План-конспект открытого занятия по фортепиано.

Ишмухаметова Римма Мунировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2015.docx26.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

ПДО Ишмухаметовой Риммы Мунировны

с учащейся I года обучения Мухамедовой Кариной по предмету

«Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дата проведения:  25.03.2015

Тип  занятия:  комбинированный

Тема  занятия:  Развитие образного музыкального мышления на начальном этапе обучения

Цель занятия: активизация образного музыкального мышления на материале  изучаемых произведений

Задачи:

обучающие:

- закреплять изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,   динамика);

- продолжать формирование практических навыков (игра штрихами legato, non legato, staccato;  работа с динамическими оттенками);

развивающие:

- развивать координацию движений;

- развивать творческую активность, художественное воображение;

воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать усидчивость, собранность.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, показ, слуховой

Оборудование: фортепиано, ноты, дидактический материал (карточки), ноутбук

Репертуарный план занятия:

1.  Гамма  До мажор

2.  Д. Кабалевский «Ёжик»

3.  М. Музафаров «Татарская народная мелодия»

4.  Французская народная песня «Танец утят»

5.  Г. Галынин. Пьесы из цикла «В зоопарке»: "Чижик", "Зайчик", "Медведь" (прослушивание)

Структура занятия:

1.  Организационный момент. Проверка наличия принадлежностей к занятию; организация рабочего места (стул, подставка для ног).

2.  Гимнастика для рук. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3.  Гамма До мажор.

4.  Работа над пьесой Д. Кабалевского «Ёжик».

5.  Работа над пьесой М. Музафарова «Татарская народная мелодия».

6. Физминутка: упражнение на расслабление мышц спины, рук, кисти.

7.  Работа над французской народной песней «Танец утят».

8.  Закрепление пройденного материала с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки).

9.  Подведение итогов, домашнее задание, оценка.

Ход занятия

1.  Организационные моменты.

− Добрый день, уважаемые гости, коллеги. Тема открытого занятия «Развитие образного музыкального мышления на начальном этапе обучения» с учащейся

I г.о. Кариной Мухамедовой. Карина – первоклассница, ей 8 лет. Она очень активная, жизнерадостная, хорошо рисует. Карина уже выступала в этом году перед своими одноклассниками на родительском собрании, на класс-концерте, общешкольном родительском собрании.

Предложить учащейся правильно сесть за инструмент: спина, руки, ноги на подставке.

2.  Гимнастика для рук.

Упражнение «Пять братьев-пальцев».

Жили-были пять братьев-пальцев. Утром они проснулись (вращательные движение отдельно каждым пальцем), поздоровались друг с другом (соприкосновения одинаковых пальцев двух рук через сопротивление; например, 1 п. правой руки с 1 п. левой руки)  и поехали в гости в бабушке (постукивание по коленям кистями рук, опираясь на кончики пальцев). Приехали, поздоровались с бабушкой (простукивание отдельно каждым пальцем одновременно двумя руками, проговаривая стихи)

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН.                            1-1-1-1  
МНОГО НАС, А ОН - ОДИН.                   2-2-2-2
ЭТА ДОЛЬКА – ДЛЯ ЕЖА!                            3-3-3-3
ЭТА ДОЛЬКА – ДЛЯ ЧИЖА!                   4-4-4-4
ЭТА ДОЛЬКА – ДЛЯ УТЯТ!                            5-5-5-5
ЭТА ДОЛЬКА – ДЛЯ КОТЯТ!                   1-2, 1-2, 1-2, 1-2
ЭТА ДОЛЬКА – ДЛЯ БОБРА!                   2-3, 2-3, 2-3, 2-3
А ДЛЯ ВОЛКА – КОЖУРА!                            3-4, 3-4, 3-4, 3-4
ОН СЕРДИТ НА НАС – БЕДА!                   4-5, 4-5, 4-5, 4-5
РАЗБЕГАЙТЕСЬ КТО КУДА!.                  1-2-3-4-5-3-1

3.  Гамма До мажор в прямом виде отдельно каждой рукой в одну октаву. Обратить внимание на аппликатуру  (подкладывание 1 пальца «мышка в норку»).

В расходящемся виде от одного звука двумя руками, через октаву, через две октавы, через три октавы с динамическими оттенками (звери убегают от сердитого волка).

