Штрих non legato в работе с начинающими

Маркелова Светлана Владимировна

Штрих non legato - методический разбор и упражнение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_shtrihe_non_legato.docx17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 МБУ ДО «Детская школа искусств»                                                                                                  

                                 п. Кесова Гора  (Тверская область)                                                                                                                            

               Автор: преподаватель фортепиано Маркелова С.В.                                                                              

                 

                                Методическое сообщение на тему                                                      

                «Штрих non legato в работе с начинающими».                                                                                                                                                                                                      

Штрих non legato – это первый штрих с которым знакомится учащийся,  начиная обучаться игре  на фортепиано.

Трудность взятия одного звука на фортепиано заключается в сложности движения, в котором две основные фазы: погружение в клавиатуру с опорой на палец ( и на клавишу), которое тотчас же переходит в высвобождающее движение руки: выдох – вдох.

                                                                                                                                         Более подробно:

1) рука погружается в клавиатуру плавным движением от плеча, при этом в какой – то момент как бы нависает на кончике пальца. Палец клавишу схватывает (берет);

2) запястье пружинит, локоть слегка отходит в сторону – это высвобождающее движение. Эти детали всем известны. Но тонкость и трудность в том, что это должно быть единое движение, т.е. описанные выше «фазы» переходят одна в другую совершенно незаметно, без малейшей фиксации или остановки движения. Они составляют единство. Неправильно говорить: «возьми звук, а потом освободи руку» (как будто есть момент, когда она не свободна). Следует говорить: «Возьми звук свободной рукой». У детей бывает сознание, что на рояле производится тяжелая физическая работа (чаще это подсознательное чувство). Это побуждает напрягать руки. На самом деле речь идет о приспособлении к легкому податливому механизму. Вспомним у Г. Нейгауза: «На рояле играть легко!»   (имеется ввиду физическая сторона этого процесса). Потому что клавиши движутся легко. В этой, на первый взгляд по-детски простой мысли много мудрости. Как найти прообраз нужного движения, идущего в двух противоположных направлениях  (вверх и вниз).                                                                            

Г.Нейгауз предлагает:  висячий мост и подъемный кран.                                                                                            А. Шмидт – Шкловская предлагает: движение – взятие (наподобие взятия разных легких предметов).                                                                                            

И. Гат предлагает: « веретено» - схватиться пальцем за поверхность стола                                            или крышку рояля, а впоследствии за клавишу и делать веретенообразные движения, поворачивая руку на устойчивом пальце вокруг своей оси (сначала во внешнюю сторону). При этом движении включаются все звенья руки, движение ощущается как бы из спины, от лопатки. Все звенья руки ( плечевой сустав, предплечье и кисть ) – свободно – подвижные, палец – цепкий, вес руки направлен вниз, в кончик пальца, движение  - в сторону и вверх. Все эти ценные ощущения, «пойманные» в этом упражнении, нужно затем перенести на взятие клавиши сверху.                                                                                      

Вот важнейшие элементы взятия звука всей рукой (т.е. игры non legato) :                                                

1.рука ощущается как единое целое из спины, от лопатки. Все звенья руки вливаются одно в другое и ощущаются легкими, потенциально подвижными. Вес – только в кончике пальца, опираться на него также как опираемся на ступню, локоть – легкий, запястье пружинистое.                                                            

2.Звук берется единым движением, сразу сверху, без малейшей остановки перед взятием. Это крайне важно, т.к. только таким способом можно воспитать руки послушные голове и слуху и выработать стабильные приемы звукоизвлечения. Недопустимы ложные движения любого рода, уводящие от контакта с клавиатурой ( напр., подъем руки – остановка на клавише, тычок в клавишу).                                                                                                                                                                                                      

3.Каждое взятие звука есть одновременно подготовка к взятию следующего звука. Т.е., момент покоя – это набирание воздуха, вдох. Это покой живого тела, которое дышит, а не мертвого. Ощущение постоянно дышащей руки особенно важно, когда мы играем не отдельные звуки, а мотив или фразу. Рука при этом должна идти от звука к звуку непрерывно, ее движения должны быть целеустремленны и этим целеустремлением объединены                    ( противоположность – раздробленность, хаотичность, прерывистость движений).                                                                                                                                               Первоначальные задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

научиться извлекать певучие звуки;                                                                                                  

играть небольшие музыкальные фразы «певучими звуками» non legato. Важное примечание А. Шмидт-Шкловской: во время игры не должна ощущаться тыльная сторона руки (т.е. мышцы на внешней стороне руки должны быть «отдыхающими», расслабленными).                                                                  Понимая основные закономерности игры на фортепиано, можно самому придумывать различные упражнения или заимствовать. Очень хорошие упражнения дает А. Шмидт-Шкловская в своей книге « О воспитании пианистических навыков». Вот некоторые из них:                                                                    

1.раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову тоже опустите. В таком положении предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.                                                    

2.Смена уровня опоры рук. Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на крышку рояля. « Два» - руки на пюпитре, «три» - опять на крышке, «четыре» - на коленях.                                                                                    

3.Дуговые переносы рук на крышке, закрывающей клавиатуру ( подготовительное упражнение к « Дуговым движениям»).Перенесите руки по дуге от середины крышки к самым ее краям. Хорошо почувствуйте спину и нижнии мышцы рук. Руки кладите на ладони, чувствуя передачу их веса в крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений. Положение руки на 2 подставке» ( на нижних мышцах) не является единственно возможным во всех случаях. Иногда требуется использовать весь свободный вес руки – тогда она всей своей тяжестью висит на цепком кончике.                      

4. Зацепитесь за крышку, закрывающую клавиатуру, кончиками пальцев ( одной мякотью подушечек, не скрючивая фаланги) и держась на них, почувствуйте свободное провисание рук. Раскачайте руку во все стороны. Пальцы не фиксировать.                                                                                                                                                                                            

Скажем сразу : non legato для передачи музыкальной мысли на рояле – штрих трудный. Гораздо труднее, чем legato, поэтому долго задерживаться на non legato не желательно. Техника non legato будет постепенно совершенствоваться вместе с техникой legato.