Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета "Музыка" 7 класс

Жердецкая Галина Николаевна

Предлагаемые рекомендации по включению спортивной и олимпийской

тематики могут быть использованы педагогами, работающими по

рабочим программам,  разработанным на основе авторских

программ  Д. Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, В. Алеева.

В уроки  включены такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Теоретический и музыкальный материал подобран с учетом

возрастных особенностей учащихся.  Виды музыкальной

деятельности:  хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся согласно заданной

спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной

выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Приведенный материал может быть использован как фрагмент урока

либо полностью, либо частично в зависимости от выбора педагога.

Теоретический материал сопровождается музыкальными примерами,

как для слушания, так и для исполнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chast.docx23.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Спортивная и олимпийская тематика в содержании предмета «Музыка» 7 класс.

        1 четверть. Урок 8.

Фрагмент урока «Когда музыка не нуждается в словах»

        В каждом классе мы встречаемся с музыкой Сергея Прокофьева.

Какие произведения С. Прокофьева вам понравились и запомнились?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением С. Прокофьева - это

оркестровая сюита.

        Но проблема в том, что музыка интересная, но информации об этом

произведении мне найти не удалось. Что же это за музыка?

Давайте проведем небольшое журналистское расследование (задания

группам даются заранее. Определяются интервьюеры: Сюита, Спартакиада,

Корреспондент).

Корреспондент: уважаемая Сюита, что Вы можете о себе рассказать?

Сюита: я - особая музыкальная форма, состоящая из нескольких

самостоятельных частей, объединенных общим замыслом.

Корреспондент: а оркестровая, наверное, потому, что исполняет Вас оркестр?

Сюита: совершенно верно.

Корреспондент: Вы сказали, что состоите из нескольких разных частей,

объединенных общим замыслом, и что это за замысел?

Сюита: С. Прокофьев посвятил меня замечательному событию – первой

всесоюзной Спартакиаде в Москве.

Корреспондент: уважаемая Спартакиада, а когда состоялось это событие и

что интересного было?

Спартакиада: самая первая общесоюзная Спартакиада состоялась в 1928 г.

Это стало важной вехой в развитии физической культуры в России. Много

замечательных достижений, рекордов было зарегистрировано в эти 12 дней.

По накалу страстей, по техническим результатам соревнования не уступали

Олимпийским играм. Финал Спартакиады украсили футбольные матчи.

Корреспондент: как я понимаю, сюита - большое произведение, состоящее из

нескольких частей, а какую часть мы сегодня услышим?

Сюита: давайте послушаем марш «Московская Спартакиада», а ребята

подберут по 3 определения, характеризующие эту музыку. В музыке нет

слов, но чтобы понять ее характер, настроение, достаточно просто

внимательно вслушаться.

Слушание музыки: С. Прокофьев. Оркестровая сюита, посвященная первой

общесоюзной Спартакиаде в Москве.

Домашнее задание - нарисовать обложку к диску с музыкой оркестровой

сюиты С. Прокофьева «Московская Спартакиада»

        2 четверть. Урок 16

Фрагмент урока «Такие разные марши».

        Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных жанрах. И героя нашего

урока, я думаю, вы сами сможете назвать.

Слушание примера. Ответы учащихся.

        Правильно. Это – марш, музыкальный жанр, который сопровождает или изображает стройные размеренные движения людей, как правило, военных. Одной из важных задач военных маршей до конца XIX века являлась синхронизация шага. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. С маршами – бодрыми, походными, веселыми и праздничными, а порой, увы, печальными, траурными - связаны многие события в жизни каждого человека.

        Послушайте следующий музыкальный пример и постарайтесь определить, для кого или для какого события написан этот марш.

 Слушание. «Марш физкультурников»

Обсуждение.

        Думаю, маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех, что написаны для движения под них, и тех, что являются частью крупного произведения – оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно «Фауст», из «Аиды» Верди, марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты № 12 соч. 26, фортепианной сонаты си бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди детских пьес для фортепиано. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть и траурный марш – «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков».

        Часто в характере и ритме марша пишутся песни.

Например, это спортивный марш, прозвучавший в фильме «Вратарь»

Исполнение.

