дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты", "История исполнительства на классической гитаре"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Народные инструменты» ГИТАРА. Предметная область В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ В.03.УП.03. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА КАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ. Срок реализации 1 год. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета,учебный план, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, системы оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств п.Новозавидовский
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Народные инструменты»
ГИТАРА
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В.03.УП.03. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА КАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
По музыкальному развитию в системе дополнительного образования детей детских музыкальных школ и музыкальных отделений
детских школ искусств
Составитель: Бенсман Вера Игоревна,
преподаватель МБОУ ДОД ДШИ
п.Новозавидовский
п.Новозавидовский 2014 г.
Программа одобрена Утверждено
педагогическим советом ________________Сапёрова И.Г.
МБОУ ДОД ДШИ Директор МБОУ ДОД ДШИ
П.Новозавидовский п. Новозавидовский,
Протокол № 2 от 30.10.2014. Конаковский район,
Тверская область.
Составитель: Преподаватель Бенсман Вера Игоревна
Рецензент: Преподаватель высшей категории Бенсман Л.И.
Содержание программы учебного предмета
1. Пояснительная записка.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию -учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета:
- Сведения о затратах учебного времени;
- Учебный план.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4. Формы и методы контроля, система оценок:
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; итоговая аттестация;
- Критерии оценки.
5.Методическое обеспечение учебного процесса.
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы;
6. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гитара является одним из популярных музыкальных инструментов, используемых в профессиональной, и в любительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Гитара - не только аккомпанирующий и сольный музыкальный инструмент, это целый мир: исполнители, композиторы, аранжировщики, преподаватели, гитарные мастера, историографы, коллекционеры, энтузиасты, почитатели, гитаристы- любители… Это – достойная часть мировой культуры, изучение которой будет интересно многим.
Гитаре посвящали музыку, картины, песни, исследования, прозу, преподавательский и мастеровой талант, исторические труды, стихи. Ей посвятил восхищённые строки М.Ю. Лермонтов:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я.
Забываю небо, вечность, землю,
Самого себя…
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
В детских школах искусств в процессе обучения учащихся инструментальных отделений недостаточно внимания уделяется важнейшей составляющей музыкального образования, как история инструментального исполнительства.
На уроках музыкальной литературы изучается творчество композиторов, а об исполнителях - только упоминается. Очень мало освещается тема народных инструментов и особенно инструмента гитара. Внеклассная работа, проводимая преподавателями, многообразна и частично восполняет этот недостаток. Но этого недостаточно.
Обучающиеся ДШИ должны иметь более объемные и систематизированные знания в области истории развития инструмента и музыкального исполнительства (отечественных и зарубежных школ).
Введение предмета в учебный план общеразвивающих образовательных программ ДШИ актуально на современном этапе, особенно это касается предпрофессиональных программ.
Предмет предполагает освещение основных этапов развития инструмента гитара, обзор творчества выдающихся исполнителей, композиторов, ознакомление с музыкальными произведениями, созданными для данного инструмента, прослушивание и просмотр записей исполнителей на гитаре, лауреатов и дипломантов конкурсов (в том числе детских, юношеских)
Предмет «История исполнительства на классической гитаре» предлагается ввести в раздел «Вариативная часть» дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программы в области музыкального искусства « Инструментальное искусство», « Народные инструменты», «Гитара». Также предмет можно ввести и в учебные планы общеразвивающих программ, осуществляемых в конкретной ДШИ.
Авторская программа учебного предмета «История исполнительства на классической гитаре» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. (2012 г.) Программа является частью учебной программы «Инструментальное исполнительство». « Народные инструменты» Гитара.
При составлении программы были использованы материалы:
Учебно-методический комплекс «Истрия исполнительства на народных инструментах» Специальность 071301 « Народное художественное творчество». Составитель Жданова Т.А., профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры и искусства и социальных технологий. Тюмень , 2011г.
Чупахина Т.И. «Курс лекций по истории исполнительства на народных инструментах». Омск.2004г.
Чарльз Дуккарт « Школа гитары».
Срок реализации учебного предмета:
Срок реализации данного предмета - 1 год, (35 недель)
При 5(6) сроке обучения - в 5 классе.
