Значение музыкального образования в духовном становлении личности ребенка

Борисова Елена Анатольевна

Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Значение музыкального образования в духовном становлении личности ребенка

Автор – педагог, концертмейстер

Борисова Елена Анатольевна

Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его.

С одной стороны, общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, с другой — коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, совместное инструментальное музицирование и др.) способствуют рождению и развитию чувства сопричастности учащихся к музыкально-творческой деятельности, их единению в процессе общения с музыкой.

Музыкальное образование способствует формированию эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.

«Лучший способ научиться быстро читать - это как можно больше читать» - эти убеждения лаконично выразил И.Гофман (2, с. 176). Действительно, ни один навык не может быть приобретен без постоянной тренировки.

О том, что умению и навыкам читать музыку – то есть петь или играть с листа – надо систематически обучать с детских лет, вспоминают от случая к случаю. Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение.  Процесс разбора пьесы растягивается порой на недели, поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент. Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями — популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Между тем отечественная фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства.  

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы, жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в Детские музыкальные школы и Детские школы искусств без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить» с синтезатором — инструментом, стремительно входящим в музыкальную практику.

Практический опыт отдельных педагогов показывает, что всех можно научить вполне прилично читать нотный текст. В последнее время из нашей и зарубежной литературы узнаешь, что работа над созданием такой методики уже началась.

Одной из первых в нашей стране к созданию такой методики обратилась старший преподаватель и заведующий педагогической практикой студентов-пианистов Ленинградской консерватории Ф. Д. Брянская (1). Она утверждает, что основы навыка чтения нот с листа должны быть заложены на первом  этапе обучения юных музыкантов. Не менее известны методики  таких авторов, как Т. Ю. Камаева и  А. Ф. Камаев, Т. И. Смирнова, Т. Б. Юдовина - Гальперина и др. (3, 4, 5).

Поэтому очень важно как можно раньше обращаться к известным методикам и использовать их в музыкальной школе именно на уроках музицирования.

Примечания

  1. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: ООО Издательский дом «Классика – 21», 2005. 68с.
  2. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. С. 162 – 176.
  3. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. М.: ООО Издательский дом «Классика - 21», 2006. 95 с.
  4. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей.  Методические рекомендации. М., 1994 г., 56 с.
  5. Юдовина – Гальперина Т. Б. За роялем без слез или Я – детский педагог. Под ред. Л. Кешман. М., 2002. 236с.