Свойства голоса. Понятие о голосе,силе голоса,высоте голоса,тембре,диапазоне голоса,вибрато,резонатор.
В данной методической разработке расскрываются свойства голоса,понятие о голосе и его свойствах.Может использоватся для ознокомления,в качестве раздаточного материала учащимися ,студентами,преподавателями по вокалу,хормейстерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/metodicheskaya_razrabotk1_0.docx | 20.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДШИ №12
Асеевой Ольги Олеговны
(структурное подразделение «Детский Епархиальный Образовательный центр» при храме в честь Святых Царственных мучеников)
Тема: «Свойства голоса. Понятие о голосе, силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор».
ГОЛОС – это совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебаний воздух в дыхательных путях человека и распространяющихся в виде волн во внешнюю среду. Как всякий звук, голос имеет определенные свойства: Силу или громкость, высоту или частоту, тембр или окраску, диапазон, вибрато. В двух проявлениях человеческого голоса – разговоре и пении – эти свойства различны и певческий голос имеет свои особенности.
СИЛА ГОЛОСА (громкость) – это размах, амплитуда колебательных движений воздуха, зависит от силы звука, появляющихся в гортани и степень его усиления при прохождении по дыхательным путям. Она имеет большое значение для словесного общения на расстоянии, а в певческой работе особое значение при работе на сцене. Сила голоса может изменяться в зависимости от необходимости. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Сила голоса или громкость изменяется в децибелах.
ВЫСОТА ГОЛОСА – это способность органов слуха человека воспринимать частоту колебания воздушной струи, которая в свою очередь прорывается через колеблющиеся голосовые складки гортани в процессе голосообразования. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении, а в пении приобретать способность выражать музыкальные мысли. Высота звука – это частота движения голосовых складок за 1 секунду. Чем чаще совершается колебания складок и воздуха, тем более высокий мы слышим звук. Высота звука измеряется в герцах. У мужчин она колеблется от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. Таким образом, основным определяющим моментом для высоты голоса человека является пол человека, а если более точно сказать – гармональный фон – качество и уровень половых гармонов организма. Последний может меняться с возрастом, в связи с этим может и измениться и высота голоса. В процессе голосообразования высоты (или частоты) колебание голосовых складок регулируется напряжением их и зависит от размеров гортани – длины, ширины. Толщины упругости складок т. е. от «природы», но она может меняться в процессе обучения певца.
ТЕМБР или окраска звука – важное выразительное качество голоса, особенно певческого голоса, определяется различными терминами «светлый, «темный», «серебристый», «бархатный», «металлический», «мягкий» и др. В физическом значении тембр зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки голоса сложные и состоят из основного тона и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, высоты. Вершина обертонов называется формантами. Наличие в звуке высотных формант (высокая певческая форманта) делают голос серебристым полетным звонким. Низкочастотные форманты (низкая певческая форманта)глубоким мягким матовым. Таким образом обертоны и форманты обеспечивают характерное звучание голоса у каждого певца индивидуально. При современном уровне записи если вырезать певческую форманту голос обедняется и узнать кто поет не возможно. С физиологической точки зрения, тембр – это результат тонких процессов в психике, создающих основу для большого разнообразия модуляций тонов по высоте. Тембр может передавать состояние человека. С научной точки зрения у человека существует 2 тембровые разновидности: Вокальный тембр, определяющий гласные звуки Экстровокальный тембр – индивидуальная особенность голоса, характерная для разговорного голоса. По вокальному тембру мы определяем что говорит человек, по экстровокальному тембру мы определяем кто говорит. Певческий голос отличается особым тембром «поставленного голоса», звучащим звонко, ярко, объемно. Тембр определяет основной признак ценности голоса – качество звучания, на тембр обращают особое внимание при отборе в специальные учебные заведения – музыкальные училища, училища искусств, консерватории, академии музыки. Тембр – природное качество голоса, но он может улучшаться в процессе обучения. Вокальный тембр характеризуется такими элементами как: блеском (это как правило врожденное качество), объемом, плотностью, окраской. Умение певца изменять тембровую окраску звука – создавая различные оттенки тембра – имеет в певческом искусстве огромное значение для создания художественного образа. Самые блестящие способности и самые тембрально красивые голоса нуждаются в развитии, правильной постановки голоса, системной работы. Только разумное и упорное обучение может сделать ясным тембр, усовершенствовать гибкость и усилить силу голоса. И совершенно ясно что в тембрах будет столько оттенков сколько эмоций, переживаний в это будет вкладывать певец.
