дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты", "История исполнительства на классической гитаре"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Народные инструменты» ГИТАРА. Предметная область В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ В.03.УП.03. ИСТОРИЯ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА КАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ. Срок реализации 1 год. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета,учебный план,  требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, системы оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoriya_is-va.doc164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Новозавидовский

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Народные инструменты»

ГИТАРА

Предметная область

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.03.УП.03. ИСТОРИЯ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА КАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

По  музыкальному развитию в системе дополнительного образования детей  детских музыкальных школ и музыкальных отделений

детских школ искусств

                                                         Составитель: Бенсман Вера Игоревна,

                                                                преподаватель МБОУ ДОД ДШИ

                                                                                     п.Новозавидовский

                                     п.Новозавидовский   2014 г.

Программа одобрена                                         Утверждено          

педагогическим советом                            ________________Сапёрова И.Г.

МБОУ ДОД ДШИ                                              Директор МБОУ ДОД ДШИ

П.Новозавидовский                                                          п. Новозавидовский,

Протокол № 2 от 30.10.2014.                                           Конаковский район,

                                                                                            Тверская область.

Составитель: Преподаватель Бенсман Вера Игоревна

Рецензент: Преподаватель высшей категории Бенсман Л.И.

Содержание  программы учебного предмета

1.       Пояснительная записка.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  на реализацию -учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание  учебного предмета:

- Сведения  о затратах учебного времени;

- Учебный план.

3. Требования к уровню подготовки   обучающихся.

4. Формы и методы контроля, система оценок:

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; итоговая аттестация;

- Критерии оценки.

5.Методическое обеспечение учебного процесса.

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы;

6. Список   литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Гитара является одним из популярных музыкальных инструментов, используемых в профессиональной, и в любительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

        Гитара - не только аккомпанирующий и сольный музыкальный инструмент, это целый мир: исполнители, композиторы, аранжировщики, преподаватели, гитарные мастера, историографы, коллекционеры, энтузиасты, почитатели, гитаристы- любители… Это – достойная часть мировой культуры, изучение которой будет интересно многим.

     Гитаре посвящали музыку,  картины, песни, исследования, прозу, преподавательский и мастеровой талант, исторические труды, стихи. Ей посвятил восхищённые строки  М.Ю. Лермонтов:

                                        Что за звуки! Неподвижен внемлю

                                        Сладким звукам я.

                                        Забываю небо, вечность, землю,

                                        Самого себя…

                              Характеристика учебного предмета, его место и роль в                       образовательном процессе;

       В детских школах искусств  в  процессе обучения учащихся инструментальных отделений недостаточно внимания уделяется важнейшей составляющей музыкального образования, как история  инструментального исполнительства.

       На уроках музыкальной литературы изучается творчество композиторов, а об исполнителях  - только  упоминается. Очень мало освещается тема народных инструментов и особенно инструмента гитара. Внеклассная работа, проводимая   преподавателями, многообразна и  частично восполняет этот недостаток. Но этого недостаточно.

       Обучающиеся  ДШИ должны иметь более объемные и систематизированные знания в области истории развития инструмента и музыкального исполнительства   (отечественных и зарубежных  школ).

        Введение предмета   в учебный план   общеразвивающих   образовательных  программ   ДШИ  актуально на  современном этапе, особенно это касается  предпрофессиональных программ.

      Предмет предполагает освещение основных этапов развития инструмента гитара, обзор творчества выдающихся исполнителей, композиторов, ознакомление с музыкальными  произведениями, созданными для данного инструмента, прослушивание и просмотр записей исполнителей на гитаре, лауреатов и дипломантов конкурсов (в том числе детских, юношеских)

     

      Предмет  «История  исполнительства на  классической  гитаре»   предлагается  ввести в раздел «Вариативная часть» дополнительной предпрофессиональной   общеразвивающей    программы в области музыкального искусства « Инструментальное  искусство», « Народные инструменты», «Гитара». Также предмет можно ввести и в учебные планы общеразвивающих  программ, осуществляемых в конкретной  ДШИ.

