Некоторые аспекты работы преподавателя с начинающими пианистами.

Нестеренко Ирина Федоровна

Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста.Цель занятий-привить любовь к игре на фортепиано.Методы стимуляции творческой активности детей.Развитие слуха,чувства ритма,пианистических навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ

Нестеренко И.Ф.,

преподаватель по классу фортепиано ДМШ

г.о.Тольятти

Главная цель занятий на фортепиано:

- расширить музыкальные представления детей

- добиться творческой активности детей

- привить любовь к художественно ценной музыке и музицированию

- сформировать эстетический вкус

- научить мыслить

На сегодняшний день развитие основных музыкальных способностей:

- гармонический и мелодический слух

- музыкальная память

- ритмическое чувство

Весьма актуально и является доминирующим  на начальном этапе обучения.

  1. Процесс обучения игре на фортепиано желательно начинать как можно раньше. Начиная занятия  с 4-6 лет эти учащиеся, как правило,  впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом и техническом развитии, умении концентрировать внимание на главном;  они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.
  2.  По словам А.Д.Артоболевской необходимо: «околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца».
  3. Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует приоритетных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
  4. Дети данной возрастной категории очень любознательны и отлично впитывают все новое и интересное, они покоряют своей непосредственностью, искренностью и доверчивостью, но, как правило, очень непоседливы.
  5. Чтобы уроки проходили динамично, плодотворно, на высоком эмоциональном подъеме и высокой активности учащихся, стимулировали их интерес к новому, благотворно влияли на инициативу и желание творить, пробуждали глубокий длительный интерес к занятиям и радость общения, на уроках желательно использовать разнообразные элементы игры, вызывающие непроизвольное внимание детей.
  6. Чтобы внимание не переутомлять и не перегружать, педагогу необходимо гибко чередовать формы своей работы, проявлять творческую изобретательность, вносить коррективы в структуру урока, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.
  7.  По словам Льва Ароновича Баренбойма «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».
  8. Для расширения слушательского кругозора, активизации эмоционально-слуховой сферы учащихся, необходимо создавать условия для осознания ритмического своеобразия жанра через прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.
  9. Для развития образного мышления помогает «рисование» звучащей музыки. Для иллюстрации можно использовать не только уже наработанный материал XIX-XX вв. таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др.,  но и обращаться к произведениям современных авторов, например, Р.Петерсон, М.Шмитц, А.Билаш, А.Лепина, В.Коровицына, И.Парфенова, О. Геталовой..
  10.  По словам Теплова «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями… Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться».
  11. Для развития чувства ритма хорошо использовать прием ритмического «эха»: несколько раз прохлопать или простучать самые простые ритмические «рисунки». тогда сухие, не эмоциональные и  невыразительные задания превратятся в «музыку», где будут слышны и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц.  Разнообразие ритмических «рисунков» не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по своему усмотрению, учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти «рисунки» затем записывать.  Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).
  12.  Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой  отсчитывает пульс, а другой – ритм.
  13.  Выполнение ритмических заданий в различных октавах стимулирует эмоциональную увлеченность учеников, развивает их фантазию, помогает лучше ориентироваться на клавиатуре.
  14.  Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания.
  15.  Быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала, нотной грамоты (запись нот, их длительность, паузы, размер) способствуют загадки, игры, стишки и попевки.
  16.  Для стимулирования творческой увлеченности учащихся на начальном этапе обучения способствуют задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному четверостишью, где совпадают текстовое и музыкальное членения, ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развитие их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «линеарное» (последование звуков различной высоты, образующее мелодическую линию) восприятие играемой мелодии.
  17.  Для развития музыкального слуха необходимо вести с первых уроков целенаправленную работу по совершенствованию звуковысотного, ладового и динамического слуха и музыкальной памяти.
  18. Развитию относительного слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну- две тональности.
  19.  Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий такого плана: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.
  20. Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.
  21. Интересным и аргументированным является учебно-методическое пособие М.А.Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков» (2008), в котором автор использует музыку русских народных прибауток и попевок, потешки и народные пальчиковые игры; широко изестные упражнения А.А.Шмидт-Шкловской, А.Д.Артоболевской и Л.А.Баренбойм: «Маятник», «Мельница», «Колобок», «Мячик», «Подснежник», «Поцелуй с карандашиком» и др.
  22. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая  игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук, правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.

Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся. 


Список используемой литературы

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961 г.
  2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - Москва. Советский композитор, 1987.
  3. Артоболевская ,А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. - Издательство «Советский композитор» Москва, 1990.
  4. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика. - Классика – XXI, Москва, 2007.
  5. Мстиславская, Е.В. Нотная грамота в играх, задачах и картинках. Учебное пособие для студентов и учащихся начальной школы. - Издательство Саратовского университета 2002.
  6. Смирнова, Т.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Москва, 2003 г.
  7. Сугоняева, Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  8. Теплов ,Б.Н. Психология музыкальных способностей. - М., Ленинград, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947.
  9. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. -  Москва. «Советский композитор», 1984.
  10. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград. «Музыка», 1985.