Разработка открытого урока: "Применение теоретического анализа в работе над музыкальным произведением в классе аккордеона"

Киселёва Вера Анатольевна

Цель: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения  музыкального произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок в классе аккордеона преподавателя В. А. Киселевой МОУ ДОД «Детской школы искусств» г. Пыть-Ях

Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА».

Цель: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения  музыкального произведения.

Задачи:

  1. Использование теоретического анализа в работе над музыкальными произведениями с учащейся 5/7 класса Мугтазировой Алиной.
  2. Применение теоретического анализа при чтении с листа легких пьес с учащейся 4/7 класса Коляденко Валерией.
  3. Овладение исполнительскими приемами и средствами музыкальной выразительности в соответствии с художественным замыслом пьес.
  4. Развитие полифонического мышления старшеклассников.
  5. Укрепление межпредметных связей.

Дидактический материал:

  1. План теоретического анализа.
  2. Слайдовая презентация.
  3. Нотные сборники:
  • Аккордеон. 1 – 3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2002.
  • Бажилин, Р. Н. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
  • Брызгалин, В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов. Тетрадь 3. Фугированные формы / В. С. Брызгалин. – Курган: Мир Нот, 2001.

Оборудование: 2 аккордеона, 2 пульта, компьютер, процессор для воспроизведения слайдов.

Форма урока – комбинированный урок.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Объявить тему урока, цель, задачи. Представить учащихся.

(слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6)

  1. Проверка домашнего задания.

На дом Мугтазировой Алине было задано:

  1. Подготовить аннотацию, используя план теоретического анализа на следующие произведения: Ф.Бургмюллер «Этюд» C-dur и И.Пахельбель «Хроматическая фуга» e-moll
  2. Уверенно доучить текст произведений, работать над выразительностью исполнения.

Преподаватель зачитывает подготовленную ученицей аннотацию на произведение Ф.Бургмюллера «Этюд» C-dur. Алина исполняет данное произведение в соответствии со своим представлением художественного замысла композитора (слайды 7, 8, 9).

После исполнения вопрос к ученице: все ли получилось так, как задумано. Над чем необходимо еще поработать. Соответственно формулируем новое домашнее задание.

Зачитывается аннотация на полифоническое произведение. Алина исполняет «Хроматическую фугу» e-moll И.Пахельбеля. (слайд10).

  1. Сообщение нового материала.

Данную фугу мы постарались приблизить к стилю эпохи барокко с помощью органного регистра. Хоть аккордеон и орган рождены в разное время (слайд11), посмотрим, что общего в строении этих инструментов (слайды 12,13,14).

 Сегодня мы поговорим об экспозиции, как первом разделе фуги. Отличительным признаком фуги является наличие в экспозиции одноголосного изложения темы с последующим имитационным проведением ее во всех голосах, вступающих постепенно в соединении с контрапунктирующими голосами (слайд 16). Алина правильно описала в своей аннотации последовательность вступления голосов. Теперь осталось самая  малость – провести каждую тему так, чтобы она не терялась в наслоении голосов. Что для этого необходимо сделать. Учитывая специфику нашего инструмента, где динамически практически невозможно разделить одновременное звучание голосов, мы прибегаем к методу штрихового контраста, который в данной фуге уже заложен изначально в характере темы и противосложения. Итак, вопрос Алине: чтобы тема прозвучала «решительно», как ты пишешь в своем анализе, какой штрих необходимо применить для ее проведения?

Правильно – нон легато. Давай проведем тему и ответ отдельно по голосам. Твоя задача добиться максимального сходства в длине исполняемых звуков, т.е. в штрихе.

Отлично, молодец! Противосложение – почему оно имеет такое название, как ты думаешь?

Да, правильно, так как оно противостоит ответу. Но, кроме того, что оно находиться в противоположном регистре, противосложение является контрастом по отношению к ответу. Давай сравним:

  1. Направление движения мелодии.
  2. Ритм.
  3. Штрих.

Прошу исполнить противосложение, соблюдая характер ритмического рисунка, используя точный штрих.

Отлично. Молодец! Посмотри, в 4 такте нет проведения темы ни в одном голосе. Этот кусочек музыки называется кодеттой, т.е. связкой, необходимой для подготовки вступления темы в другом голосе и в другой тональности. Обрати внимание, на каком музыкальном материале следует звучание голосов? Верхний – на материале противосложения, нижний голос – продолжает ритмический рисунок темы. Открою тебе маленький исполнительский секрет: звуки кодетты должны исполняться чуть тише, более легким штрихом-туше, выровненной динамикой, чтобы оттенить яркость вступления ответа – повторения темы на новом динамическом и эмоциональном уровне.

Теперь попрошу исполнить экспозицию и отметить вступление каждой темы точным штрихом и пальцевой атакой на первый звук, активное туше поможет услышать появление нового голоса, показать изящную, легкую как пушинка кодетту.

