Конспект музыкального занятия "Настроение в музыке"

Кондратьева Наталия Леонидовна

Конспект занятия для детей 6-7 лет подготовительной группы ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastroenie_v_muzyke.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Настроения в музыке»


Цель:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.


Задачи:

Сформировать устойчивые представления детей о ладе.

Развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки.

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.

Закреплять умение самостоятельно определять характер музыкальных произведений, узнавать их.

Расширять эмоциональный и музыкальный словарь детей.

Дать детям понятие о том, что картины художников и стихотворения тоже бывают разного характера (мажорные, минорные)


Предварительная работа:


Разучивание песни «Да здравствует музыка» на слова Н.Найденовой и музыку Е.Тиличеевой, разучивание танца «Дружба» ( музыка группы «Барбарики»: песня «Если друг не смеется»), разучивание с двумя детьми ролей Мажора и Минора.


Музыкальный материал:

Песня «Здравствуй, музыка!» композитора М.Лазарева (аудиозапись),

«Клоуны» композитора Д.Кабалевского (ноты), 

«Злюка», «Плакса», «Резвушка» композитора Д.Кабалевского (ноты),

«Три подружки» (видеоролик) 


Оформление зала: «музыкальная дорожка из ноток», галерея «клоуны», выставка книг о творчестве Д.Б.Кабалевского.


Оборудование, пособия: 

большой короб, в котором сидят клоуны Мажор и Минор,

демонстрационный материал ( картинки на тему «Весна»), 

портрет Д.Б. Кабалевского, выставка нотных изданий с произведениями Д.Б. Кабалевского, «улыбки» для клоунов.


Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».


Ход занятия.


( звучит песня в аудиозаписи «Здравствуй, музыка!» композитора М.Лазарева, дети входят в зал, становятся полукругом )


^ Музыкальное приветствие.


(поем)

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, дети!


Дети.

- Здравствуйте!


Музыкальный руководитель.

Как ваше настроенье?


Дети.

- Хорошо!

Любимое занятье музыкальное начнем, 

музыку послушаем, станцуем и споем.


Музыкальный руководитель.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по Музыкальной стране. В этой стране много разных городов, и сегодня я предлагаю вам отправиться в город Настроений. Хотите?


^ Музыкально-ритмические движения.


Музыкальный руководитель.

- Посмотрите, какая красивая музыкальная дорожка появилась в нашем зале. Только она может привести нас в этот город.

Послушайте внимательно задание. Под марш вам нужно двигаться четким, бодрым, энергичным шагом, когда зазвучит танец – вы будете идти танцевальным шагом, а когда зазвучит веселая песня, вам нужно продолжать путь поскоками, а услышите вальс – кружитесь.


( звучит музыкальный ряд в аудиозаписи, дети идут в соответствии с музыкальным жанром )


-Вот мы и пришли в Город Настроений. Присаживайтесь на стульчики.


( дети занимают места на стульчиках. Обратить внимание на осанку )


- Ребята, прислушайтесь,- в музыкальном городе очень тихо. Неужели его жители еще не проснулись? 


^ Слушание музыки.


( из большой коробки слышен смех )


Музыкальный руководитель.

- Ой, кто же это так звонко смеется? Ну-ка, покажись!


\\ показывается Веселый клоун, звучит веселая музыка\\


Веселый клоун:

- Всем привееет! Ой, сколько гостей! 

Веселую музыку любите, да?

Тогда я представиться рад, господа!

Мажор я весёлый, забавный,

И все меня знают в стране музыкальной!


А как вы думаете, почему меня зовут Мажором? Да потому что я люблю слушать веселую музыку, всегда улыбаюсь, а на музыкальном языке веселая музыка – мажорная! Поэтому меня и назвали Мажором! Запомнили?


Музыкальный руководитель.

- Мажорчик, нам очень приятно с тобой познакомиться, иди к нам.