ДИАПАЗОН ГОЛОСА – объем тонов, которые могут быть воспроизведены голосом в приделах границ между самым низким и самым высоким звуком. Зависит он от возраста, пола, природных данных, вокального образования, развития голоса. Разговорный и певческий голос различается по диапазону: первый имеет тоновую чистоту в приделах одной октавы, а тоновый диапазон певческого голоса значительно шире и зависит от вокального образования. В процессе профессионального обучения диапазон должен расширяться т. Е. развиваться по возможности голосового аппарата до максимальной степени. Это как правило развитие крайней верхней части диапазона. Мужские голоса достигают диапазона в 2 – 2,5 октавы, а женские могут превышать 3 – 4 октавы (перуанская певица Има Сумак использовала 4 октавы). Такой большой диапазон это результат развития голоса и тщательной работы над ним. Увеличение диапазона – процесс тонкий, требующий осторожной, длительной работы и постепенного развития голосового комплекса.
ВИБРАТО - это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона. Певческий голос имеет приятную, ровную пульсацию, вибрирование голоса по силе и высоте – вибрато. Естественное вибрирование складок по амплитуде частоте зависит от их тонуса. Это индивидуальное качество голоса может меняться во время обучения. Оно может меняться в зависимости о тесситуры, силы звука, от психоэмоциональных переживаний певца и характера исполняемой оперной партии, произведения. Вибрато создает у слушателя ощущение богатства звучания, эмоционального исполнения и делает звук полетным. Отсутствие вибрато («прямой звук») превращает пение в безжизненное напряженное звучание. Изменение вибрато бывает при заболеваниях или при не правильном режиме работы голосового аппарата такие как: длительная форсировка, неустойчивое положение гортани что может привести к тремоляции, пение в высокой тесситуре не свойственной для природы голоса. Профессиональный певческий голос не может звучать качественно без использования резонаторов.
РЕЗОНАТОР – это полое тело, заполненное воздухом, имеющее стенки и выходные отверстия. В голосовом аппарате это грудная клетка (самый большой резонатор), полость глотки, рта, носа, и придаточных пазух носа. Необходимо сказать, что певец может сохранить свой голос молодым и свежим только тогда, когда будет постоянно присоединять головной резонатор ко всем остальным положениям звука. В этом и кроется великая тайна певцов сохранивших свой голос молодым и свежим до глубокой старости. В этом и заключается сложность достижения совершенства выбранной профессии.
Заключение.
Данная методическая разработка раскрывает понятие о голосе, о его свойствах: силе голоса, высоте голоса, тембре, диапазоне голоса, вибрато, резонатор, что помогает учащимся на занятии быстрее и легче справиться с поставленными перед ними задачами. Может использоваться в работе в качестве раздаточного материала учащимся старших классов отделений сольного пения в ДШИ и ДМШ, студентами средних и высших профессиональных учебных заведений, а также педагогами хормейстерами для ознакомления с теоретическими аспектами свойств голоса на занятиях с хором.
Список основной литературы
1. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» Москва 1968 год;
2. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г.: «Справочник по элементарной физике»; 10-е изд., 1988г.
3. Назаренко И.К. «Искусство пения» Москва 1968 год;
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.: Владос, 2002.
5. Трофимова С.Н.«Физиология голосообразования» Екатеринбург 2009 год;
6. Большая советская энциклопедия.