        И, конечно же, большинство гимнов спортивных команд написаны в жанре марша. Подарок всем любителям футбола – гимн команды «Зенит» (или гимн команды «Спартак»).

Слушание музыки М. Блантер, М. Вольгин. «Марш физкультурников»

М. Блантер. Футбольный марш

Гимн команды «Зенит», гимн команды «Спартак».

Исполнение.

«Спортивный марш» из к/ф «Вратарь», А. Пахмутова. «Герои спорта»                      2 четверть. Урок 17

Фрагмент урока «Такие разные танцы».

        Конечно же, некоторые виды искусства невозможно представить себе без музыки. Например, танец. А какие танцы вы знаете (подвести учащихся к

ответу «танцы на льду»)?

        Фигурное катание на коньках относится к наиболее любимым и популярным видам спорта у нас в стране и за ее пределами. И главная причина этого - огромное эстетическое воздействие фигурного катания на зрителей. В фигурном катании нельзя разделять, а тем более противопоставлять спортивное и художественное начала.

        Музыка - это неотъемлемая и составная часть той композиции, которую спортсмены и тренеры выносят на суд зрителей и судей. Музыкой во многом определяются построение, характер, темперамент спортивной программы. В гармоничном сочетании музыки, драматургии, хореографии с искусством владения коньками и качеством выполнения спортивных элементов заложен успех выступления фигуристов.

Иллюстративный пример.

        В качестве иллюстративного примера можно привести видеофрагмент из балета и видеофрагмент выступления фигуристов под эту же музыку.

Провести сопоставление. Выяснить, насколько удалось артистам балета и спортсменам воплотить музыкальный замысел. При отсутствии видеофрагмента балета можно использовать только видеофрагмент выступления фигуристов либо слайд-шоу под музыку. При использовании в качестве иллюстративного материала слайд-шоу можно предложить учащимся по экспрессии движений фигуристов, художественному решению костюмов определить характер музыки. Это же задание можно дать при просмотре видеофрагмента выступления фигуристов, предварительно убрав звук. Потом сравнить варианты ответов детей с оригиналом. Круг музыкальных жанров, используемых в современном фигурном катании, очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп- и рок-музыка; для показательных выступлений используют и вокальную музыку. Знание истории создания выбранного музыкального произведения, специфики жанра, личности композитора помогает достигнуть максимального результата в постановке программы. Фигурное катание, как социальное явление, распространяет свое влияние на миллионы людей, воздействует одновременно и как спортивное зрелище, и как искусство, демонстрируя одновременно физическую и духовную гармонию современного человека, его стремление к прекрасному.

Музыкальное сопровождение (или по выбору учителя)

        4 четверть. Урок 32

Фрагмент урока «Диалог искусств»

        Мы уже с вами не раз говорили о взаимодействии музыки и литературы. Вы сами неоднократно наслаждались движениями, рожденными музыкой. Интересно, а есть ли общее у музыки с другими видами искусства.

 Музыка и архитектура.

Могут ли вести диалог, например, музыка и архитектура?

Вот, например, композитор А. Рубинштейн говорил, что музыка так же мало

нуждается в словах, как и скульптура. Как вы понимаете эти слова?

(В качестве примера можно провести сопоставление музыки Баха с готической архитектурой)

        Архитектура и музыка – сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве.

        Посмотрите на пропорции этого здания (фото олимпийского стадиона в Сочи). Какими словами вы могли бы его описать? Если допустить, что это здание тоже стало застывшей музыкой, то какой? Обратите внимание на плавность линий, лаконичность, цветовую гамму, фактуру, масштабность, соотношение со временем и пространством.

        Постараться ответить на вопрос: «К воплощению какой идеи, на ваш взгляд, стремились архитекторы, реализовывая данный проект?», и т.д.

В качестве домашнего задания вам нужно будет подобрать музыку, которая звуками смогла бы описать это сооружение. Каждый город, принимавший Олимпиаду, стремился при строительстве спортивных объектов, особенно центрального стадиона, привнести что-то новое, особенное. И это было связанно не только с полетом фантазии архитекторов, но и с особенностями культурных традиций, национальной философией. Вот, например, стадион «Птичье гнездо» в Пекине.

