Методическая разработка по обучению игре на классической гитаре детей школьного возраста: "Первый урок обучения игре на классической гитаре: особенности посадки и постановки рук".

Как и на любом другом инструменте, обучение на классической гитаре начинается с посадки, постановки правой и левой руки, объяснения, как правильно держать инструмент. Необходимо с первого занятия объяснить и показать, как правильно сидеть, чтобы избежать огромного количества проблем и трудностей в дальнейшем обучении. Данная методическая разработка предназначена для работы педагога с определённой возрастной группой - средний школьный возраст. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности посадки и постановки рук при игре на классической гитаре: трудности, возникающие у учеников школьного возраста.

1. Приспособления для правильной постановки гитары: подставка для ноги и «суппорт»

Как и на любом другом инструменте, обучение на классической гитаре начинается с посадки, постановки правой и левой руки, объяснения, как правильно держать инструмент. Необходимо с первого занятия объяснить и показать, как правильно сидеть, чтобы избежать огромного количества проблем и трудностей в дальнейшем обучении.

На данный момент в распоряжении классического гитариста имеется гораздо больше приспособлений для правильной постановки гитары, чем несколько десятилетий назад, а именно: новый вид подставки под ногу, накладка на деку для правой руки. При этом принцип правильной посадки и постановки рук от не меняется.

http://andminaev.narod.ru/accessoires/img/386px-guitar_stand.jpg

Рис. 1. Посадка при игре                        Рис.2. Подставка под левую ногу.

 на классической гитаре

Вот как описывает правильную посадку с использованием подставки  под ногу Эмилио Пухоль, педагог и музыковед, автор «Школы игры на классической гитаре», которой отдаёт предпочтение большинство современных музыкальных школ[1]: “При игре на гитаре гитарист должен сидеть на устойчивом сиденье без пружин и подлокотников, высотой пропорционально его росту. Левую ногу необходимо поставить на подставку, гитара кладётся выемкой обечайки на левое бедро. Нижняя дека прижата к груди. Корпус тела слегка наклонён вперёд, плечи сохраняют своё естественное положение. Левое бедро образует с корпусом тела небольшой острый угол, нога согнута и ступня опирается на подставку. Правая нога твёрдо стоит на полу под прямым углом. Необходимо следить, чтобы пятка не отрывалась от пола. Нижняя часть гитары кладётся на правую ногу. Гитара должна принять устойчивое положение”.

На сегодняшний день в посадке классического гитариста произошли некоторые изменения, и связано это с появлением  новых приспособлений, таких как "суппорты". «Суппорт» - это подставка для игры на гитаре дугообразной формы с разным количеством креплений, чаще всего в виде присосок.

                   

Рис. 3. Суппорт

Это приспособление крепится к обечайке гитары и ставится на левую ногу, при этом обе ноги стоят на полу. Угол обеих ног относительно корпуса тела одинаковый, равен 90 градусам. В современном преподавании классической гитары всё больше педагогов отдают предпочтение данному виду подставки. У неё есть очень много преимуществ: более устойчивое положение ног и всего корпуса, т.к. обе ноги упираются в пол. С классическими подставками положение левой ноги было менее устойчивое , потому что левая нога стояла на подставке и сама подставка могла опрокинуться набок и упасть (довольно часто это происходило с маленькими детьми, которые начинали активно себя вести на занятиях, вертеться, баловаться и отвлекаться).

                 

                 Рис. 4. Посадка гитариста с использованием суппорта

Ещё одно преимущество «суппорта» состоит в том, что исчезает зажатость в левой ноге и особенно в поясничном отделе позвоночника. При посадке с классической подставкой за счёт того, что левая нога приподнята вверх, на поясничный отдел позвоночника идёт лишняя нагрузка и возможно возникновение боли.

И последний плюс новых подставок -  это более удобное положение самой гитары: за счёт различных механизмов на подставках типа «суппорт», намного легче отрегулировать положение гитары под углом в 45 градусов. Ранее этот угол достигался сгибанием левой ноги. Начинающим гитаристам трудно было сразу найти правильное положение, тяжело привыкнуть к  такой посадке: затекала левая нога, болела спина.  «Суппорт» не только избавляет начинающего гитариста от временного неудобства, но и снижает риск возникновения болей в спине, поскольку сохраняет ровную осанку. Таким образом, «суппорт» можно отнести к здоровьесберегающим средствам, и его использовние эффективней для формирования навыка  правильной посадки у начинающего гитариста, чем подставка под ногу.

2. Постановка рук

От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; её действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения. Правильное положение левой руки обеспечивает лёгкость и независимость движения пальцев; её действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков.

“Струны колеблются и издают звуки от импульса, сообщённого им пальцами правой руки, - писал Агуадо[2], - а в целом в зависимости от силы, с которой эти струны прижимаются пальцами левой руки. Постоянное взаимодействие обеих рук абсолютно необходимо; правая рука заставляет струны колебаться, левая рука поддерживает колебания и продлевает их. Таким образом, для каждого звука функции правой руки мгновенны, тогда как функции левой продолжаются, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой в тот момент, когда правая даёт импульс, что и составляет тесную связь действий обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая так же должна её экономит .чтобы производить, в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, блестящие, сильные, но не грубые и не слабые”.[3]

3.Постановка правой руки

Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении. Запястье правой руки немного изогнуто и имеет форму «горбика», это даёт возможность пальцам правой руки максимально сильно атаковать струну и достигать выразительного динамического звучания. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, имеют округлую форму. Большой палец выдвинут немного вперёд таким образом, что пальцы правой руки напоминают форму «креста». При извлечении звука кисть должна быть неподвижна и не должна напрягаться. Правая рука должна быть прямой, необходимо следить, чтобы не было «заломов» в запястье.

