Роль волевой организации личности ребенка в музыкальной деятельности

Усманова Анна Юрьевна

В настоящее время ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. В современном мире невозможно добиться выдающихся успехов, не обладая большой силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности бы оставались пустым звуком. Все вышеизложенное определяет необходимость исследования волевой организации у детей, обучающихся в сфере дополнительного образования – в музыкальной школе, так как волевая дезорганизация может быть непреодолимым барьером между потенциальными  музыкальными способностями ребенка и их реализацией.   

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усманова Анна Юрьевна

аспирант

Направление конференции:

Психология в сфере образования, здравоохранения, производства, бизнеса и управления

Сибирская академия права, экономики и управления

г. Иркутск, Россия

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-волевой сферы учащегося музыкальной школы, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, что впоследствии обеспечит эффективность их применения. Так как развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования волевой организации в педагогическом процессе музыкальной школы, что связано с реализацией музыкальных способностей, но этому не уделяется внимание в условиях музыкального образования.

Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоционально и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом. Первичное волевое действие – это действие заданное и принятое личностью к исполнению. «Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляется предвидение и оценка последствий собственной активности». (Иванников В.А.).  

Воля воспитывается в условиях реальной жизни ребенка, и начинается этот процесс с момента его рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений в пределах возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, конечно, - тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Волевая организация ребенка оказывает влияние на развитие самостоятельности; развивает творческие (музыкальные) способности; вызывает стремление доводить дело до конца, воспитывает умение продолжать музыкальную деятельность, даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности. Положение о неудовлетворенном состоянии проблемы воли ребенка в современной психологии является общепринятым. В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим проблемам детской психологии, особенно в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Проблему воли необходимо ставить и решать на новой методологической основе, потому как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет особой необходимости доказывать.

Поступление ребенка в музыкальную школу – важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием музыкально-учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Музыкально-учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов - произвольного восприятия, произвольной памяти и произвольного внимания. В музыкальной школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что, от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выполнения домашних музыкальных заданий, ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказываться. Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебно-музыкальной деятельностью. Эта музыкальная деятельность с самого начала обучения ребенка в музыкальной школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Известно, что волевое действие осуществляется по собственному решению ребенка, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным. Младшему школьнику нередко недостает понимание цели его музыкально-учебной деятельности, поэтому она мало мотивирована и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявления взрослого, который, конечно, понимает смысл учения музыки, но учится – то не он, а ребенок.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать – чтобы выполнить указания взрослого (педагога), его требования или чтобы научиться музицировать, выносить хорошо выученные, качественно отточенные, музыкально исполненные произведения на сцену. Трудности, которые неизбежны в учебной деятельности должны обернуться для него личностно-значимой стороной. Преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, даже взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь в музыкальной школе, потому, что сам хочу учиться, а не учусь, потому, что меня заставляют, от меня этого требуют. Но, чтобы воспитать такую внутреннюю позицию юного музыканта, взрослым (родителям и педагогам) нужно набраться большого терпения, а главное, испытывать желание. Руководство взрослых необходимо для развития воли ребенка, организация деятельности детей, в которых они учатся делать волевые усилия – основной путь воспитания воли ученика – музыканта. Но при этом акцентировать педагогическое внимание на развитие собственной произвольной активности учащихся, направляя, мотивируя эту активность музыкально-учебной деятельностью.

Включение волевой регуляции в момент осуществления музыкальной деятельности состоит в том, что ребенок, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие (в данном случае музыкальные занятия) и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, ребенок избирает иной, иногда более трудный путь, старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляции контроля исполнения действия состоит в том, что ребенок сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполнения музыкальных заданий тогда, когда сил и желания делать это почти не осталось. Особые трудности в плане волевой организации представляет для ребенка такая музыкальная деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути изучения и исполнения музыкального материала с самого начала и до конца.

В настоящее время ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. В современном мире невозможно добиться выдающихся успехов, не обладая большой силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности бы оставались пустым звуком.

Подводя итог, хочется добавить, что все вышеизложенное определяет необходимость исследования волевой организации у детей, обучающихся в сфере дополнительного образования – в музыкальной школе, так как волевая дезорганизация может быть непреодолимым барьером между потенциальными  музыкальными способностями ребенка и их реализацией.