Методическое сообщение на тему: «Развитие способностей учащихся посредством привлечения их к участию в музыкально-сценических постановках»
Сообщение об организации внеклассной работы с учащимися посредством привлечения их к музыкально-театрализованным постановкам. Цель - пробудить творческий интерес к музыкальному искусству, развить чувство свободы, преодоления боязни сцены, способствовать развитию образного мышления и чувства ритма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение на тему: «Развитие способностей учащихся посредством привлечения их к участию в музыкально-сценических постановках»
Каждый год в нашу музыкальную школу приходят новые дети. Желание дать ребенку музыкальное образование бывает у родителей очень велико. Однако, ни родители, ни сам ребенок не понимают порой всей серьезности музыкального обучения.
«Меня всегда очень радует, когда я наблюдаю у ребят интерес к музыке, желание не только слушать ее, но и самому спеть или сыграть что-нибудь, а может даже и сочинить что-то»- говорил Д. Б. Кабалевский. И как же бывает досадно, когда это желание у ребенка пропадает. Почему же так происходит?
Анализируя свой многолетний опыт работы в музыкальной школе, я вижу две причины. Первая из них – полная неосведомленность родителей и ребенка о серьезности музыкального обучения, а в связи с этим – ожидание результата без приложения к этому каких бы то ни было усилий и стараний, восприятие музыкальной школы, как чего-то легкого и несерьезного. Естественно, не получив быстрых желаемых результатов, интерес у таких родителей и ребенка постепенно пропадает. Педагогу же в таких случаях приходится тратить немало знаний и фантазии, чтобы одновременно «воспитывать» родителей и ученика.
Вторая причина кроется, на мой взгляд, в сути детской психологии. Когда мы отправляем ребенка в общеобразовательную школу, он видит, что он - как все. Когда же ребенок идет в музыкальную школу он часто оказывается оторванным от своих друзей-одноклассников. Он – один.
В этом случае задача педагога состоит в том, чтобы оградить своего ученика от «детского страха», что он не такой, как все, заинтересовать его, сдружить с ребятами (может быть даже старшими), привлечь к ансамблевой игре, к концертным выступлениям и т.д.
На протяжении многих лет, в рамках внеклассной работы с учащимися, в качестве экспериментальной деятельности, я занимаюсь постановками музыкально-театрализованных концертов, детских музыкальных спектаклей, пишу сценарии, стихи, музыку.
Цели и задачи подобного рода деятельности - заинтересовать детей, привлечь их к музыкальным занятиям, развить чувство свободы и преодоления боязни сцены, способствовать развитию образного мышления и чувства ритма, так необходимых для занятий по специальности.
По моим наблюдениям дети, участвующие в подобных постановках, практически никогда не бросают обучение в музыкальной школе. Напротив, преподаватели, чьи дети заняты этой формой работы, отмечают только положительное влияние на процесс обучения по специальности. Немаловажным фактором является для ребёнка работа в коллективе. Общение, объединённое одной творческой целью, формирует у ребят чувство ответственности не только за себя, но и за общее дело. Такая деятельность создаёт условия для развития творческих способностей, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения перевоплощаться в сценические образы. Кроме того у детей появляется возможность применить многие свои навыки и умения, которые они приобретают в музыкальной школе: умение петь(сольфеджио), использование навыков игры на том или ином инструменте для музыкального оформления или сопровождения (специальность), умение применить навыки двух или трёхголосного пения(хор) и др.
Сложно переоценить развивающий момент такого рода постановок. Артисты, а это учащиеся музыкальной школы ощущают значимость своего музыкального образования, так как их знания и умения находят достойное и полезное применение. Есть выход для творческой детской энергии, есть радость от выступления и заслуженных аплодисментов. Такие ребята, даже с очень скромными музыкальными способностями, практически никогда не бросают обучение в музыкальной школе. Они тянутся за более способными ребятами, а чувство собственной значимости делает их выступление уверенными. Конечно, постановка такого рода музыкально-театрализованного концерта зависит от фантазии постановщика и от общей творческой атмосферы музыкального коллектива. Можно взять готовый музыкальный сценарий, а можно сочинить самому, как , например сделала это я для школьного праздника «Посвящение в музыканты». Сочинить музыкальную сказку, да еще, чтобы она нравилась детям, дело совсем не простое, порой приходится работать часами, чтобы получилась удобная для исполнения и понятная песня. Ведь артисты – это наши ученики и каждый спектакль должен решать не только музыкально-эстетические, но и нравственные задачи. В каждом сюжете, как и в каждой сказке должен быть смысл. Я приверженец классики, где добро побеждает, а злодеи перевоспитываются и детям, вероятно уже уставшим от современных компьютерных монстров и супергероев, это нравится. В нашей школе детские музыкальные спектакли стали столь популярны, что нашли положительный отклик не только у учеников, но и их родителей и педагогов.