(помочь клоуну выйти из коробки )


Музыкальный руководитель.

-Ребята, давайте повторим, как называется веселая музыка? 


Дети.

Мажорная!


( Музыкально-дидактическая игра « Подбери близкие по смыслу слова к словосочетанию «мажорная музыка» ) 


(из коробки слышен чей-то вздох )


Музыкальный руководитель.

- Ребята, вы ничего не слышали? Кажется, кто-то грустно вздыхает. Кто там? Покажись! Мы тебя не обидим. 


( из коробки появляется печальный клоун \\


- Какой красивый клоун. Но почему у тебя такие печальные глаза?


Минор.

Печальный клоун перед вами,

Минором все меня зовут.

Хотя я грустный и печальный,

Но в музыке приятна грусть.


Я люблю печальную музыку. В нашем городе все говорят на музыкальном языке. И поэтому грустная музыка – минорная. Вот меня и назвали Минором.


Музыкальный руководитель.

- Милый Минор, мы и тебе очень рады. Иди к нам.


( помочь клоуну выйти из коробки )


Музыкальный руководитель.

- Минор, наши ребята любят не только веселую музыку, но и грустную. Ребята, а какими еще словами можно охарактеризовать минорную музыку? 


( Музыкально-дидактическая игра « Подбери близкие по смыслу слова к словосочетанию «мажорная музыка» ) 


Музыкальный руководитель.

-Вот, оказывается, какие необычные жители в Городе Настроений.

Милые клоуны, мы пришли к вам в гости не с пустыми руками, а музыкальным подарком. Когда мы были в старшей группе, то знакомились с пьесой, которая называется «Клоуны». Ребята, подарим подарок клоунам?

Тогда слушайте!


( исполнение пьесы Д.Кабалевского «Клоуны» на фортепиано )


Анализ произведения:


- Сколько частей в этой пьесе? (3 )


- Есть ли одинаковые? (1 и 3- музыка громкая, смелая, задорная)


- А чем отличается 2 часть? (средняя часть осторожная, тихая, неспокойная)


- Значит, сколько клоунов было в пьесе? (два-грустный и веселый )


- Но почему один из них грустный?


Мажор.

- Какая красивая музыка. А кто ее сочинил?


Музыкальный руководитель.

- А сочинил эту музыку очень известный композитор. Ребята, кто помнит, как его зовут?


Дети.

-Дмитрий Борисович Кабалевский.


( показать портрет композитора )


Музыкальный руководитель.

- Посмотрите: это портрет известного русского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Конечно, он жил еще до вашего рождения, ребята, но когда я была маленькой, то Дмитрий Борисович был жив, он много сочинял для детей, потому что очень их любил. А я любила петь его песни и играть его произведения. И специально для нашего занятия я подготовила выставку книг о творчестве композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Эта выставка будет в зале до конца недели. Вы можете полистать книги, выбрать любое музыкальное произведение, и в свободное время я вам его сыграю.


- Ребята, как вы думаете, только в музыке бывает мажорное и минорное настроение?


( ответы детей )


- Какое сейчас время года? 


Дети.

- Весна.


Музыкальный руководитель.

- Какая весна – мажорная или минорная?


- А какая весна была совсем недавно с сильным ветром, морозами, гололедом?


\\дидактическая игра «Узнай настроение картины, стихотворения»\\


Минорчик.

- Расскажите нам еще какую-нибудь историю, пожалуйста.


Музыкальный руководитель.

- Еще историю? Хорошо. Расскажу. Но сначала вы мне ответьте на такой вопрос: музыка может выражать только грусть и радость?

Нет, конечно. Что выражает музыка в пьесе П.И.Чайковского «Болезнь куклы»? Боль. А в пьесе «Похороны куклы»? Горе. Вспомните пьесу Эдварда Грига «В пещере горного короля». Страх.