         Авторская  программа учебного предмета «История исполнительства на классической гитаре»  разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. (2012 г.) Программа  является частью учебной программы «Инструментальное исполнительство». « Народные инструменты» Гитара.

         При составлении программы были  использованы материалы:

      Учебно-методический комплекс «Истрия исполнительства на  народных  инструментах» Специальность 071301 « Народное художественное творчество». Составитель Жданова Т.А., профессор кафедры оркестрового  дирижирования  и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры и искусства и социальных технологий. Тюмень , 2011г.

       Чупахина Т.И. «Курс лекций  по истории исполнительства на  народных инструментах». Омск.2004г.

        Чарльз Дуккарт « Школа гитары».

                Срок реализации  учебного предмета:  

     Срок реализации данного предмета  -  1 год, (35 недель)

     При 5(6) сроке обучения -  в 5 классе.

     При 8(9) сроке обучения - в  8 классе.

                  Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом:

Общая трудоёмкость учебного  предмета составляет 70  часов.

Из них:  35 часов – аудиторные занятия, 35 часов - самостоятельная работа.

Недельная нагрузка в часах:

      Количество часов для  аудиторных  занятий – 1 час в неделю.

     Количество часов  для самостоятельной работы ( внеаудиторная нагрузка)- 1 час в неделю.

                            Форма проведения учебных аудиторных занятий.

    - Групповая. Рекомендуемая продолжительность урока 40-45 минут, один раз в неделю.

                         

                        Цели и задачи учебного предмета.

    Предмет  «История исполнительства на  классической  гитаре» является составной частью подготовки выпускника ДШИ по классу гитары. Гитарное искусство  – это  часть мировой  художественной культуры. Оно прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связано с  исполнительской  и репертуарной инструментальной культурой. Становится ясным, насколько широкий круг вопросов включает в себя изучение истории исполнительства.

  •  Цель данного предмета - показать историческую обусловленность и последовательность развития искусства исполнительства, осмыслить  процесс развития и  становления инструмента гитара;   изучить исторические закономерности формирования и  основные особенности  репертуара, особенности  исполнительского искусства на  гитаре.  
  • Целью учебного предмета также является  обеспечение развития творческих  способностей  и индивидуальности обучающихся, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
  • Воспитать у обучающихся потребность познавать, изучать, слушать и анализировать.
  •  Достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

Задачи предмета:

  • Одной из главных задач изучения данного предмета является побуждение обучающихся к уяснению вопросов истории и теории развития инструмента, игре на котором они обучаются;
  •   приобретение знаний  в области истории музыкальной культуры, расширение художественного кругозора обучающихся, а также развитие их способности ориентироваться в различных аспектах гитарного искусства, музыкальных стилях и направлениях.
  •  Оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего  самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.
  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

                      Структуры программы учебного предмета. 

      Проблемы, освещаемые в данной программе, рассмотрены в контексте развития гитарного  искусства с учетом принципа историзма и хронологической периодизации.

Программа включает следующие разделы:

 - сведения о затратах учебного времени;

- учебный план;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая  аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса;

- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                                                                 Методы обучения.

       Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Словестный:  лекция, рассказ, беседа.        

Наглядный: показ, иллюстрация, прослушивание материала.

Практический: Работа с аудио и видео материалами.  Написание докладов, рефератов. Подготовка презентаций.

Эмоциональный: художественные впечатления.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

     Обеспечение преподавания данного предмета: наличие аудитории, соответсвующей санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности. Компьютер  или ноутбук, телевизор, музыкальный центр, проектор мультимедийный  + демонстрационный экран – желательно. Фото, аудио, видео материалы с активным привлечением интернет-ресурсов.      

    Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой

     Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей. Во  время самостоятельной  работы обучающиеся пользуются Интернетом для сбора  дополнительного материала по изучению предложенных тем.

                                        2. Содержание учебного предмета.

               Сведения о затратах учебного времени;

                                                                                                                                          Таблица 1

Срок обучения/количество часов

5 класс

Количество часов

Аудиторная нагрузка

  35

Самостоятельная работа (часов в неделю)

 35

  1.                                                                                        
  2.                                                                                           Таблица 2

«Гитара» Срок обучения5(6) лет.

Вариативная  часть (недельная нагрузка в часах)

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

История  исполнительства на классической гитаре

-

-

-

-

1

-

Количество недель аудиторных занятий

-

-

-

-

33

-

Промежуточная аттестация

-

-

-

-

2

-

                                                                                                                                        Таблица 3

Срок обучения/количество часов

8 класс

Количество часов (в год)

Аудиторная нагрузка

35 ч.

Самостоятельная работа (часов в неделю)

  35ч.

  1.                                                                                           Таблица 4

«Гитара» Срок обучения 8(9) лет.

Вариативная  часть (недельная нагрузка в часах)

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

История музыкального исполнительства

-

-

-

-

-

-

-

1

-

Количество недель аудиторных занятий

-

-

-

-

-

-

-

35

-

Промежуточная аттестация

-

-

-

-

-

-

-

2

-

                                                          

                                       

                                       УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Аудиторные

Самостоятельная работа

1

Из истории гитарного искусства. Возникновение и развитие.

Зарождение гитары.   Пять  отчетливых периодов в ее истории: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет.

1ч.

1ч.

Инструменты-предшественники гитары. Гитара  и  лютня. Гитара в Испании (XIII в.)  Период  возрождения  гитары  связан   с итальянским композитором, исполнителем, педагогом  Мауро  Джулиани (родился в 1781 году).

     1

1

Фернандо Сор ( 1778 -1839)- знаменитый испанский гитарист, композитор. Одним  из первых  открыл в гитаре полифонические возможности. Произведения Ф.Сора для гитары. Его "Трактат о гитаре".

 Агуадо Дионисио (1784 – 1849 гг.) - выдающийся испанский исполнитель – виртуоз, композитор. Уроженец Мадрида. Имел огромный успех в Париже.

1

1

Карулли Фернандо (1770 – 1841 гг.) - известный педагог, автор «Школы игры на гитаре», композитор, сочинивший около четырёхсот произведений, итальянский гитарист – виртуоз. Джулиани Мауро (1781 – 1829 гг.) – выдающийся итальянский гитарист – исполнитель, композитор, педагог.

И.Фортеа?????????

1

1

Маттео Каркасси (1781 –1829) - крупнейший итальянский гитарист-исполнитель, автор « Школы  игры на гитаре», композитор. Регонди Джулио (1822 – 1872 гг.) - известный итальянский гитарист - виртуоз, композитор.

1

1

  Таррега Франсиско Эйксеа (1852 – 1909 гг.) – знаменитый испанский гитарист,  основоположник современной гитарной школы  Блестящий  концертный  исполнитель,  композитор,  автор знаменитейших  произведений  для  гитары.

1

1

  Эмилио  Пухоль (1886) -автор школы игры на шестиструнной гитаре,  которая  была  построена на принципах техники Тарреги; испанский  гитарист. И. Фортеа.Ф.Торроба(1891)

1

1

Легенда XX века - Андрес Сеговия (1893-1987), ученик Тарреги и его продолжатель.

 Самый знаменитый гитарист ХХ века.

1

1

 Промежуточная аттестация ( 1четверти)

      1

1

Гитара фламенко. Стиль фламенко. Пако де Лусия - испанский гитарист,  представитель  стиля фламенко.

1

1

2

Гитара в Европе. Знаменитые исполнители.

2

2

Латиноамериканские гитаристы.