4.  – Карина, какое произведение ты нам исполнишь?

Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Ёжик». Разговор о характере музыкального произведения, образе, средствах музыкальной выразительности (лад, штрихи, динамика, темп, мелодия).

–  Карина, а какой у тебя получился ёжик по настроению? Как ты его представляешь?

Рассматривание картинки учащейся, нарисованной к занятию. Разговор о разных образах (ёжик-малыш, ёжик-мама, ёжик-папа). Проигрывание пьесы разными штрихами (legato, non legato, staccato). 

− Карина, что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (штрихи, лад, темп, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?

− Карина, что это за знак (<) в начале каждой фразы?

Работа над акцентом (резкая секунда), опорой на первую долю.

− Карина, расскажи нам историю про ёжика, что с ним произошло в лесу?

Рассказ учащейся о ёжике, который она сама придумала. Работа над музыкальными фразами, динамикой.

Проигрывание пьесы в характере.

− Карина, как ты думаешь, теперь получилось? Тебе понравилось?

Домашнее задание: выучить пьесу уверено наизусть, исполнять её в характере, с динамическими оттенками, точными штрихами.

5.  – Карина, какое следующее произведение ты нам исполнишь? Настройся, подумай об образе, посадке (ровная спина, свободные руки).

Исполнение пьесы М. Музафарова «Татарская народная мелодия».

− Как ты думаешь, какое настроение у этого произведения, что ты себе представляешь?

Разговор о характере, образе. Рассказ Карины о её бабушке.

− Какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении?

Работа над анализом произведения:  определение лада, темпа, динамики, штрихов и т. д.

− Карина, что происходит с мелодией в первой, второй фразах?

Исполнение произведения с педагогом: партию правой руки исполняет учащаяся, партию левой руки - педагог и наоборот. Работа над штрихом legato, динамикой.

− Карина, а что происходит в третьей фразе?

Работа над выразительностью мелодии (незаметная её передача из партии правой руки в партию левой), яркой динамикой. Показ педагога (исполнение пьесы).

Исполнение учащейся пьесы в характере.

− Карина, тебе понравилось? У тебя получилось передать образ?

Домашнее задание: добиться «певучего» легато, выучить уверенно наизусть, исполнять с яркой динамикой.

6.  Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазами (вправо, влево, вверх, вниз).

Упражнение «Сломанная кукла» на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

7.  – Карина, какое ещё произведение ты нам исполнишь?

Исполнение французской народной песни «Танец утят».

– Карина, а кто написал эту пьесу?

Разговор о народной музыке. Анализ произведения: определение лада, темпа, штрихов, динамики. Прочтение текста песни.

Показ учащейся картинки, нарисованной ею к занятию.

– Карина, наверное, эта пьеса тебе очень нравится? Какие у тебя весёлые, разноцветные утята отправились в путешествие!

Рассказ учащейся о придуманной истории про утят.

– Карина, как ты думаешь, получилось ли тебе передать характер забавных, смешных утятах?

Исполнение пьесы педагогом.

– А у меня получилось? … Что я для этого сделала? (Динамические оттенки, крещендо к сильной, первой доле во фразах, соотношение мелодии и аккомпанемента в левой руке).

Работа над динамикой, выразительным исполнением пьесы с пением слов.

Исполнение учащейся пьесы в характере.

– Карина, а теперь у тебя получилось? Удалось ли тебе передать образ весёлых утят? ... Тебе понравилось твое исполнение? … Ты поняла, чтобы правильно передать образ, задуманный композитором, нужно точно исполнять все штрихи, динамику, фразировку.

Домашнее задание: готовить к сдаче на оценку пьесы в темпе, характере, с динамическими оттенками.

8. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с  использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

–  Карина, ты любишь животных?

Рассказ педагога о цикле пьес для детей Г. Галынина «В зоопарке». Просмотр и прослушивание на ноутбуке пьес "Чижик", "Зайчик", "Медведь". Учащейся предлагаются карточки, на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи) и чёрно-белые картинки животных.

–  Карина, мы с тобой прослушали произведения, а ты определи, какие средства  музыкальной выразительности соответствуют определённому образу (чижик, зайчик, медведь).

Обсуждение и подведение итогов игры.

9.  – Карина, ты молодец, ты сегодня старалась. Тебе все понятно?

Оценка, домашнее задание, подведение итогов.