В завершении экспозиции обычно после окончания последнего проведения темы следует интермедия, заключающая экспозицию и связывающая ее с последующей частью, границы, между которыми устанавливаются, зачастую, весьма условно. В данной фуге такой интермедии нет, но есть дополнительное проведение темы в основной тональности в голосе альта. Появляется эта тема stretto – вступление ответа до окончания темы, которое должно быть внятным, четким, т.к. ответ становится в данной стреттной ситуации ведущим голосом. Давай попробуем еще раз исполнить окончание экспозиции с более активным вступлением последнего голоса в партии альта.

  1. Закрепление нового материала.

Итак, что нового ты сегодня узнала на уроке? Проверяем (слайды 17,18,19).

Теоретический анализ музыкальных произведений используется нами не только на предмете «Музыкальный инструмент (аккордеон)», но и на «Чтении с листа». Каждый учащийся в моем классе имеет примерный план анализа пьес по классам. Сегодня Коляденко Валерия, учащаяся 4/7 класса покажет его применение при чтении с листа легких пьес.

Валерия анализирует и исполняет р.н.п. «Заинька», «Баю-бай», укр.н.п. «Звоны» из сборника «Аккордеон. 1 – 3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие» / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2002, стр. 6 – 7, (слайды 20, 21, 22).

  1. Подведение итогов.

(слайд 23)

Теоретический анализ исполняемых произведений способствует:

  1. активизации музыкального мышления учащихся во время исполнения,
  2. осмысленному осознанному воспроизведению композиторского замысла,
  3. воспитанию художественного вкуса,
  4. исполнительскому совершенствованию.

Для развития художественного воображения и создания музыкального образа, обучающимся необходимо научиться анализировать исполняемые произведения самостоятельно. Исходя из этого, дополнением к домашнему заданию для Алины будет анализ Вариаций на р.н.п. «Посею лебеду на берегу» В. Иванова, а для Валерии пьесы А. Доренского «Мамин вальс».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА. Открытый урок на тему:

Слайд 2

Цель урока: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения музыкального произведения.

Слайд 3

Задачи урока : Использование теоретического анализа в работе над музыкальными произведениями с учащимися старших классов аккордеона

Слайд 4

2. Применение теоретического анализа при чтении с листа. 3. Овладение исполнительскими приемами и средствами музыкальной выразительности в соответствии с художественным замыслом пьес.

Слайд 5

4. Развитие полифонического мышления старшеклассников. 5. Укрепление межпредметных связей.

Слайд 6

5 -7 классы. Название пьесы, композитор. Время создания, эпоха (кроме обработок народных мелодий). Жанр (бытовой, классической музыки, полифония). Форма ( фугетта , фуга, трехчастное, крупная форма – вариации, рондо, сонатина, часть сонатного цикла). // Далее разбор произведения по частям // Знаки альтерации при ключе, тональность. Размер, метроритм. Темп (если есть обозначение), агогика (замедления, ускорения, ферматы). Фразировка (динамика, люфтпаузы ). Штрихи. Характер (взаимосвязь с каждым пунктом плана).

Слайд 10

И. Пахельбель композитор, органист 1653-1706

Слайд 11

Орган – родом из эпохи барокко Аккордеон – детище XIX века

Слайд 12

органные регистры регистры аккордеона

Слайд 13

Эти штуки расположены сзади органа. Напоминают меха . Они еле заметно раздуваются, когда на органе исполняются определенные партии.

Слайд 14

4 клавиатуры органа

Слайд 15

«Фуга – это ничто иное, … как частое повторение одной и той же темы в раз-личных местах. Она названа так от слова «бежать», т.е. один голос догоняет другой, исполняя ту же самую тему. … При испол-нении фуги нужно размышлять, рассмат-ривать все детали с большим прилежанием, чтобы понять как и каким путем все объединено, сплетено, сдвоено прямым или обратным способом, с искусством и привлекательностью соединено в одно целое и доведено до конца». М. Преториус (1571-1621) Немецкий теоретик и композитор .

Слайд 16

экспозиция

Слайд 17

Что общего между аккордеоном и органом? Сходство в строении: клавиатура, регистры, мех. С помощью какого выразительного средства аккордеонисты выделяют звучание темы в фуге? Штрих. Как называется второе проведение темы? Ответ.

Слайд 18

Как называется небольшая связка между проведениями темы? Кодетта. Как должна исполняться кодетта? Чуть тише, более легким штрихом-туше, выровненной динамикой. Что такое « stretto » в фуге? Вступление ответа до окончания темы.

Слайд 20

Скачут по лесу у самой опушки Маленький хвостик и длинные ушки.

Слайд 21

Баю-бай, баю-бай, Поскорей засыпай.

Слайд 22

Ой звоны звонят, Злого волка гонят!

Слайд 23

ИТОГ Теоретический анализ исполняемых произведений способствует: активизации музыкального мышления учащихся во время исполнения, осмысленному осознанному воспроизведению композиторского замысла, воспитанию художественного вкуса, исполнительскому совершенствованию.