При 8(9) сроке обучения - в 8 классе.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом:
Общая трудоёмкость учебного предмета составляет 70 часов.
Из них: 35 часов – аудиторные занятия, 35 часов - самостоятельная работа.
Недельная нагрузка в часах:
Количество часов для аудиторных занятий – 1 час в неделю.
Количество часов для самостоятельной работы ( внеаудиторная нагрузка)- 1 час в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
- Групповая. Рекомендуемая продолжительность урока 40-45 минут, один раз в неделю.
Цели и задачи учебного предмета.
Предмет «История исполнительства на классической гитаре» является составной частью подготовки выпускника ДШИ по классу гитары. Гитарное искусство – это часть мировой художественной культуры. Оно прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связано с исполнительской и репертуарной инструментальной культурой. Становится ясным, насколько широкий круг вопросов включает в себя изучение истории исполнительства.
- Цель данного предмета - показать историческую обусловленность и последовательность развития искусства исполнительства, осмыслить процесс развития и становления инструмента гитара; изучить исторические закономерности формирования и основные особенности репертуара, особенности исполнительского искусства на гитаре.
- Целью учебного предмета также является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающихся, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
- Воспитать у обучающихся потребность познавать, изучать, слушать и анализировать.
- Достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
Задачи предмета:
- Одной из главных задач изучения данного предмета является побуждение обучающихся к уяснению вопросов истории и теории развития инструмента, игре на котором они обучаются;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры, расширение художественного кругозора обучающихся, а также развитие их способности ориентироваться в различных аспектах гитарного искусства, музыкальных стилях и направлениях.
- Оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Структуры программы учебного предмета.
Проблемы, освещаемые в данной программе, рассмотрены в контексте развития гитарного искусства с учетом принципа историзма и хронологической периодизации.
Программа включает следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени;
- учебный план;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Словестный: лекция, рассказ, беседа.
Наглядный: показ, иллюстрация, прослушивание материала.
Практический: Работа с аудио и видео материалами. Написание докладов, рефератов. Подготовка презентаций.
Эмоциональный: художественные впечатления.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Обеспечение преподавания данного предмета: наличие аудитории, соответсвующей санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности. Компьютер или ноутбук, телевизор, музыкальный центр, проектор мультимедийный + демонстрационный экран – желательно. Фото, аудио, видео материалы с активным привлечением интернет-ресурсов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей. Во время самостоятельной работы обучающиеся пользуются Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
2. Содержание учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени;
Таблица 1
Срок обучения/количество часов | 5 класс |
Количество часов | |
Аудиторная нагрузка | 35 |
Самостоятельная работа (часов в неделю) | 35 |
- Таблица 2
«Гитара» Срок обучения5(6) лет. | |||||||||
Вариативная часть (недельная нагрузка в часах) | |||||||||
Наименование предмета | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | |||
История исполнительства на классической гитаре | - | - | - | - | 1 | - | |||
Количество недель аудиторных занятий | - | - | - | - | 33 | - | |||
Промежуточная аттестация | - | - | - | - | 2 | - |
Таблица 3
Срок обучения/количество часов | 8 класс |
Количество часов (в год) | |
Аудиторная нагрузка | 35 ч. |
Самостоятельная работа (часов в неделю) | 35ч. |
- Таблица 4
«Гитара» Срок обучения 8(9) лет. | |||||||||
Вариативная часть (недельная нагрузка в часах) | |||||||||
Наименование предмета | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
