Традиции православной культуры как условие реализации вокально-хоровой деятельности детей младшего школьного возраста

Жердецкая Галина Николаевна

Хоровое пение, несмотря на богатые культурно-исторические национальные традиции, не занимает должного места в образовательном процессе современной массовой школы. Приоритетом профессиональной деятельности считаю реализацию развивающего потенциала ребенка. Предметом этой деятельности являются православные духовные песнопения и праздники. Технология реализации музыкальной деятельности ребенка на уроке и в системе дополнительного образования поможет решить данную проблему. Хочется отметить программу "Музыка" авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которая постепенно и очень бережно вводит учащихся в художественные образы духовной музыки. Дети получают свои первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, сочинениями композиторов-классиков на духовные темы, духовным фольклором. Информационные и компьютерные педагогические средства помогают освоению понимания событий, неизвестных фактов и традиций православной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_pravoslavnoy_muzyki.doc453 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов  №33 Дзержинского района Волгограда»

Традиции православной культуры как условие реализации вокально-хоровой деятельности детей младшего школьного возраста

Выполнила:

Учитель музыки  

Жердецкая Галина Николаевна

Волгоград, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНО Й ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ        

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ        

2.1.        Особенности детского голоса        

2.2.        Методы работы        

ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Мы живем в России, а пение - исконно русское национальное искусство. К сожалению, уходит в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги. Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Как приобщить детей к пению, как научить их петь так, чтобы пение доставляло радость и стало духовной потребностью?

Социальная проблема.

 Хоровое пение, несмотря на богатые культурно-исторические национальные традиции, не занимает должного места в образовательном процессе современной массовой школы. Эту проблему можно решить, опираясь на традиции православной культуры, которая начала возрождаться в начале 90-х годов этого столетия в связи с различными политическими переменами в нашей стране, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь.

Педагогическая проблема.

Хоровое искусство обладает колоссальными воспитательными возможностями. Оно предполагает наличие единства чувств, эмоциональных состояний исполнителя. Музыкальная мысль в хоровом исполнении является результатом коллективного художественного творчества. Когда-то детские или юношеские хоры звучали почти во всех образовательных учреждениях. Сегодня это стало редкостью, тем не менее, многие руководители желали бы возрождения хорового творчества в стенах своих школ.

Методическая проблема.

Нет программы и методики развития духовности ребенка в тесной связи урока и кружковой работы. Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводила  православному церковному пению и его обучению, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется БОЖИЕ СЛОВО. Теория и методика церковного пения забыта, хотя из нее можно взять много ценного для реализации вокально-хоровой деятельности детей.

Я думаю, эти проблемы можно решить, если строить свою деятельность на традициях православной культуры. Приоритетом профессиональной деятельности считаю реализацию развивающего потенциала ребенка. Предметом этой деятельности являются православные духовные песнопения и праздники. Технология реализации музыкальной деятельности ребенка на уроке и в системе дополнительного образования поможет решить данную проблему. Хочется отметить программу "Музыка" авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которая постепенно и очень бережно вводит учащихся в художественные образы духовной музыки. Дети получают свои первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, сочинениями композиторов-классиков на духовные темы, духовным фольклором. Информационные и компьютерные педагогические средства помогают освоению понимания событий, неизвестных фактов и традиций православной культуры.

Задачи:

1. Изучение традиций православной музыкально-певческой культуры;

2. Освоение православных песнопений в условиях кружковой работы;

3. Создание условий для развития певческого голоса на основе традиций церковного праздника "Рождество Христово";

4. Развитие личностных качеств в процессе реализации вокально-исполнительской деятельности ребенка.


ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как же развивалось хоровое исполнительство в России?

С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения, а в значительной степени и сами его напевы, отличающиеся исключительной вокальностью, были заимствованы из Византии. Византийское влияние определило характер развития русской церковной музыки на первом этапе. В дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской литературы.

Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно- славянском языке.

Церковная музыка входила во все виды православного богослужения – литургию (обедню), вечерню (великую и малую) и утреню ( в канун больших праздников вечерня и утреня объединялись во всенощное бдение), полунощницу, часы, повечерие, а также чины крещения, венчания, погребения и требы- молебны, панихиды и другие.

Певческие жанры русской церковной музыки отражают сложность и богатство византийской гимнографии. Среди них – стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, ирмосы, припевы, антифоны, величания, каноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида.

Важную роль в организации службы играла система осмогласия, с которой на Руси были связаны почти все основные (как древнейшие, так и поздние) распевы – кондакарный, знаменный, киевский, греческий, болгарский.

Осмогласие – (от греч.) – октоих, старо-славянского-восьмигласие)- ладово-мелодическая система гласов, служившая для музыкального оформления христианского богослужения.

