Роль коммуникативных качеств пианиста в концертмейстерской деятельности

Плаксиенко Елизавета Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kommunikativnyh_kachestv.docx17.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль коммуникативных качеств пианиста в концертмейстерской деятельности»

Подготовила Плаксиенко Е.М.

концертмейстер МАУ ДО ДШИ г.Радужный

Деятельность музыканта-концертмейстера является одним из видов музыкального исполнительства, специфика которого обусловлена особенностями ансамблевого жанра. В отличие от сольного исполнительства, где пианисту предоставляется полная свобода проявления своей творческой индивидуальности, концертмейстерская деятельность – это профессионально-творческое общение как минимум двух личностей.  Концертмейстер, прежде всего, должен обладать способностью совершать согласованные действия, посредством которых участники ансамбля воплощают единый художественный замысел. Ни одно исполнительское действие или намерение не может осуществляться концертмейстером в отрыве от общих ансамблевых задач.  Важнейшим условием для достижения успеха в ансамблевой деятельности является способность партнеров по музыкальной коммуникации вести многосторонний диалог. Поэтому совместная творческая деятельность двух исполнителей предъявляет повышенные требования к коммуникативным навыкам концертмейстера, а именно владению развитой речью и образным языком, умению убеждать и отстаивать свои творческие позиции, способности разворачивать свое восприятие в сторону интересов другой личности.  На этапе работы над музыкальным произведением участникам ансамбля необходимо обмениваться своими соображениями по поводу интерпретации, обсуждать удачные или неудачные решения, добиваться метроритмического, штрихового единства, тембродинамического баланса, вырабатывать единую исполнительскую концепцию. Общепризнано, что создание высокохудожественного ансамбля возможно лишь в том случае, если партнеры слышат, понимают и дополняют друг друга.  По определению К. Виноградова, «взаимопонимание, творческая слаженность партнеров рождает то высокое художественное воздействие ансамбля, которое без полного «симбиоза» партнеров немыслимо».

Профессиональная деятельность музыканта-концертмейстера – это сотрудничество с многочисленными коллегами-музыкантами, преподавателями, работа в коллективе, команде. Репетиционная и исполнительская деятельность концертмейстера в концертных организациях, театральных и исполнительских коллективах, образовательных учреждениях культуры и искусства предполагает готовность и способность к взаимодействию в социуме. Мы разделяем точку зрения Е.А. Островской, которая считает, что концертмейстерское искусство из всех музыкальных профессий предъявляет наиболее высокие требования к универсальным коммуникативным качествам личности. Следовательно, коммуникативность в концертмейстерской деятельности выступает как профессионально значимая категория. Коммуникативные качества в научных исследованиях определяют, как «совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующую ее отношения к людям и обеспечивающую возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимания между ними», как «длительно существующую характеристику, проявляющуюся в общении и поведении индивида в различных ситуациях». Коммуникативные качества личности не являются изначально заданными, а проходят длительный период становления, развития и совершенствования. К таковым можно отнести общительность, доброжелательность, открытость, эмпатию, аутентичность, инициативность, непосредственность и т.д. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаковых систем. Поэтому уровень коммуникативных навыков целиком зависит от знаний в области вербального и невербального общения, понимания форм речевого этикета, умения ясно и точно формулировать свои мысли, умения слушать и слышать партнера, способности сопереживать другим людям.

В музыкально-педагогическом процессе доля так называемой “невербалики” значительно увеличивается. В таких учебных предметах, как математика, физика, литература и другие, в учебном взаимодействии преобладает вербальное общение. На уроках музыки, учитывая их специфику (пение, слушание музыки, исполнение на музыкальном инструменте), несомненно, преобладает невербальное взаимодействие.

Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.

Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства, воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи как перед педагогами, так и перед концертмейстерами. Соответственно, возрастают требования к профессиональному мастерству, включающему не только высокий в художественном и техническом отношении уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приёмами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученное знание на практике.

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.

Да, концертмейстеру нужно быть психологом. Особенно, концертмейстеру, работающему в Детской школе искусств, с детьми. Ведь каждый ребенок - это Вселенная! Со своим типом характера, темперамента, скоростью восприятия и мышления, своей строптивостью и покладистостью, музыкальным талантом и, увы, порой его отсутствием, желанием учиться или снисходительным хождением на музыку в ответ на желание его родителей и т.д., и т.п. Но мы забыли еще об одной стороне «психологической» медали концертмейстера. Помимо самого ученика на уроке он/концертмейстер/ общается и с руководителем, педагогом этого ученика. А ведь педагог также имеет свой характер, темперамент, строптивость или покладистость, разный стаж работы и опыт. И общение с   иногда весьма неоднозначными, неординарными, одиозными личностями требует от концертмейстера порой ещё большего таланта психолога и наличие развитых коммуникативных качеств.

То есть, в современных условиях психологическая и коммуникативная компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок.

Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в спортивной команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе. Можно предположить, что вопросам психологической компетентности, имеющим в данной профессии особо важное значение, должно уделяться специальное внимание при обучении, опирающееся на конкретные рекомендации методической литературы.

Концертмейстерство это сумма особых свойств личности и узкоспециальных навыков. И о первом слагаемом обычно говорят вскользь, поскольку, как считает А. Шведерский, один из авторов хрестоматии по психологии художественного творчества: «развивать специальные способности проще, чем общие. Педагогу требуется для этого лишь определенная сумма знаний и собственных умений. Развитие же общих способностей требует того, что можно было бы назвать искусством педагогики, ибо они связаны с ощущением интуитивных процессов, с такими категориями, как вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы, чувства целого, атмосферы и т.д., и т.п., т.е. того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. Это есть, собственно говоря, искусство учить тому, чему нельзя научиться»

Своим музыкальным искусством и интуицией концертмейстер способен наладить не только собственные гармоничные отношения с окружающими, но и помочь тем, кто находится рядом и нуждается в понимании, общении и партнёрском творчестве. Трансформацию человека разумного в человека коммуникативного, каким должен являться концертмейстер, можно по праву назвать гуманистической парадигмой третьего тысячелетия.