Музыкальное воспитание ребенка

Власова Ольга Васильевна

Работа по музыкальному воспитанию ребёнка, по обучению его пения - дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклору, необходима система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie.docx20.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание ребенка.

Работа по музыкальному воспитанию ребёнка, по обучению его пения - дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклору, необходима система.

В систему такого вокального воспитания входит в развитие основных певческих навыков: правильного и естественного дыхания; протяжного, глубокого и подвижного звуковедения; отчётливой, выразительной дикции; единой манере пения и говора. Музыкальный руководитель должен подходить к такой работе профессионально.

На музыкальных занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Основой репертуара, предназначенного для обучения ребят, должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям: прибаутки, потешки, небылицы, пестушки, дразнилки, скороговорки, загадки и другое.

Прибаутки, потешки нужны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, информационного запаса. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяли рано возникшую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомили и с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота – воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Небылицы вызывают у детей смех и в тоже время укрепляют в них понимание подлинных, реальных связей, вещей и явлений. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность.

Весёлая, словесная игра скороговорок увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи, фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы.

Поэтичны русские загадки. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего – то скрытного, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. В них богатая выдумка, остроумие, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: " без лица в личине ". И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос в загадке будет разгаданным.  Детей старшего возраста знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырёх строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение частушек – для детей старшего возраста. Всё свободное время дети играют.

У сельских детей это могут быть старинные игры и хороводы о которых они узнали от своих бабушек и дедушек. Такие, как: "колечко", "бояре" и т. п. Городские больше играют "в резиночку", "в мяч ". Игра - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили её содержание.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретает свой голос. Знакомить с народными инструментами начинаем ещё в младшей группе. Показываем детям барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, играем на этих инструментах. Дети узнают об их истории.  Детей старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, показываем несколько видов русской гармоники: саратовскую с колокольчиками, шуйскую гармонь, баян. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточиванию внимания певцов, подготавливает, " разогревает " слуховой аппарат.

Основной материал для распевания - песенный, но могут применяться и специальные упражнения. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.

Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса - это естественный, " близкий " звук; дикцию, напоминающую разговорную речь; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса.

Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.

Укрепление навыков дыхания - одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего используются как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием - короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование.

Брать дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Если дыхание " перебирается " или " запирается " - звук становится зажатым. Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его при помощи специальных упражнений:

  1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительных выдохов (при этом фиксируется внимание по работе диафрагмы и мышц живота. )
  2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.

Дыхание – основа вокальной техники. Правильное дыхание – диафрагмальное, т.е. нижнерёберное. Когда набирать воздух в лёгкие следует не открытым ртом, а спокойно, как бы вдыхая запах духов и цветов.

  1. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе. Главная задача в таких упражнениях – естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грузного и головного резонаторов, а отсюда – ровное звучание голосов.
  2. Тренировка с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора. Короткая попевка, состоящая из простейшего тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура.
  3. В работе над протяженностью звучания голоса следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Очень полезны распевы. Начинать рекомендуется с двух звуков на один слог, следить за ровностью звука и ритма. Постепенное увеличение звуков в распеве до 3 – х, 4 и более, поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука. Распевы также улучшают тембр голоса и укрепляют дыхание.

Отдельные народные песни «в одиночку не вытянешь, духу не хватит». Только при коллективном исполнении на «едином» дыхании возможно исполнение протяжных песен. Называется такое исполнение термином «цепное дыхание» и означает попеременное поочередное дыхание участников хора. Одно из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения у всех певцов хорового коллектива. Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Ну и в народной манере должен быть светлый, лёгкий. С очень незначительной вибрацией. Нельзя петь резким, крикливым звуком.

Перенимание «с голоса» манеры пения один из методов вокального воспитания. Слабо подготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой пения. Так навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Необходимы такие индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать записи песенных образцов, прослушивание песни даст детям слуховые ориентиры о манере исполнения, они запечатлеваются в памяти. Все эти вокальные навыки – дыхание, дикция, манеры пения, отработанные на занятиях, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением. Из опыта работы по обучению детей народному пению.

Народное творчество, фольклор – это чуть ли не единственная возможность спасти человека от бездуховности, от внутренней пустоты. И начинать нужно с детей. Ведь если с самого раннего возраста им сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Когда при создании ансамбля, первый раз включила магнитофон, а дети: «О, старухи запели», - и было в этих словах призрение. И смеялись. Полная глухота к песням народным. Но нужно быть готовым. Нужно было их заинтересовать. На занятиях я знакомила с бытом русских людей, как жили, что пели и что для них значила песня. Уже после первого занятия появилась небольшая искорка заинтересованности, дети начинали понимать, что они о народной песне ничего не знают: узнавали, что вся жизнь их предков протекала с этими песнями. В конце занятия включала опять магнитофон, дети уже слушали.