        Архитекторы очень удачно вплели традиции Востока, его гармонию и красоту в грандиозное многопрофильное спортивное сооружение, созданное на века. Корпус стадиона, обвитый крепкими и извилистыми металлическими прутьями, недаром напоминает гнездо, будут в нем и окрыленные, и оперившиеся, познавшие вкус побед и поражений. Гнездо – символ мира, уюта, новой жизни. Вслушайтесь в звучание этого изображения. Холодные, футуристические интонации. Это стадион в Афинах.

        Приведите примеры известных вам мелодий, которые по характеру наиболее соответствуют «архитектурной музыке» данных сооружений. А вот панели на экстерьере здания олимпийского стадиона в Ванкувере отражают переход от голубого цвета к синему и символизируют множества канадских пресных рек, впадающих в соленый океан. Умиротворяющей мелодией, напоминающей шелест волн, «звучит» архитектурная мелодия этого спортивного дворца.

        Предлагаю одному из вас подойти к пианино, взять несколько аккордов, а мы выберем, какой из них наиболее соответствует настроению этого стадиона. При этом обратите внимание на выбираемую тональность.                                          2 четверть. Урок 17.

 Фрагмент урока «Такие разные танцы»

        Конечно же, некоторые виды искусства невозможно представить себе без музыки. Например, танец. А какие танцы вы знаете (подвести учащихся к

ответу «танцы на льду»)?

        Фигурное катание на коньках относится к наиболее любимым и популярным видам спорта у нас в стране и за ее пределами. И главная причина этого - огромное эстетическое воздействие фигурного катания на зрителей. В фигурном катании нельзя разделять, а тем более противопоставлять спортивное и художественное начала.

        Музыка - это неотъемлемая и составная часть той композиции, которую спортсмены и тренеры выносят на суд зрителей и судей. Музыкой во многом определяются построение, характер, темперамент спортивной программы. В гармоничном сочетании музыки, драматургии, хореографии с искусством владения коньками и качеством выполнения спортивных элементов заложен успех выступления фигуристов.

Иллюстративный пример.

        В качестве иллюстративного примера можно привести видеофрагмент из балета и видеофрагмент выступления фигуристов под эту же музыку. Провести сопоставление. Выяснить, насколько удалось артистам балета и спортсменам воплотить музыкальный замысел. При отсутствии видеофрагмента балета можно использовать только видеофрагмент выступления фигуристов либо слайд-шоу под музыку. При использовании в качестве иллюстративного материала слайд-шоу можно предложить учащимся по экспрессии движений фигуристов, художественному решению костюмов определить характер музыки. Это же задание можно дать при просмотре видеофрагмента выступления фигуристов, предварительно убрав звук. Потом сравнить варианты ответов детей с оригиналом.

        Круг музыкальных жанров, используемых в современном фигурном катании, очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп- и рок-музыка; для показательных выступлений используют и вокальную музыку. Знание истории создания выбранного музыкального произведения, специфики жанра, личности композитора помогает достигнуть максимального результата в постановке программы. Фигурное катание, как социальное явление, распространяет свое влияние на миллионы людей, воздействует одновременно и как спортивное зрелище, и как искусство, демонстрируя

одновременно физическую и духовную гармонию современного человека, его стремление к прекрасному.

        Музыкальное сопровождение (или по выбору учителя)

«Марш физкультурников» (М. Блантер, М. Вольгин)

«Футбольный марш» М. Блантера

 «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь» или «Герои спорта» А. Пахмутова.

«Гимн команды «Зенит» (или гимн команды «Спартак»).

Список ссылок на источники.

Музыка.7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.И. Науменко,

В.В. Алеев.М.:Дрофа, 2006

С. Прокофев. http://www.silverage.ru/music/prokof_bio.html

Сюита. http://ru.wikipedia.org/wiki

Первая Всесоюзная Спартакиада.

http://www.nvspb.ru/stories/pervaya_vsesoyuznaya_spartakia,

Марш. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88,

http://sovmusic.ru/download.php?fname=sport ,

Музыка и архитектура. synesthesia.prometheus.kai.ru/rm-sinest_r.htm

Стадион в Пекине. http://www.archfacade.ru/2009/02/birds-nest-beijing.html

Олимпийский стадион в Афинах.

http://victor.com.ua/greece/athens/stad/ol_sta.htm

Олимпийский стадион. Сочи 2014 http://www.eurosport.ru/olympicgames/