Вот сколько чувств, настроений мы вспомнили. И сейчас расскажу я вам историю про трех подружек. Но придумала ее не я. А Дмитрий Борисович Кабалевский. Дмитрий Борисович был большим другом детей. Он часто бывал в школах и детских садах. И вот однажды в одном детском саду он познакомился с тремя девочками, которых очень необычно звали: Злюка, Плакса и Резвушка. Как вы думаете, почему у них были такие странные имена?


( ответы детей )


- Так вот, композитор решил рассказать об этих девочках всем, но не с помощью слов, а с помощью музыки. Он сочинил про каждую девочку пьесу.

Я предлагаю вам поиграть в музыкальные загадки. Я сейчас небольшие пьеся, а вы постарайтесь отгадать, о какой девочке идет речь в музыке.


( Музыкально-дидактическая игра «Узнай характер» )


- А в вашей группе есть такие Злюки, Плаксы и Резвушки?


( ответы детей )


И вот теперь я предлагаю вам еще раз послушать полностью эти произведения и увидеть злюк, плакс и резвушек в маленьком фильме, в котором использована музыка Д.Б.Кабалевского.


( просмотр видеоролика )

Распевание.- 


- Ребята, у вас сейчас какое настроение? (мажорное )


А когда у человека хорошее настроение, ему хочется петь. Вы хотите?


Пропевание арпеджио в мажоре и миноре «Я иду, песенку пою »


От ноты ДО до ноты ФА и обратно.


Пение.


Музыкальный руководитель.

Теперь наши голоса готовы к пению. Давайте споем замечательную песню «Да здравствует музыка!»


( пение )


Клоуны.

- А мы тоже песенку знаем.


( клоуны исполняют песню автора Л.Олифировой « Мажор и Минор» )


( Минор в конце песенки как будто плачет, трет глазки )


Пляска.


Музыкальный руководитель.

-Минорчик, что случилось? 


Минор:

-Да, я переживаю, что со мной, таким печальным, никто не будет дружить.


Музыкальный руководитель.

-Ребята, это так?


Дети.

- Нет.


Музыкальный руководитель.

-Минорчик, наши ребята знают замечательный танец про друзей, который так и называется «Если друг не смеется». А ты – наш друг. Танцуй вместе с нами!


( исполнение танца «Дружба» )

( в конце танца дети перестраиваются в круг )


^ Подведение итогов.


Музыкальный руководитель.

-Понравилось ли занятие? Что понравилось? Что нового узнали? Какую новую музыку услышали?


( ответы детей после каждого вопроса )


Музыкальный руководитель.

- Мажор, Минор, наши ребята очень любят музыку, и теперь всегда слушая ее, будут вас вспоминать. А нам пора возвращаться из Города Настроений в детский сад. 

Но перед тем, как расстаться, я хочу обратить внимание на этих нарисованных клоунов. Что необычно в них? 


Дети.

- У них нет ротиков.


Музыкальный руководитель.

- Действительно, у клоунов нет рта, и нам не понятно - улыбаются они или грустят.

Я хочу вам раздать ротики. Если прикрепить губы таким образом ( уголками вниз ), то у клоуна будет какое настроение? 


Дети.

- Грустное.


Музыкальный руководитель.

- А если наоборот – то какое настроение?


Дети.

- Радостное, веселое.


Музыкальный руководитель.

- Когда вы сейчас будете идти в группу, прикрепите к любому клоуну ротик так, чтобы мы смогли понять – какое настроение у каждого из вас – радостное, счастливое или грустное, печальное. 


И я вам на прощание спою мажорно: «До свидания!» 


Дети (поют):

- До свиданья.


Клоуны.

-До свидания, ребята, приходите к нам еще! 


(дети под веселую музыку прощаются с гостями и уходят друг за другом в группу, по пути прикрепляя «улыбки» клоунам, нарисованным на бумагу и прикрепленным к мольбертам )


( клоуны исчезают в коробке