюиты. Ред. С. Диденко, 1982.

13. Бетховен. Сонаты для фортепиано, 1960.

14. Беренс. Этюды соч. 61 и 88. Ред. Лукьянченко, 1980.

15. Г. Вагнер. Детский альбом. Ред. Б.И. Архимандритов, 1986.

16.  Григ. Лирические пьесы. Ред. В.С. Белова, 1957.

17. Гайдн. Избранные фортепианные произведения. Сост. В. Родионова, 1976.

18. Гайдн. Сонаты для фортепиано. 2000.

19. Звуки мира. Сост. А. Бакулова, 1984.

20. Золотая лира. 3 тома. Сост. К.С. Сорокина, 1982.

21. Играем вдвоем. Сост. А.Н. Борзняков, 1998.

22. Играем в 4 руки на фортепиано. Ред. В. Катанского, 2000.

23. История любви. Сост. М.А. Михалевская, И.Н. Парсамова, 2001.

24. Калинка. Альбом для начинающих. Сост. А. Бакулов, Л. Сорокин, 1990.

25. Калинка, средние классы, 1986.

26. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. 1984.

27. Клементи. Сонатины. Ред. А.Г. Руббаха, 1970.

28. Клементи. Сонаты. Ред. А.Г. Руббаха, 1970.

29. Кулау. Сонатины, 2000.

30. Косенко. 11 этюдов в форме старинных танцев. Ред. А. Коломийца, 1986.

31. Лешгорн. Этюды соч. 66. Ред. С. Диденко, 1981.

32. Любимые пьесы. Сост. В. Алексеев, 1986.

33. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. Ред. Э.И. Финкильштейн, 1995.

34. Металлиди Ж. Произведения в 4 руки, 1999.

28

35. Мендельсон. Песни без слов, 1974.

36. Маленький пианист. Ред. М. Соколова, 1991.

37. Малыш за роялем. Сост. И. Лещинская, В. Пороцкий, 1980.

38. Моцарт. Сонаты для фортепиано, 1983.

39. Маленькому виртуозу. Ред. А.В. Самонова, 1990.

40. Мошковский. 15 виртуозных этюдов соч. 72. Ред. Э. Бабасян, 1976.

41. Музыкальная мозаика. Сост. С. Барсукова, 2002.

42. Музыка вокруг нас. Сост. О. Бахмецкая, 1986.

43. Музыкальные путешествия. Сост. А. Бакулов, 1990.

44. Парфенов. Маленькие сюиты. Домик в Клину. 2000.

45. Полифонические пьесы. Ред. В. Григоренко, 1997.

46. Пьесы современных композиторов. Ред.-сост. В. Бунин, 1985.

47. Пьесы для фортепиано, младшие, средние, старшие классы. Сост. Г. Мазильская, 1976.

48. Пьесы, сонатины, вариации и этюды. Сост. С. Барсуков, 2002.

49. Произведения современных зарубежных композиторов. Сост.        З. Виткинд, 1986.

50. Прокофьев. Детская музыка. 1987.

51. Первая встреча с музыкой. Сост. А. Артоболевская, 1985.

52. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, 1985.

53. Ритмические упражнения и этюды зарубежных композиторов 20 века. Сост. Н. Терентьева, 1986.

54. Ребенок за роялем. Ред. Н. Соколовой, 1989.

55. Слон-бостон, танцевальная музыка в 4 руки. Сост. И. Иршан, 1991.

56. Сборник веселых пьес. Сост. Ю. Маевская, 2002.

57. Танцевальная музыка 30-х годов. Сост. Э. Корсакова, 1988.

58. Сборник пьес для фортепиано. Сост. Г. Барсукова, 2002.

59. Сборник этюдов для фортепиано. Сост. Г. Барсукова, 2002.

60. Сонатины и вариации. Ред. Э. Сафронов, А. Руббах, 1982. Фортепиано. Ред. Б. Милича, 1994.

62. Фортепиано. Интенсивный курс. Ред. Т. Смирновой, 1994.

63. Фортепианная тетрадь юного пианиста. Сост. Глушенко, 1990.

64. Фортепианная азбука. Сост. Е. Гнесина, 1981.

65. Фортепианная игра. Ред. А. Николаева, 1990.

66. Фортепианная техника. Ред. И. Штепанова-Курцова, 1982.

67. Фортепианные концерты для детей. Сост. А. Руббах, 1990.

68. Фортепианная техника. Ред. В. Натансон, В. Дельнова, 1984.

69. Хрестоматия для фортепиано 5-7 классы. Сост. С. Диденко, 1971.

70. Хрестоматия для фортепиано 1-4 классы. Ред. Н. Любомудровой, К. Сорокиной, 1984. 

29

71. Хрестоматия для фортепиано 5-7 классы. Ред. Н. Копчевского, 1987.

72. Хрестоматия для фортепиано 1-4 классы. Ред. А. Бакулов, К. Сорокина, 1984.

73. А. Цфасман. Счастливая встреча. Сост. Ю. Комальков, 1982.

74. П. Чайковский. Детский альбом. 1982.

75. П. Чайковский. Времена года. 1989.

76. К. Черни. Школа беглости, соч. 299, 1982.

77. К. Черни. Искусство беглости пальцев, соч. 740, 1982.

78. К. Черни. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера, 1990.

79. Р.Шуман. Альбом для юношества. 1978.

80. Р. Щедрин. Полифонические пьесы для фортепиано. 1974.

81. Я музыкантом стать хочу. Сост. В. Игнатьев и Л. Игнатьева, 1986.

82. И. Якушенко. Джазовый альбом, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Раздел V

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ об образовании 1992 г.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 г.

3. Фомина А. Б., Жданова Н. К., Полосина Л. Д., Тарасов В. В. Педагогика свободного времени 2002

4. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, 1978

5. Баренбойм Л. Путь к музицированию, 1973

6. Гофман И. Фортепианная игра: вопросы и ответы, 1961

7. Коган Г. У врат мастерства, 19698Крюкова В. Музыкальная педагогика, 2002

9. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом, 1998

10. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано, 1982

11. Маккенон Л. Игра наизусть, 1967

12. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 1982

13. Перельман Н. В классе рояля, 1970

14. Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности, 2001

15. Савшинский С. Пианист и его работа, 1964

16. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей редакцией Каузовой А., Николаевой А., 2001

17. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано, 1984

18. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения, 1994

19. Цыпин Г. Исполнитель и техника, 1999

20. Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества, 1998

21. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта исполнителя, 1973.

31