Начало системы положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев глас еще в IV веке. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на 8 недель от 1- го дня пасхи, составляющих праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространен по порядку на каждую неделю.

Круг суточных и седмичных служб, требы включены в Обиход, содержащий два вида православного богослужения – Всенощную и Литургию.В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась. В результате возникает свой тип древнерусского искусства – знаменное пение, или знаменный распев(существовавший 700 лет с 11 по 17 века.) Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью. Мелодия плавная, волнообразная, распевная. Знаменный распев развивался в рамках осмогласия, гимнические тексты составляли «столп», т.е. цикл повторявшийся каждые восемь недель.Попевками были краткие мотивы в объеме терции или кварты. Из трех-четырех попевок складывалась погласица целого песнопения. Ранние распевы были несложные, но постепенно стал расширяться их диапазон, который достиг малой септимы, а весь звукоряд-дуодецимы. К середине XVII века стали сокращать мелодии для ясности текста. Сокращенные мелодии назывались малым распевом, а оригинальные – большим.

Мелодия одноголосная без инструментального сопровождения, плавная без скачков, свобода метра.

В Киевской Руси наряду со знаменным распевом существовал особый род кондакарного пения, отличавшийся обилием мелодических украшений, длительными распевами слогов.

Кондак – это праздничные церковные песнопения. Создателем его считается Роман Сладкопевец (6 век). Кондакарное письмо до сих пор не расшифровано, поэтому о характере его пения могут быть общие предположения и догадки, так как византийская нотация десятого, одиннадцатого веков, не передавала напева в точности, напев уточнялся в процессе пения. Нотация кондакарного пения отмечалась от знаменного. В ней использовались не только комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные «завитушки».

Также от знаменного распева ответвились особые разновидности хорового пения:

– демественный и путевой распевы. Раннее упоминание о демественном распеве относится к 1441 году, в 16-17 веках получил распространение в многоголосии (в четырех – голосном демественном многоголосии один из голосов именовался – демеством). «Доместик» - от греческого – мастер пения, руководитель хора. Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения певческих книг русской церкви – Обихода, Праздников, Октоиха и Ирмология. Среди мастеров пения славился Василий Рогов. Время расцвета демественного распева – 17 век. На этот распев пели важнейшие песнопения Всенощной и Литургии, величания, задостойники, песнопения архиерейского богослужения. Наряду со знаменным и демественным распевами путевой распев стал одним из распространенным певческих стилей в древне-русской музыкальной культуре. Применялся в стихираре, затем в Обиходе. До середины 17 века считался вершиной искусства Церковного пения. В основе путевого распева лежали видоизмененные попевки знаменного распева.  Путевым распевом во время пасхального крестного хода пели стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе», а в праздники Богоявления при "шествии на источники" - праздничные стихиры. В храме им исполнялись «славники», во время которых совершался торжественный ход духовенства в алтарь. Первоначально записывался знаменной нотацией, по мере усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация («путь путевой»).

Семнадцатый век был переломным в истории русской музыки. Привычные взгляды и понятия отражали споры по вопросам церковного пения, в которых сталкивались два направления. Одно из них стремилось путем реформ и исправлений укрепить старую традицию, другое выдвигало и отстаивало новые формы.

Была создана музыкальная азбука, во главе с ученым-монахомА.Мезенцем. Ранние музыкальные азбуки с XV века включали в себя перечень крюковых знаков, и являлись составной частью певческой рукописи.

Вместе с тем в знаменном распеве усиливались тенденции, которые вели к распаду старой певческой традиции. Средневековая монодия оттеснялась новыми формами многоголосного хорового пения. Уже к середине XVII века относятся первые опыты двух или трехголосной обработки песнопений знаменного распева, так называемое троестрочие. Строчное пение один из видов древнерусского церковного многоголосия. Возникло в 16 веке и широко распространилось во второй половине 17 века, одновременно с партесным пением, около середины 18 века окончательно вытеснено им.

Во второй половине 17 века утвердился новый стиль хорового многоголосия – партесное пение, который первоначально сложился на Украине иБелоруссии, а затем получил высокое развитие на русской почве. Официально утвердилось во время приглашения в Москву украинских церковных певчих в1652 году. Просуществовало вплоть до последней четверти 18 века, получив распространение по всей Руси. Тексты для произведений партесного стиля заимствовались из Литургии, всенощной и других служб, часто использовались и вполне светские тексты.

Широкое применение и распространение получила форма цикла «Служба Божия», «Всенощное бдение» сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство.

В стиле сменившем партесное пение, эта форма исчезла и была восстановлена лишь в произведениях П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других композиторов.

Известны имена более пятидесяти украинских и русских композиторов – создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творческой активностью, Николай Дилецкий, Николай Калашников, уставщик государственных певчих дъяков при Петре 1 Стефан Беляев, и,  конечно же Бортнянский и Березовский.

