Некоторые аспекты работы преподавателя с начинающими пианистами.
Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста.Цель занятий-привить любовь к игре на фортепиано.Методы стимуляции творческой активности детей.Развитие слуха,чувства ритма,пианистических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста. | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ
Нестеренко И.Ф.,
преподаватель по классу фортепиано ДМШ
г.о.Тольятти
Главная цель занятий на фортепиано:
- расширить музыкальные представления детей
- добиться творческой активности детей
- привить любовь к художественно ценной музыке и музицированию
- сформировать эстетический вкус
- научить мыслить
На сегодняшний день развитие основных музыкальных способностей:
- гармонический и мелодический слух
- музыкальная память
- ритмическое чувство
Весьма актуально и является доминирующим на начальном этапе обучения.
- Процесс обучения игре на фортепиано желательно начинать как можно раньше. Начиная занятия с 4-6 лет эти учащиеся, как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом и техническом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.
- По словам А.Д.Артоболевской необходимо: «околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца».
- Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует приоритетных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
- Дети данной возрастной категории очень любознательны и отлично впитывают все новое и интересное, они покоряют своей непосредственностью, искренностью и доверчивостью, но, как правило, очень непоседливы.
- Чтобы уроки проходили динамично, плодотворно, на высоком эмоциональном подъеме и высокой активности учащихся, стимулировали их интерес к новому, благотворно влияли на инициативу и желание творить, пробуждали глубокий длительный интерес к занятиям и радость общения, на уроках желательно использовать разнообразные элементы игры, вызывающие непроизвольное внимание детей.
- Чтобы внимание не переутомлять и не перегружать, педагогу необходимо гибко чередовать формы своей работы, проявлять творческую изобретательность, вносить коррективы в структуру урока, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.
- По словам Льва Ароновича Баренбойма «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».
- Для расширения слушательского кругозора, активизации эмоционально-слуховой сферы учащихся, необходимо создавать условия для осознания ритмического своеобразия жанра через прослушивание на уроках в исполнении педагога программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут выполнять те или иные действия (маршировать, кружиться в вальсе, или, хлопая в ладоши, тактировать звучащую музыку). Такие задания способствуют также развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.
- Для развития образного мышления помогает «рисование» звучащей музыки. Для иллюстрации можно использовать не только уже наработанный материал XIX-XX вв. таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например, Р.Петерсон, М.Шмитц, А.Билаш, А.Лепина, В.Коровицына, И.Парфенова, О. Геталовой..
- По словам Теплова «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями… Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться».
- Для развития чувства ритма хорошо использовать прием ритмического «эха»: несколько раз прохлопать или простучать самые простые ритмические «рисунки». тогда сухие, не эмоциональные и невыразительные задания превратятся в «музыку», где будут слышны и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Разнообразие ритмических «рисунков» не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по своему усмотрению, учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти «рисунки» затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).
- Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой отсчитывает пульс, а другой – ритм.
- Выполнение ритмических заданий в различных октавах стимулирует эмоциональную увлеченность учеников, развивает их фантазию, помогает лучше ориентироваться на клавиатуре.
- Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания.
- Быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала, нотной грамоты (запись нот, их длительность, паузы, размер) способствуют загадки, игры, стишки и попевки.
- Для стимулирования творческой увлеченности учащихся на начальном этапе обучения способствуют задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному четверостишью, где совпадают текстовое и музыкальное членения, ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развитие их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «линеарное» (последование звуков различной высоты, образующее мелодическую линию) восприятие играемой мелодии.
- Для развития музыкального слуха необходимо вести с первых уроков целенаправленную работу по совершенствованию звуковысотного, ладового и динамического слуха и музыкальной памяти.
- Развитию относительного слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну- две тональности.
- Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий такого плана: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.
- Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.
- Интересным и аргументированным является учебно-методическое пособие М.А.Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков» (2008), в котором автор использует музыку русских народных прибауток и попевок, потешки и народные пальчиковые игры; широко изестные упражнения А.А.Шмидт-Шкловской, А.Д.Артоболевской и Л.А.Баренбойм: «Маятник», «Мельница», «Колобок», «Мячик», «Подснежник», «Поцелуй с карандашиком» и др.
- Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук, правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.
Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Список используемой литературы
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961 г.
- Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - Москва. Советский композитор, 1987.
- Артоболевская ,А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. - Издательство «Советский композитор» Москва, 1990.
- Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика. - Классика – XXI, Москва, 2007.
- Мстиславская, Е.В. Нотная грамота в играх, задачах и картинках. Учебное пособие для студентов и учащихся начальной школы. - Издательство Саратовского университета 2002.
- Смирнова, Т.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Москва, 2003 г.
- Сугоняева, Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
- Теплов ,Б.Н. Психология музыкальных способностей. - М., Ленинград, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947.
- Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. - Москва. «Советский композитор», 1984.
- Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. - Ленинград. «Музыка», 1985.