 Бразильский композитор Э.Вилла-Лобос (1887-1959).  Сочинения  Вилла-Лобоса - неотъемлимая часть репертуара современных гитаристов.

Кубинские гитаристы. Яркий представитель - Акоста.

 Анидо Мария Луиза (1907г.р.) – выдающаяся аргентинская гитаристка. Концертант, композитор, педагог.

 Гавайская гитара и ее особенности.

2

2

 Семинарские занятия.

1

1

Промежуточная аттестация  ( первое полугодие)

1

1

3

Гитара в России.Россия 19века и начала 20 века.

3 четв.

 Возникновение искусства игры на семиструнной гитаре в России. Знакомство с гитарой через итальянских гитаристов Джузеппе Сарти,  Карло Коноббио, Паскуале Гальяни.

Песни и романсы видных композиторов 19 века (А.Е. Варламов,

А.Л. Гурилёв, А.А. Алябьев, .И. Дюбюк.,  П.П. Булахов.)

1

1

Расцвет отечественного профессионального искусства А.О.Сихра ( 1773-1850) -  патриарх русской семиструнной гитары, гениальный композитор,  знаменитый  педагог, воспитавший плеяду высокоталатливых  гитаристов.

Андрей Сихра и его нотное издательство. Последователи  А.Сихры, его ученики: Ф.Циммерман, В.Саренко, В.Марков, С.Аксенов. Семиструнная гитара и русская песня, жестокий романс.

1

1

Первый  гитарист,  игравший  на шестиструнной гитаре - Н.П.Марков ( 1810 -  ) приемы игры на гитаре.

Конкурс в Брюсселе, организованный Марковым для  того,  чтобы оживить угасающий интерес к гитаре. М.Д.Соколовский  (1818- 1883 ) известный концертный  исполнитель, единственный  представитель отечественной гитарной школы своего времени, завоевавший европейскую известность. Его деятельность в популяризации гитары.

1

1

Исаков П. И. (1886 – 1958 гг.) – гитарист – концертант, аккомпаниатор, преподаватель, инициатор создания Общества ленинградских гитаристов.

  Яшнев В.И. (1879 – 1962 гг.) – гитарист- педагог, композитор, автор (совместно с Вольманом Б.Л.) школы игры на шестиструнной гитаре.

    Агафошин П. С. (1874 – 1950 гг.) – талантливый гитарист, известный  педагог, автор лучшей отечественной «Школы» для шестиструнной гитары. Ученик В.А. Русанова. .  Встречи Сеговии и Агафошина.

1

1

Иванов – Крамской Александр Михайлович (1912 – 1973 гг.) – знаменитый гитарист – концертант, композитор, педагог. Заслуженный артист РСФСР. Ученик П.С. Агафошина.Н.А. Иванова – Крамская

1

1

4

Знаменитые гитаристы современности.

 Российская школа гитары. 

Творчество Александра Кузнецова.

Творчество В.Широкого, В.Деруна. А.Фраучи, А.Зимакова.

 Гитаристы: В.Козлов, Александр Чехов, Никита Кошкин, Вадим Кузнецов,Н.А.Комолятов,А.Гитман,Е.Филькнштейн,А.Бородина. Владимир Терво………… Дервоед А. В ,Матохин С. Н. ,Виницкий А.Е. ,Резник А.Л.

2

2

5

Зарубежные гитаристы классического направления.

1

1

Семинарские занятия

1

1

Итоговое занятие 3 четверти

1

1

6

  Конкурсы международные. Российские конкурсы. Ларуреаты, дипломанты.

 Фестивали.

2

2

7

Гитара в камерных  ансамблях. Гитарные оркестры.

1

1

Классическая гитара в Твери и Тверской области.

  А.М. Скворцов, Е.А. Баев; Инструментальный   дуэт   «Музыкальные миниатюры»- Е. Баев-гитара, Е. Муравьёва –скрипка;« Арт- дуэт»  Наталья Грицай, Елена Бондарь.