С развитием партесного многоголосия было связано возникновение канта - бытовой многоголосной, чаще трехголосной песни на свободно трактованные религиозные сюжеты.

В 18 веке тематика канта расширяется, появляются канты патриотического бытового, любовно-лирического содержания.

В период царствования Петра 1 возникают «приветственные» или «панегирические» канты, посвященные крупным событиям государственной жизни, военным победам.

Мелодика этих кантов характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

Своеобразным путем развивалась в 18 веке самая устойчивая, традиционная область русской музыкальной культуры – хоровая музыка.

Продолжая накопленные традиции, русские композиторы достигли в этой области вершин мастерства и оставили произведения художественной ценности. В первую очередь это касается двух представителей хорового творчества Бортнянского и Березовского. Их искусство ознаменовало новый этап в истории русской хоровой музыки а capella.

Опираясь на традиции знаменного распева и партесного пения, эти композиторы создали свой индивидуальный хоровой стиль. Их сочинения отличаются торжественностью, вокальностью. Хоровое творчество Березовского и Бортнянского выходит за рамки «служебной» культовой музыки и является важным шагом на пути развития русской хоровой классики. Излюбленной формой хорового творчества становится духовный концерт.

Творческой стихией Березовского была музыка для хора а capella. Работая в сфере хоровой музыки, композитор писал в разных жанрах. У него есть и Литургия, и отдельные обиходные сочинения, и развернутые хоровые концерты. Самый известный концерт "Не отвержи мене во время старости".

Высокий расцвет партесного концерта связан с именем Дмитрия Степановича Бортнянского. В конце XVIII в. хоровая музыка становится основной сферой всей его деятельности – он оставил свыше ста хоровых сочинений, в том числе 35 4- х – голосных хоровых концертов и десять концертов для хора с двойным составом. В этих сочинениях Бортнянский достигает большого мастерства монументального хорового письма, продолжая традиции своих предшественников.

Православную музыку можно разделить на 3 вида:

1. Богослужебная музыка предназначена для исполнения в храме. Ее задачи - дополнять и усиливать молитвенное состояние. Согласно традиции православного богослужения, эта музыка без сопровождения. Тип древнерусского искусства – знаменное пение, или знаменный распев (существовавший 700 лет с 11 по 17 века). Это было унисонное мужское пение, отличавшееся строгостью и возвышенностью. Мелодия плавная, волнообразная, распевная. Знаменный распев развивался в рамках осмогласия, гимнические тексты составляли «столп», т.е. цикл повторявшийся каждые восемь недель. Попевками были краткие мотивы в объеме терции или кварты. Из трех-четырех попевок складывалась погласица целого песнопения. Ранние распевы были несложные, но постепенно стал расширяться их диапазон, который достиг малой септимы, а весь звукоряд-дуодецимы. К середине XVII века стали сокращать мелодии для ясности текста. Сокращенные мелодии назывались малым распевом, а оригинальные – большим. Мелодия одноголосная без инструментального сопровождения, плавная без скачков, свобода метра.

2. Внебогослужебная музыка - это православные песнопения о празднике, колядки.

3. Композиторские песни к православным праздникам создают радостное настроение.


ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследуя особенности традиций церковного пения можно выделить несколько признаков:

1. Мелодия строится на поступенном движении, без скачков.

2. В мелодии встречается частое возвращение к тонике.

3. Мелодия имеет небольшой по объему диапазон: квинта-септима.

4. В строении мелодии есть повторяющиеся мелодические обороты, секвенции.

5. Строение второй фразы повторяет строение первой фразы (A-A, B-B).

6. Мелодия строится в пределах одного регистра.

Такой репертуар помогает успешно формировать певческие навыки школьников и я его охотно включаю в работу.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

2.1.        Особенности детского голоса

Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у семилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.

Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1-соль1, фа1-ля1. Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу песнопения "Мы маленькие свечи".

Постепенно диапазон расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада-духовное песнопение "Взгляни сюда", "Христос рождён".

В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1- си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться не напряжённого, лёгкого и светлого звучания - "Колыбельная", "О детки".

К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1-ре2- песнопение "Рождественское чудо".

С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём диапазоне до1-ре2 (ми2)- дети поют "Рождественский гимн", "Ночь тиха над Палестиной".

Сила голоса у детей 7-ми, 9-ти лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков - mP и mF. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних.

Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Как же работать над дикцией в хоре?  В основном выделяются два этапа работы над произношением:

1-ый этап. Я начинаю работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях.

Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р».Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».

Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

2-ой этап. Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.

Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.

Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.

Динамический и интонационыый ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песнопений происходит не только всем хором, но и группами. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.

Работа над строем начинается с первых занятий. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления - различны: Отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.