История музыкального исполнительства | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - |
Количество недель аудиторных занятий | - | - | - | - | - | - | - | 35 | - |
Промежуточная аттестация | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Аудиторные | Самостоятельная работа | ||
1 | Из истории гитарного искусства. Возникновение и развитие. | |||
Зарождение гитары. Пять отчетливых периодов в ее истории: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет. | 1ч. | 1ч. | ||
Инструменты-предшественники гитары. Гитара и лютня. Гитара в Испании (XIII в.) Период возрождения гитары связан с итальянским композитором, исполнителем, педагогом Мауро Джулиани (родился в 1781 году). | 1 | 1 | ||
Фернандо Сор ( 1778 -1839)- знаменитый испанский гитарист, композитор. Одним из первых открыл в гитаре полифонические возможности. Произведения Ф.Сора для гитары. Его "Трактат о гитаре". Агуадо Дионисио (1784 – 1849 гг.) - выдающийся испанский исполнитель – виртуоз, композитор. Уроженец Мадрида. Имел огромный успех в Париже. | 1 | 1 | ||
Карулли Фернандо (1770 – 1841 гг.) - известный педагог, автор «Школы игры на гитаре», композитор, сочинивший около четырёхсот произведений, итальянский гитарист – виртуоз. Джулиани Мауро (1781 – 1829 гг.) – выдающийся итальянский гитарист – исполнитель, композитор, педагог. И.Фортеа????????? | 1 | 1 | ||
Маттео Каркасси (1781 –1829) - крупнейший итальянский гитарист-исполнитель, автор « Школы игры на гитаре», композитор. Регонди Джулио (1822 – 1872 гг.) - известный итальянский гитарист - виртуоз, композитор. | 1 | 1 | ||
Таррега Франсиско Эйксеа (1852 – 1909 гг.) – знаменитый испанский гитарист, основоположник современной гитарной школы Блестящий концертный исполнитель, композитор, автор знаменитейших произведений для гитары. | 1 | 1 | ||
Эмилио Пухоль (1886) -автор школы игры на шестиструнной гитаре, которая была построена на принципах техники Тарреги; испанский гитарист. И. Фортеа.Ф.Торроба(1891) | 1 | 1 | ||
Легенда XX века - Андрес Сеговия (1893-1987), ученик Тарреги и его продолжатель. Самый знаменитый гитарист ХХ века. | 1 | 1 | ||
Промежуточная аттестация ( 1четверти) | 1 | 1 | ||
Гитара фламенко. Стиль фламенко. Пако де Лусия - испанский гитарист, представитель стиля фламенко. | 1 | 1 | ||
2 | Гитара в Европе. Знаменитые исполнители. | 2 | 2 | |
Латиноамериканские гитаристы. Бразильский композитор Э.Вилла-Лобос (1887-1959). Сочинения Вилла-Лобоса - неотъемлимая часть репертуара современных гитаристов. Кубинские гитаристы. Яркий представитель - Акоста. Анидо Мария Луиза (1907г.р.) – выдающаяся аргентинская гитаристка. Концертант, композитор, педагог. Гавайская гитара и ее особенности. | 2 | 2 | ||
Семинарские занятия. | 1 | 1 | ||
Промежуточная аттестация ( первое полугодие) | 1 | 1 | ||
3 | Гитара в России.Россия 19века и начала 20 века. | 3 четв. | ||
Возникновение искусства игры на семиструнной гитаре в России. Знакомство с гитарой через итальянских гитаристов Джузеппе Сарти, Карло Коноббио, Паскуале Гальяни. Песни и романсы видных композиторов 19 века (А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв, А.А. Алябьев, .И. Дюбюк., П.П. Булахов.) | 1 | 1 | ||
Расцвет отечественного профессионального искусства А.О.Сихра ( 1773-1850) - патриарх русской семиструнной гитары, гениальный композитор, знаменитый педагог, воспитавший плеяду высокоталатливых гитаристов. Андрей Сихра и его нотное издательство. Последователи А.Сихры, его ученики: Ф.Циммерман, В.Саренко, В.Марков, С.Аксенов. Семиструнная гитара и русская песня, жестокий романс. | 1 | 1 | ||
Первый гитарист, игравший на шестиструнной гитаре - Н.П.Марков ( 1810 - ) приемы игры на гитаре. Конкурс в Брюсселе, организованный Марковым для того, чтобы оживить угасающий интерес к гитаре. М.Д.Соколовский (1818- 1883 ) известный концертный исполнитель, единственный представитель отечественной гитарной школы своего времени, завоевавший европейскую известность. Его деятельность в популяризации гитары. | 1 | 1 | ||
Исаков П. И. (1886 – 1958 гг.) – гитарист – концертант, аккомпаниатор, преподаватель, инициатор создания Общества ленинградских гитаристов. Яшнев В.И. (1879 – 1962 гг.) – гитарист- педагог, композитор, автор (совместно с Вольманом Б.Л.) школы игры на шестиструнной гитаре. Агафошин П. С. (1874 – 1950 гг.) – талантливый гитарист, известный педагог, автор лучшей отечественной «Школы» для шестиструнной гитары. Ученик В.А. Русанова. . Встречи Сеговии и Агафошина. | 1 | 1 | ||