1

1

Классическая гитара в джазе. Джазовая гитара. Другие направления в области гитарного искусства. Техника Кантри. Финчерстайл. Фьюжи. …….Исполнители различных направлений.

2

2

Как устроена гитара? Ведущие мастера, создающие гитары. Модернизация гитары. Сколько  струн  у  гитары?

Нарциссо Епес и его десятиструнная гитара.

Новое в искусстве исполнительства на классической  гитаре.

1

1

Семинар-консультация.

1

1

Итоговая аттестация

1

1

ИТОГО ПО КУРСУ ВСЕГО

35

35

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся.

     Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «История  исполнительства на классической гитаре», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

          * наличие у обучающегося интереса к истории музыкального исполнительства;  

          *способности ориентироваться в различных аспектах гитарного искусства, музыкальных стилях и направлениях;

              * сформированный комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих оценить,       охарактеризовать прослушанное произведение, стиль и манеру исполнителя;

          * знания, позволяющие самостоятельно пользоваться интернет ресурсами.        

          *выпускник должен знать основные темы курса

4. Формы и методы контроля, система оценок.

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Критерии оценки;    

     Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным  процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные  формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету

 « История исполнительства на классической гитаре» являются: текущий контроль, промежуточная аттестация. Итоговая аттестация.

           Текущая аттестация проводится с целью контроля  за качеством освоения раздела учебного материала и направлена на выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер. Текущая аттестация проводится в  форме опроса, беседы по подготовленной  обучающимися теме, обсуждения прослушанных  исполнений. Возможны текущие контрольные задания в виде тестов, а также музыкальных викторин.

 Занятия по «Истории инструментального исполнительства» проводятся в форме лекции преподавателя, беседы с обучающимися  по подготовленным ими теме, опрос обучающихся; 

   Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Рекомендуется проведение семинарских занятий на темы, выбранные преподавателем или учащимися. Возможны текущие контрольные задания в виде тестов, а также музыкальных викторин. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация  ( предлагается  по окончании первого и второго полугодий)  определяет успешность развития  обучающихся и степень освоения ими учебных задач на данном этапе. Формы промежуточной аттестации: контрольные уроки, зачёты, доклады, рефераты, презентации.

                                          Итоговая аттестация

При прохождении  итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Формы и содержание итоговой аттестации по учебному предмету « История исполнительства на классической гитаре» устанавливается организацией самостоятельно ( по предложению преподавателя). Рекомендуемые формы: зачёт с оценкой  или  экзамен в письменной форме или устной в виде ответа на заранее подготовленные вопросы.

   

   Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки

  Критерии оценки

5 («отлично»);

4 («хорошо»);

3 («удовлетворительно).

    Оценка - «неудовлетворительно» в данном предмете нежелательна, так как  независимо от уровня развития учащихся, преподаватель имеет возможность  находить   индивидуальный подход к каждому ученику и максимально раскрыть его творческие способности.  

                                   5.  Методическое обеспечение учебного процесса

                      Методические рекомендации педагогическим работникам;  

 Данный предмет ведёт преподаватель по классу гитары.

    Конечно, услышать записи великих исполнителей прошлого мы не можем. Эту возможность нам дает XX век. Можно говорить о традициях и преемственности исполнения музыки различных эпох через учеников  и  последователей. (Например: Ф.Таррега , Сеговия, А.М.Иванов- Крамской, А. Фраучи……….).

     Формы проведения уроков разнообразные, но с обязательным включением в работу всей группы. Совместные прослушивания и просмотры записей, творческие задания – доклады, рефераты, впечатления о прослушанных записях в классе и самостоятельно. Подача материала предусматривает: лекция самого преподавателя с прослушиванием и просмотром  аудио и видео материалов;    выполнение конкретных домашних заданий в рамках изучаемого материала  всеми учащимися с последующими  обсуждениями. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Для преподавателя важно точно подобрать разнообразный музыкальный материал для прослушивания и ставить конкретные задачи с целью:   научить концентрации внимания, активизировать слух, мышление, заставить обращать внимание на детали, исполнительскую манеру и  воплощение композиторского замысла исполнителем. Это разовьет и собственный вкус учащихся и заставит их более осознанно подходить к исполнению произведений.