2. Некрасивый тембр.

3. Пропуск согласных в конце и их искажение.

4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху.

5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения.

В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует  совершенствовать и закреплять полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:

1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.

2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, видеозаписи, диски.

3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.

4. Повышать требования к исполнению

3-ий этап. Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно-исполнительных задачах – сознательное восприятие текста, ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.

Конечно, такое деление развития хоровых навыков у младших школьников очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно.

До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.

Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников может быть успешно реализована на материале православной духовной музыкальной культуры. Музыкальный материал должен быть подобран по принципу постепенного расширения звуковысотного диапазона.

Духовная музыка - благодатный материал для вокально-хорового воспитания учащихся, обеспечивающий саморегуляцию певческого голоса, а чтение на распев их текстов способствует естественному округлению звука и распевности, что служит опорой для вокально-хоровой работы в дальнейшем.

2.2.        Методы работы

  1. метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуаций успеха в учении;

- разъяснение;

- поощрение ученика.

2.        методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа)

- наглядные (иллюстрация, демонстрация)

- практические (упражнение)

3. методы контроля

- методы устного контроля и самоконтроля в обучении.

2.3.        Репертуар церковной и композиторской музыки

Богослужебные песнопения:

"Богородица Дево, радуйся" поётся на 4 звуках.

Молитва "Отче наш" построена на 3-х звуках диапазона.

"Тропарь Рождества Христова" исполняется на повторяющихся интонациях.

"Величание" исполняется торжественно, на legato, мелодия строится на поступенном движении, без скачков.

Композиторские песни к православным праздникам создают радостное, светлое настроение:

Музыка Л.Марченко, стихи М.Ю.Лермонтова "Ангел".

Музыка А.Фадеевой, стихи И.Яворской "Рождество Христово"

Репертуар духовных песнопений помогает детям больше думать о смысловых задачах, а не о технических, ведь главное в духовной музыке - это Слово.

Результаты использования традиций духовных песнопений на занятиях с младшими школьниками:

 Качество звучания изменилось:

ушла крикливость,

дети слушают друг друга,

чётко произносят слова,

быстрее осваивают репертуар,

поют legato.


ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

Праздник Рождества Христова - традиция православной культуры. Результатом работы по программе "Музыка" под редакцией Е.Д. Критской "О России петь, что стремиться в храм" и полученными знаниями на курсах духовной музыки явилось участие школьников на конкурсе Романа Сладкопевца и фестивале "Рождественские встречи".

Знание детьми определенного репертуара рождественской тематики явилось основой содержания праздника.

В процессе реализации вокально-исполнительской деятельности обучающиеся познакомились с историей и традициями празднования православного Рождества, соприкоснулись с нравственными образцами культуры. Дети желали участвовать в празднике, пели богослужебные и внебогослужебные песнопения.

Исполняемый музыкальный материал вызывал в детях чувство светлой радости от соприкосновения с нравственными образами добра, любви, веры.

Это подтверждают высказывания детей и их родителей:

"Я рада, что моя дочь принимала участие в фестивале, спокойствием, миром и радостью наполняется душа, когда слышишь эти изумительные песни. Спаси и сохрани, Господи, нас всех".

 "Хочется, чтоб такие встречи были чаще, так как они очищают душу, побуждают делать добрые поступки".

"Мне очень понравилось петь в церкви большим хором духовные песнопения, создается ощущение легкости, божества, радости".

"Мне понравились все песни, которые звучали в храме, незабываемый фестиваль. Спасибо за праздник".

Больше всего мне запомнились богослужебные песни "Тропарь", "Величание".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздник Рождества Христова - это день радости и торжества. Он сочетает в себе отдых и развлечение, человек освобождается от повседневных эабот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открыто выражать свои чувства. Рождество возвышает душу, очищая её от суетности, обращает к самосовершенствованию.

Происходит развитие личностных качеств в процессе вокально-исполнительской деятельности ребёнка на празднике, формируется певческая культура детей, развивается певческий голос на основе традиций богуслужебного пения.

Следует отметить, что приобщение школьников к духовной певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

        


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апраксина О.О. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания».  М. «Просвещение» 1997 год.

2. Апраксина О.А. «Из истории музыкального воспитания». М. «Просвещение»1990 год.

3. М.Бражников. Русское церковное пение XII – XVIII вв. Л-1966 г.

4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в

школе». М. «Просвещение» 1989 год.

5. Ю. Келдыш, О.Левашева История русской музыки. Вып. –1, М. 1990 г.

6. Е. Критская, Т. Бейдер  "Музыка в школе".М-2004 год.

7. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 М-1992 год.

8. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» М. «Просвещение» 1998 год.

9. Н.Успенский. Древнерусское певческое искусство. М-2001г.