Иванов – Крамской Александр Михайлович (1912 – 1973 гг.) – знаменитый гитарист – концертант, композитор, педагог. Заслуженный артист РСФСР. Ученик П.С. Агафошина.Н.А. Иванова – Крамская | 1 | 1 | ||
4 | Знаменитые гитаристы современности. | |||
Российская школа гитары. Творчество Александра Кузнецова. Творчество В.Широкого, В.Деруна. А.Фраучи, А.Зимакова. Гитаристы: В.Козлов, Александр Чехов, Никита Кошкин, Вадим Кузнецов,Н.А.Комолятов,А.Гитман,Е.Филькнштейн,А.Бородина. Владимир Терво………… Дервоед А. В ,Матохин С. Н. ,Виницкий А.Е. ,Резник А.Л. | 2 | 2 | ||
5 | Зарубежные гитаристы классического направления. | 1 | 1 | |
Семинарские занятия | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие 3 четверти | 1 | 1 | ||
6 | Конкурсы международные. Российские конкурсы. Ларуреаты, дипломанты. Фестивали. | 2 | 2 | |
7 | Гитара в камерных ансамблях. Гитарные оркестры. | 1 | 1 | |
Классическая гитара в Твери и Тверской области. А.М. Скворцов, Е.А. Баев; Инструментальный дуэт «Музыкальные миниатюры»- Е. Баев-гитара, Е. Муравьёва –скрипка;« Арт- дуэт» Наталья Грицай, Елена Бондарь. | 1 | 1 | ||
Классическая гитара в джазе. Джазовая гитара. Другие направления в области гитарного искусства. Техника Кантри. Финчерстайл. Фьюжи. …….Исполнители различных направлений. | 2 | 2 | ||
Как устроена гитара? Ведущие мастера, создающие гитары. Модернизация гитары. Сколько струн у гитары? Нарциссо Епес и его десятиструнная гитара. Новое в искусстве исполнительства на классической гитаре. | 1 | 1 | ||
Семинар-консультация. | 1 | 1 | ||
Итоговая аттестация | 1 | 1 | ||
ИТОГО ПО КУРСУ ВСЕГО | 35 | 35 |
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «История исполнительства на классической гитаре», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
* наличие у обучающегося интереса к истории музыкального исполнительства;
*способности ориентироваться в различных аспектах гитарного искусства, музыкальных стилях и направлениях;
* сформированный комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих оценить, охарактеризовать прослушанное произведение, стиль и манеру исполнителя;
* знания, позволяющие самостоятельно пользоваться интернет ресурсами.
*выпускник должен знать основные темы курса
4. Формы и методы контроля, система оценок.
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету
« История исполнительства на классической гитаре» являются: текущий контроль, промежуточная аттестация. Итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения раздела учебного материала и направлена на выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер. Текущая аттестация проводится в форме опроса, беседы по подготовленной обучающимися теме, обсуждения прослушанных исполнений. Возможны текущие контрольные задания в виде тестов, а также музыкальных викторин.
Занятия по «Истории инструментального исполнительства» проводятся в форме лекции преподавателя, беседы с обучающимися по подготовленным ими теме, опрос обучающихся;
Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Рекомендуется проведение семинарских занятий на темы, выбранные преподавателем или учащимися. Возможны текущие контрольные задания в виде тестов, а также музыкальных викторин. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация ( предлагается по окончании первого и второго полугодий) определяет успешность развития обучающихся и степень освоения ими учебных задач на данном этапе. Формы промежуточной аттестации: контрольные уроки, зачёты, доклады, рефераты, презентации.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Формы и содержание итоговой аттестации по учебному предмету « История исполнительства на классической гитаре» устанавливается организацией самостоятельно ( по предложению преподавателя). Рекомендуемые формы: зачёт с оценкой или экзамен в письменной форме или устной в виде ответа на заранее подготовленные вопросы.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки
Критерии оценки
5 («отлично»);
4 («хорошо»);
3 («удовлетворительно).
