Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе детских школ искусств

Гончарук Лидия Андреевна
Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить их, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, а если говорить конкретно о применении мультимедийных технологий на уроках в школе искусств, то это может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Применение мультимедийных технологий в детской школе искусств связанно с некоторыми трудностями, т.к. во многих школах нет оборудованных компьютерных классов для занятий с детьми. Поэтому использование персональных компьютеров на групповых занятиях можно заменить на интерактивные доски и мультимедийные проекторы с экраном для аналогичного представления информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dshi_no5_goncharuk_doklad_konferentsiya_aprel_2014.docx28.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

II Областная открытая научно-практическая конференция

Гончарук Л.А.

 

концертмейстер МБОУ ДОД «Детская школа искусств №5» г. Курска

«Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе школ искусств» 

Курск-2014.

1. Мультимедийные технологии. В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В достижении этой цели педагогу детской школы искусств призваны помочь мультимедиа-технологии — одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедийные технологии – это бурно развивающееся направление новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.

Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Технически мультимедийные средства обучения включают: мультимедийный компьютер, укомплектованный всем необходимым программным обеспечением; теле- и радиотюнеры, позволяющие принимать теле- и радиопередачи; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; веб-камеры для проведения телеконференций и визуального общения; различные экраны, устройства аудио и видеовоспроизведения и отображения информации.

2. Применение в обучении. Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства различной природы и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия.

Мультимедийные технологии позволяют:

  • повысить информативное наполнение занятий;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать преподавателю комфортные условия работы на уроке.

Применение мультимедийных средств на уроках активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

  • во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;
  • во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;
  • в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и видеофрагментов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает следующее:

  • резко повышается интерес обучающихся к работе и их активность;
  • развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
  • педагогу предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

3. Практика применения. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить их, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, а если говорить конкретно о применении мультимедийных технологий на уроках в школе искусств, то это может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Применение мультимедийных технологий в детской школе искусств связанно с некоторыми трудностями, т.к. во многих школах нет оборудованных компьютерных классов для занятий с детьми. Поэтому использование персональных компьютеров на групповых занятиях можно заменить на интерактивные доски и мультимедийные проекторы с экраном для аналогичного представления информации.

Презентации. Одним из ярких представителей мультимедийности можно считать презентации. Мультимедийные презентации следует рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. С помощью презентаций преподаватель может проводить мультимедийные занятия. Качественный мультимедийный урок основывается на четырех направляющих: программном обеспечении, техническом оснащении, образовательном контенте и ИКТ-компетентности учителя.

Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск и создание мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.
Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Поэтому мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу обучающихся, помогают формировать образное мышление.

На уроке с мультимедийной поддержкой мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

На групповых уроках при изложении учебного материала можно использовать готовые программные продукты или созданные педагогом самостоятельные электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело.

Благодаря презентациям на уроках теоретического цикла и других групповых занятиях обучающиеся могут изучать новый материал в более удобной и современной форме. Подготовка педагога к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

На уроках музыкальной литературы целесообразно не только слушать, но и «видеть» музыку. Так знакомство с оперой или симфоническим произведением будет более осознанным, а видеоряд поможет быстрее запомнить музыку благодаря задействованию нескольких компонентов восприятия информации у обучающихся. Использование мультимедийных презентаций на групповых мероприятиях теоретического цикла (викторинах, музыкальных гостиных) позволяет предоставить информацию более ярко и повысить интерес детей к предмету.  

С помощью презентаций на уроках изобразительного искусства обучающиеся знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства. Добавив к презентации музыку мы повысим восприятие информации.

Благодаря мультимедиа на уроках изобразительного искусства возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства. Сравнивая работы разных художников, ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

На сегодняшний день нами используется технология автономного обучения по классу хореографии. Здесь используется так называемый мультимедийный интернет-ресурс – современный и очень удобный механизм, который содержит текстовую, аудио и видео информацию и позволяет закреплять полученные на уроках знания. Обучающиеся имеют доступ к выложенным в интернет видеоурокам и музыке, по которым они успешно занимаются дома, повторяя пройденный материал. Так же имеется возможность просматривания концертных и конкурсных выступлений для объективной оценки исполняемого материала и дальнейшей работы над улучшением качества номеров.

Медиатека. Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Поэтому мультимедиа-центр детской школы искусств должен быть укомплектован мультимедийными музыкальными обучающими программами, медиатекой, электронными образовательными ресурсами (электронными справочниками и пособиями, программами-тренажерами, игровыми программами и музыкальными редакторами). Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, педагоги формируют собственные средства обучения, составляет свои презентации, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки в детской школе искусств. Ресурсы медиатеки позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса обучающихся к изучаемой теме.

Заключение. В современном мире применение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью деятельности человека в самых различных сферах. В науке, производстве, бизнесе, журналистике, медицине и образовании компьютер служит средством общения, генерации новых идей, контроля. В образовании же использование информационных технологий характеризуется широким применением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации обучающихся, созданию актуальной настройки на обучение. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее, ведь они будят интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности, позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

На сегодняшний день создание мультимедийной презентации является одной из самых востребованных форм в общей системе образования. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.

Использование мультимедиа технологий в образовании – это интересно и инновационно. Каждый педагог, используя мультимедийные технологии в детской школе искусств, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для него - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.