Рис. 5. Постановка правой руки. Вид сверху и спереди.

4. Постановка левой руки

При игре на классической гитаре пальцы левой руки должны находиться в полусогнутом положении. Локоть левой руки свободно и естественно висит, его не следует прижимать к себе или выдвигать вперёд, также не стоит наклонять его в сторону. Струны прижимаются кончиками пальцев. Пальцы не должны прогибаться в суставах, а  наоборот, должны быть округлыми. Большой палец находится на задней части грифа, примерно по центру. Левая рука висит на грифе, и если мы уберём большой палец, то она упадёт за счёт своего веса, благодаря этому струны на гитаре зажимаются не за счёт мышц пальцев левой руки, а за счёт веса самой левой руки. При движении пальцев на верхние струны (басовые) большой палец вслед за ними двигается наверх и так же он двигается за пальцами при движении вниз.

Рис. 6. Постановка левой руки. Вид сбоку и спереди

Именно так уже более полутора веков учат посадке и постановке рук на классической гитаре. Очень важно обратить внимание на то, какие трудности  возникают  при этом у начинающего гитариста. Следует учесть и психологический фактор: сам ученик не всегда замечает, что он неправильно сидит, держит гитару и т.п. или даже не считает это важным, торопится перейти собственно к игре. Однако именно от неправильной посадки и постановки рук появляется огромное количество проблем, с которыми впоследствии не так просто справиться. Как правило, наиболее «неусидчивыми» учениками являются дети младшего школьного возраста: им тяжело долго сидеть в одном положении. У взрослых учеников бывает  другая проблема, связанная с посадкой и постановкой рук: зачастую к профессиональному преподавателю приходит ученик, уже начавший самостоятельное обучение по самоучителям или видеоматериалам в интернете. В этом случае велик риск того, что он уже «привык» к неправильной посадке, и её придётся исправлять.

5. Основные ошибки при посадке и постановки рук

  • Довольно часто учащийся наклоняет инструмент назад, тем самым откидывая корпус тела и выдвигая нижнюю часть гитары вперёд. Делается это для того, чтобы видеть лады гитары. Необходимо с первого занятия объяснить и на примере упражнений показать, что при правильной посадке и постановке рук постановка пальцев левой руки на лады гитары будет естественной и непринуждённой, и наклон инструмента назад не нужен. Он только затрудняет игру.
  • Также довольно часто у учащихся исчезает естественное положение плеч, идёт непроизвольное поднятие левого или правого (в некоторых случаях обоих) плеча. Происходит это из-за зажатости и излишнего напряжения в плече. Это приводит к зажатости во всей руке, и вследствие этого напряжение и зажатость переходит в пальцы. Необходимо следить и напоминать, что положение плеч должно быть естественным и расслабленным. От расслабленного плеча идёт естественное положение локтевого сустава и самой кисти. Чаще всего проблемы в звукоизвлечении и работе пальцев левой и правой руки необходимо искать в неправильной посадке. Причиной этого может быть и неправильное и неестественное положение плеч.
  • Кроме напряжения в плечах появляется напряжение и искривление в спине и позвоночнике. Необходимо следить за корпусом учащегося в целом, чтобы не было зажатости и искривления. Довольно часто, стараясь следить работой правой или левой руки, учащийся очень сильно выгибает шею, зажатость и напряжение в которой вызывает боль и дискомфорт. Положение головы и шеи также должен быть естественным, без зажатости.
  • И последнее, это положение ног. Ноги должны твёрдо стоять на полу. Необходимо следить, что учащиеся не подгибали ноги или вытягивали их вперёд, угол в коленном суставе должен быть 90 градусов. Пятка, носок, ступни не должны отрываться от пола.

Вывод: самое первое, чему мы учим на классической гитаре - это посадка и постановка рук, как правильно держать  инструмент.  Чем больше внимания преподаватель уделяет этому, тем скорее пройдёт зажатость и скованность, которые являются причиной многих ошибок. Важно помнить, что обучение должно быть методичным, поскольку наша цель – выработка навыка правильной посадки, правильной постановки рук, а значит  постоянный  контроль со стороны преподавателя и самоконтроль ученика – непременное  и самое важное условие обучения. Следует также учитывать, что причиной зажатости ученика могут быть психологические факторы: стеснение от новой обстановки, боязнь ошибки и т.п., а значит на начальном этапе обучения преподаватель должен помочь ученику преодолеть этот психологический барьер (как именно – каждый преподаватель решает самостоятельно, используя общепедагогические и психологические приёмы, описание которых не входит в круг задач данной работы).

Итак, подчеркну, что посадке необходимо уделять довольно много времени и внимания. В этом, самом первом этапе обучения, кроется очень много трудностей и ошибок, которые учащиеся очень часто допускают.  Преподаватель должен неустанно следить за естественным положение всего корпуса ученика, начиная от головы и  заканчивая ступнями ног.


[1] Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель. - «Советский композитор», 1983 г.

[2] Дионисио Агуадо -  испанский классический гитарист, педагог и композитор, один из основоположников (наряду с Фернандо Сором) испанской школы исполнительства на этом инструменте.

[3] Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель. - «Советский композитор», 1983 г.