Оценка - «неудовлетворительно» в данном предмете нежелательна, так как независимо от уровня развития учащихся, преподаватель имеет возможность находить индивидуальный подход к каждому ученику и максимально раскрыть его творческие способности.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Данный предмет ведёт преподаватель по классу гитары.
Конечно, услышать записи великих исполнителей прошлого мы не можем. Эту возможность нам дает XX век. Можно говорить о традициях и преемственности исполнения музыки различных эпох через учеников и последователей. (Например: Ф.Таррега , Сеговия, А.М.Иванов- Крамской, А. Фраучи……….).
Формы проведения уроков разнообразные, но с обязательным включением в работу всей группы. Совместные прослушивания и просмотры записей, творческие задания – доклады, рефераты, впечатления о прослушанных записях в классе и самостоятельно. Подача материала предусматривает: лекция самого преподавателя с прослушиванием и просмотром аудио и видео материалов; выполнение конкретных домашних заданий в рамках изучаемого материала всеми учащимися с последующими обсуждениями. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Для преподавателя важно точно подобрать разнообразный музыкальный материал для прослушивания и ставить конкретные задачи с целью: научить концентрации внимания, активизировать слух, мышление, заставить обращать внимание на детали, исполнительскую манеру и воплощение композиторского замысла исполнителем. Это разовьет и собственный вкус учащихся и заставит их более осознанно подходить к исполнению произведений.
Рекомендуется проведение семинарских занятий на темы, выбранные преподавателем или обучающимися.
Зачеты рекомендуется проводить в форме семинаров, докладов, рефератов, коротких справок, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно при помощи интернет-ресурсов. А в качестве домашнего задания, учащиеся могут прослушать произведение в разных исполнениях и сделать сравнительный анализ прослушанного, т.е. выполнить творческое задание.
Также творческой формой работы в данном направлении являются совместные поездки (если есть такая возможность) учащихся с преподавателями, родителями на концерты инструментальной музыки, с последующим обсуждением на уроках. (В нашей школе такие мероприятия организуются регулярно в связи с удобным расположением посёлка к концертным организациям г. Твери, г. Клина, г. Москвы. Также к нам приезжают исполнители из Твери)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Большое место занимает подготовка преподавателя и обучающихся к занятиям. Это трудоёмкий и творческий процесс. Приходится много работать с текстовыми материалами, аудио, видео, интернет - ресурсами. Необходимо побудить обучающихся к ежедневной работе не менее часа. При регулярных самостоятельных занятиях появиться возрастающий интерес не только к данному предмету, но и потребность к самостоятельной кропотливой работе по специальности гитара.
6. Список рекомендуемая литература.
- Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах. Красноярск,2002 г.
- Агафошин П.С. Новое о гитаре. М.,
- Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.
- Вайсборд К. Андрес Сеговия. М., Музыка, 1980.
- Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. композитор, 1989.- 208 е.: ил.
- Вайсборд М. Андрее Сеговия. - М.: Музыка, 1981. - 126с. с ил.
- Вайсборд М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерки жизни и творчества. М., 1989
- Вайсборд. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. -М., Советский композитор, 1989.
- Василенко С. Страницы воспоминаний., М., Л., 1948.
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., Советский композитор, 1976.
- Вертков К. Русские народные инструменты. Л., Музыка, 1975.
- Вертков К., Благодатов Г., Яровицкая Э. Атлас музыкальных инструментов СССР. М., 1975.
- Видаль Р.Ж. Заметки о гитаре / Пер. с фр. Л.Берекашвили. - М.: Музыка, 1990.-32с.
- Вольман БЛ.. Гитара. М., Музыка, 1972.
- Вольман Б. Гитара в России. Л., Музгиз, 1980.
- Вольман Б. Гитара. 2-е издание. М., 1980.
- Вольман Б.Л. Гитара в России. Л., 1961.
- Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. - Л.: Музыка, 1968.-188с.
- Вольман. Б.Л.Гитара в России. Л., Музгиз, 1961.
- Вольмон Б.Л. Гитара и гитаристы. Л., 1968.