Рекомендуется проведение семинарских занятий на темы, выбранные преподавателем или  обучающимися.      

     

      Зачеты рекомендуется проводить в форме семинаров, докладов, рефератов, коротких справок, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно при помощи  интернет-ресурсов.  А в качестве домашнего задания, учащиеся  могут прослушать  произведение  в разных исполнениях и  сделать сравнительный анализ прослушанного, т.е. выполнить творческое задание.

       Также творческой формой работы в данном направлении являются совместные поездки (если есть такая возможность) учащихся с преподавателями, родителями на концерты инструментальной музыки,  с последующим обсуждением  на уроках. (В нашей школе такие мероприятия организуются регулярно в связи  с удобным расположением посёлка к концертным  организациям  г. Твери, г. Клина, г. Москвы. Также к нам приезжают исполнители  из Твери)

          Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; 

   

          Большое место занимает подготовка преподавателя  и  обучающихся   к занятиям. Это трудоёмкий и творческий процесс. Приходится много работать с текстовыми материалами, аудио, видео, интернет - ресурсами.  Необходимо  побудить обучающихся  к ежедневной работе не менее часа. При регулярных  самостоятельных  занятиях  появиться возрастающий интерес не только к данному  предмету,  но и  потребность к  самостоятельной кропотливой работе по специальности гитара.

                                             

                                          6.  Список   рекомендуемая литература.