Хорошо, когда к этому делу подключаются родители, помогают с костюмами, декорациями, а если уж они соглашаются поучаствовать в постановке, да еще вместе с педагогами, вы не представляете, на сколько возрастает работоспособность у детей.
Подобная деятельность – это занятие в коллективе, что является важным фактором для ребенка. Исчезает страх одиночества, формируются навыки коллективных действий, позитивное воздействие оказывается и на коммуникативную сферу. Общение, объединенное одной творческой целью, формирует у ребят чувство ответственности не только за себя, но и за общее дело. Такая деятельность создает условия для развития творческих способностей, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения перевоплощаться в сценические образы.
В процессе занятий у детей формируются навыки создания образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами, развиваются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально - ритмических движений, формируется устойчивый интерес к музыкальному искусству.
Занятия способствуют развитию воображения детей, у них развивается ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, заметно обогащается речь. Все эти качества необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Очень важно объяснить ребенку, что музыкальный театр отличается от обычного театра, дать понять, что для такого рода деятельности необходимо музыкальное образование, владение инструментом, знание нотной грамоты, умение сольфеджировать по нотам и т.д.
Таким образом, получается, что для музыкально-театрализованных постановок ( а подобному роду деятельности, как я выяснила, дети всегда рады) важным является музыкальное образование,(и это ребёнок тоже должен понять), а для музыкального образования будет не лишним развитие творческих способностей учащихся, путём привлечения их к музыкально-театрализованным постановкам.
Научить ребенка раскрепощено и свободно чувствовать себя на сцене очень сложно. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда, казалось бы, хорошо подготовленный ребенок, выходя на сцену, выглядит так, как мы не ожидаем. Он делает ошибки, забывает текст, руки не слушаются, порой даже трясутся. Здесь, конечно, нужно рассматривать скорее психологический, нежели педагогический аспект. И надо отметить, что с годами у таких ребят это не проходит, а порой и усугубляется. Получается, что ребенок не получает удовлетворения от выступления. Если вдуматься: ребенок работал, старался, все выучил, а в итоге – страх, волнение и разочарование, да еще смотря, как поведут себя в этой ситуации родители ребенка. Самое, на мой взгляд, печальное, когда ребенка забирают из школы. Из собственного опыта могу сказать, во избежание подобных случаев ( когда родители решают прекратить образование ребенка в музыкальной школе) на помощь как раз и может прийти участие в музыкально – театрализованных постановках. .
Попадая в коллектив, где царит радость творчества, радость общения, где дети получают удовольствие от музыкально-театрализованных репетиций, на которых можно пошутить и посмеяться, где тебя всегда поддержат, где желание выходить на сцену и выступать становится потребностью, ребенок постепенно раскрепощается, раскрывается с эмоциональной стороны, проявляются его другие музыкальные способности, например вокальные. Бывало и так, что после премьеры о некоторых учащихся можно было услышать: это он? Да кто бы мог подумать. Конечно, далеко не все ребята изберут в дальнейшем музыкальные учебные учреждения.( как бы нам этого не хотелось, потому что есть факторы от нас не зависящие)Но воспитать творческую, разносторонне развитую личность, приобщить ребенка к музыкальному искусству, вырастить слушателя и любителя музыки, который потом приведет к нам своих детей - это в наших силах. К тому же Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач в настоящее время становится повышение общекультурного уровня воспитанников, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры у детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наличие в нашей школе музыкально- сценического коллектива «Светлячок»(руководителем которого я ,собственно, и являюсь) для многих детей стал гармоничным дополнением к музыкальному образованию. Для ребят этого коллектива - это ещё и возможность принять участие в фестивалях и конкурсах(что очень важно для поднятия самооценки).
За два последних учебных года музыкально-сценический коллектив «Светлячок» дважды становился лауреатом международных фестивалей-конкурсов.
05.05.2014-«Светлячок»-Диплом лауреата 1 степени IV Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Очарование Богемии» в рамках Международного проекта «Салют талантов»г. Прага, Чехия.
11.05.2015- «Светлячок» -Диплом лауреата 2 степени IV Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Слияние культур. Хореография и театр.» рамках Международного проекта «Салют талантов» г.Казань.
11.05.2015- Смирнова Юлия - Диплом самого артистичного участника IV Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Слияние культур. Хореография и театр.» рамках Международного проекта «Салют талантов» г.Казань
И в заключение хочется сказать, что в нашей школе работа музыкально-сценического коллектива выполняет, конечно же, вспомогательную роль в основном процессе обучения. Мы стараемся заинтересовать не только тех ребят, которые занимаются в данном коллективе, но тех, кто приходит на наши концерты.
Согласитесь, что в наше время становится все труднее привлечь детей к чему-то настоящему, живому. Порой наши дети не хотят думать, они хотят нажимать на кнопки и получать все. Они воспитаны на телевизионных шоу, где детский репертуар уже практически полностью вытеснен взрослым. Дети развиваются однобоко, а мы видим своей целью - воспитание всесторонне развитой и творческой личности.
