Открытый урок в хоровом классе

Скрябина Светлана  Анатольевна

Тема урока: « Работа над раскрытием художественного образа на примерах песен современного, молодого композитора С.Крупы-Шушариной».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок Скрябиной С.А. в хоровом классе 26.12.2011г.

 Тема урока: « Работа над раскрытием художественного образа на примерах песен современного, молодого композитора С.Крупы-Шушариной».

Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи урока:

1.        Активация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся на создание первоначального образа песен.

2.        Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

3.        Достижение уровня образной завершенности интерпретации.

Тип урока:  традиционный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

План  урока:

На данном уроке показана работа над художественным образом в песнях в работе с младшим хором  ДШИ.  Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.

 Урок предполагает следующие виды деятельности, образующих его структуру:

1.Артикуляционная гимнастика;

2.Распевание;

3. Работа над песнями из сборника «Мечта зебры» 1-я часть «Музыкальный зоопарк»   С. Крупы_Шушариной:  «Кенгуру», «Сад Дракоши», «Пчела и стрекоза», «Мечта зебры», «Тараканий марш».

Ход урока:

  1. Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.

Ребятам предлагается проделать ряд  упражнений на артикуляцию и выработку чёткой дикции:

  • проговаривание скороговорки: На горе Арарат вырос крупный виноград, Бык, бык -тупогуб…
  • пение гласных с губными согласными «б», «п», «м» активизирует работу губ, помогает энергичнее произносить гласные («би», «ба», «бо», «бу»).

  1. Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приёмов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности.

В ходе распевания обратить внимание детей на чистое исполнение унисона:  

  • использование упр. Штробас  для разогрева голосовых связок и для  достижения грудных резонаторов;
  •  интонирование мелодии способом вибрации губ для активизации мышц вокального аппарата, для развития диапазона и для достижения звучания верхних резонаторов;
  • интонирование мелодии на букву «р», активизирует работу мышц голосового аппарата;
  • пение по представлению, то есть пропевание отдельных звуков про себя на слоги «ля» и «го» (в это время происходят небольшие движения в голосовом аппарате, что является подготовкой для пения вслух); затем те же звуки пропевались закрытым ртом, тихо и отрывисто, и после этого уже на слоги,используется для выработки чистой интонации;
  • пение распевки на одном звуке на слоги бра, брэ, бри, бро, бру, входе работы обратить внимание детей на чистое интонирование унисона;
  • упражнение на развитие мягкого нёба: ма-ма-ма-ма-маааа .

  1. Мы сегодня с вами поработаем над раскрытием художественного образа на примерах песен современного, молодого композитора С.Крупы-Шушариной. Светлана Крупа-Шушарина  новосибирский композитор, автор, работающий в различных жанрах вокальной музыки. Она пишет песни для детей, романсы, эстрадные композиции, кроме того, ею написан цикл песен, посвященных военной тематике. Всё творчество молодого композитора объединяет любовь к музыке, большое желание сочинять и искренность в выражении чувств. Её лирический дар проявляется во всех произведениях, будь то песни для детей или серьёзные вокальные произведения.  

 Проанализировав песни, над которыми мы будем сейчас работать, мы заметим, что автор этих песен использовал различные средства выразительности, которые нам помогут раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения. Это в первую очередь, сами стихи, темп, штрихи, динамические оттенки, аккомпанемент.

«Пчела и стрекоза». Работа над мягким красивым звуком, над чистым интонирование мелодии, выработки динамических оттенков, которые в этой песне выступают, как средство выразительности художественного образа;

«Сад Дракоши». Выработка канителенного звучания, пропевание гласных в одной позиции, для достижения этого, ребятам предлагается пропеть мелодию песни на «ю», затем на слог «лю»;

«Тараканий марш». Выработка чёткой дикции, работа над артикуляцией,  динамическими оттенками, отработка навыка цепного дыхания во второй фразе;

 «Мечта зебры». Работа над интонированием скачков в мелодии, работа над динамическими оттенками. Проанализировав песню с ребятами, выяснили, что скачки в мелодии изображают, прыгание зебры, минорные интонации, говорят не о печальном настроении песни, а о том, что у зебры есть мечта, которую она хранит в себе, а сама песенка по характеру веселая, задорная,аккомпанемент игривый, легкий.

«Кенгуру». Проанализировав произведение, ребята заметили в аккомпанементе штрих стаккато и в мелодии скачки, рисующие образ прыгающего кенгуру; работа над интонированием скачков, выработка динамики, и тембровой окраски.

Исполняя песни, дети должны вместе начать и закончить пение, вместе произнести слова, выполнить динамические оттенки, вместе ускорить или замедлить темп, вместе раскрыть художественный образ песни. В заключение урока хочется отметить соответствие выбранных музыкальных образов возрасту исполнителей, что способствует успешному воплощению замысла композитора. Дети отчетливо представляют, проживают музыкальные образы и с полной отдачей несут их со сцены слушателям.