  1. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах. Красноярск,2002 г.
  2. Агафошин П.С. Новое о гитаре. М.,
  3. Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на  народных инструментах. Свердловск, 1983.
  4. Вайсборд К. Андрес Сеговия. М., Музыка, 1980.
  5. Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. - М.: Сов. композитор, 1989.- 208 е.: ил.
  6. Вайсборд М. Андрее Сеговия. - М.: Музыка, 1981. - 126с. с ил.
  7. Вайсборд М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерки жизни и творчества. М., 1989
  8. Вайсборд. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. -М., Советский композитор, 1989.
  9. Василенко С. Страницы воспоминаний., М., Л., 1948.
  10. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских  народных  инструментах. М., Советский композитор, 1976.
  11. Вертков К. Русские народные инструменты.  Л.,  Музыка, 1975.
  12. Вертков К.,  Благодатов  Г.,  Яровицкая  Э.  Атлас  музыкальных инструментов СССР. М., 1975.
  13. Видаль Р.Ж. Заметки о гитаре / Пер. с фр. Л.Берекашвили. - М.: Музыка, 1990.-32с.
  14. Вольман  БЛ.. Гитара. М., Музыка, 1972.
  15. Вольман Б. Гитара в России. Л., Музгиз, 1980.
  16. Вольман Б. Гитара. 2-е издание. М., 1980.
  17. Вольман Б.Л. Гитара в России. Л., 1961.
  18. Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. - Л.: Музыка, 1968.-188с.
  19. Вольман. Б.Л.Гитара в России. Л., Музгиз, 1961.
  20. Вольмон Б.Л. Гитара и гитаристы. Л., 1968.
  21. Вольмон Б.Л. Гитара. М., 1972.
  22. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей, выпуск №2.Свердловск, 1990.
  23. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1985.
  24. Газарян С. Рассказ о гитаре. М., 1987.
  25. Газарян С. Рассказ о гитаре. Москва, 1988.
  26. Герцман Е. Византийское музыкознание. - Л.: Музыка, 1988. -256с.
  27. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал - Грозный: М.Панченков, 1925; № 1-11.
  28. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. — Грозный: М.Панченков, 1925; № 11-12.
  29. Гитара: Музыкальный альманах. - Вып. 1. М., 1986; Вып. 2., 1990.
  30. Гитарист: Музыкально-литературный журнал. – М., 1993. - №1; 1994. - №2; 1998. - №3; 1999. - №4; 2000. - №3; 2001. - №1,2,3,4; 2002. - №1,2,3,4; 2003. - №1,2,3,4; 2004. - №1.
  31. Григорьев Г. Tirando. М., 1999.
  32. Дмитриевский Ю., Колесник С., Манилов В. Гитара от блюза до джаз-рока.
  33. Дукарт О.Н.Журнал «Гитарист» №1,1993;4. – II – №2, 1994;5. – II – №3, 1997;6. – II – №1, 1998;7. – II – №1, 1999;8. – II – №1, 2002;
  34. Иванов М. Русская семиструнная гитара. М. – Л., 1948
  35. Иванов М. Русская семиструнная гитара. М., Л.,  Музгиз, 1948.
  36. Ивановой-Крамской Н.А « История гитары, романса и песни ».
  37. Илюхин А. Материалы по курсу истории  и  теории  исполнительства на русских народных инструментах. Выпуск 1. М., 1969, выпуск 2. М., 1971.
  38. искусства, 2002. – 18 с.
  39. История русской советской музыки. тт.1,2. М., 1959.Киев, Музична Украина, 1986. – 96 с.
  40. Класс джазового ансамбля. Примерная программа для специальности 070109
  41. Кузнецов . Гитара в джазе. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
  42. Ларичев. .E.Д.Шестиструнная гитара. В сб. «Музыкальный альманах», вып.1, М., Музыка, 1989.
  43. Манилов В.А. Твой друг гитара. Киев: Муз. Украина, 2006. - 208с.:ил.
  44. М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1905; №1-12.
  45. М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1906; №1,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. ., 1999; №1- С16.,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. -, 1999; №1- С.56-63.,Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. - М., 2002; №1 - С.52-53
  46. М.: Торопов, Гитара и мастер: Музыкальный журнал с ил., нот. прил.- 1999. М.: Афромеев Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. —, 1904; №1-12
  47. Михайленко Н.П и Фан Динь Тана « Справочник гитариста »,
  48. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев, 2003.
  49. Михайленко Н.П.и Фам Динь Тан. Справочник гитариста. Киев, 1997
  50. Музыкальный альманах «Гитара». Вып.1, Москва «Музыка», 1989.
  51. Музыкальный альманах «Гитара». Вып.2, Москва «Музыка», 1990.
  52. музыкальных школ (эстрадная специализация).Инструменты эстрадного оркестра. - Уфа, 2000. - с. 24-25
  53. «Музыкальное искусство эстрады» специализация «Инструменты эстрадного

      оркестра». – М., Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового отделения

  1. Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. Рождение музыкальных инструментов. Л., 1986.
  2. Рапацкая. Л.А.Преодолевая гитарные стереотипы (заметки о творчестве Игоря Рехина). В журнале «Гитарист», № 3, 1997.
  3. Русанов  В.А.. Гитара и гитаристы. Вып.2. М., 1901.
  4. Шарнассе. Шестиструнная гитара. От истоков до наших дней. М., Музыка, 1991.
  5. Шевченко. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.
  6. Ширялин А.В Поэма о гитаре. -М., «Молодежная эстрада», РИФМЭ, 1994.
  7. Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М., 2000.
  8. Эверс Р. Некоторые особенности современного гитарного искусства // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2007 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2007. — С. 3-6.
  9. Эволюция гитары на основе анализа традиционных и современных школ игры на гитаре
  10. Энциклопедия гитариста. Гармония в блюзе. Минск, 1998.
  11. Яблоков М.С. Классическая гитара в России и СССР. Тюмень – Екатеринбург,1992Содержание первого тома
  12. Яблокова М.С. «Классическая гитара в России и СССР»

 

         

.

.

.