- Вольмон Б.Л. Гитара. М., 1972.
- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей, выпуск №2.Свердловск, 1990.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1985.
- Газарян С. Рассказ о гитаре. М., 1987.
- Газарян С. Рассказ о гитаре. Москва, 1988.
- Герцман Е. Византийское музыкознание. - Л.: Музыка, 1988. -256с.
- Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал - Грозный: М.Панченков, 1925; № 1-11.
- Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. — Грозный: М.Панченков, 1925; № 11-12.
- Гитара: Музыкальный альманах. - Вып. 1. М., 1986; Вып. 2., 1990.
- Гитарист: Музыкально-литературный журнал. – М., 1993. - №1; 1994. - №2; 1998. - №3; 1999. - №4; 2000. - №3; 2001. - №1,2,3,4; 2002. - №1,2,3,4; 2003. - №1,2,3,4; 2004. - №1.
- Григорьев Г. Tirando. М., 1999.
- Дмитриевский Ю., Колесник С., Манилов В. Гитара от блюза до джаз-рока.
- Дукарт О.Н.Журнал «Гитарист» №1,1993;4. – II – №2, 1994;5. – II – №3, 1997;6. – II – №1, 1998;7. – II – №1, 1999;8. – II – №1, 2002;
- Иванов М. Русская семиструнная гитара. М. – Л., 1948
- Иванов М. Русская семиструнная гитара. М., Л., Музгиз, 1948.
- Ивановой-Крамской Н.А « История гитары, романса и песни ».
- Илюхин А. Материалы по курсу истории и теории исполнительства на русских народных инструментах. Выпуск 1. М., 1969, выпуск 2. М., 1971.
- искусства, 2002. – 18 с.
- История русской советской музыки. тт.1,2. М., 1959.Киев, Музична Украина, 1986. – 96 с.
- Класс джазового ансамбля. Примерная программа для специальности 070109
- Кузнецов . Гитара в джазе. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
- Ларичев. .E.Д.Шестиструнная гитара. В сб. «Музыкальный альманах», вып.1, М., Музыка, 1989.
- Манилов В.А. Твой друг гитара. Киев: Муз. Украина, 2006. - 208с.:ил.
- М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1905; №1-12.
- М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1906; №1,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. ., 1999; №1- С16.,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1999; №1- С.56-63.,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. - М., 2002; №1 - С.52-53
- М.: Торопов, Гитара и мастер: Музыкальный журнал с ил., нот. прил.- 1999. М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. —, 1904; №1-12
- Михайленко Н.П и Фан Динь Тана « Справочник гитариста »,
- Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев, 2003.
- Михайленко Н.П.и Фам Динь Тан. Справочник гитариста. Киев, 1997
- Музыкальный альманах «Гитара». Вып.1, Москва «Музыка», 1989.
- Музыкальный альманах «Гитара». Вып.2, Москва «Музыка», 1990.
- музыкальных школ (эстрадная специализация).Инструменты эстрадного оркестра. - Уфа, 2000. - с. 24-25
- «Музыкальное искусство эстрады» специализация «Инструменты эстрадного
оркестра». – М., Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового отделения
- Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. Рождение музыкальных инструментов. Л., 1986.
- Рапацкая. Л.А.Преодолевая гитарные стереотипы (заметки о творчестве Игоря Рехина). В журнале «Гитарист», № 3, 1997.
- Русанов В.А.. Гитара и гитаристы. Вып.2. М., 1901.
- Шарнассе. Шестиструнная гитара. От истоков до наших дней. М., Музыка, 1991.
- Шевченко. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.
- Ширялин А.В Поэма о гитаре. -М., «Молодежная эстрада», РИФМЭ, 1994.
- Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М., 2000.
- Эверс Р. Некоторые особенности современного гитарного искусства // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2007. — С. 3-6.
- Эволюция гитары на основе анализа традиционных и современных школ игры на гитаре
- Энциклопедия гитариста. Гармония в блюзе. Минск, 1998.
- Яблоков М.С. Классическая гитара в России и СССР. Тюмень – Екатеринбург,1992Содержание первого тома
- Яблокова М.С. «Классическая гитара в России и СССР»
.
.
.