Психологическая поддержка музыкально – одарённых детей как особой категории учащихся

Усманова Анна Юрьевна

Проблема поиска оптимальных путей развития музыкально - одарённых детей, поиск педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними остаётся актуальной и на сегодняшний день. Психолога - педагогическая практика показывает, что музыкально – одарённые дети не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в ней. Такие дети испытывают большую потребность в реализации своего творческого потенциала. Педагог - психолог дополнительного образования детей должен быть готов к работе такого рода. Постепенность, терпение, учёт таких индивидуальных особенностей одарённости должны дать как в награду высокие результаты. А система занятий с музыкально – одарёнными детьми с учётом общих педагогических принципов, наряду с оригинальными глубоко обоснованными приёмами получат свои плоды, так как от реализации творческого потенциала музыкально – одарённых школьников зависит, по-сути, культурное развитие и наследие страны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                            Усманова Анна Юрьевна

                                                             Преподаватель фортепиано

 МОУ ДОД ДМШ № 7

                                                            города Иркутска

Психологическая поддержка музыкально – одарённых детей

как особой категории учащихся.

Воспитание и развитие музыкально – одарённых детей является важным условием формирования творческого потенциала общества, для развития культуры, всех областей социальной жизни. От их реализации зависит культурное развитие страны. В 2010 году эта проблема была поднята в нашей стране и по настоящее время реализуется долгосрочная государственная подпрограмма «Выявление и развитие музыкально – одарённых детей» на основе президентской программы «Одарённые дети», как социальный заказ. А музыкально – одарённые дети представляют особую социальную группу.

В центре внимания педагогов – психологов оказался процесс  становления системы музыкальности, как составляющих её музыкальных способностей, степень их развития, возрастные и индивидуальные особенности у учащихся с выраженными задатками музыкальной одарённости. Таким образом, проблема организации работы с музыкально – одарёнными детьми стала актуальной и значимой для психологов и преподавателей музыкальной сферы.

Выявление музыкально – одарённых детей и их развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учреждений дополнительного образования детей. Музыкально – одарённые дети непросто обучаются, они заинтересованы музыкой, они требуют много новых музыкальных впечатлений. Задача педагога – психолога насытить таких детей интересным, более новым музыкальным материалом, не дать сгореть или затухнуть таким проявлениям, такому личностному восприятию. В своей педагогической практике необходимо осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии музыкально – одарённых детей: оценивать эффективность методов, форм и средств в обучении, так как высокие достижения воспитанников, постоянно увеличивающаяся степень уровня развития, является одним из важнейших показателей эффективности образовательно – воспитательного процесса у таких школьников. Также педагогам – психологам необходимо своевременно выявлять не только явную музыкальную одарённость, но и скрытую и как можно раньше приступить к развитию и раскрытию музыкальных способностей. Музыкально – одарённые дети нуждаются в особом внимании, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов психологов. Такие дети легко справляются с заданиями, быстро и непринуждённо усваивают новый материал. В связи с этим педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с такими учащимися. Музыкально – одарённые дети испытывают своего рода творческий голод, который выражается в потребности изучения по объёму гораздо большего материала, чем программное содержание.

С точки зрения психологии у музыкально – одарённых детей музыкальность выражается в особой восприимчивости к музыкальным произведениям и повышенной впечатлительности к ней. Отечественный исследователь музыкальных способностей Б. М. Теплов считал основным признаком музыкальности: «эмоциональную отзывчивость на музыку, то есть способность её переживания, способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани – это ладовое чувство, слуховое представление мелодии, чувство ритма» [1, с 17]. Учитывая, что у музыкально – одарённых детей вышесказанные способности имеют высокую степень, высокий уровень развития, что в значительной мере ярко выражено и выделяет эту группу учащихся, как особую социальную группу по отношению к другим школьникам. Учащиеся, входящие в категорию музыкально – одарённых детей, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Дети с удовольствием и желанием участвуют в подготовке сольных номеров, с лёгкостью усваивают новый материал. Их привлекает сценическая деятельность, они с радостью и воодушевлением принимают участия в концертах разного характера. Участие в фестивалях, конкурсных программах на разных площадках города и области, участия в международных проектах – всё это должно стать неотъемлемой частью творческой деятельности музыкально – одарённого ребёнка.

        Анализируя вышеизложенное, делаем вывод, что проблема поиска оптимальных путей развития музыкально - одарённых детей, поиск педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними остаётся актуальной и на сегодняшний день. Психолога - педагогическая практика показывает, что музыкально – одарённые дети не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в ней. Такие дети испытывают большую потребность в реализации своего творческого потенциала. Педагог - психолог дополнительного образования детей должен быть готов к работе такого рода. Постепенность, терпение, учёт таких индивидуальных особенностей одарённости должны дать как в награду высокие результаты. А система занятий с музыкально – одарёнными детьми с учётом общих педагогических принципов, наряду с оригинальными глубоко обоснованными приёмами получат свои плоды, так как от реализации творческого потенциала музыкально – одарённых школьников зависит, по-сути, культурное развитие и наследие страны.

       Список используемой литературы.  

1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, - М., 1961.